Формирование ИКТ компетентности для обеспечения социализации выпускника 21 века
статья

Татьяна Сергеевна Григорьева

Образовательная задача состоит в организации условий, для детской деятельности которая приведет к более успешной социализации личности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование ИКТ компетентности для обеспечения социализации выпускника 21 века

Григорьева Татьяна Сергеевна,

 учитель математики МБОУ «СОШ №27 г. Йошкар-Олы»

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи».

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» отмечает: «Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Образовательная задача состоит в организации условий, для детской деятельности которая приведет к более успешной социализации личности.

Автором термина «социализация» является американский социолог Ф. Г. Гиддингс, социализация - это процесс получения ребёнком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе.

Проблемами и вопросами социализации занимались: А. С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.

Социализация осуществляет основополагающие функции развития индивида и общества: некоторые из них:

-коммуникативно-информационная, приводящая человека во взаимоотношения с другими людьми;

-прокреативная функция, порождающая готовность действовать определенным образом-творческая функция, в процессе реализации которой рождается стремление творить;

- ценностно-ориентационная функция, формирующая систему ценностей определяющих образ жизни человека;

Эти функции, реализуясь в комплексе, дают возможность индивиду проявить себя в определенной сфере деятельности

Согласно ФГОС составлен портрет выпускника школы –современный выпускник обладает не только запасом знаний, но и позицией, компетенциями, способностями эффективно работать в информационно-образовательной среде, готовностью к постоянному обновлению и даже преобразованию своего знания в условиях постоянно меняющегося мира.

В конце 1980-х гг. - в отечественной науке зарождается специальное направление - компетентностный подход в образовании. Разработчиками являются Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова

Среди знаний и практического опыта, формируемых в процессе достижения личностью определенного уровня компетентности, мне хотелось бы отметить: навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля, работы в команде, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения.

Ключевым фактором формирования успешной социализации личности является информационно-коммуникативная компетенция учащегося.

В моем понимании, суть понятия «информационно-коммуникационная компетентность» включают в себя:

способность к самостоятельному поиску и обработке информации;

способность к групповой деятельности и сотрудничеству;

готовность к саморазвитию в сфере информационных и коммуникационных технологий.

Одним из результатов выпускника является актуальный уровень ИКТ-компетентности, как способность и готовность жить и работать в строящемся информационном обществе.

Моя система направлена на создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности ученика, максимальное раскрытие личностного потенциала ребёнка, формирование мотивации к самореализации и личностным достижениям, подготовку к творческому труду в различных сферах научной и практической деятельности, успешной социализации выпускника в современном обществе.

Поэтому цель системы - воспитание активной, творческой личности, владеющей современными информационно-коммуникационными технологиями, способной включаться в самостоятельный поиск, делать собственные открытия, самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность за конечный результат способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру.

Задачи:

это оптимизация образовательного процесса посредством использования инновационных технологий:

  • Помочь ученикам освоить такие приёмы, которые позволят расширять полученные знания самостоятельно, т. е. научить оперативно осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный способ обработки;
  • Способствовать развитию творческого потенциала учащихся;
  • Создать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки;
  • Способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в команде.

Их сочетание и системное применение позволяют формировать 

следующие компетенции:

-информационную

-коммуникативную

-социальную

-предметную

Таким образом, активное формирование ИКТ компетентности  в урочной и внеурочной деятельности, расширяет возможности для формирования универсальных учебных действий (УУД), как важнейшего результата реализации Стандарта. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе.

1) личностные;

2) регулятивные

3) познавательные;

4) коммуникативные

В составе информационно-коммуникативной компетентности можно выделить три компонента:

Личностный компонент требует развития мотивационной сферы учащихся.

Управленческий компонент базируется на умениях, обеспечивающих планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной деятельности учащимися.

Деятельностный компонент отражает процессы нахождения, отбора, применениия на практике информации

Формирование ИКТ - компетентности на уроках информатики можно представить в три этапа:

  1. Подготовительный. Решение задач с  практическим содержанием.

Цель: формирование обобщенных предметных умений. Предлагается набор заданий, в результате выполнения которых учащиеся приобретают умения и навыки, позволяющие им решать задачи. Учащиеся выполняют задания по шаблону.

  1. Основной. Разработка творческих проектов с привлечением знаний из других предметных областей:

Цель: развитие способностей применять полученные знания и умения в нестандартной жизненной ситуации.

Разработка презентаций для школьных предметов;

  1. Закрепляющий. Моделирование жизненной ситуации.

Цель: развитие способностей применять полученные знания и умения в нестандартной жизненной ситуации. Создание социальных проектов.

Таким образом, информационно-коммуникативную компетентность можно рассматривать как интегративное качество личности, необходимое для овладения способами работы с информацией.

В моей педагогической практике использование метода проектов направлено на формирование успешной социализации личности. Под социализацией личности понимается процесс активного нахождения человеком своего места в жизни.

Мы знаем что, социализация в целом - процесс непрерывный, так как человек постоянно взаимодействует с социумом.

С 2008г. реализуются  общешкольные проекты, для чего заключены соглашения с  Советом ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил, правоохранительных органов Сернурского района, с Сернурским районным отделением Марийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов». В ходе реализации социального проекта «Чернобыльцы: их подвиг в нашей памяти»  выпущена брошюра о чернобыльцах, аналогов этой книги в нашей республике нет. В ходе работы выявлено, что целенаправленная работа по патриотическому воспитанию детей способствует саморазвитию, самоутверждению личности. Данные выводы подтверждены результатами анкетирования, проводимого до и после выполнения проекта. 

Таблица 1

Результаты работы над проектом «Чернобыльцы»: их подвиг в нашей памяти»

Социальный проект «Чернобыльцы: их подвиг в нашей памяти»

Качества

До проекта

После проекта

Преданность Родине

89%

100%

Исполнение гражданских законов

89%

95%

Ответственность за свои поступки

45%

87%

Умение применять решения и предвидеть последствия

35%

67%

Умение предвидеть действия  и поступков

29%

81%

Участники волонтерского движения

15%

68%

В ходе выполнения проекта сотрудничают ученики с 5 по 11 классы, пятиклассники помогают набирать текст, восьмиклассники строят диаграммы, девятиклассники собирают письма поддержки, 10 - классники ищут спонсоров, старшеклассники проводят социологические опросы среди населения, оформляют проект, тем самым старшеклассники передают свои знания и опыт малышам.

Количество реализуемых проектов в школе с каждым годом увеличивается. Проектная работа повышает уровень мотивации учащихся к образовательной деятельности.

Важнейшим условием к формированию мотивации обучения выступает индивидуальный подход. При работе с учащимися применяются следующие методы.

1. Методы стимулирования и мотивации интереса к учению:

  • создание эмоциональных, нравственных переживаний, ситуаций новизны, неожиданности, актуальности;
  • дискуссии, анализ жизненных ситуаций;
  • создание ситуации успеха в учении
  • Методы стимулирования долга и ответственности:
  • разъяснение личностной и общественной значимости учения;
  • требования;
  • поощрения

Вывод: На предмете информатика проектный метод позволяет использовать все воспитательные дидактические возможности. Он разворачивается для нас, во-первых, как один из методов проблемного обучения активизирующий и углубляющий познания, во-вторых, как метод позволяющий обучать самостоятельному мышлению и деятельности, в-третьих, как метод, дающий возможность обучать групповому взаимодействию, что важно для социализации учащихся, для формирования профессиональных навыков в предпрофессиональном обучении на информатике.

Область использования компьютеров с каждым годом становится все обширнее и включает в себя все более широкий спектр различных программ, начиная от простых презентаций, иллюстрирующих изучаемые темы, кончая сложными системами обучения. Важное место в этом списке занимают программы.

Количество реализуемых проектов с каждым годом увеличивается.

Условием к формированию мотивации обучения выступает индивидуальный подход

1. Методы стимулирования и мотивации интереса к учению:

  • создание эмоциональных, нравственных переживаний, ситуаций новизны, неожиданности, актуальности;
  • дискуссии, анализ жизненных ситуаций;
  • создание ситуации успеха в учении

2. Методы стимулирования долга и ответственности:

  • разъяснение личностной и общественной значимости учения;
  • требования;
  • поощрения и наказания.

Вывод: На предмете информатика проектный метод позволяет использовать все воспитательные дидактические возможности. Он разворачивается для нас, во-первых, как один из методов проблемного обучения активизирующий и углубляющий познания, во-вторых, как метод позволяющий обучать самостоятельному мышлению и деятельности, в-третьих, как метод, дающий возможность обучать групповому взаимодействию, что важно для социализации учащихся, для формирования профессиональных навыков в предпрофессиональном обучении на информатике.

Область использования компьютеров с каждым годом становится все обширнее и включает в себя все более широкий спектр различных программ, начиная от простых презентаций, иллюстрирующих изучаемые темы, кончая сложными системами обучения. Важное место в этом списке занимают программы.

На уроках информатики  уделяю большое внимание межпрежметным связям: в первую очередь профильные предметы математика, физика, биология

Эти уроки позволяют показать связь предметов, учат применять на практике теоретические знания, отрабатывают навыки работы на компьютере, активизируют умственную деятельность учеников, стимулируют их к самостоятельному приобретению знаний.

Рассмотрим примерах:

  1. Задача. Экономика

Машиностроительный завод, реализуя продукцию по договорным ценам, получил определенную выручку, затратив на производство некоторую сумму денег. Определить отношение чистой прибыли к вложенным средствам. Для решения экономических задач приглашаю специалистов с пенсионного фонда, налоговой, сотрудников банков. проводим экскурсии на предприятия.

  1. Задача. Высшая математика.

С помощью электронной таблицы построить кривые второго порядка. Даная тема в курсе школьной программы не изучается, ученики знакомятся с полярной системой координат, строят графики с точностью 0,1. Выпускники. Успешно сдают зачеты, экзамены. о чем свидетельствуют записи в зачетных книжках. Выпускники пополняют банк заданий, приносят свои задания по темам, которые не изучаются в школе.

  1. На уроке по созданию сайтов учащимся предлагается тема: Глобальные проблемы современности. Учащиеся, определяются  основные проблемы по данной теме «Проблема наркомании  и СПИДа»

В результате изучения данной темы учащиеся:

  • Узнают о наиболее значимых глобальных проблемах современности;
  • Получают представление о возможных путях решения этих проблем;
  • Умеют находить, отбирать и систематизировать информацию в сфере социальных исследований;
  • Умеют формулировать и аргументировать мысль, связно излагать информацию.

Одна из основных задач на уроках информатики - развитие у обучающихся  навыков умения работы с компьютерной техникой, оборудованием. Эти навыки и умения во многом приобретаются в  ходе выполнения работы. Например, при изучении темы «Система автоматизированного проекта КОМПАС 3Д». Она включает в себя проектирование здания, рабочих чертежей. После получения технического задания, обучающиеся  должны работать над его выполнением самостоятельно, используя учебную литературу и методические пособия. Как следствие студенты, поступившие в ПГТУ, не испытывают затруднения при  выполнении данных заданий.  Такой комплексный подход позволяет решить нашу основную задачу - подготовку востребованных конкурентоспособных кадров для предприятий машиностроения.

Большую помощь мои учащиеся оказывают учителям, создают цифровые образовательные ресурсы, одним из них является «Достопримечательности России». Собранный материал был выстроен в виде базы данных с использование программы Assecc. Обучающиеся сами выбрали город. Использовали  фотографии, сделанные во время поездки. В ходе выполнения проекта ребята успешно изучили программу и составили альбом.

ЦОР явился результатом исследовательской работы над литературным и историческим материалом об этих  прекрасных городах. В результате данной работы. В школе большая коллекция по окружающему миру. Любой ученик может добавить свой материал.

При изучении программы Excel зачетной работой является «Тест по предмету», который используется для подготовка к ЕГЭ, ГИА.

 В ходе выполнения проекта решаются следующие задача.

1. Усвоение темы Excel (информатика).

2. освоение межпредметные связи.

3. Подготовка к экзаменам.

4. создание Банк тестов по предметам.

Технология коллективной творческой деятельности

Коллективная деятельность на уроке, в процессе организации которой необходимо поставить перед учащимися такую общую цель, способную заинтересовать всех, но для достижения, которой каждый учащийся должен внести индивидуальный вклад.

Пример: уроки по теме «Основы бизнеса», когда перед учащимися ставится проблемная ситуация сможем ли мы построить свой бизнес, если откроем минипикарню, автомойку, сервиз по ремонту машин в Сернуре и т.д. Что нужно для этого предпринять, чтобы наш бизнес процветал. В ходе работы найти информацию о минипекарнях, оборудовании, о реализации хлеба. Учащиеся выдвигают гипотезу о том, сможем ли мы построить свой бизнес. В конце работы рассматривается все плюсы и минусы данного бизнеса. При этом решается ряд воспитательных задач: умение отстаивать свою точку зрения, самореализация, проявить свои способности. Часто за советом к ученикам обращаются за помощью в составлении бизнес – планов. Мои выпускники участвуют в программе государственной поддержки малого и среднего бизнеса.

Таблица 2

Результаты обучающихся

2018г.

2019г.

2021г.

Кол-во участников

4

5

12

Вывод: Выпускники учатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации. Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях.

Многим хорошо знакома ситуация: ученик выпускного класса, не любивший например физику и имевший по этому предмету натянутую тройку, решает поступать в политехнический институт, в котором экзамен по физик оказывается одним из вступительных. А что способствовало этому.  Выбор темы для создания сайта «Законы Ньютона», в процессе сотрудничества с учителем он постепенно вникает в предмет, отношение к предмету меняется,  и он удачно сдает ЕГЭ, таких примеров можно привести много. Когда учащиеся в ходе выполнения заданий определяются с выбором профессий.

Почти в каждом классе есть ученики, у которых есть проблемы с дисциплиной. Как направить их энергию в правильное русло. Например, езда на скутерах, для этого  даю тему «Как избежать несчастных случаев. Последствия аварий». Для сбора информации они обращаются в полицию, больницу. Изучив данную проблему они перестают нарушать правила дорожного движения. Выступят на классных часах. Выпустят буклет, чем не профилактика травматизма.  

В итоге при организации продуктивной учебно-познавательной деятельности индивидуальные образовательные продукты становятся средством для выявления и развития индивидуальных способностей учащихся.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

  • изучение и анализ литературы и документальных материалов по проблеме исследования;
  • изучение и обобщение педагогического опыта;
  • педагогическое наблюдение;
  • педагогический эксперимент;
  • анализ результатов ученической деятельности;
  • устный и письменный опрос учащихся;
  • тестирование;
  • анализ результатов исследования

Одной из важнейших проблем педагога является оценка результатов

Отличительной чертой разрабатываемых сегодня образовательных стандартов является новый подход к формированию содержания и оценке результатов обучения на основе принципа: от «знаю и умею» — к «знаю, умею и умею применять на практике».

И здесь на помощь могут прийти различные методы системы оценивания. 

«лесенки достижений», 

«Листы индивидуальных достижений», где закрашивание определенной клетки фиксирует формирование определенного навыка на данном этапе.

Методами, служащими цели получения интегральных оценок, являются также портфолио.

Значимым условием достижения продуктивности учебно-познавательной деятельности является рефлексия учащихся. Основу рефлексивной деятельности составляет сравнение полученных учащимися образовательных продуктов, выявление и осознание основных компонентов деятельности. Это способствует не только пониманию школьником схемы организации собственной деятельности, но и осмыслению ее результатов. Самосознание личного опыта, знаний, ценностных отношений стимулирует развитие личностных образовательных смыслов учащегося, которые во многом определяют мировоззрение и жизненные позиции учащегося.

Регулярно проводится мониторинг оценки ИКТ – компетентности учащихся по системе Бурмакиной В.Ф., Фалиной И.Н.

Формирование компетентностей у учащихся позволяет им приобретать качества, необходимые в жизни и в их будущей профессиональной деятельности. Развивает инициативу, творческий потенциал, коммуникативные способности, умение работать в команде; прививает общую информационную культуру школьника; реализует индивидуальный подход в обучении учащихся; является платформой для реализации межпредметных связей.

Данная  система работы позволяет

  • активизирует познавательную деятельность обучающихся;
  •  повышает мотивацию обучающихся к изучаемому предмету;
  •  экономит время на объяснение материала;
  •  позволяет выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание;
  •  позволяет дифференцировать и индивидуализировать работу обучающихся;
  •  даёт возможность увеличить накопляемость отметок;
  •  создаёт комфортность на уроках.

Мои ученики поступают на факультеты физики, прикладной математики, информационно-технологические, экономические  вузы, военные училища .   Я поддерживаю с ними связь, интересуюсь их успехами. Знания, полученные на уроках, для многих моих учеников стали основой их профессии.

Вся моя работа направлена на формирование модели выпускника основной школы

Она включает в себя:

  • личную профессиональную перспективу;
  • сознающую себя личностью;
  • способность принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность;
  • готовность к сотрудничеству достижения совместных результатов;
  • понимает ценности образования как основы будущего успеха;
  • креативность (творчество), критически мыслящий;
  • любящий свой край, свою Родину, уважающий свой народ.

Уважаемые коллеги разве это не модель выпускника 21 века. В этом и есть мой результат моей работы.

Список литературы:

  1. Кругликов Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом. М.: 2003.
  2. Морозова Н.Г., Кравченко Н.Г., Павлова О.В. Технология 5-11 классы: проектная деятельность учащихся . Волгоград: Учитель, 2007.
  3. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? М.: Первое сентября, 2010.
  4. Ступницкая М.А. Творческий потенциал проектной деятельности школьников. Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учета индивидуальных достижений. М.: Центр "Школьная книга", 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный образовательный проект «Формирование творческих компетентностей учащихся как фактор создания модели социально адаптированной личности выпускника»

.  Идея проекта и обоснование его  востребованности  и  актуальности. «Реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации, обеспечивающих р...

Формирование социальной компетентности как фактора успешной социализации личности.

Благодаря социальной компетентности человек приобретает независимость, стремление к успеху, что немаловажно и актуально в данный момент в нашем обществе. Приобретение знаний, умений, опыта, желания де...

УСИЛЕНИЕ РОЛИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ, САМОРЕАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИИ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

УСИЛЕНИЕ РОЛИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ,   САМОРЕАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИИ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ...

Формирование читательской компетентности на уроках английского языка обучающихся в выпускных классах как средства повышения качества образования и результатов ГИА выпускников школы через обучение стратегиям чтения

Формирование читательской компетентности на уроках английского языка обучающихся в выпускных  классах как средства повышения качества образования и результатов ГИА выпускников школы через обучени...

Авторская методическая система учителя математики МАОУ СОШ №37 города Улан-Удэ Республики Бурятия Коневой Г.М. «Формирование творческих компетентностей учащихся как фактор создания модели социально адаптированной личности выпускника»

Еще несколько лет назад я  поставила перед собой задачу-вопрос: как обеспечить полное усвоение знаний всеми учащимися и создать модель социально адаптированной личности выпускника, личности готов...

Формирование социальной компетентности как фактора успешной социализации личности.

Социальная компетентность как основополагающий фактор в развитии обучающихся в ОВЗ...

Калеева, Ж.Г. Формирование профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики: в 2 ч. Ч. 1. Система формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики [Текст]: монография

Калеева, Ж.Г. Формирование профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики: в 2 ч. Ч. 1. Система формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе ...