"Строки, опаленные войной"
план-конспект

Внеклассное мероприятие, посвященное подвигу народа в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_strokiopalyonnye_voynoy.docx21.76 КБ

Предварительный просмотр:

                "Строки опаленные войной"

Внеклассное мероприятие, посвященное подвигу народа в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.

Вспомним всех поименно,
Горем вспомним своим…
Это нужно – не мертвым!
Это надо живым!

Роберт Рождественский.

Цель: сохранение исторической памяти, традиций и преемственности поколений через художественное слово, музыку средствами искусства. Помочь учащимся эмоционально воспринять значение и содержание событий Великой Отечественной.

Обратить внимание учащихся на значимость писем в жизни человека, привлечь их внимание к этому важному виду деятельности в жизни человека.

Задачи:

1)формировать коммуникативные (речевые) умения учащихся – умения, необходимые для построения текста, умения правильно выражать свои мысли, совершенствовать высказывания;

2) Развитие монологической, устной речи умение выступать перед аудиторией.                            3) Воспитание гражданственности и преданности Родине.                           4)развивать навыки выразительного чтения, речевого этикета.

познакомить учащихся с творчеством писателей и поэтов в годы Великой Отечественной войны;

познакомить учащихся с биографическими данными ряда писателей и поэтов;

продолжить знакомство с периодом 1941–1945 гг. в истории нашей Родины;

воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гражданского долга;

воспитывать у учащихся чувство любви к Родине, чувство гордости за русский народ;

показать нравственные истоки победы в Великой Отечественной войне;

прививать интерес у учащихся к литературе, музыке, искусству;

формировать бережное отношение и любовь к русскому языку.

Выработка и закрепление навыков ручного труда.

Развитие мелкой моторики рук.

Цели для учителя:

организовать изучение материала по теме: “Строки, опаленные войной”, используя индивидуальный и дифференцированный подход и метод интегрированного обучения;

создать творческую, комфортную, доброжелательную атмосферу на уроке.

Оформление.

Репродукции картин А. и С. Ткачёвы «Осень 1941. Солдатки», А.Локтионов «Письмо с фронта». Письма из художественных произведений — они перепечатаны, помещены на стендах с портретами писателей, с названием художественных произведений. Фронтовые письма - «треугольники».На столике - сумка почтальона, почтовый ящик...

Техническое оснащение:

Записи песен по теме, записи музыкальных фрагментов, выставка книг о Великой Отечественной войне, портреты писателей и поэтов.

Ход урока:

Звучит мелодия песни «Журавли»

На фоне музыки начинает урок учитель.

-9 мая 2010 года в который раз прогремит салют Победы…

А в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа. Все яснее вырисовывается всемирно – историческое значение нашей победы. Как удивительно точно и емко сказал поэт: “Не ради славы, ради жизни на земле”.

-Течет река времени. Минуло уже более полувека с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные, от Баренцева до Черного моря, двери войны. Много воды унесла река времени с тех пор. Зарыли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941г осталось не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчета долгих дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа.

- Путь к Победе был долог и труден. 1418 дней войны. И каждый из них – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, гибель лучших сынов и дочерей России, радость больших и малых побед, каждая из которых – чудо бесстрашия, доблести.

-Тема нашего урока «Строки, опаленные войной». Мы посвящаем его всем защитникам нашей родины…

1 ученик – Тем, кто шел в бой за Родину, выстоял и победил…

2 ученик – Тем, кто согревался дыханием в стужу блокадных ночей…

3 ученик – Тем, кто ушел вместе с дымом из бухенвальдских печей…

4 ученик – Тем, кто на речных переправах шел, словно камень, ко дну…

5 ученик – Тем, кто на века безымянный канул в фашистском плену…

6 ученик – Тем, кто ради дела сердце отдать был готов…

1 ученик – Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов…

2 ученик – Всем тем, кто ушел в бессмертие и победил, посвящается этот урок…

- Сегодня мы вспомним произведения о войне, строки, написанные в годы войны писателями и простыми людьми. Вы закончите изготовление открыток к приближающемуся празднику – Дню Победы.

(Звучит музыка.) «Эх, дороги»

В 1941 году началась Великая Отечественная война. Весь народ - от мала до велика - встал на защиту своей Родины.

С первых дней войны советские писатели и поэты вместе со всем народом встали на борьбу с фашистами. Их оружием были и винтовка, и пулемет, и слово: стихи, рассказы, песни, строки военной корреспонденции.

В годы военных испытаний 1215 писателей – почти половина тогдашней творческой организации – ушли воевать с врагом. Более 400 из них отдали свою жизнь за освобождение нашей Родины от фашистского рабства.

Подлинно народная Великая Отечественная война породила прекрасные произведения художественной литературы, вдохновенно запечатлевшие бессмертный подвиг советских людей. Многие из этих книг включены по праву в золотой фонд отечественной и мировой литературы.

Обратите внимание на выставку книг, здесь представлены произведения о войне. (Выставка книг, к которой обращают внимание присутствующих.)

Какие произведения о войне вам знакомы?

Это произведения М. Шолохова “Судьба человека, А. Твардовского “Василий Теркин”, А. Толстого “Русский характер К. Симанова «Сын артиллериста», «Флаг».

Поэзия военного поколения раскрывает такой накал высоких человеческих чувств, такой патриотический подъем, что становится понятным, почему люди стояли насмерть под Москвой, как потом под Сталинградом, на Курской дуге, на каждом клочке русской земли.

Инсценирование фрагмента из поэмы Твардовского «Василий Теркин»

Звучит военная песня.(Одинокая гармонь) Входит Василий Теркин (мальчик-подросток).
Теркин:
Разрешите доложить
Коротко и просто.
Я большой охотник жить
Лет до девяносто.
А война - про все забудь
И пенять не вправе.
Собирался в дальний путь,
Дан приказ: "Отставить".
Грянул год, пришел черед,
Нынче мы в ответе
За Россию, за народ
И за все на свете.
От Ивана до Фомы,
Мертвые ль живые,
Все мы вместе - это мы.
Твой народ, Россия.

С полей Великой Отечественной войны не вернулись многие поэты, самоотверженно делившие со своим народом все тяготы военного времени. Эти люди были очень разными по таланту, по возрасту, по своим предфронтовым судьбам. Некоторые из них уже успели войти в литературу и издать книги, другие только начали печататься, но их роднит одно – любовь к Родине.

-Своей жестокой рукой война коснулась каждой семьи.Строки, опаленные войной ... Как же их ждали в домах из которых ушли мужчины, юноши, совсем мальчишки на фронт...

-Пишут ли в вашей семье письма с наше время? Почему?

-Получаете ли вы письма, в виде кратких СМС сообщений, от кого?

-Ждёте ли вы их, нужны ли они вам?

К сожалению, в наше время письма на бумаге встречаются редко в следствии технического прогресса. А в годы войны письма были нужны как воздух.. И выглядели они по-особенному, в виде треугольников. Сейчас свои пожелания ко Дню победы мы тоже сложим в виде заветных треугольников. (учащиеся по схеме складывают треугольники)

Лет 30 тому назад у калитки одного дома каждый день я видела немолодую женщин Думала, что она ожидает внука из школы. Оказалось - почтальона. Шестнадцатилетним убежал её сын Иван на фронт. Но первые письма - треугольники приходили из далёкого Кунгура - ныне Пермская область - здесь Иван проходил военную подготовку. Потом были первые бои - жестокие, изматывающие. 1944 год. Белоруссия. Здесь окончился боевой путь юноши. А мать ждёт писем... Сначала они приходили - эти заветные письма военного лихолетья. Ими жила мать. В них столько тёплых, нежных слов: «Как живёшь, мама?.. Я вернусь, мама - жди!» Не сдержал обещания, не вернулся... А мать ждёт. Вот и сегодня она вышла за калитку - почтальона поджидать. Но что так медленно идёт она, что так мрачно её лицо - что?.. Подкосились ноги, плетью обвисли руки: «Ваш сын... пал... смертью храбрых...» Господи! Ах, война! Что ты сделала, подлая...

1 Ученица зачитывает отрывок:

Не все домой с войны вернулись близкие 

Остались средь нескошенных полей, !

Чтоб вознеслись в рассветы обелисками

По всей земле.

2 Ученица: Но надо жить. Ведь в семье ещё двое младших детей, две дочки... И мать живёт - живёт, надеясь. И часто, как и прежде, её видят стоящей у калитки в ожидании почтальона. Она ждёт писем. Писем от сына.

3 Ученица: Ну на что надеется она —

Двадцать лет, как кончилась война...

Письмо пришло. Когда страна готовилась отметить 35 победную весну Мать получила письмо. (Ведущая со стенда берёт письмо. Чтение отрывка из письма).

Ученик: В мыслях я навещаю домик наш за рекой.

Как живёшь ты, родная? Сыну сердце открой. К нежной, ласковой самой письмецо своё шлю. Мама, милая мама, как тебя я люблю.

Я тебе обещаю быть достойным отца,

Без тоски и печали жди со службы бойца.

Улыбнись веселее, напиши мне ответ,

Ведь улыбкой твоею я на службе согрет.

К нежной, ласковой самой письмецо своё шлю...

Мама, милая мама, как тебя я люблю...

Вскоре вся округа знала, как читала тут же у калитки Мать письмо, как потом то ли выговорила, то ли простонала: «Я верила, верила, он жив». А писали из Белоруссии юные следопыты. С тех пор почтальоны перестали обходить стороной дом, где у калитки в полдень стоит женщина в ожидании письма. Письма приходили часто. И мать по весне собралась в дорогу. Везла она сыну горсть родной земли, а с его могилы в платочке привезла заветную, кровью сына обагрённую горсть, которую потом унесла с собой, упокоившись с миром.

МИНУТА МОЛЧАНИЯ

Пока земля осколки в себе носит,
Пока снаряды поднимаем мы,
Пока поднять всех безымянных просят,
Мы не забудем страшной той войны.

Войну хочется забыть. Трудно человеку жить с такой жестоко нагруженной памятью, с такой измученной душой. Но что будет с нами, если люди забудут ее и не передадут нам свою память?

Какими мы будем без нее в нашем большом и тревожном мире?

И все-таки, память жива в нас. Она находит десятки путей, чтобы не покинуть человеческое сердце. Это она соединяет прошлое и будущее. Сегодня мы обращаем слова благодарности и чтим память тех, кому мы обязаны счастьем жить на Земле, тех, кто отстоял наши жизни на полях войны.

Вспомним всех поименно, горем вспомним своим.
Это нужно – не мертвым! Это надо живым!

В конце встречи ведущая предлагает учащимся подарить поздравительные открытки присутствующим гостям.

Инсценирование.

Стук в дверь. Входит почтальон,читает стихи известной песни.

Есть много профессий — хороших и важных,

Но я ни за что не сменяю свою.

Со всеми я дружен и ждёт меня каждый,

И люди повсюду меня узнают:

От отцов — сыновьям, и от малых детей,

И от милых влюблённых влюблённым.

Отворите скорей почтальону дверей,

Улыбнитесь, друзья, почтальону!

Открытки отдают почтальону.

Почтальон вручает присутствующим открытки

Заключение

-Пишите чаще письма

Всем - родителям, друзьям.

Их письма не кладите в долгий ящик

Часто в них кричит вам каждая строка:

Пишите чаще!

Пишите чаще!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русской литературы "Строки,опаленные войной!"

Разработка урока в 11 классе на тему"Строки, опаленные войной"    Надеюсь, что данный материал поможет провести урок, на котором будут звучать стихотворения поэтов-фронтовиков....

Поэтический вечер "Строки, опаленные войной"

Разработка поэтического вечера "Строки, опаленные войной..." Трогающие душу стихи, исторические факты, песни - все это сделало данный сценарий интересным для ребят разных возрастов - от пятиклассников...

Сценарий литературно-музыкальный композиции «Строки, опаленные войной»

Цель:воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции на примере поэзии военных лет.Оборудование: Выставка книг со стихами о войне, фонограммы песен военных лет. Вступительное с...

Методическая разработка "Строки, опаленные войной"

Методическая разработка "Строки, опаленные войной"...

Открытый урок по литературе "Строки, опаленные войной!"

Открытый урок ,посвящен писателям и поэтам, героям Великой Отечественной войны. В разработке урока показаны авторы и произведения во время ВОВ....

Строки, опаленные войной

Классный час Тема: "Строки, опаленные войной (Ленинградский дневник)" Цели:Показать войну как личностно значимое для нашего современника событие.Способствовать развитию патриотических чувств...