Конспект занятия по вокалу "Путешествие в мир пения"
план-конспект

Горбачева Евгения Игоревна

Конспект к первому занятию по вокалу для младшей группы вокальной студии. Данное занятие направлено на знакомство детей с основными упражнениями для развития артикуляционного аппарата, методами звукоизвлечения, дыхательными упражнениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pervogo_zanyatiya_po_vokalu.docx24.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект первого занятия по вокалу

«Открываем дверцу в мир пения».

Цель: Введение детей первого года обучения в мир пения.

Задачи:

  • Обучающая: Познакомить с элементами программы «Песня – верный друг твой навсегда».
  • Развивающая: Способствовать развитию вокальных навыков и формированию сценической культуры.
  • Воспитательная: Создать ситуацию успеха для каждого ребенка на занятии.

Оборудование, дидактический материал:

  • музыкальная аппаратура,
  • видеоролик,
  • проектор,
  • бумажные сердечки,
  • карандаши,
  • коробка,
  • воздушные шарики.

Методическая литература:

  • Е.М.Пекерская "Вокальный букварь",
  • Дмитриев Л.Б. "Основы вокальной методики",
  • Скороговорки для развития дикции у вокалистов,
  • Эффективные распевки.

План вокального занятия:

1. Организационный момент (знакомство с детьми)

2. Изучение новой темы.

3. Творческая часть.

4. Подведение итогов занятия.

Конспект занятия по вокалу

«Открываем дверцу в мир пения»

1. Организационный момент (4 мин.)

Педагог: Здравствуйте, ребята!

(ответ детей)

Педагог: Я очень рада вас видеть, но прежде, чем начать наше занятие давайте с вами познакомимся. И для этого давайте поиграем.

Игра «Здравствуй, нотка!»

Каждому ребенку выдается жетон в форме ноты, на котором он пишет свое имя (сам или с помощью педагога). Педагог идет с корзинкой и собирает жетоны. Дети четко называют свое имя и опускают ноты с именами в корзину. После этого педагог снова проходит по кругу. Теперь задача детей —  по очереди достать из корзинки ноту, прочитать вслух написанное на ней имя, вспомнить того, кому она принадлежит, и отдать хозяину.

Педагог: Спасибо. Мы все познакомились, немного подняли настроение и разогрелись. И теперь я предлагаю вам отправится в интересное путешествие, в котором мы откроем дверцу в мир пения.

А чтобы не отвлекаться во время нашего путешествия, не расстраиваться и не обижаться, хочу вам напомнить о правилах поведения. Чтобы все прошло хорошо, вам, ребята, нужно:

  • быть вежливыми по отношению к сверстникам и педагогу;
  • быть аккуратными на занятии;
  • не включать и не трогать никакую аппаратуру самостоятельно;
  • в розетку не вставлять посторонние предметы;
  • не пользоваться электроприборами, если замечено повреждение провода.

2. Изучение новой темы (30 мин.)

Педагог: Теперь мы с вами готовы к тому, чтобы приоткрыть дверцу в мир пения. А хотите узнать, что вас там ждет? (ответы детей)

Педагог: Тогда я вам предлагаю посмотреть ролик про мир пения.

Педагог: Ребята, вы увидели видеосюжет о мире пения. Хотели бы вы заглянуть в него более глубоко (ответы детей).

Педагог: Я думаю, что везде, где мы с вами побываем, вы постараетесь чему-нибудь научиться. А как же мы туда доберёмся? (ответы детей)

Педагог: Очень хорошо у вас работает фантазия. А я предлагаю вам отправиться в наше путешествие на воздушном шаре. У каждого из вас есть воздушные шарики. Закройте глаза и представьте, как мы все вместе поднимаемся в воздух. Полетели!

(звучит музыка, под которую дети отправляются в полёт)

Педагог: Приземляемся на поляну «Звуков», оставляем свои воздушные средства на стоянке и начинаем пешеходную прогулку через поляну. Мы идем, и поём обо всём хорошем и видим, что перед нами вырастают старые деревья. Поднимите, пожалуйста, руки вверх, растопырьте свои пальчики. А теперь покачайтесь в разные стороны. Замечательно. Мы продолжаем качаться и в это же время открываем широко рот и на букве «А» кряхтим, хрипим, как старые скрипучие деревья – это упражнение помогает расслабить связки в горлышке

(дети изображают старые деревья на фоне звучащей музыки).

Педагог: А теперь давайте представим себя ветром. Руки ставим на пояс, в таком положении наклоняемся вперёд. Вдох делаем носом, а выдыхаем через рот, имитируем дыхание ветра

(дети выполняют упражнение. Фоном звучит звук ветра)

Педагог: А теперь мы с вами станем птицами. Продолжаем держать руки на поясе, только теперь поворачиваем поочередно корпус влево и вправо. Губы делаем трубочкой и говорим букву «У».

(Дети имитируют сову)

Педагог: А теперь мы с вами представим, что мы чайки и покричим, чередуя звуки громче – тише и наоборот

(дети кричат как чайки на фоне музыки).

Педагог: И раз уж мы чайки, то без труда вылетаем с поляны «Звуков». Посмотрите -  перед нами вырастают холмы «Язычки». Давайте поудобнее устроимся на наших стульях и закроем глаза. Мы готовы к работе на занятии по вокалу. Сделайте глубокий вдох и выдох (дети повторяют это упражнение 2-3 раза). Откройте глаза, еще раз глубоко вдохните и выдохните. Начинаем зарядку для губ, щечек и языка, чтобы они слушались и не подводили нас. Внимательно смотрите за тем, как я выполняю упражнение, а затем повторяйте. Готовы?

(фоном звучит музыка)

Упражнение 1: поднимаем язычок до носа и опускаем до подбородка (растягивается нижняя часть язычка, и укрепляются мышцы нижней челюсти), каждое упражнение повторяем 10 раз

Упражнение 2: сворачиваем язычок в трубочку и делаем вдох через нос, а выдох осуществляем через язычковую трубочку (упражнение на твёрдость формы)

Упражнение 3: облизываем верхнюю и нижнюю губы по часовой, а затем против часовой стрелке (упражнение на подвижность язычка)

Педагог: Какие вы молодцы! У вас все получается.  А мы перейдем к развитию и укреплению артикуляционного аппарата. И у меня к вам вопрос: знаете ли вы что это за аппарат такой и для чего он нам нужен? (ответ детей)

Педагог: Молодцы! Вы правильно все понимаете. А мы продолжим выполнять упражнения. Не забываем, сначала смотрим внимательно на меня, а потом повторяем. Начинаем!

Упражнение 1: верхнюю губку тянем вниз и возвращаем в исходное положение нижнюю губку вытягиваем вперед, а затем прячем под верхнюю губку.

Упражнение 2: вытягиваем губы вперед и делаем движения вверх-вниз, вправо-влево вытянутыми губками делаем круговые движения в разные стороны.

Упражнение «Поцелуй»: растягиваем широко губы в улыбке так, чтобы были видны все зубы.

Упражнение «Рыбка»: с силой смыкаем и размыкаем губы.

Педагог: Мы с вами завершили зарядку на холмах «Язычки» и продолжаем наше путешествие. Мы приближаемся к городу «Скороговорок».  Вы, наверное, уже догадались, чем же мы здесь будем заниматься? (ответы детей)

Педагог: Совершенно верно – проговаривать скороговорки. А кто знает, что это такое и для чего это нужно? (ответы детей)

Педагог: Молодцы! Правильно! Скороговорки помогают нам раскрепостить наш речевой аппарат. Может кто-то из вас знает скороговорки и хочет самостоятельно проговорить их? (ответы детей)

Педагог: Отлично. Давайте теперь вместе поработаем с одной из самых известных скороговорок. Говорим в медленном темпе: «Ехал Грека через реку видит Грека в реке рак, сунул Грека руку в реку, рак за руку Грека цап». Сначала говорю я, а потом вы за мной повторяете (работаем над скороговоркой до тех пор, пока у детей не получится).

Педагог: Молодцы. А теперь давайте с вами начнём говорить очень тихо скороговорку, постепенно увеличивая звук, а в завершении скороговорки будем говорить очень громко. И потом сделаем наоборот.

Педагог: Отлично. Вам понравилось? (ответы детей)

Педагог: А скажите, настроение у вас хорошее? (ответы детей)

Педагог: Здорово! А мы идем дальше. И перед нами открывается прекрасная дорога «Распевания». Ребята, кто из вас знает, зачем нужны распевания? (ответы детей)

Педагог: Правильно. Это такие вокальные разминки. Как вы считаете, может, совсем не обязательно распеваться на каждом занятии? (ответы детей)

Педагог: Правильно ребята. Распеваться на каждом занятии обязательно, так как голосовые связки крепнут, растут. Мы приобретаем навык правильного произношения слова в песне. Наш голос, как любой музыкальный инструмент, требует правильной настройки. Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса.

Правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Пение развивает координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь. Пение с движениями формирует хорошую осанку, координирует ходьбу. Поэтому огромную роль в позитивном развитии личности во время пения играет манера звукоизвлечения: звук посылается в пространство, губы растягиваются в улыбке.

Звук, извлекающийся на улыбке, становится светлым, чистым и свободным. В результате постоянной тренировки улыбки, качества звука переходят и на самого человека. Скоро улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и уже поющие люди с улыбкой смотрят на мир и на других людей. Давай улыбнёмся с вами друг другу и продолжим наше занятие.

Начинаем  с распевок-попевок:

Упражнение 1: на одной ноте поём «Я иду по лесенке, сочиняю песенки» (восходящее и нисходящее движение по хроматизму). 

Упражнение 2: поём по слогам «Я пою» по звукам при нисходящем движении.

Упражнение 3: по восходящему и нисходящему хроматическому движению поём песенку «Едет, едет паровоз».

Упражнение 4: поём по слогам «Мы идём» по звукам при нисходящем движении.

Упражнение 6: «До-ре-до;  до-ре-ми-ре-до; до-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до». Распевка поётся вверх по хроматизму.

Упражнение 8: по звукам T53 при восходящим движении поём  да-дэ-ди-до-ду;  бра-брэ-бри-бро-бру; за-зэ-зи-зо-зу.

Педагог: Напомните мне, с чего началось наше путешествие? (ответы детей)?

Педагог: Правильно. И мы с вами не заметили, как оказались у моря «Песен». И сегодня здесь проходит праздник новой песни. Давайте в нём поучаствуем и выучим новую песню. Прежде, чем начать разучивать песню, я предлагаю вам её послушать.

(дети с педагогом слушают, а потом переходят к разучиванию

песни «Шарики воздушные»)

3. Творческая часть (4 мин.)

Педагог: Я предлагаю вам выступить с новой песней на набережной Артистов. Кто из вас объявит название песни? (ответы детей)

Педагог: Хорошо. А теперь исполняем песню под фонограмму.  Главное, помните, что песня должна быть исполнена эмоционально, с движениями. Ведь сейчас вы – настоящие артисты!

4. Подведение итогов занятия (2 мин.)

Педагог: Спасибо вам мои маленькие артисты, вы выступили очень хорошо. Вам понравилось наше путешествие в мир Пения? А кто напомнит, какой был маршрут? (ответы детей)

Педагог: Я очень вами горжусь ребята. Наше занятие подходит к концу. Я надеюсь, что сегодня вы узнали много нового, и вам было интересно на занятии. Я верю, что вы не раз еще заглянете на поляну «Звуков», холмы «Язычка», город «Скороговорок», дорогу «Распевания», море «Песен», будете исполнять выученную сегодня песню. А может кто-то из вас станет постоянным жителем мира Пения. И мы его увидим на концертной площадке набережной Артистов.

А теперь мы отправляемся домой на своих маленьких воздушных шариках (звучит музыка).

Педагог: Спасибо ребята. На этом занятие по вокалу «Открываем дверцу в мир пения» завершается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект доминантного музыкального занятия с элементами театрализации "Урок пения в Цветочном городе"

Пение - вид музыкального исполнительства, который дает детям включиться в творческую деятельность, познакомиться с музыкальным искусством н...

Конспект открытого занятия по теме: "Работа над пением a cappella в среднем хоре"

Открытое занятие с обучающимися среднего хора 2012-2013 уч.года...

Конспект занятия "Дикция и артикуляция в пении"

Развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения....

План – конспект занятия по вокалу Пение вокальных упражнений, работа над музыкальным произведением "Лев - Брадобрей"

Цель занятия: Работа над вокальными упражнениями и музыкальным произведением «Лев и Брадобрей».Задачи занятия:Демонстрация упражнений на «постановку вокального дыхания»...

Конспект занятия в ковровой среде "Письмо на пене"

Использование на занятиях нетрадиционных техник помогает развитию у детей интереса как к самой деятельности, так и к ее результату. В процессе работы активизируется развитие психических процессов, сов...

Конспект занятия"Пэчворк.Техника "квадраты" Выполнение образца - пенала".

Конспект занятия по пошиву пенала в технике традиционного лоскутного шитья....

Конспект занятия «Работа над ансамблем. Пение многоголосных упражнений, канонов» в образовательном объединении «Эстрадный вокал»

Конспект занятия «Работа над ансамблем.  Пение многоголосных упражнений, канонов» в образовательном объединении «Эстрадный вокал»...