Патриотическое воспитание молодёжи
статья

Особенности формирования гражданственнной позиции и патриотизма  в детском возрасте 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie_v_molodezhnoy_srede.docx21.98 КБ

Предварительный просмотр:

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Одним из ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. В связи с этим проблема патриотического воспитания детей в центре содействия семейному воспитанию становится одной из актуальнейших.

Формирование гражданина, патриота своей Родины, начинается в детском возрасте с чувства любви к близким людям, родному дому, родному краю, городу, природе, традициям. На основе этих общих для всех чувств формируется и укрепляется высокое чувство любви к Родине. Каждый человек приходит в свою взрослую жизнь из детства, и от того, каким оно было, зависит наше будущее. Дети, воспитывающиеся в центре содействия семейному воспитанию, оторваны от семей, у которых есть дедушки и бабушки: потеряна связь с прошлым и преемственность поколений. Равнодушие, чаще всего возникает от незнания. Воспитанники детского дома родились, живут и учатся в Кузбассе, но не все знают историю своего края, посёлка его героев, почетных граждан, окружающую природу, историческое прошлое коренных жителей, их быт, культуру, традиции. Поэтому еще больше усилилась актуальность проблемы патриотического воспитания детей, воспитывающихся в условиях детского дома.

Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями в глубь веков.

В современной педагогике под патриотизмом поднимется «нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость» [9].

В ФГОС от 17.12.10 г. мы находим термин «потрет выпускника основной школы», под которым понимается ряд личностных характеристик, которыми должен обладать каждый выпускник по окончании школы. Например, будущий полноправный член общества должен быть человеком, «…любящим свой край, Отечество, знающим русский и родной язык, уважающим свой народ, его культуру и духовные традиции».

В определении содержания, сущности, методики формирования, организационных форм по воспитанию у подростков гражданских качеств особую роль сыграли П.П. Блонский, А.С. Макаренко, И.Н. Руссу, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий. Проанализировав существующие в педагогике подходы к методам и формам организации гражданско-патриотического воспитания, выделил для себя группы методов, которые могут быть представлены следующей таблицей:

Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства - начинает формироваться уже в детстве. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность у воспитанников детского дома, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у воспитанников детского дома будут сформированы гражданственность и патриотизм.

В нашем центре содействия семейному воспитанию сложилась комплексная система гражданско-патриотического воспитания детей, которая включает различные направления для формирования у ребят чувства патриотизма. Так через экскурсии в музеи, воспитательные часы, воспитанники знакомятся с историей родного края, его традициями. Используются такие формы работы, как встречи с ветеранами войны и труда, походы, беседы. Первые воспитательные часы в День знаний посвящены Родине, героическим страницам её истории, культуре. Главной целью этих занятий является раскрытие смысла понятия «Любовь к Родине», воспитание чувств уважения и любви к Отечеству. Понимание сущности и значения государственных символов страны, уважительное отношение к ним формируется у воспитанников детского дома на занятиях «Школы Правовед».

Ведётся работа в рамках волонтерского отряда «Пламя», по оказанию помощи и поддержки одиноким пожилым людям, ветеранам ВО войны,

Война давно закончилась, и наши дети с трудом понимают, что это за памятники солдатам, и зачем им ружья, зачем вообще людям приходилось убивать друг друга. 9 мая такой особый день, когда можно и нужно об этом поговорить. Рассказать о дедушках, или уже прадедушках, которые воевали, посмотреть старые военные фото. Поговорить об обидах, злости, гневе и ссорах - почему возникают и к чему приводят. Об умении договариваться и решать все проблемы мирным путем.

Очень ценным, тонким методическим указанием Макаренко является его совет давать детям даже младшего возраста в условиях семейного воспитания не разовые трудовые поручения, но длительные задания, рассчитанные на месяцы и даже на годы с тем, чтобы дети длительное время несли ответственность за порученную им работу (например, поддержание чистоты в комнате, обработка грядок домашнего огорода и т. д.).

Третьей основой воспитательной системы Макаренко является воспитание дисциплины, чувства долга и чести Макаренко начал свои педагогические опыты в 1920 г., когда довольно сильно было ещё влияние идей «свободного воспитания».

Он уделил много внимания эстетическому воспитанию. Чистота, опрятность и покрой одежды, чёткость, целеустремлённость и изящная простота движений, элементы военизации и символики, хор и оркестр, театр, кино и широко поставленная клубная работа, чтение художественной литературы, обилие цветов, красота быта, труда и отдыха, речи, движений, эстетика поступков и мысли — так широко понимал Антон Семёнович эстетическое воспитание, тесно связывая его с воспитанием умственным, нравственным и физическим.

Эта эстетика проявлялась во всём внешнем облике коммуна» воспитанников Макаренко. Полное отсутствие расхлябанности, чёткость движений, подтянутость и стройность фигуры, экономность и содержательность речи характеризовали коммунаров.

Говоря о военизации (салюты, сигналы, рапорты, военный строй и т. д.), Макаренко писал: «Эта традиция военизации украшает коллектив, она создаёт для коллектива внешний каркас, в котором красиво можно жить и который поэтому надо привлекать... Должна быть эстетика военного быта, подтянутость, чёткость. Эта военизация есть эстетика, и в детском обществе ода совершенно необходима, в особенности она хороша потому, что сохраняет силы коллектива, сохраняет от неразборчивых, неладных движений, от разбалтывания движений, от разбросанности их».

В этой военизации, которую, как мы видим, А. С. Макаренко вводил главным образом как средство эстетического воспитания, было много элементов игры, о педагогическом значении которой в жизни детского коллектива так часто говорит Макаренко.

Наряду с этой военизацией, но несколько особо от неё (хотя и в связи), стояла военная подготовка, достигаемая стрелковым и кавалерийским спортом и изучением военного дела.

Физическое воспитание достигалось в воспитательных учреждениях Макаренко гигиеническими условиями труда и быта, трудом, прогулками и туризмом, играми, спортом и гимнастикой, военным строем.

Совершенствуется организация патриотического воспитания. Возросли уровень и эффективность проведения фестивалей художественного творчества, конкурсов, выставок и состязаний. Для проведения мероприятий патриотической направленности используется потенциал центров традиционной народной культуры, театров, библиотек и музеев.

Возобновилось проведение военно-спортивных игр и других мероприятий, направленных на военно-патриотическое воспитание молодежи. Возрождаются традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя в прошлом формы воспитательной работы. В деятельности органов государственной власти широко внедряются инновации в воспитательной работе. В системе патриотического воспитания граждан возрастает роль трудовых коллективов. Улучшается работа со студенческой молодежью. Молодые люди активно работают в общественных объединениях, деятельность которых направлена на патриотическое воспитание граждан.

Организованы подготовка и переподготовка организаторов и специалистов патриотического воспитания.

В результате проведенной работы уровень патриотического сознания граждан Российской Федерации повышается.

Однако для дальнейшего развития системы патриотического воспитания необходимы совершенствование законодательства Российской Федерации в этой области, модернизация материально-технической базы патриотического воспитания, повышение уровня его организационно-методического обеспечения, повышение уровня профессиональной подготовки организаторов и специалистов патриотического воспитания, развитие системы патриотического воспитания в трудовых коллективах, более активное и широкое привлечение к этой работе средств массовой информации, культуры и более широкое использование возможностей сети Интернет для решения задач патриотического воспитания.

Литература:

1. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. - М.: Просвещение, 1946. - 450с.

2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». [Электронный ресурс] // режим доступа: http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования: утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897.— М., 2010.— 50 с.

4. Агафонова, А. А. Патриотическое воспитание пятиклассников на уроках литературы / А. А. Агафонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 14 (94). — С. 510-513. — URL: https://moluch.ru/archive/94/21192/ (дата обращения: 10.04.2022).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль исторического образования в патриотическом воспитании молодёжи

Предлагаемый материал содержит размышления о новых подходах к патриотическму воспитанию учащихся старших классов.  Историческое образование должно способствовать осознанию учащимися сущности таки...

Роль исторического образования в патриотическом воспитании молодёжи.

Предлагаемый материал содержит размышления о новых подходах к патриотическому воспитанию учащихся старших классов....

Статья на тему: "Великая Отечественная война как фактор патриотического воспитания молодёжи".

Тема Великой Отечественной войны актуальна в современном обществе, она способствует объединению, сплочению нашего народа....

Художественная литература как средство патриотического воспитания молодёжи на уроках литературы.

Художественная литература как средство патриотического воспитания молодёжи на уроках литературы....

Патриотическое воспитание молодёжи посредством интеграции урочной и внеурочной деятельности.

Из опыта работы учителя русского языка и литературы ГБОУ школа 428 Приморского района Санкт-Петербурга Явдошенко Александры АлександровныВоспитание патриотизма – это неустанная работа по создани...