Беседа: "Моё поведение в обществе"
материал

Содействие формированию положительного психологического климата в детском коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moyo_povedenie_sredi_lyudey.docx111.96 КБ

Предварительный просмотр:

ГБУ РМ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей»

Беседа:

«Моё поведение среди людей»

IMG_256

                                      Провела:

воспитатель семьи №4

                                          Лапшина Н.В.

Саранск

Цель: содействовать формированию положительного психологического климата в детском коллективе.

Задачи: воспитывать у воспитанников положительные качества, умение общаться и бережно относиться друг к другу;

 раскрыть на конкретных примерах понятие «нравственный поступок»;

способствовать развитию у детей чувства самооценки, толерантности, умения правильно оценивать свои поступки;

повышение уровня самосознания и психологической культуры у детей, коррекция межличностных отношений и формирование морально-нравственных ценностей;

 развить умение «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения;

дать возможность через ситуативные примеры взглянуть на себя со стороны.

Ход.                                                       Воспитатель: -  Тема нашей беседы: «Моё поведение среди людей» выбрана неслучайно. В жизни нам часто приходится страдать, обижаться на окружающих за то, что нас не правильно поняли, напрасно обидели. Вместе с тем мы негодуем, что в нашем обществе – дефицит милосердия, доброжелательности, низкая культура поведения: люди невнимательны и равнодушны друг к другу, часто грубы, нетактичны… С таким мы встречаемся ежедневно.

- Попробуем  выделить самое важное в знании себя, своих личных качеств, через ситуативные примеры взглянем на себя со стороны, попробуем скорректировать свое поведение (поступки) в самых различных жизненных ситуациях.

– А так ли это важно, думать о своем поведении? Ведем себя как все и ладно. А ладно ли? «Поведение человека – это зеркало, в котором каждый показывает свой истинный облик». Это слова немецкого поэта И.Гете. Как вы их понимаете?               В поведении проявляются особенности нашего характера и темперамента, наши потребности, взгляды, вкусы, привычки и желания, степень уверенности или неуверенности в себе.

- С раннего возраста каждый из вас слышит слова из стихотворения Вл. Маяковского “Что такое хорошо и что такое плохо?". Название этого произведения говорит о том, что каждый человек должен учиться различать плохое и хорошее, делать осознанный выбор в пользу того или другого, и ваши поступки являются доказательством выбора.                               Никто не станет отрицать, что это так должно быть, и что если бы каждый из нас делал выбор в пользу хорошего, правильного, наша сегодняшняя жизнь могла бы быть совершенно иной. 

Часто, когда человек заставляет себя сделать нужную работу, например, не хочет учить уроки, но учит и т.д., говорят, что у него есть характер. А когда наоборот: надо учить уроки, а он играет - говорят, что он бесхарактерный.  У каждого человека есть свой характер и проявляется он в поступках человека.
 
Нужно ли человеку знать, какой у него характер? Зачем? Человеку необходимо знать, какой  у  него  характер, для того, чтобы научиться управлять собой, своими поступками.

Воспитатель: - Что такое поступок человека? Ответы детей. (Это действие, которое совершает человек с определенной целью, намерениями и последствиями).

Воспитатель:- Кто и что влияет на поведение и поступки людей?  Ответы детей. (Воспитание, родители, сверстники, СМИ.)

- Сейчас вы услышите притчу о влиянии солнца и ветра на человека. В конце, вы должны определить смысл притчи?

Притча «Кто сильнее – Ветер или Солнце?»

Солнце и ветер поспорили, кто из них сильнее, и чтобы узнать это, решили посмотреть, кому быстрее удастся снять с прохожего пальто. Ветер начал дуть изо всех сил, пытаясь сорвать с человека пальто, но тот в ответ лишь сильней кутался. Ветер ушел ни с чем. Тогда Солнце согрело человека своими лучами, и тот снял пальто сам.

Воспитатель:- Какое влияние оказали  Ветер и Солнце на человека? (отрицат. и положит.)

Воспитатель:-  Почему человек сам снял пальто? Солнце согрело человека своими лучами.

Воспитатель:- Вывод: В чем смысл притчи? (Добро победило зло).

Воспитатель: - Какой вывод можно сделать?

Воспитатель:- Как надо относиться к человеку, чтобы он услышал ваш совет, принял   правильное решение? (С теплом, добром, сердечно).

Воспитатель: – Представьте себя волшебником. Что бы вы изменили в мире для того, чтобы люди стали добрыми и отзывчивыми. Ответы детей.

 Воспитатель: - Умению дружить и общаться с людьми, надо учиться с детства. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живет один раз, поэтому каждый день нужно творить добро.

Воспитатель: - Вы живете среди людей. Не забывайте, что каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражается на окружающих людях. Делайте всё так, чтобы людям, окружающим вас, было хорошо.

Тест-опрос

Продолжите следующие фразы, исходя из привычного вам поведения.

1.    Когда ко мне обращаются не тем тоном, я …

2. Обращаясь с просьбой, слышишь в ответ: «Отстань, у меня плохое настроение!», то ты …

3.   В комнату вошла женщина с заплаканными глазами, ты …

4.   При неудачах чаще обвиняешь других или себя?…

5.   Ты опаздываешь в школу. Видишь, что кому-то стало плохо. Что ты будешь делать?

6.   Ты дежурная по семье. Подметая пол, ты нашла телефон. Что ты сделаешь?

7.  Несколько человек в классе агитируют  уйти с последнего урока. Как ты поступишь в этом случае?

8.   Учитель поставил тебе оценку несправедливо (по вашему мнению). Как ты поступишь в этом случае?

Воспитатель:– Наши поступки во многом зависят от того, насколько правильно мы оцениваем окружающих, друзей, хорошо знаем их, их чувства.

Послушайте притчу «Карта мира»

Одним воскресным утром проповедник пытался в трудных условиях подготовиться к проповеди. Жена его ушла за покупками. День был дождливый, и маленькому сыну проповедника было скучно, потому что нечем было заняться. И он капризничал, мешая отцу сосредоточиться. 

Наконец отец в отчаянии схватил старый журнал, полистал его и нашел большую ярко раскрашенную страницу. Это была карта мира. Проповедник вырвал карту из журнала, разорвал на клочки и бросил их на пол со словами: — Джонни, если сумеешь собрать карту, я тебе дам тебе денег на мороженое. 

Он решил, что дал Джонни занятие на все утро. Однако не прошло и десяти минут, как в дверь его кабинета постучали. Это был сын с собранной картой. Отец удивился такому быстрому завершению, увидев, что все кусочки точно расставлены по местам. 
— Сынок, как ты сумел это сделать так быстро? — спросил проповедник. 
— О, — ответил Джонни, — это было легко. На другой стороне рисунок человека. Я просто перевернул клочки, собрал портрет человека, положил его на лист бумаги и снова перевернул. Я решил, что если человек правильный, то и мир будет правильный. Отец улыбнулся и протянул сыну деньги на мороженое. — «Если человек правильный, то и мир будет правильный», - размышлял отец, понимая, что теперь название доклада у него определённо есть. 
 В этой истории заключен ценный урок. Если вам не нравится ваш мир и вы хотите изменить его, начните с себя самого. Если вы в порядке, ваш мир тоже будет в порядке.

Воспитатель:- Как вы думаете: моральный и добрый поступок - это одно и то же? А что значит «аморальный поступок»? Из приводимых мною примеров выберите аморальные поступки

Когда старушка соседка попросила мальчика вскопать ей огород, он согласился, но заявил, что его работа будет стоить 200 рублей.

Молодой человек сорвал цветы в клумбе, чтоб подарить  их своей девушке.

Вася помог бабушке донести до дома тяжелую сумку,  т.к. ему стало ее жалко.

  Мальчик разгласил чужой секрет, чтобы завоевать авторитет в классе.

Маша навела порядок в комнате, так как хотела, чтобы мама ее похвалила.

 Девочка обманула маму,  так как   получила двойку по  математике.

«Красота поступка состоит прежде всего в том, что его совершают легко и как бы безо всякого напряжения». (Иммануил Кант)

Воспитатель:- Ребята, а давайте посмотрим, какие качества необходимы для совершения добрых, нравственных поступков. Прочитайте следующие слова и попробуйте объяснить их  значение.

Человеколюбие - это любовь к людям, всему человечеству

Взаимоуважение -  это уважение другого человека, его чести, достоинства.

Взаимопонимание - понимание, умение выслушать и помочь другому человеку.

Бескорыстие - это совершение доброго поступка «без корысти», то есть без выгоды для себя.

Упражнение   «Огонек общения»
На стол каждого ребенка  воспитатель кладет три кружочка   разных цветов.
- Желтый цветочек вы дарите самому доброму в общении; зеленый - самому уступчивому, покладистому; фиолетовый - самому скромному, с вашей точки зрения.
Воспитатель:- Посмотрим, у кого самый большой букет получился.  Как вы думаете, почему?  Ответы детей.

Воспитатель: - Быть по – настоящему добрым – это легко?  Ответы детей.

- Ребята, научиться быть добрым действительно трудно. И у каждого человека свой путь к доброте.
 - Как вы думаете, можно ли заставить человека быть добрым? Можно ли стать добрым на время? (Ответы детей.)

Воспитатель:- А сейчас послушайте историю  по рассказу В.Осеевой «Три товарища».

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.                                                           - Почему ты не ешь? — спросил его Коля.                                      - Завтрак потерял...                                                      - Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. — До обеда далеко ещё!                                                           - А ты где его потерял? — спросил Миша.                                 - Не знаю... — тихо сказал Витя и отвернулся.                              - Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, — сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:                                                  - Бери, ешь!                                                                  - Кого из мальчиков можно назвать добрым? Почему?

Воспитатель:- Наполняйте жизнь добрыми делами и словами. Ведь жизнь дана на добрые дела.

И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
То день не напрасно был прожит,
Значит, живёшь ты не зря.

Какими словами можно объединить следующие слова?

—   Страдание                                           —   Злость                                      —   Война                                   —   Жестокость                            —   Разрушение                        

Ответы детей: ЗЛО

 —   Радость  

—   Любовь

—   Созидание

—   Нежность

 —   Мир

Ответы детей: ДОБРО

Воспитатель:- Существует множество пословиц и поговорок о поступках людей. Подберите к каждой пословице  окончание. Какие ещё пословицы и поговорки о  добрых поступках, вы знаете?

—  Делай другим добро — будешь сам без беды.

—  Плохо тому, кто добра не творит никому.

—  Делая зло, на добро не надейся.

—  Добро не лихо — ходит тихо.

—  Доброе дело человеку, что дождь в засуху.

—  Доброму человеку весь мир — свой дом, а злому и своя хата — чужая.

—  Следовать добру — взбираться на гору, следовать злу — скользить в пропасть.

Поступайте  так, как вы хотите, чтобы с вами поступали.

IMG_256

 

Воспитатель:-Мы сегодня начали сложный разговор о том, как правильно поступать, почему нужно всегда, в любой ситуации обдумывать свои решения и не торопиться совершать поступки, чтобы потом не было мучительно больно, стыдно за свой выбор.

 «Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, что бы людям, окружающим тебя было хорошо». (В.А.Сухомлинский)

Подведение итогов. Рефлексия.

«Сегодня я понял (а), что...»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа "Культура поведения в общественных местах"

Культура поведения в общественных местах - неотъемлемая часть светской жизни....

«Правила и нормы поведения в обществе»

Урок дает представление обучающимся 6 класса о системе правил и норм поведения людей в обществе....

Правила и нормы поведения в обществе.

Презентация к уроку по обществознанию в 6 кл....

беседа "Правила поведения в общественных местах"

Знание правил поведения играет огромную роль при общении, при соблюдении этикета в различных общественных местах: театре, кафе, магазинах, учебных заведениях, транспорте и т.д....

Беседа о поведении у водоёмов в разное время года с презентацией.

Беседа о поведении у водоёмов в разное время года с презентацией....

Беседа "Правила поведения в обществе"

Занятие для обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья. возраст 14-16 лет....