Методическая разработка по теме: "Дидактические игры для развития пространственных представлений"
методическая разработка

Шавалеева Кира Александровна

Требования к проводимым на занятиях и уроках в начальной школе дидактическим играм:

· Дидактические игры должны базироваться на знакомых учащимся играх или персонажах.

· Каждая игра должна содержать элемент новизны.

· Игра – не урок. Это игровой приём, включающий детей в новую тему, повторение и закрепление изученного материала и др. Но всё же имеются игровые технологии, которые включены в основное обучение, например, отечественная технология «Сам Самыч».

· Педагог должен эмоционально отзываться и быть заинтересован в игре вместе с детьми. Уметь переходить в роль организатора, но не терять роль педагога, учителя.

 · Игра – средство диагностики. Благодаря игре, можно изучить и поближе познакомиться с тем или иным учеником. Игры на уроке очень помогают увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока. Активизировать учебно-познавательную деятельность у учащихся младшего школьного возраста достаточно непросто. Поступление в школу накладывает на детей новые обязанности, они попадают в иную сферу образования, где более строгие требования, чем в дошкольном учреждении. Поэтому необходимо использовать игру в учебном процессе, так как учащиеся с дошкольного возраста знакомы с игровой деятельностью и с радостью и желанием вовлекаются в неё. Дидактическая игра, в отличие от игры в целом, имеет ряд особенностей:

 · они созданы с целью обучения и воспитания детей, но остаются играми;

· дети лучше усваивают сложный учебный материал, так как он более адаптированный, наглядный и интересный.

· Учащихся привлекает игровая ситуация, но в процессе игры они решают поставленную дидактическую задачу. Благодаря дидактическим играм, активизируется учебно-познавательная деятельность учащихся. Обучающиеся активны на уроке и всесторонне вовлечены в учебный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx20.89 КБ

Предварительный просмотр:

«Дидактические игры для развития пространственных представлений»

Работу выполнила: Шавалеева Кира Александровна, учитель надомного обучения (для обучающихся с ОВЗ умственная отсталость))

Требования к проводимым на занятиях и уроках в начальной школе дидактическим играм:

∙ Дидактические игры должны базироваться на знакомых учащимся играх или персонажах.

∙ Каждая игра должна содержать элемент новизны.

∙ Игра – не урок. Это игровой приём, включающий детей в новую тему, повторение и закрепление изученного материала и др. Но всё же имеются игровые технологии, которые включены в основное обучение, например, отечественная технология «Сам Самыч».

∙ Педагог должен эмоционально отзываться и быть заинтересован в игре вместе с детьми. Уметь переходить в роль организатора, но не терять роль педагога, учителя.

 ∙ Игра – средство диагностики. Благодаря игре, можно изучить и поближе познакомиться с тем или иным учеником. Игры на уроке очень помогают увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока. Активизировать учебно-познавательную деятельность у учащихся младшего школьного возраста достаточно непросто. Поступление в школу накладывает на детей новые обязанности, они попадают в иную сферу образования, где более строгие требования, чем в дошкольном учреждении. Поэтому необходимо использовать игру в учебном процессе, так как учащиеся с дошкольного возраста знакомы с игровой деятельностью и с радостью и желанием вовлекаются в неё. Дидактическая игра, в отличие от игры в целом, имеет ряд особенностей:

 ∙ они созданы с целью обучения и воспитания детей, но остаются играми;

∙ дети лучше усваивают сложный учебный материал, так как он более адаптированный, наглядный и интересный.

∙ Учащихся привлекает игровая ситуация, но в процессе игры они решают поставленную дидактическую задачу. Благодаря дидактическим играм, активизируется учебно-познавательная деятельность учащихся. Обучающиеся активны на уроке и всесторонне вовлечены в учебный процесс.

Дидактические игры для развития пространственных представлений

  1. «В лесу»

Дидактическая задача. Формирование пространственных представлений о положении предметов и объектов на фланелеграфе. Уточнение значений слов, обозначающих пространственное положение предметов по отношению друг к другу.

Игровое правило. Выкладывать картинки в соответствии с содержанием рассказа.

Материал. Фланелеграф, изображение берёзы с зелёными листьями, гриб, солнце, облако, заяц, птица, ёжик, медвежонок, домик, ёлочка.

Ход игры. «Дети я вас приглашаю на прогулку в лес». Затем ставлю на фланелеграф изображение берёзы с зелёными листьями.

- Как вы думаете, о каком времени года мы сейчас будем говорить?

- Почему вы так думаете?

- Каковы признаки лета?

В углу фланелеграфа выставляю гриб, солнце, облако, зайца, птицу. ёжика, медвежонка, домик, ёлочку.

- Как вы думаете, что может находиться над деревом?

Выбираю ребёнка. Он выкладывает на фланелеграфе солнце, птицу, облако. Если он затрудняется то помогаю ему.

- Что вам это облако напоминает?

- А что может находиться под деревом?

Другой ребёнок выкладывает гриб и зайца. Выставляю ёжика, медвежонка, домик, ёлочку.

- Покажите правую руку, левую.

- Расположите справа от дерева ёжика, а слева - медвежонка.

- С какой стороны от дерева находится гриб, заяц?

- Поставьте слева от дерева домик, а справа – ёлочку.

- Назовите предметы, расположенные правее гриба, левее ёжика.

  1. «Жмурки с колокольчиком»

Цель: учить детей при помощи слуха определять направления движущихся предметов.

Оборудование: темная повязка для глаз, колокольчик.

Содержание: учащимся необходимо назвать, с какой стороны звучит колокольчик.

Игры на ориентировку в пространстве в процессе передвижения.

  1. «Где Маша?»

Цель: закреплять умение соотносить реальное пространство с планом.

Оборудование: план (карта-схема).

Содержание: Педагог рассказывает детям: Кукла Маша потерялась. Вот карта ее пути (педагог раздает учащимся карты-схемы, в которых показано схематичное изображение предметов мебели учебного класса и местоположение спрятанной игрушки). Давайте найдем Машу и поможем ей вернуться домой (дети, используя карту-схему, находят игрушку).

  1. «Близко-далеко»

Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве с точкой отсчета "от себя".

Оборудование: -

Содержание: учащиеся называют предметы, которые расположены близко и далеко относительно них.

  1. "Кто правильно назовет"

Цель: стимулировать умение определять пространственные отношения между собой и окружающими объектами.

Оборудование: -

Содержание: В игре ребенок показывает правую руку и называет, что находится справа, а затем ему предлагают закрыть глаза, повернуться на одном месте несколько раз. Затем открыть глаза, опять показать правую руку и назвать то, что находится справа от него. Таким образом, проводится работа и с левой рукой.

  1. "Лицо"

Цель: закреплять знания о месте расположения частей лица, умение ориентироваться на собственном теле.

Оборудование: схематическое изображение лица человека.

Содержание: ребятам предлагается схематическое изображение лица человека с ориентиром (нос). Предлагается выложить на нем части лица (глаза, брови, губы). Затем ребенок закрывает глаза и выполняет это задание снова, проговаривая где по отношению друг к другу располагаются все части лица.

  1. «Замри»

Дидактическая задача. Учить детей воспринимать своё положение в пространстве, вызвать интерес к пространственному положению предметов, людей по отношению к собственному телу.

Игровое правило. Останавливаться строго по сигналу.

Ход игры. «Дети сегодня мы с вами будем играть в игру «замри». Под музыку вы будете, свободно двигаются по классу. По сигналу (выключение музыки) вы останавливаетесь – «замираете». Один из учащихся должен сказать: «Справа от меня…, слева …».

  1.  «Графический диктант»

Цель: развитие пространственных представлений детей через

дидактическую игру.

Дидактическая задача: развивать умение ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).

Игровая задача: расколдовать волшебного персонажа.

Игровое правило: следовать инструкции взрослого.

Игровое действие: взаимодействовать с заколдованным персонажем.

Содержание. Учитель предлагает детям расколдовать волшебного персонажа и задаёт инструкцию: «Найдите пожалуйста точку и от точки проведите 3 клетки вправо, 1 вверх, 1 вправо, 4 вниз, 7 вправо, 1 вверх, 1 влево, 8 вниз, 1 влево, 3 вверх, 5 влево, 3 вниз, 1 влево, 7 вверх, 3 влево, 3 вверх, соединить в начальной точке». Учитель спрашивает у детей, что у них получилось.

  1.  «Что я загадал?»

Цель: развитие пространственных представлений детей через

дидактическую игру.

Дидактическая задача: развивать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за), слева — справа, между, рядом с, около).

Игровая задача: загадать предмет в классе.

Игровое правило: найти местоположение предмета.

Игровое действие: взаимодействовать друг с другом.

Содержание. Учитель предлагает ребенку загадать предмет, находящийся в классе. Например, часы, которые висят на стене. Вопросы необходимо задавать так, чтобы сначала искать не предмет, а место где он расположен. Другой ребенок задает вопросы, например: «Это висит на стене? Да. Это висит на дальней стене? Нет. Это висит рядом со шкафом? Да. Это часы? Да». Затем дети меняются ролями.

  1. «Выставка фигур»

Цель: развитие пространственных представлений детей через

дидактическую игру.

Дидактическая задача: развивать умение определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов: «Я стою между Олей и Таней, за Мишей, позади (сзади) Кати, перед Наташей, около Юры».

Игровая задача: определять свое местонахождение среди сверстников.

Игровое правило: встать в позу и назвать, кто впереди и сзади стоит.

Игровое действие: взаимодействовать с учителем и сверстниками.

Содержание. Учитель приглашает пройти на ковёр и встать полукругом. Учитель предлагает детям поиграть в выставку фигур. Затем по очереди вызывает детей, указывает, где им надо встать: «Оля, подойди ко мне, Таня, встань так, чтобы Оля была сзади тебя. Миша, встань перед Катей» И т. д. Вызвав 5-6 детей, учитель просит назвать, кто впереди и сзади их стоит. Далее детям предлагают повернуться налево или направо и опять назвать, кто и где от них стоит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Дидактические игры на занятиях информатики как средство повышения качества обучения"

Целью методической разработки является изучение влияния дидактической игры на эффективность обучения на уроке информатики, систематизирование эффективных методов и приемов использования дида...

Методическая разработка «Активизация познавательной деятельности учащихся и развитие их пространственных представлений на уроках черчения».

Методическая разработка «Активизация познавательной деятельности учащихся  и развитие их пространственных представлений на уроках черчения» содержит методические рекомендации по теме "...

Методическая разработка по теме: Дидактические игры на уроках математики. «Математическое домино».

Дидактические игры хорошо уживаются с «серьезным» обучением.  Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс интересным и занимательным, созда...

Методическая разработка "Этапы и содержание работы по формированию графомоторных навыков и развитию пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями речи"

Данная методическая разработка может быть полезна учителям-логопедам, учителям-дефектологам, воспитателям и родителям, воспитывающим детей с нарушением речи. Использование представленных материалов по...

Игры для развития пространственных представлений у детей

Формирование пространственных представлений у детей          Работа по формированию пространственных представлений у детей включает ориентировку в трехмерн...

Статья на тему: «Дидактическая игра, как один из приемов развития пространственных представлений у слабовидящих младших школьников с нарушением интеллекта»

Уровень интеллектуального развития младших школьников напрямую зависит от сформированности пространственных понятий и ориентировок в пространстве. Их несформированность является ключевым фактором, выз...