Дорога жизни
классный час

Савельева Анна Николаевна

Материал подготовлен ко Дню снятия блокады Ленинграда

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doroga_zhizni.doc652 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества им. А. Гайдара»

Цикл занятий

«Академия мудрости»

«Дорога жизни»

Подготовила:

Педагог-организатор

МБУ ДО ЦРТДиЮ им.А Гайдара

Савельева А.Н

Арзамас

2022 г.

Беседа из цикла «Академия мудрости»  «Дорога жизни»

Задачи:

  • Познакомить детей с понятием «Дорога жизни» и символом блокадного        Ленинграда.
  • Обобщить и систематизировать знания детей о жизни людей в блокадном Ленинграде, характеризуя трагическое течение того времени.
  • Способствовать развитию нравственно - патриотических чувств, сострадания, сопереживания.

Ход беседы

Ведущий: Зловещие языки пламени, рвущие ввысь и испепеляющие все, что встает на их пути. Искаженные ужасом лица женщин, прижимающих к груди насмерть перепуганных детей. Душераздирающие стоны раненых. Грохот орудий. Свист пуль. И всюду трупы людей, еще недавно думающих о будущем, мечтавших о любви и счастье.

     Все это и есть война - самое страшное событие, которое только может случиться как в жизни отдельного человека, так и в истории всего человечества.

      27 января -  День воинской славы России. В этот день в 1944 г. была снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга). В этом году исполняется 73 лет как была прорвана блокада.

     Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград  с целью стереть его с лица земли. Но фашисты глубоко просчитались. Все жители мужественно обороняли свой город.

Ведущий:  Что такое блокада?

     Враги не просто подошли близко к Ленинграду. Фашистам     удалось его  ОКРУЖИТЬ. А из окружённого города   нельзя выехать ни на поезде, ни на машине. Все пути к нему на суше захвачены врагом. А когда   город окружен врагами, это и  значит БЛОКАДА.

    Днём и ночью немцы бомбили и обстреливали Ленинград. С первых же дней захватчикам было оказано отчаянное сопротивление. Почти два с половиной года – 900 дней и ночей войска Ленинградского фронта вместе с  жителями  героически отставали город Ленинград. Взять его фашисты так и не смогли.

     Запасы продовольствия в Ленинграде кончались. А в городе было около

2-х миллионов человек. ЧЕМ их кормить? Как доставить в окружённый город с Большой земли муку, мясо, масло.

    Только одна дорога связывала блокированный город с Большой землёй, эта дорога шла по воде. По ней на баржах везли муку. Но немцы постоянно обстреливали эти баржи и с земли и с воздуха.

    Наступила поздняя осень, Ладога покрылась льдом. Маленькие суда ходить по озеру уже не могли. Встал вопрос – как теперь доставлять в Ленинград хлеб и оружие, которое нужно было горожанам для защиты. Если машинами, то выдержит ли лёд такую тяжесть? И наступили очень тяжёлые дни для жителей блокадного города, все ждали, когда вода замёрзнет настолько, что бы по льду можно было передвигаться. Специальный отряд пошёл измерять толщину  льда, появилась карта зимней дороги через Ладогу. Но лёд ещё тонкий, а ждать нельзя: в Ленинграде умирают с голоду.

   И решили, что первыми по этой дороге пойдут лошади, они и повезут муку.  Утром 20.11 1941 года обоз тронулся в путь…  А уже 22 ноября на лёд сошла большая   колонна машин. Так начала работать зимняя дорога  через Ладогу.

Каждый рейс по озеру был подвигом,  бывало,  что грузовики уходили под лёд. Было  принято  решение, чтобы шофёры ехали, не закрывая    дверцы машины.

 Ведущий. ДОРОГОЙ ЖИЗНИ назвал народ путь через Ладогу! Вот как об этом написала Ольга Берггольц – ленинградская поэтесса:

             Дорогой жизни шёл к нам хлеб,

             Дорогой дружбы многих к многим,

             Ещё не знают на земле

             Страшней и радостней дороги.

     Больше двух лет, днём и ночью шли Дорогой жизни корабли, машины, спасая Ленинград от голодной смерти.

Ведущий. Посмотрите ребята, на этот кусочек хлеба, и вы поймёте, как жили ленинградцы первой блокадной зимы. Вот он блокадный кусочек хлеба

 – 125 грамм на ВЕСЬ ДЕНЬ!

Ведущий. Когда ударили морозы, замёрзли водопроводные и канализационные трубы, жители остались без воды, за ней стали ходить к специальным прорубям на реке Нева. Вскоре перестали работать электростанции, в домах погас свет, не было отопления. Город оказался в ледяном плену. Для обогрева использовали печку «буржуйку», в ней жгли

всё, что только было можно. Для освящения использовали самодельные керосиновые лампы.

А ведь люди  учились, работали, заводы выпускали военную продукцию. Голодные измученные люди круглосуточно изготавливали танки, снаряды, мины. Даже подростки стояли у  станков, ваши сверстники, дети 8-14 лет работали  наравне со взрослыми.

Про школы. В осажденном городе работали 30 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды.

В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев.Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.

Девочка руки протянула,
Уснула,
А оказалось - умерла..
Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Уроки после похорон (Ю. Воронов)

     В Ленинграде было много детей. Они страдали больше всех, от голода, холода, от бомбёжек. Оставались сиротами, родители уходили за водой, на работу и могли не вернуться – попасть под бомбёжку, упасть в голодной обморок. Надо было спасать детей, везти их в тыл, где нет войны. По Дороге жизни вывозили детей на Большую землю.

Ведущий.  Советская армия делала всё, что бы прорвать блокаду. Началась великая битва: с воздуха, с суши, без промаха била артиллерия Балтийского флота.  И вот блокада прорвана! Это случилось 18 января 1943 года.  По радио передали сообщение: «… после семидневных боёв войска Волховского и Ленинградского фронтов соединились и тем самым прорвали блокаду Ленинграда…». Это слышал весь мир.  Блокада была прорвана… однако до полного снятия – 27 января 1944 года – ленинградцам пришлось ждать ещё целый год.

    900 дней  жил Ленинград в осаде. 900 дней и ночей шли на Ладоге смертельные бои. Наша Армия разгромила фашистов на всех фронтах.

 За время блокады: - умерли от голода около 800 тыс. жителей,  погибли от бомбёжек и обстрелов около 17 тыс. человек были ранены около 34 тыс. человек.

     Отважным защитникам установлен памятник – солдатам, матросам, лётчикам  – всем тем, кто не дал врагу сомкнуть кольцо вокруг Ладожского озера, кто спас Ленинград от голодной смерти. Это две половины несомкнутой дуги.

Вопросы для закрепления:

Что такое блокада?

Что ленинградцы называли «дорогой жизни?»

Как называлось озеро, по которому шла «дорога жизни»?

Сколько лет длилась блокада Ленинграда?

Когда сняли блокаду с города Ленинграда?

Что вас больше всего впечатлило в сегодняшней беседе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация . "Ладога - дорога жизни"

Презентация рассказывает о значении Ладожского озера в годы Великой Отечественной войны. Данный материал можно использовать на уроках географии 9 класса при изучении Северо - Западного района России, ...

Программа "Дети-Дорога-Жизнь"

Программа профилактики детского дорожно- транспортного травматизма...

Дорога жизни

Этот классный час посвящен знаменательной дате - 65-летию снятия блокады Ленинграда. Создавая эту работу, высоких целей не ставили,но очень хотели, чтобы ребята прониклись уважением к тем, кто пережил...

Дорога жизни

Этот классный час посвящен знаменательной дате - 65-летию снятия блокады Ленинграда. Создавая эту работу, высоких целей не ставили,но очень хотели, чтобы ребята прониклись уважением к тем, кто пережил...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "По дороге жизни" (5-6 кл.)

Мероприятие направлено на учащихся 5-6 классов. Цель его проведения - выработка навыков здорового образа жизни....

Экскурсия рамках патриотического воспитания учащихся "Дорога жизни"

Содержание и маршрут экскурсии, разработанные Варару А.Д.,  направлены на воспитание патриотизма учениками....

Презентация "Дорога жизни"

Данная презентация использовалась на общешкольном мероприятии, посвященном Блокаде Ленинграда...