Эссе Инклюзивное образование
материал

Кулагина Людмила Викторовна

Инклюзивное образование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_inklyuzivnoe_obrazovanie.docx17.66 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе на тему: Инклюзивное образование: проблемы и перспективы. 

          Инклюзивное образование, о котором так много сегодня говорится, широко распространено в Европейских странах, но в России – это достаточно новое явление.
В  1994 году под эгидой ЮНЕСКО в г.Саламанка прошла Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями, на которой был введен в международный обиход термин «инклюзия» и провозглашен принцип инклюзивного образования.
         Что же такое инклюзивное образование?
         В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности, (франц. inclusif - включающий в себя, от лат. include - заключаю,включаю) или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
Инклюзивное образование предусматривает не только активное включение и участие детей и подростков с ограниченными возможностями в образовательном процессе обычной школы, но в большей мере перестройку всей системы образования для обеспечения образовательных потребностей всех детей.
         Включенное образование базируется на восьми принципах:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7.  Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
         На мой взгляд,  самое главное из них – все люди равны!
         Внедрение инклюзии возможно только на основе принципов демократизации и при отсутствии дискриминации по любому признаку. Сегодня мы хорошо понимаем, что развитие инклюзивного образования – это длительный и достаточно противоречивый процесс преобразований. Его развитие невозможно без поддержки общественных организаций. 

           Инклюзия касается всех субъектов образовательного процесса:
-детей с ОВЗ и их родителей;
-физически здоровых обучающихся и членов их семей;
- учителей и других специалистов  образовательного пространства;
-администрации;
-структур дополнительного образования.
         Принятый 29 декабря 2012 года Федеральный закон № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» вводит в российское образовательное пространство понятие «инклюзивное образование». Пункт 27 статьи 2 этого закона звучит так: « Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Это важная веха в истории развития прав человека в России: политика включения лиц с ограниченными возможностями здоровья и трудностями обучения в систему общего образования теперь закреплена на государственном уровне».
         Закон « Об образовании в РФ» закрепляет не только понятие, но ряд важных механизмов:
   1. Специальные образовательные условия – «условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ, и методов обучения и воспитания,  специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставления услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечения доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья».
   2. Образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
         Готова ли школа дать качественное образование детям, которые в нее придут? Анализируя сегодняшнее состояние школ России, мы хорошо понимаем, что школы не готовы отвечать всем требованиям инклюзии.  Важной проблемой здесь выступает готовность школ к инклюзии. Нам не обойтись без всестороннего изучения возможных препятствий на пути внедрения инклюзивного образования.
         С какими трудностями внедрения инклюзивного образования могут столкнуться участники образовательного процесса? Дети с ОВЗ и родители? Очевидна значимость барьеров «архитектурного» окружения ученика — физическая недоступность окружающей среды (например, отсутствие пандусов, лифтов в школе, недоступность транспорта между школой и домом, отсутствие звуковых светофоров на переходе по пути в школу и т.д).
         Еще более значимыми трудностями оказываются  «барьеры», возникающие во взаимоотношениях людей. Давайте представим с вами на минутку, что вы живете в обществе, где вы особенный, потому что здоровы. С вами повсюду говорят языком жестов, вам дают документы, заполненные шрифтом Брайля, и в конце концов вас провожают косыми взглядами на улице. И вы начинаете болеть только от того, что вы не приспособлены к такому миру. Так, только с точностью все наоборот, в нашем современном мире живут люди, которые ограниченны в своих возможностях. И главным ограничением выступает не их здоровье, а мы - все общество.
         Отношение к детям с инвалидностью является сложной проблемой прежде всего для взрослых участников образовательного процесса, потому что нет культурной традиции в обществе, нет опыта взаимодействия и общения с такими людьми. Наличие хотя бы малого личного опыта изменяет отношение и восприятие людей с инвалидностью, рождает психологическую готовность принять их.
         Какова же готовность педагогов обучать детей с различными образовательными потребностями? Остро стоит проблема неготовности учителей массовой школы к работе с детьми с особыми образовательными потребностями, обнаруживается недостаток профессиональных компетенций педагогов в работе в инклюзивной среде, наличие психологических барьеров, и профессиональных стереотипов учителей. Помочь педагогам в преодолении этих трудностей сможет повышение квалификации, программы магистратуры и бакалавриата, творческие мастерские, обмен опытом и стажировки.
         В идеале, следует создать базовое образовательное учреждение, для того чтобы педагоги могли перенимать опыт, тех, кто непосредственно работает в среде инклюзии. Для меня является важным - изменения ценностей педагогов, так как это является неизбежным в процессе инклюзии. Ценности должны закрепиться в культуре учителей, родителей, учащихся и школы в целом.
         Немалую роль в вопросе успешного внедрения инклюзии играет консервативность общества и, в частности, косность взглядов родителей здоровых детей, которые часто выступают против того, чтобы их дети учились вместе с инвалидами. Родители полагают, что совместная учеба с таким ребенком их детям не полезна, потому что в результате они недополучат знания, внимания учителей. В общем итоге образование здоровых детей пострадает.
         На мой взгляд, факт совместного обучения ребенка с особенностями в обычном классе сам по себе недостаточен для каких-то выводов. Вопрос заключается ведь не в том, пострадают ли здоровые дети, а в том, будет ли образовательный процесс построен таким образом, что бы способствовать развитию детей, а не разрушать это развитие. Главное, чтобы решение задач не шло одно за счет другого. Следует разграничить пространство взаимодействия детей и предметно-образовательное пространство. Для эффективности такого обучения, необходимо, как минимум, наличие несколько сопровождающих взрослых, способных помочь особому ребенку при решении сложной задачи, чтобы ребенок чувствовал себя включенным в процесс решения, и при этом другие дети занимались чем-то иным.
         Немаловажную роль играет создание условий в школе для детей с ОВЗ, а именно наличие технических средств, многие школы попросту не оборудованы для нужд детей с ОВЗ. Первоначальная задача администрации школы изменить территориальное пространство, сделав  его инклюзивным, исходя из индивидуальных потребностей детей; переоборудования мест общего пользования (класс, столовая, библиотека, туалетные комнаты), оборудовать въезд детей с ОВЗ в здание школы, предусмотреть транспортную поддержку, для доставки ребенка в школу ; введение в штат сурдопедагогов, тифлопедагогов, дефектологов, . Все это требует дополнительного серьезного финансирования.
         Школы способны преодолеть многие барьеры самостоятельно, если будет достигнуто понимание того, что недостаток материальных ресурсов не является основным и единственным барьером на пути развития образовательной инклюзии. Главная проблема заложена в современном обществе: эгоистичность, нежелание пересматривать систему ценностей, повышенная агрессивность.
         Не стоит забывать, что составляет облик подлинного Человека — духовного и высокоразумного — человечность!
         В ряде выше перечисленных минусов инклюзивного образования, есть и свои плюсы, о которых нужно говорить. Какие результаты сейчас имеет Российское образование по внедрению инклюзивного образования?
   1.  В новых Федеральных Государственных стандартах начальной и основной школы  предусмотрено создание специальных условий для обучения детей с ОВЗ; их комплексное психолого-педагогическое сопровождение; создание индивидуального учебного  плана для детей с ОВЗ и одаренных детей.
   2.  Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы определяет законодательное обеспечение равного доступа к качественному образованию, право на инклюзивное образование по месту жительства, право родителей на  выбор образовательного учреждения.
   3.  Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 годы, которая создает условия без барьерной среды, а к 2016 году обеспечит совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития.
          Основное преимущество инклюзивного подхода в обучении — это создание гибкой образовательной среды, удовлетворяющей потребности каждого ребенка, соответствующей индивидуальным интеллектуальным, физическим и психическим потребностям.
         Несомненным плюсом для общества, а в частности для родителей,  является интеграция и социализация детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).
         Но главное, к чему призывают сторонники совместного обучения, – это искоренение дискриминации и воспитание толерантности: дети, получающие инклюзивное образование, учатся милосердию, взаимоуважению и терпимости. Итогом внедрения такой методологии должно стать улучшение качества жизни учащихся в целом и тех из них, кто относится к социально-уязвимым группам.
         Кроме того, инклюзивное образование способствует нравственному оздоровлению общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕФЕРАТ по образовательной программе дополнительного профессионального образования «Современный образовательный менеджмент. Принцип государственно-общественного управления в образовании» на тему: «Общественная оценка качества образования в образовател

В последние годы делается больший акцент на роль общественности в управлении образовательными учреждениями. Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органа...

Конкурсная работа - проект «Фактор счастья» на муниципальный конкурс «Инновации в образовании» (номинация «Управление образованием», «Дошкольное образование»)

Любое образовательное учреждение – это, прежде всего, педагоги, работающие в нем. Они всегда готовы к постоянному профессиональному саморазвитию. Однако для непрерывного профессионального самосовершен...

Информационно-методическое сообщение "Реформа музыкального образования.Музыкальное образование -удел избранных или образование для всех"

"Реформа музыкального образования.Музыкальное образование -удел избранных или образование для всех"...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Физическая культура Уровень обучения: Начальное общее образование (1-4 классы) основное общее образование (5-9классы) Среднее общее образование (10-11классы).ФГОС.

1.      Планируемые результаты освоения учебного предмета        Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса ...

Приказ отдела по образованию муниципального образования «Сычевский район» Смоленской области от 18.04.2017 года № 73 «О порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в форме ОГЭ, ГВЭ в 2

Приказ отдела по образованию муниципального образования «Сычевский район» Смоленской области от 18.04.2017 года № 73 «О порядке проведения государственной итоговой аттестации по обра...

Педагогический совет "Качество образования" "Влияние воспитательной работы на качество образования школьников ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ"

Личностно-ориентированный подход является ведущим в воспитательном процессе нашего учреждения. Особенность процесса обучения в учреждениях дополнительного образования заключается в том, что он выстраи...