РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ
рабочая программа

Блохин Василий Иванович

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА    ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ    «Юный корабел»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

города Нижневартовска

«Центр детского и юношеского технического творчества «Патриот»

«ПРИНЯТО»

Педагогическим советом МАУДО г. Нижневартовска

«ЦДиЮТТ «Патриот» Протокол от 30.08.2021 № 1

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МАУДО г. Нижневартовска

«ЦДиЮТТ «Патриот»

_________________ Ф.М. Кадров

Приказ от 30.08.2021 № 413

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

«Юный корабел»

2 часть  

Год обучения:                         2

Номер группы:                         1

Возраст обучающихся:                 7–9 лет

Автор-составитель:                 педагог дополнительного образования

                                        Блохин Василий Иванович

2021–2022 учебный год


Аннотация

1) Цель: формирование интереса обучающихся к судомоделированию как к виду технического творчества через изготовление конструкции модели парусного судна.

2) Задачи:

  1. Научить технологии подготовки и изготовления конструкции модели пожарного катера.
  2. Сформировать навыки работы с чертежами, иллюстрациями, эскизами модели судна парусника.
  3. Закрепить трудовые навыки в работе с различными материалами и инструментами.
  4. Формировать ключевые компетенции (коммуникацию) и актуальные личностные качества (умение учиться).

3) Планируемые результаты:

  • Научились технологии подготовки и изготовления конструкции модели пожарного катера.
  • Сформированы навыки работы с чертежами, иллюстрациями, эскизами модели парусного судна.
  • Закрепили трудовые навыки в работе с различными материалами и инструментами.
  • Проявляются ключевые компетенции (коммуникация) и актуальные личностные качества (умение учиться).

1. Календарный учебный график

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Количество учебных недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов

Режим

занятий

10.01.2022

31.05.2022

20

20

40

1 раз в неделю

по 2 часа

МАУДО г. Нижневартовска «ЦДиЮТТ «Патриот» дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы реализует в течение всего календарного года, включая каникулярное время.

2. Условия реализации

Форма обучения: очная, заочная

Допускается сочетание очной и заочной форм обучения. Заочная форма обучения допускается в период возникающих ситуаций (неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая обстановка и т.п.), связанных с необходимостью проведения учебных занятий с применением дистанционных образовательных технологий.

- формы проведения занятий

при очной форме обучения: игра, практические задания, творческая работа, рассказ, сюжетно-ролевые игры.

при заочной форме обучения: онлайн-занятие. В рамках программы используются разные формы дистанционной работы, чередуются разные формы деятельности: видеоконференция, викторина, самостоятельная работа.

Организация образовательного процесса рассчитана в соответствии с СанПиН 2.4.3648-20 и проходят 1 раз в неделю по 2 учебных часа.

– количество детей в группе – от 10 до 17. Предельная наполняемость учебных групп – 30 человек (в соответствии с локальным нормативным актом учреждения);

– групповые занятия проводятся

при очной форме обучения: в учебном кабинете;

при заочной форме обучения: применением дистанционных технологий, электронного обучения (электронный цифровые платформы Skype, Zoom).

Количество аудиторных занятий составляет 40 часов, внеаудиторных (самостоятельных) занятий нет.

- используемые педагогические технологии:

технология группового и коллективного взаимодействия – посредством данной технологии отрабатывается техника и тактика в группах от двух и более человек; способствует формированию у детей способности работать и решать учебные задачи сообща;

дистанционные образовательные технологии – онлайн-занятия, видеозапись.

3. Календарно-тематический план рабочей программы

«Юный корабел» 2 часть

для группы № 1

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Форма

занятия

Дата

1.

Пожарный буксир. Виды буксирных устройств и противопожарного устройства (возможна заочная форма обучения)

2

Презентация

15.01.2022

2.

Изготовление корпуса буксира (возможна заочная форма обучения)

2

Творческая мастерская / мастер-класс

22.01.2022

3.

Изготовление корпуса буксира. Текущий контроль   (возможна заочная форма обучения)

2

Творческая мастерская / индивидуально-практическая работа

29.01.2022

4.

Изготовление противопожарного устройства буксира (возможна заочная форма обучения)

2

Творческая мастерская / мастер-класс

05.02.2022

5.

Изготовление буксирного устройства-буксировщика(возможна заочная форма обучения)

2

Творческая мастерская / индивидуально-практическая работа

12.02.2022

6.

 Изготовление места крепления эл. двигателя (возможна заочная форма обучения)

2

Творческая мастерская / мастер-класс

19.02.2022

7.

Изготовление места крепления эл. двигателя.

Текущий контроль  (возможна заочная форма обучения)

      2

Творческая мастерская / индивидуально-практическая работа

26.02.2022

8.

Установка эл.двигателя

(возможна заочная форма обучения)

      2

Творческая мастерская / индивидуально-практическая работа

05.03.2022

9.

Изготовление приспособлений для электрической части

(возможна заочная форма обучения)

2

Творческая мастерская / индивидуально-практическая работа

12.03.2022

10.

Изготовление приспособлений для электрической части

(возможна заочная форма обучения)

2

Творческая мастерская / индивидуально-практическая работа

19.03.2022

11.

Изготовление гребного вала. Текущий контроль  (возможна заочная форма обучения)

      2

Творческая мастерская / мастер-класс

26.03.2022

12.

Изготовление гребного винта (возможна заочная форма обучения)

      2

Творческая мастерская / индивидуально-практическая работа

02.04.2022

13.

Изготовление штурвала (возможна заочная форма обучения)

       2

Творческая мастерская / индивидуально-практическая работа

09.04.2022

14.

Изготовление такелажа (возможна заочная форма обучения)

2

Творческая мастерская / индивидуально-практическая работа

16.04.2022

15.

Изготовление судового инвентаря (деталировка судна) (возможна заочная форма обучения)

2

Творческая мастерская / мастер-класс

23.04.2022

16.

Изготовление судового инвентаря (деталировка судна) Текущий контроль   (возможна заочная форма обучения)

2

Творческая мастерская / индивидуально-практическая работа

30.04.2022

17.

Промежуточная (годовая) аттестация (возможна заочная форма обучения)

2

Выставка-презентация

07.05.2022

18.

Коллективно-творческий проект «Корабельная верфь»

2

КТД

14.05.2022

19.

Коллективно-творческий проект «Корабельная верфь»

2

КТД

21.05.2022

20.

Коллективно-творческий проект «Корабельная верфь»

2

КТД

28.05.2022

Итого

40

4. Содержание рабочей программы

1. Пожарный буксир. Виды буксирных устройств и противопожарного устройства 

Теория Правила ТБ и ПБ в мастерской. Оборудование и материалы. Основные приемы работы с инструментами. Инструктаж по ТБ, ПБ. Классификация буксирных судов. Выбор типа судна для изготовления. Чтение чертежа (схемы) модели. Термины: монолитный корпус, ватерлиния, корабль, барк, шхуна, бриг, каравелла и т.д.

2–3. Изготовление корпуса

Практика Подготовка к работе необходимых инструментов и материалов. Значение морских терминов: борт, палуба, киль, корма, нос, гальюн, люк, тамбур, штурвал, весло, гальюн, Работа с различными инструментами. Изготовление чертежа корпуса модели. Перенесение чертежа корпуса модели на бумагу (картон). Виды палубных надстроек. Изготовление палубных надстроек. Вырезание, склеивание частей корпуса, обработка. Основные приемы технологии изготовления корабельных украшений. Покраска корпуса модели, палубных надстроек и украшений. Декорирование песком, ракушками, горохом, окрашивание акриловыми красками, наклеивание таблички с названием модели. Изготовление стапельной подставки для судна. Анализ и оценка проделанной работы детьми. Педагогическое наблюдение и анализ.

   4.Изготовлени противопожарное устройства  

         Практика Подготовка к работе необходимых инструментов и материалов. Понятие «противопожарное устройство», его разновидности, составные части, функции. Термины: кнопка включения пожарной сигнализации, сирена пожарной сигнализации и предупреждающая о выпуске СО2, спринклерная установка, лафетный ствол, шланг с ручным стволом пистолетом, пожарный насос, осушительный насос. Анализ и оценка проделанной детьми работы. Педагогическое наблюдение и анализ.

5. Изготовление  буксирного устройства-буксировщика

          Практика Подготовка к работе необходимых инструментов и материалов. Понятие «буксировщик», его разновидности, составные части, функции. Термины: буксирный трос, буксирный клюз, мягкий кранец, буксирная арка, битенг, буксирная лебедка, буксирный гак, погон, буксирная дуга. Анализ и оценка проделанной детьми работы. Педагогическое наблюдение и анализ.

6-10. Изготовление электрической части

          Практика Изготовление места крепления эл. двигателя, установка эл.двигателя, пайка проводов и прокладка к месту управлении судном, практика Подготовка к работе необходимых инструментов и материалов. Понятие «злектрическая часть», его разновидности, составные части, функции. Термины: детали, узлы и системы эл.двигателя, кабельные трассы, автоматика и контрольно-измерительные приборы. Эксплуатация вспомогательных механизмов, судовые насосы, рулевые машины и устройства, якорные и швартовые механизмы, судовые водоопреснительные установки. Анализ и оценка проделанной детьми работы. Педагогическое наблюдение и анализ.

11-13. Изготовление ходовой части, рулевого устройства

Практика Подготовка к работе необходимых инструментов и материалов. Понятие «бортовой валопровод и рулевого устройства», его разновидности, составные части, функции. Термины: гребной винт, гребной вал, подшипник кронштейна, дейдвудное устройство, переборочное уплотнение, фланцевое соединение валов, штурвал, коромысло, тяга, румпель, пружина, подшипник, шарнирное соединение, баллер. Анализ и оценка проделанной детьми работы. Педагогический анализ.

14. Изготовление такелажа

Практика Подготовка к работе необходимых инструментов и материалов. Понятие «такелаж», его разновидности, составные части, функции. Термины: блок, штаги, фалы, блоки. Основные приемы изготовления такелажа, его составных частей и деталей. Крепление бегучего и стоячего такелажа. Способы крепления. Изготовление и установка  штаг, ватер-штаг, фалов, блоки, и т.д. Анализ и оценка проделанной детьми работы. Педагогический анализ.

        15-16. Изготовление судового инвентаря (деталировка судна)

Практика Подготовка к работе необходимых инструментов и материалов. Ознакомление с обширным перечнем судового инвентаря и его функциями. Термины: штурвал, весло, трап, помпа, шлюпка, якорь. Якорь, эволюция его формы, функции, принципы работы. Шлюпки, их виды, назначение, технические характеристики. Рули и штурвальные колеса, принципы работы. Виды трапов. Виды и функции кормовых фонарей. Освоение основных приемов изготовления весел, штурвального колеса, шлюпки, якоря, трапов, фонарей. Работа над внешним видом модели судна. Технология лепки, сушки и окраски различного судового инвентаря с использованием пасты для лепки. Изготовление необходимого судового инвентаря для буксира с использованием схем моделей. Сушка, раскрашивание, крепление к корпусу. Анализ и оценка проделанной детьми работы. Педагогический анализ.

17. Промежуточная (годовая) аттестация

Практика Подведение итогов работы. Оформление выставки детских творческих работ. Подготовка этикетажа. Проведение презентаций моделей.

18-20. Коллективно-творческий проект

Практика Закрепление полученных навыков и знаний. Проектная работа в командах. Индивидуальное инструктирование команд. План работы над моделью буксира.

Работа в группах: коллективный выбор командой модели будущего буксира, определение основных этапов работы, ожидаемых результатов для каждого этапа, распределение обязанностей в работе над моделью буксира. Индивидуальная работа: выполнение каждым участником команды индивидуального задания (изготовление корпуса, буксирного вооружения, инвентаря и т.д.).

Подведение итогов работы в командах. Коллективное обсуждение результатов проделанной работы. Анализ и оценка работы, проделанной каждым обучающимся. Педагогический анализ.

Проведение презентаций. История буксира, ее особенности, сложности в процессе работы. Обмен мнениями между командами о выполненных работах.

5. Оценочные и методические материалы

Оценочные материалы

Текущий контроль осуществляется на каждом учебном занятии в течение реализации программы. Формы текущего контроля: наблюдение, педагогический контроль.

Промежуточная (годовая) аттестация проводится в конце учебного года в период с 25 мая по 31 мая и осуществляется посредством участия в выставке и презентации моделей.

Оценочные материалы к промежуточной (годовой) аттестации представлены в приложении 1.

Формы фиксации результатов

- журнал посещаемости;

- протокол промежуточной (годовой) аттестации обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе

Методические материалы

Дидактические средства

Наглядный материал: выставка стендовых моделей кораблей, чертежи, схемы, фотографии, стенды.

Раздаточный материал: схемы кораблей, чертежи отдельных элементов конструкции, краткая информация о различных исторических эпохах, судах, схемы корпусов моделей.

Методическая литература:

литература по истории, судостроению, книги с репродукциями художест-венных картин, книга О. Курти «Постройка моделей судов», методические пособия по изготовлению моделей («Египетские корабли», «Римские корабли», «Греческие суда», «Корабли XV-XVI веков «Корабли XVI-XVII веков», «Корабли XVII-XVIII веков», «Корабли XVIII-XIX веков», «Корабли после XIX века»).

Интернет-ресурсы:

http://jmk-project.narod.ru/L-ship/B/Luchininov50_Jship-mod/cont.htm

http://jmk-project.narod.ru/shipmod.htm

https://carcollection.3dn.ru/

https://i-modelist.ru/catalog/

https://parus-modelism.ru/journal-modelist-korabel.shtml

www.shipmodeling.ru

https://modelsworld.ru/modeli-iz-bumagi/

https://mirmarine.net/elektromekhanik/ekspluatatsiya-sudovogo-elektrooborudovaniya/812-elektroenergeticheskie-sistemy-sudna-sudovye-elektrostantsii

http://ohranivdome.net/pozharnaya-signalizatsiya/sredstva-pozharotusheniya/sistemy-pozharotusheniya-na-sudne-raznovidnosti-i-kratkie-kharakteristiki.html

https://mirmarine.net/sudovoditel/ustrojstvo-sudna/1127-buksirnoe-ustrojstvo


Приложение 1

Критерии и показатели качественной оценки

модели буксирного судна

по дополнительной общеразвивающей программе

«Юный корабел»

Критерии

Уровень

Оптимальный «4»

Достаточный

«3»

Критический

«2»

Недопустимый

«1»

Самостоятельность в работе

самостоятельное выполнение задания

выполнение работы с небольшой помощью педагога

выполнение работы под контролем педагога

не справляется с работой даже под контролем педагога

Трудоемкость

сложная модель (проектирование и отделка корпуса буксира)

достаточно сложная модель (проектирование и отделка корпуса буксира)

достаточно простая модель (проектирование и отделка корпуса буксира)

на простой модели допущены грубые ошибки

Креативность

самостоятельное решение в изготовлении деталей модели

удачное самостоятельное цветовое решение корпуса

не удачное самостоятельное цветовое решение

отсутствует самостоятельное цветовое решение

Качество исполнения

изделие аккуратное, выполненное с соблюдением технологии изготовления

изделие содержит небольшие технологические дефекты

изделие выполнено небрежно, с нарушением технологии

изделие выполнено не полностью


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...