Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР по теме: «Приключение в осеннем лесу».
план-конспект

Дементьева Татьяна Николаевна

конспект направлен на закрепление грамматического строя речи у детей с ОНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР  по теме: «Приключение в осеннем лесу».

Цель: Формирование грамматического строя речи. Закрепить и расширить представления об осени.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: активизировать и закреплять словарный запас по теме «Деревья»;

развитие навыков словоизменения и словообразования;

развитие лексико-грамматических навыков, упражнение в употреблении относительных и сложных прилагательных, в согласовании их в роде, числе, падеже.

Коррекционно-развивающие: совершенствование процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, развитие общей, мелкой и мимической моторики.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать самоконтроль;

воспитывать желание активно работать на занятии.

Предварительная работа: просмотр сказки «Белоснежка и семь гномов», чтение сказки Братьев Грим «Белоснежка и семь гномов», знакомство с названиями деревьев и с их строением. Проведение артикуляционной гимнастики с использованием детской песни «Гномы».

Оборудование: аудиозапись «обращение злой мачехи,  в конце обращения дует ветер». Игрушки гномы в корзине под листьями. Макеты деревьев. Предметно-тематические картинки: береза, осина, клен, тополь, ива, рябина, Листья деревья: березы, осины, клена, тополя, рябины, дуба.  Части дерева (корни, ствол, кора, ветки, листья, крона, плоды (сережки, семена, желуди, шишки, орехи, ягоды). Много листьев. Кора, листья, хвоя, ветки, шишки, желуди по количеству детей в контейнерах. Фланелеграф.  Вентилятор. Телевизор. Костюм Белоснежки

Ход занятия

I. Вводная часть

Логопед: Здравствуйте ребята, давайте сядем на стульчики и выполним артикуляционную гимнастику под музыку. Спины держим прямо, движения повторяем за мной.

 (звучит дет. песня Гномы) Выполнение артикуляционной гимнастики.

(в момент когда музыка стихла, из-за двери показывается Белоснежка со словами)

Белоснежка: «Гномы вы где? Здравствуйте это вы? Я услышала знакомую музыку и подумала, что мои друзья здесь»)

         Логопед: нет, здесь нет никаких гномов. Ребята вы знаете кто к нам зашел?

Дети:  это  Белоснежка из сказки «Белоснежка и семь гномов»

 (на экране телевизора появляется злая мачеха и звучит злобный голос «Это я спрятала всех гномов в осеннем лесу, ты найдешь их когда пройдешь все испытания» в это время звучит шум ветра и со стороны двери влетают осенние листья)

Логопед: Ребята Белоснежки будет трудно одной справится с испытаниями, и найти гномов. Что мы можем для нее сделать?

Дети: помочь ей найти гномов.

Логопед: а кто знает, где мы оказались?

Дети: в лесу, в осеннем лесу….

II. Основная часть

Логопед: Ребята, посмотрите на деревья, они стоят сердитые, наверно злая мачеха нагнала на них грусть. Как нам их назвать, чтобы деревья стали добрыми, ласковыми?

Дети: назвать ласковыми словами, пожалеть….

Логопед: Давайте каждое дерево назовем ласково. 

Игра «Назови ласково» (в группе стоят несколько деревьев .)
- Берёза – берёзонька/берёзка
- Осина – осинка/осиночка
- Ель/ёлка - ёлочка (ещё мы это дерево просто называем ёлка)
- Дуб – дубок/дубочек
- Сосна – сосенка
Логопед: посмотрите на деревья, какие они стали?

Дети: добрые и …………

Логопед: с этим испытанием мы справились. Давайте пробираться по заколдованному осеннему лесу дальше.

(на пути лежит кучка листьев)

Логопед: посмотрите у нас на пути лежат опавшие листья. Как вы думаете почему они все разной формы?

Дети: потому, что они с разных деревьев….

Логопед: давайте рассмотрим, с каких деревьев опали эти листья?

Д/игра «С какого дерева лист?».

- Этот лист с какого дерева? Значит он какой?

с березы – березовый лист;

с осины – осиновый лист

с дуба – дубовый лист

Логопед: молодцы все листья разобрали……..

Ребята, посмотрите, под сосной лежат шишки. Значит шишки какие?

Дети: сосновые шишки

Логопед: ребята, давайте передохнем и зарядимся энергией– сделаем массаж рук с шишками.  Возьмите по одной шишке, вдохните ее аромат. Чем пахнет шишка? (лесом, хвоей) положите шишку ее на одну ладонь, а второй ладонью накройте шишку. Повторяйте за мной.

Массаж с шишками.

(Выполняются круговые движения шишкой между ладонями рук, сопровождаемые речью)

Шишкой я круги катаю.

Взад вперед ее гоняю.

Ей поглажу я ладошку.

Как сжимает лапки кошка.

 А потом сожму немножко

Каждым пальчиком прижму.

И на место положу!

Логопед: отдохнули, готовы двигаться дальше? (звучит треск ломающихся деревьев)

Логопед: слышите, что это трещит?

Дети: это ломаются деревья

Логопед: опять злая мачеха проказничает. Переломала все деревья.

Д/игра «Части дерева».

- Давайте вспомним из чего состоят деревья, назовём и покажем части дерева. (Называют и показывают: У дерева есть: корни, ствол, кора, ветки, листья, крона, плоды (сережки, семена, желуди, шишки, орехи, ягоды).

Логопед: молодцы вы хорошо знаете из чего состоят деревья.

Посмотрите ребята под сломанными ветками для нас приготовлено следующее испытание. Выберите тарелку с разломанной веткой от дерева и соберите ее.

 Для того, чтобы вам, было, удобно можете использовать фланелеграф (дети собирают разрезные картинки)

Логопед: ветка от какого дерева у тебя получилась, значит она какая? (беседа с каждым ребенком)

Ребята слышите? Кто это шуршит в листьях?

III. Заключительная часть (рефлексия)

Дети: это гномы, мы их нашли.

Белоснежка: Как здорово! Это ваши знания и добрые сердца помогли мне найти гномов. Ура, Давайте устроим салют из листьев.

Используемые источники:

  1. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОН Р.— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2007.- 704 с.
  2. Веселая артикуляционная гимнастика 2. (5-7 лет) ФГОС. Н.В.Нищева. Год издания: 2021 Формат: 70х100 1/16 ISBN: 978-5-89814-890-4 Cтраниц: 32 с, цв.ил

  1. Кроткова, А. В. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня / А. В. Кроткова, Е. Н. Дроздова // Логопед, 2004. - № 1. – С. 26-34 
  2. Сайт: www.logopedprofiportal.ru   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР

Конспект логопедического занятия  в старшей группе по автоматизации звука "С" в словах и фразах....

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной логогруппе для детей с ОНР. Тема: "Звук [А] - гласный"

Занятие решает задачи формирования фонематического восприятия, упражнения в употреблении родительного падежа существительных, обучения составлению сложных предложений с предлогом и координации речи с ...

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе для детей с заиканием. Тема: Дифференциация звуков Л — Ль.

Данный конспект  разработан для детей старшего дошкольного возраста, имеющих заикание. В конспекте отражены цели занятия, ход занятия и необходимое оборудование, а так же представлены фотографии ...

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР "Письмо из Простоквашино. Звук «Ш», буквы Ш,ш."

Цель: закрепить звук «Ш»; развивать фонематический слух; упражнять в звуковом анализе, в составлении предложений по схеме; упражнять в образовании относительных прилагательных, подборе слов-антонимов...

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР Тема: Семья

Конспект логопедического занятияв старшей группе для детей  с ОНРТема: Семья...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе на тему "Звук и буква М"

Цель данного занятия: Знакомство детей старшего дошкольного возраста со звуком "М"....

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе детей с ОНР. Тема "Овощи"

Конспект фронтального логопедического  занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи на тему : "Овощи".Цель: активизация, расширение и закреплен...