Беседа"Тепло родного очага"
материал

Воспитание у подростков ответственного отношения к семье как к базовой ценности общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teplo_rodnogo_ochaga.docx23.77 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа «Тепло семейного очага»

Цель: воспитание у подростков ответственного отношения к семье как к базовой ценности общества.

Задачи: определение доли детского участия в заботах по дому и в создании теплых семейных отношений;

развитие способностей коммуникативного общения;

развитие положительных эмоций и чувств, связанных с заданной темой.

Ход.

Воспитатель: -Ребята, прежде чем начать нашу беседу, послушайте одну притчу.

Притча «Тепло семейного очага»

«Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать почему, но решило.

«Но прежде — сказало счастье, — я исполню по одному желанию каждого члена той семьи, в которой жило долгие годы. Чего ты хочешь?» — спросило счастье у хозяйки дома.

А та ответила, что нет у нее шубы норковой, — и получила хозяйка шубу. Спросило счастье взрослую дочь хозяйки: «Чего ты хочешь?» — и та ответила, что замуж хочет за принца заморского — и вышла замуж за принца заморского. Спросило счастье сына хозяйки: «А ты чего хочешь?» — «Хочу — говорит он, — велосипед, буду счастлив, если велосипед будет», -и получил мальчик велосипед. И уже на пороге дома счастье увидело хозяина и спросило: «А чего ты хочешь?» Хозяин подумал и сказал: «Хочу, чтобы из моего дома никогда не уходило тепло семейного очага». И счастье выполнило просьбу хозяина и не ушло из этого дома, потому что счастье живет только там, где горит семейный очаг».

Воспитатель: - Итак, тема нашей беседы: «Тепло родного очага». Как вы думаете, о чём мы будем говорить? Как вы понимаете выражение “родной очаг”? (Дети высказывают свои мысли и чувства)

Воспитатель: -В толковом словаре Ожегова написано, что ОЧАГ – это устройство, для разведения и поддержания огня. Первобытный человек ценил очаг больше всего. Именно вокруг очага люди стали возводить стены, крышу – словом строить дом. Вокруг очага, от которого исходило тепло, собиралась семья. В современном мире очаг заменили батареями, а выражение “родной очаг” осталось.

Давайте вспомним, а что такое семья? (Дети высказывают своё мнение)

Воспитатель: - У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за всё простят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помнили о своей семье, о близких нам людях: о родителях, сестрах и братьях, бабушках и дедушках. Семья – совсем как маленькая Вселенная; создать хорошую семью нередко бывает труднее, чем, скажем, написать книгу, сделать открытие.

 Воспитатель: - Семья - это взрослые и дети, которые живут вместе. Замечательно, если она большая. Однако семья может быть и маленькая: например мама и сын. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то это хорошая, настоящая семья.

Создать семью нелегко, а сохранить ее труднее. Беды, радости бывают в каждой семье, но достойно разрешить многие конфликты нам не всегда удается, недостает житейской мудрости. Именно этому учат народные пословицы и поговорки. Давайте их вместе вспомним. Проведем небольшой конкурс “Закончи пословицу”. Вам показано начало пословицы, попробуйте закончить ее по смыслу.

1.В родной семье и каша гуще.  

2. Дом согревает не печь, а любовь и согласие.

3.Семьей дорожить – счастливым быть.

4.Семья без детей, что цветок без запаха.

5.Не будет добра, коли в семье вражда.

6.Семья сильна, когда над ней крыша одна.

7.Человек без семьи, что дерево без плодов.

 Воспитатель: - Сколько пословиц мы собрали? Как вы думаете, почему “семь”? В слове “семья” есть число 7.

 Число 7 – необычное, это магическое число:

7 - цветов радуги

7 - чудес света

7 - нот гаммы

Стихотворение о семье.

Семья – словечко странное,

Хотя не иностранное.

– Как слово получилось,

Не ясно нам совсем.

Ну, «Я» – мы понимаем,

А почему их семь?

Не надо думать и гадать,

А надо просто сосчитать:

Два дедушки, Две бабушки,

Плюс папа, мама, я.

Сложили? Получается семь человек,

Семь «Я»!

– А если есть собака?

Выходит восемь «Я»?

– Нет, если есть собака,

Выходит Во! – семья. 

А какая у вас будет семья? (Дети придумывают слова на первые буквы слова СЕМЬЯ)

С — счастливая, славная, спортивная, современная...

Е — единая, единственная...

М — милая, многодетная, мечтательная, музыкальная...

Я — яркая, ясная...

 Воспитатель: -У каждого в семье должны быть свои обязанности. А есть ли у вас дома свои обязанности? Какие?

Дети рассказывают о том, какие обязанности возложены на них в семье.

 Воспитатель: - Давайте поиграем в веселую игру – “Распределение обязанностей в семье”.

1 группа - мамы

2 группа - папы

3 группа – дети

 Воспитатель называет обязанности, если это обязанность мамы, то встает 1-ая группа, встают и сразу садятся и т.д.

Вопросы для игры:

1) Готовить обед.

2) Отремонтировать утюг.

3) Собирать портфель.

4) Мыть посуду.

5) Ухаживать за цветами.

6) Застилать постель.

7) Убирать квартиру.

8) Погулять с младшим братиком или сестренкой.

9) Сделать покупки в магазине.

10) Оберегать тепло родного очага.

11) Читать сказки детям на ночь

12) Смотреть футбол

13) Слушать сказки на ночь

14) Читать газету

15) Ездить на курорт

16) Смотреть мультфильмы

17) и т.д.

 Воспитатель: - Человек растёт и задумывается над вопросами: “Кто я? Откуда я? Каковы мои корни?” Издавна одной из традиций русского народа было знание своих предков, своей родословной. Для этого составлялось генеалогическое (родословное) древо. Иногда люди говорят: «У него крепкие корни». И тот род силен, который предков помнит и чтит.

  Воспитатель: - Ответьте откровенно: «Знаете ли вы, откуда вы родом? Кто предложил вам дать то имя, которое вы носите? В честь кого вас назвали? Пишете ли вы письма, шлете ли поздравительные открытки вашим родственникам, которые живут далеко?»

 Воспитатель: - Рождаясь, человек получает имя. Наши предки придавали имени особое значение. Считалось, что оно во многом определяет дальнейшую жизнь ребёнка, его успехи и неудачи, достоинства и пороки. Вот почему в старину имя давалось или по церковным книгам в честь святого, чей праздник отмечался в месяце рождения ребёнка, или в честь кого-либо из членов семьи. А сейчас, поднимите, пожалуйста, руки те, кого назвали в честь родственников.

(Дети рассказывают, в честь кого из родственников им было дано имя)

  Воспитатель: - Особое значение для каждой семьи имеют ее обычаи и традиции. Издавна в русских семьях укоренялись замечательные традиции, которые я предлагаю сейчас вспомнить (воспитанники предлагают варианты):

•  собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники;

•  всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;

•  приглашать гостей и собирать застолье;

•  собирать и хранить семейные фотографии;

•  хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких.

•  издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности, так рождались династии гончаров, военных, строителей, учителей и т.д.

Воспитатель: - У каждого из нас есть вещи, предметы, которые нам дороги. Порой бывает так, что человека уже нет, а его любимая вещь остаётся и бережно хранится в семье. А некоторые становятся реликвиями, передаются из поколения в поколение. А есть вещи, сделанные с любовью руками наших мам, бабушек, дедушек или пап. Такие вещи создают дома особую атмосферу, уют, тепло. Какие в ваших семьях есть реликвии?

(Дети рассказывают про свои реликвии)

  Воспитатель: - Знаете ли вы, ребята, что раньше семьи были большие? В таких семьях все друг другу помогали, малыши старость уважали, а старики малых жалели. О такой большой семье есть у нас загадка.

Задам сейчас задачу я 
Послушай, вот моя семья: 
Дедуля, бабушка и брат. 
У нас порядок в доме, лад. 
И чистота, а почему? 
Две мамы есть у нас в дому, 
Два папы, два сыночка, 
Сестра, невестка, дочка, 
А самый младший – я, 
Какая же у нас семья?

(Ответ: шесть человек – брат и сестра, их родители, бабушка и дедушка)

  Воспитатель: - Представьте, что мы с вами одна большая семья. Сколько членов семьи у нас? (Дети отвечают)

  Воспитатель: - Давайте построим дом для нашей семьи. Подберите к слову “дом” синонимы (изба, квартира, жилище).

  Воспитатель: - И чтобы всем в нашем доме было хорошо и тепло, надо сформулировать законы семьи – кирпичики, из которых мы его и построим.

Пример «законов»:

ТЕПЛО

ЗАБОТА

УВАЖЕНИЕ

ПОМОЩЬ

ПОНИМАНИЕ

ДОБРОТА

ЛЮБОВЬ

РАДОСТЬ

УЮТ

СЧАСТЬЕ

ДРУЖБА

ВЕРНОСТЬ

МИР

ТРАДИЦИИ

 Воспитатель: - В результате мы построили дом, в котором тепло, уютно.

Построим дом уютный для семьи своей,
В нем дверь откроем настежь для друзей.
Чтоб в доме том, все очень дружно жили
Кирпичики любви, добра и уваженья
Мы в стены дома заложили.

 Воспитатель:- Наша беседа подходит к концу, нам надо стараться, чтобы огонёк в нашем доме не погас, чтобы вы гордились своей семьёй, берегли её честь, записывали свою родословную, глядя на фотографии своих родных и близких. И тогда родовое древо вашей семьи будет вечно зеленым, с мощными корнями и пышной кроной. Вас тогда будет постоянно тянуть в родной дом.

Семья  является наиболее естественной средой  жизнедеятельности человека.  Каждый человек   может и должен быть счастлив в семейной жизни. Пусть в ваших семьях всегда царят понимание и любовь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Тепло родного очага"

Данный классный час позволит с формировать у детей представление о семье как о людях, которые любят друг друга и заботятся друг о друге....

Тепло родного очага.

Материал, который поможет Вам в подготовке и проведении классного часа, целью которого является воспитание у подростков ответственного отношения к семье как к базовой ценности...

Воспитательный час «Тепло родного очага»

Показать, что разногласия между детьми и родителями возникают в силу того, что нет взаимопонимания – дети не умеют понимать родителей, родители не понимают детей.Развивать способности взаимопонимания,...

Семейная гостиная "Тепло родного очага"

Семейная гостиная "Тепло родного очага" было проведено в 8 классе школы-интерната  для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Цель - воспитание у обучающихся ответственного отно...

Праздник для обучающихся 4 класса и их родителей «Тепло родного очага» Курс ОРКСЭ. Модуль «Светская этика»

Данный файл- это внеклассное мероприятие для обучающихся 4 класса по курсу ОРКСЭ (модуль "Светская этика") Тема: "Тепло семейного  очага"...

Родительское собрание "Тепло родного очага"

В рамках курса "Социокультурные истоки" родтельское собрание 2 класс...