ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОО КАК ИСТОЧНИК ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья

Мирясова Татьяна Николаевна

В СП «Детский сад № 7 ГБОУ СОШ № 30 г.о. Сызрань» сложилась очень хорошая традиция: уже более 20 лет ежегодно воспитанники подготовительной к школе группы показывают большую театрализованную постановку по любимой сказке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_stati.docx22.83 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОО КАК ИСТОЧНИК ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Мирясова Татьяна Николаевна, музыкальный руководитель.

СП «Детский сад № 7 ГБОУ СОШ № 30 г.о.Сызрань»

E-mail: dou7.butenko@mail.ru

В СП «Детский сад № 7 ГБОУ СОШ № 30 г.о. Сызрань» сложилась очень хорошая традиция: уже более 20 лет ежегодно воспитанники подготовительной к школе группы показывают большую театрализованную постановку по любимой сказке.

Выпускаясь из стен дошкольного учреждения, ребенок должен почувствовать уверенность в себе и своих силах, и на деле показать свои возможности. Вот почему в  нашем учреждении детский театр является наглядным показателем того, чему ребенок научился на протяжении всего дошкольного периода.

Трудно переоценить роль театрализованной деятельности в развитии ребенка, поскольку она сочетает возможности нескольких видов искусств - музыки, живописи, танца, актерской игры. Именно в ней у детей появляется уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением, что является одним из существенных моментов, образующих психологическую готовность ребенка к обучению в школе. Дети приобщаются к духовному богатству, у них формируется опыт социальных навыков поведения. Наконец, театрализованная деятельность является средством самовыражения и самореализации ребенка.

       Организация и подготовка к разным спектаклям занимает много времени сил. На примерах некоторых постановок разберем, чем выигрышна та или иная методическая разработка. Но, главным условием, в каждом занятии остается интеграция в разных видах деятельностей.  Музыкальный руководитель проводит с детьми этюдные тренажи для развития памяти, воображения,  мимики, жестов, основных эмоций. Учит их самостоятельно находить средства выразительности, проявлять чувство партнерства. Этот момент был особенно показательным в сказке Ольги Высотской «Весна и северный ветер»: дети с большим интересом изображали таких персонажей как «солнечный лучик», «северный ветер», «сугроб». Данная сказка была посвящена «Международному дню детской книги» (2 апреля 2013) и большому другу детей Ольге Ивановне Высотской. Многие ее произведения вошли в программу для чтения в детских садах, также многие стихи становились детскими песенками. Этот вокальный материал рекомендуется в программах для детских садов. Музыку на слова поэтессы писали композиторы М.Л.Старокадомский, Ю.Слонова, М.Красева, М.Раухвергера. Еще одним поводом взять произведение писательницы для театральной постановки стала ее работа в детском театре при фабрике «Красная роза», где она писала специально для маленьких актеров. Ольга  Ивановна  Высотская оставили нам в наследство большое настоящее богатство для постановок в детских садах. Нам же, педагогам, остается только им владеть.

Представления в нашем детском саду основываются и на зарубежной классике, которая изобилует разнохарактерными персонажами. Все дети получают возможность попробовать себя как в положительных, так и  отрицательных ролях. Педагог обращает внимание на то новое и необычное, что вносит  каждый ребенок в передачу характера одного и того же героя. Например, спектакль «Золушка», был посвящен 380-летию со дня рождения Шарля Перо (2008 год).  Подготовка к постановке происходила в форме развития детской инициативы и самостоятельности, в основе которой лежали игры-импровизации. Параллельно проходили познавательные вечера  «С книжных страниц на большой экран», где дети знакомились с разными экранизациями сказки, сравнивали сюжеты, внимательно следили за способами передачи эмоций.  Сказки Шарля Перро полезны для познания мира каждым ребенком, поэтому они могут достойно попасть в коллекцию постановок для детского сада.

      К 160-летию замечательной сказки русского писателя С.Т.Аксакова «Аленький цветочек» (2018год) был поставлен одноименный спектакль. Детей знакомили  с тем, что сказка разворачивается в определенный исторически-временной период, а значит, музыкальный руководитель должен познакомить детей с бытом, фольклором, традициями тех времен и народов. Эти знания нужны и для создания декорации к спектаклю, что особенно прибавило вдохновения и увлеченности в работе. Воспитанники быстро схватывают музыкальный фольклор – он им понятен по природе: все интонации удобны для пения, все движения – естественны в своем происхождении, музыкальные инструменты красочны и просты в использовании.  Сюжет сказки «Аленький цветочек» удобен для постановки тем, что наглядно учит ребят добрым взаимоотношениям родителей и детей, преданности, состраданию, тому, что обещанное слово надо держать и не нужно судить человека по внешнему виду, потому что душа у него может быть доброй и красивой.

       Независимо от уровня овладения театральным «мастерством» каждый дошкольник участвует в спектакле. Вот здесь и возникает вопрос как же помочь ребенку раскрыть свои возможности, ведь артистические способности не у всех детей достаточно яркие. К 180-летию сказки «Принцесса на горошине» Х.К.Андерсена (2015 год) был разработан удобный сценарий в стихах. Как показала практика работы, для многочисленного коллектива воспитанников, больше подходят сказки, написанные в стихотворной форме. Детям легче запоминать слова, и родителям легче работать над выразительностью речи, разучивая текст со своим ребенком. Спектакль также удобен для постановки в детском саду: понятный поучительный сюжет и возможность воображаемо посетить далекие страны. Все это заворожит и увлечет детей, а если есть заинтересованность воспитанников – труд музыкального руководителя будет значительно облегчен.

6 апреля – «День русской народной сказки». Благодатная почва для постановок в детском саду. Так и в нашем учреждении в этот день прошел показ анекдотичного спектакля «По щучьему велению» (2011 год). Помимо работы над сюжетом, в этой сказке, несомненно, требуется игра мимики и жестов. В таком случае стоит  воспользоваться картотекой таких упражнений. Тогда результат постановки повысит качество вовлеченности детей в театрализованную деятельность.  

      Важным моментом является распределение ролей между детьми, ведь роль интересна только тогда, когда находит эмоциональный отклик в душе ребенка. Главная задача педагогов суметь показать значимость и красоту даже «маленьких» персонажей. В рамках проекта «90 лет без бед или Айболит ищет друзей» (2020 год) была проведена интересная работа. Каждый персонаж сказки «Айболит» Корнея Ивановича Чуковского был разобран тщательным образом. Воспитанникам рассказывалось о жизни животных, как с ними общаться не только теоретически, но и практически. Для этого были организованны экскурсии в контактный зоопарк, в детский сад приглашались педагоги дополнительного образования эколого-биологического отдела ДТДиМ, также известного в городе орнитолога. В проект были вовлечены родители. Наш педагогический состав уверен в том, что необходимо формировать общие интересы у детей и родителей. Потому что ребенок дошкольного возраста ощущает потребность в положительной оценке окружающих его взрослых и сверстников. Поэтому проектная деятельность очень удобна – музыкальный руководитель заранее планирует и грамотно распределяет подготовку к спектаклю между всеми участниками.

Во время приобщения детей к театрализованной деятельности мы стараемся донести до родителей понимание того, что совместная работа - это одно из условий успешного эмоционально-личностного развития ребенка. И это работает. Каждый родитель активно подключается к творческому замыслу театрализованной деятельности. Ответственно и творчески подходят к рекомендациям педагога по раскрытию артистизма у своего ребенка, созданию детских костюмов, принимают участие в подготовке оформления к спектаклю.

Традиционные постановки спектаклей в нашем детском саду – это грандиозные события. Каждый сюжет направлен на развитие целого кластера способностей дошкольников. Каждая сказка отличается друг от друга. Подход к работе тоже имеет отличительные черты. А традицией остается воспитание лучших качеств в детях, научить их «уму-разуму».  В заключении можно сказать, что театрализованная деятельность в воспитании влияет на две основы – нравственность и благоразумие; первая поддерживает добродетель, вторая защищает от чужих пороков.

Таким образом, синтетический характер театрализованной деятельности позволяет успешно решить многие воспитательно-образовательные задачи дошкольного учреждения: воспитать художественный вкус, развить творческий потенциал, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству.

Литература

  1. Неменова, Т. Развитие творческого проявления детей в процессе театральных игр // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 1. - С.19.
  2. Прохорова, Л.Н. Путешествие по Фанталии: Практические материалы по развитию творческой активности дошкольников. - СПб.: Детство-пресс,2009. - 160 с.
  3. Фурмина, Я.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театральных играх: Художественное творчество и ребенок / под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Педагогика, 2012. - 99 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектного метода для развития выразительности речи у детей дошкольного возраста посредством художественного слова и театрализованной деятельности

этот проект  мы задумывали как результат нашей работы с детьми подготовительной группы над выразительностью речи...

Значение игровой деятельности на занятиях специальным фортепиано для детей дошкольного возраста (5-7лет).

        Актуальность данной темы состоит в том, чтобы при помощи игровых приемов на уроках специального инструмента суметь привлечь и заинтересовать ребенка такой сложной на...

"Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста"

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе. С точки зрения гуманистической позиции все дети – од...

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-театрализованную деятельность»

Актуальность проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста через музыкально-театрализованную деятельность Одной  из  важнейших проблем современности является гуманизац...

Рекомендации для родителей "Организация воспитательно – образовательной деятельности ребенка в режиме самоизоляции для детей дошкольного возраста"

Сейчас, во время карантина и самоизоляции, многие родители остались дома с детьми на продолжительное время. Возникает вопрос:  «Как организовать деятельность ребенка в течение дня? »...