«Воспитание гражданина» Из опыта работы.
статья

Приоритетная задача Российской Федерации – воспитание новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является организация воспитательной работы с детьми. Статья будет полезна учителю, классному руководителю, заместителю директора по воспитательной работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ю. А. Мазуров,

учитель технологии, первая квалификационная категория,

 МКОУ «Погребская средняя общеобразовательная школа» Суджанского района Курской области

«Воспитание гражданина»

   

  1. Краткая аннотация работы 

Приоритетная задача Российской Федерации – воспитание новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является организация воспитательной работы с детьми. Статья будет полезна учителю, классному руководителю, заместителю директора по воспитательной работе.

 2. Содержание

2.1. Введение

«Самая главная в жизни профессия – стать человеком».

Известный писатель В.И. Белов справедливо заметил: «Вне памяти, вне традиции и культуры нет личности».

Как педагога, меня волнует вопрос: «Как воспитать ребенка сегодня, чтобы потом его с гордостью можно было назвать гражданином?» Именно от нынешнего молодого поколения, его интеллекта, работоспособности, единения будет зависеть будущее России.

В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Поиск новых путей эффективной организации воспитательного процесса в школе обусловлен тем, что государственная стратегия обеспечения роста конкурентоспособности страны, ее успешного и устойчивого развития требует совершенствования человеческого потенциала, определяемого во многом состоянием системы образования.

По мнению В. А. Сухомлинского: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь...». Кроме того, социальный опыт ребёнка – это не то, что он знает и помнит, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.

2.2. Воспитание гражданина

Поэтому крайне важно педагогам-воспитателям понимать:

- что в каждом из общеобразовательных предметов, на каждом уроке, в беседах необходимо приводить примеры морали и нравственности, их повседневное участие в нашей жизни. Именно таким способом, на мой взгляд, мы сможем донести до обучающихся, что изложенные в учебнике основы нравственности и морали, окружают нас в обычной жизни. И все мы каждый день их применяем в той или иной ситуации. Получается, что об одном и том же мы будем говорить не раз и не два. И маленькие зёрнышки нравственности, брошенные во время общения, сформируют и будут развивать ребёнка как личность, обладающую теми полезными качествами, которые необходимы для жизни в обществе. Главное – это воспитание значимых общечеловеческих нравственных ценностей, которые связаны с понятиями гуманности и любви, духовности и свободы, добра и зла, порядочности и скромности, доброты и бескорыстия.

- А также в современных условиях важным аспектом воспитания является выработка у ребенка стремления к самовоспитанию, самосовершенствованию, которое начинается с самопознания. Процесс самопознания и самовоспитания непрост. Только в активной разносторонней деятельности может проходить подлинный процесс самопознания. Ребенок постепенно вырабатывает правильную самооценку путем анализа своих действий и поступков, сравнения своих действий и поступков, сравнения своих результатов с результатами своих сверстников, существующими нормами правилами. Воспитателю нужно как можно раньше научить ребенка умению анализировать свои действия, так как нравственность – середина личности. Самое важное, чтобы эти знания перешли в убеждения и проявились в поступках.

- В целях сохранения духовного и психического здоровья, как своего, так и окружающих, нужно на протяжении всего периода обучения прививать навыки бесконфликтного общения. Умение по-хорошему решать все спорные вопросы поможет им в будущем создать счастливые семьи, добиться успехов в работе, понимания во взаимоотношениях с людьми.

- В воспитании патриотизма нужно делать ставку не на становление у ребенка нерефлексивной гордости за «своё» (гордость только за успехи и достижения), а стремиться воспитать целостное принятие и понимание прошлого, настоящего и будущего России со всеми неудачами и успехами, тревогами и надеждами.

2.3. Роль личности педагога в воспитании молодого поколения. 

К.Д. Ушинский писал «Нет сомнения, что многое зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя   на   молодую   душу   составляет   ту воспитательную   силу, которой   нельзя   заменить   ни   учебниками, ни   моральными сентенциями, ни   системой   наказаний   и   поощрений.   Многое, конечно, значит дух заведения; но этот дух живет не в стенах, не на бумаге: но в характере большинства воспитателей и оттуда уже переходит в характер воспитанников»

Совершенно согласен с мнением великого педагога в том, что в воспитательной работе по формированию взглядов и убеждений велика роль личности учителя, его взаимоотношений с детьми. Учитель может стать воспитателем только тогда, когда он хорошо понимает нужды детей, является образцом и примером во всем, авторитетным и уважаемым человеком. Он должен сочетать в своей работе уважение к учащимся с требовательностью к ним. Если мы, учителя, учитываем интересы ребенка, считаемся с его потребностями, с точкой зрения, признаем за ним права, то и ученик принимает требования учителя как справедливые, прислушивается к ним.

2.4. Заключение

Свои рассуждения завершаю мыслью о том, что воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий настойчивости, последовательности и большого терпения, и он проходит каждый день в разных формах по крупицам. Наша задача, задача школы – воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, целостность нашего общества и государства.

В итоге, соединив все выше сказанное, и для ученика, и для учителя патриотизм и гражданственность – это не слова, это действия!

3. Список использованных источников и литературы

1. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Традиционные и инновационные средства и формы воспитательного процесса», URL:http://www.eduportal44.ru/pavino/rmk/SiteAssets/DocLib31/Нормативные%20документы/Концепция%20духовно%20нравственного%20развития%20и%20воспитания%20личности%20(1).pdf (Дата обращения: 18.02.2022 г.)

2. О ПОЛЬЗЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ К. Д. Ушинский Статья в журнале «Для воспитания», 1857, N 1,                                                                                   URL: http://dugward.ru/library/pedagog/ushinskiy_raspr_gram.html (Дата обращения: 18.02.2022 г.)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План экологического воспитания учащихся (из опыта работы).

Предложена методическая разработка для воспитания у учащихся  разных возрастов экологической культуры....

Статья "Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания школьника" (из опыта работы)

Предлагаемая статья была представлена в форме доклада на городском семинаре классных руководителей по заявленной теме. Выступление сопровождалось презентацией....

Духовно-нравственное воспитание учащихся (из опыта работы).

Обобщение опыта работы по духовно-нравственному воспитанию школьников....

Воспитание успехом. Из опыта работы классного руководителя

Успех начинае формироваться в школе и я как классный руководитель. Взяв 5 класс составила воспитательную систему " По дороге к Успеху" в этой статье я постаралась отметить основные ее направления....

Взаимодействие с социокультурной средой в процессе обучения и воспитания учащихся (из опыта работы)

Учитель – профессия птица,Вряд ли труднее сыскать.С какою другою сравнитсяРебячьи сердца зажигать.          Учитель… Что стоит за этим привычным слов...

Организация работы по экологическому воспитанию учащихся (из опыта работы)

Приводится опыт работы по экологическому  воспитанию  учащихся на уроках химии...

Изучение народных традиций, как необходимое условие воспитания патриота и гражданина. Из опыта работы творческого объединения «Роспись по дереву»

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину - задача особенно актуаль...