Рабочая программа кружкового занятия "Финансы от А до Я"
элективный курс (5 класс)

Трифонова Екатерина Васильевна

Программа кружка «Уроки финансовой грамотности» предназначена для работы с детьми 5-9 классов, и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Финансовая грамотность является обязательной и предусматривает участие в ней всех обучающихся.

 

Курс «Финансы от А до Я» построен на основе системы заданий для организации образовательного процесса на деятельностной основе и нацелен на формирование у школьников финансовых умений минимального уровня сложности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Финансы от А до Я123.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа кружка «Финансы от «А до Я» имеет социальную направленность.

Программа кружка «Уроки финансовой грамотности» предназначена для работы с детьми 5-9 классов, и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Финансовая грамотность является обязательной и предусматривает участие в ней всех обучающихся.

Курс «Финансы от А до Я» построен на основе системы заданий для организации образовательного процесса на деятельностной основе и нацелен на формирование у школьников финансовых умений минимального уровня сложности.

Актуальность данной тематики продиктована особенностями развития финансового рынка на современном этапе: с одной стороны, информационные технологии открыли доступ к финансовым продуктам и услугам широким слоям населения, с другой стороны — легкость доступа к финансовому рынку для неподготовленного потребителя приводит к дезориентации в вопросах собственной ответственности за принятие решений. Это, в свою очередь, приводит к непосильной кредитной нагрузке, жизни не по средствам. Кроме того, отсутствие понимания важности финансового планирования с помощью накопительных, страховых, пенсионных программ может создавать дополнительные проблемы у населения.

Адресатом данной программы являются учащиеся основной школы в возрасте от 12 до 16 лет, проявляющие интерес к финансовым дисциплинам. Активные участники интеллектуальных конкурсов, межшкольной конференции и просто творческие дети.

Количество обучающихся в группе: 15 человек.

Объем программы составляет 17 часов

Формы организации образовательного процесса – групповые лекции, мастер-классы, выступления на круглых столах. Практикуется выполнение

творческих отчетов, стимулирующих повышенную работоспособность и возможность активизации индивидуального участия.

Режим занятий - занятия проводятся 2 раза в месяц по 1 часу. Во время занятий предусмотрены 10-минутные перерывы для снятия напряжения и отдыха.

Цель программы:

формирование специальных компетенций в области управления личными финансами у учащихся школ и средних специальных учебных заведений1.

Для достижения поставленной цели программа имеет следующие основные задачи:

Образовательные:

-повысить финансовую грамотность и уровень финансового самосознания школьников;

  • формировать мотивационную готовность учащихся к овладению знаниями в области финансовой грамотности;

  • знать основы проектирования, планирования, управления финансовыми ресурсами;

-знать  и  уметь  пользоваться  различными  источниками  информации,

ресурсами;

  • повысить уровень знаний школьников о финансовых продуктах и их грамотном использовании.

Развивающие:

-формировать универсальные учебные действия; -расширять кругозор;

  • обогащать словарный запас, развивать речь и дикцию школьников;

  • развить творческие способности; умение анализировать, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать материал (в том числе и в письменном виде), самостоятельно применять, пополнять и систематизировать, обобщать полученные знания;

  • развивать мышление, способности наблюдать и делать выводы;

  • на представленном материале формировать у учащихся практические умения по ведению проектов разных типов.

Воспитательные:

-способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии;

  • развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий;

  • вдохновлять детей на развитие коммуникабельности; дать возможность учащимся проявить себя.

Представленный курс имеет развивающую, деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер. Учащиеся получат не только некоторые первоначальные знания из области финансовой грамотности, что понадобиться в дальнейшей жизни, но и расширят свой кругозор, повысят эрудицию, уверенность в себе.

Планируемые результаты

Личностные результаты освоения курса кружка «Финансы от А до Я» отражают:

  • сформированность у выпускника гражданской позиции как активного

  • ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,

обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского

общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

  • готовность и способность выпускника к саморазвитию и личностному самоопределению; выявление и мотивация к раскрытию лидерских и предпринимательских качеств;

  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

  • мотивация к труду, умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по финансовым проблемам, стремление строить свое будущее на основе целеполагания и планирования;

  • осознание ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.

Метапредметные результаты освоения курса кружка «Финансы от А до Я» отражают:

Познавательные:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,

строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное

  • по аналогии) и делать выводы на примере материалов данного курса;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,

модели и схемы для решения задач данного курса;

  • находить и приводить критические аргументы в отношении действий

  • суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития.

Регулятивные:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижения личных финансовых целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения финансовых задач;

•  умение  соотносить  свои  действия  с  планируемыми  результатами,

осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • формирование навыков принятия решений на основе сравнительного анализа финансовых альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков самоанализа и самоменеджмента.

Коммуникативные:

  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами),

подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

  • формирование и развитие компетентности в области использования

информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции),

навыков работы со статистической, фактической и аналитической финансовой информацией;

  • координировать   и   выполнять   работу   в   условиях   реального,

виртуального и комбинированного взаимодействия.

Предметные результаты:

  • анализировать состояние финансовых рынков, используя различные источники информации;

• применять теоретические знания по финансовой грамотности для практической деятельности и повседневной жизни;

  • анализировать и извлекать информацию, касающуюся личных финансов из источников различного типа и источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма,

аудиовизуальный ряд и др.);

  • сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет и личный финансовый план;

  • грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, налогоплательщика,

страхователя, члена семьи и гражданина;

  • применять полученные экономические знания для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей заемщика и акционера;

• использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с покупкой и продажей валюты;

• определять воздействие факторов, влияющих на валютный курс;

• применять полученные теоретические и практические знания для эффективного использования основных социально-экономических ролей наемного работника и налогоплательщика в конкретных ситуациях;

• оценивать влияние инфляции на доходность финансовых активов;

• применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального поведения;

• оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

• разрабатывать и реализовывать проекты междисциплинарной направленности на основе полученных знаний по финансовой грамотности и ценностных ориентиров.

Учебно-тематическое планирование

Всего

В том числе

+№

Наименование модулей и подмодулей

часов

Теория

Практика

(решение

задач)

17

1

Модуль 1.

«Управление личными (семейными) финансами»

6

5

1

1.1.

Денежные средства семьи

2

1

1

Основные понятия

Финансовое благосостояние

Финансовое планирование

Источники доходов

1.2.

Семья и финансовые организации

2

2

0

Основные понятия

Финансовые организации

  Товары и услуги финансовых организаций как

средство повышения благосостояния

1.3.

Семья и государство

2

2

0

Основные понятия

Налоги

Пенсия

2

Модуль 2.

10

4

6

«Как накопить деньги и сохранить сбережения?»

2.1.

Услуги финансовых организаций. Сбережения.

4

2

2

Основные понятия

Банковские вклады

Сберегательные банковские вклады

  Взаимоотношения с банком и страхования вкладов

2.2.

Услуги финансовых организаций. Инвестирование и

4

2

2

ценные бумаги.

Основные понятия

  Инвестирования в ценные бумаги

Фондовый рынок

2.3.

Участие в финансовых боях и коммуникативном

2

-

2

турнире

3

Модуль3.

1

1

«Большая Покупка. Услуги кредитных организаций»

1

3.1.

Услуги финансовых организаций. Кредитование.

Основные понятия

1

Займы

Банковские кредиты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа кружковой работы по ПДД

Тематический план кружка по изучению ПДД...

Рабочая программа . Кружковая работа 1кл.

Живопись, аппликация,новогодние плакаты, бумажная пластика....

Рабочая программа кружкового занятия

Программа кружка по математике для учащихся 8 класса "За страницами учебника математики"...

Рабочая программа кружковой работы "Памятники природы Адыгеи"

Рабочая программа кружковой работы "Памятники природы Адыгеи" 7-8 классов...

Рабочая программа кружковой работы по степ-аэробике "Здоровячок"

Рабочая программа кружковой работы по степ-аэробике "Здоровячок"...

Рабочая программа (кружковой работы) «ТРОПИНКА К ЗДОРОВЬЮ» (ЗОЖ) средний дошкольный возраст

Приобщение дошкольников к проблеме сохранения своего здоровья это, прежде всего процесс социализации – воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на в...

Рабочая программа кружковой работы по английскому языку "Good morning"!

рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе . Планирование составлено на основе: методических рекомендаций для учителей иностранного языка в младших классах по формированию межкул...