Литературно-музыкальная композиция "Живые строки войны..."
методическая разработка

Кузнецова Ольга Юрьевна

Литературно-музыкальная композиция "Живые строки войны..." посвящена Дню победы - 9 Мая. Прошло уже 77 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо ее до сих пор не затихает в людских душах. Солдаты сражались на войне, а в тылу их близкие и друзья с нетерпением ждали от них весточки. Бойцы, отправляя весточку, домой, и не помышляли о том, что, спустя десятилетия, их послания будут читать потомки…Солдатские письма и записки должны жить… Это те документы, над которыми не властно время. Эти письма – ниточка, связывающая наше поколение с теми далекими военными годами. И пусть сегодня чтение этих живых строк войны будет данью преклонения перед теми, кто их писал…

 

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

литературно-музыкальной композиции

«Живые строки войны…»,

посвященной Дню Победы

Цель: 

        1. Формировать представления у детей о Великой Отечественной войне.

Задачи:

Обучающие:

- расширить представление детей о Великой Отечественной         войне и о том, как защищали свою Родину советские люди в годы войны.

Воспитательные:

-  воспитывать патриотизм к родине и уважение к воинам-освободителям;

- воспитывать гордость за подвиг наших дедов и прадедов в годы войны, любовь к Родине, к своему народу.

Развивающие:

- развивать патриотические чувства на ярких примерах героизма нашей армии, храбрости и мужества народа. 

- развивать кругозор, память и речь у детей.

Форма занятия. Литературно-музыкальная композиция.

Оборудование. Плазменный телевизор, плакаты, слайды о празднике 9 Мая, военные пилотки, гвардейские ленточки, «письма-треугольники», аудиозаписи к песням: «От Героев былых времен», «У деревни Крюково», «Победная весна 45-го», «Ах, эти тучи в голубом», «Три танкиста», «В лесу прифронтовом», «Я вернусь победителем», «Эх, Ладога, родная Ладога…»

Ход мероприятия.

  1. Организационный момент.

(Звучит песня «От Героев былых времен», выходят дети с «письмами-треугольниками»,

2 взрослых - чтец и ведущий со свечой)

ЧТЕЦ:

Мы читаем письма эпохи войны,

Что хранятся в семейных архивах, -

На бумаге полет желтизны,

И протерты до дыр на изгибах.

Эти письма эпохи войны

Необычного требуют чтенья:

Тем их краткие строки сильны,

Что мы сами – их продолженье!

Ведущий: 

Великая Отечественная война - 1941-1945 года – это самое трагическое испытание в жизни людей. И, неслучайно, ее называют Великой, так как она подняла весь советский народ на борьбу с фашистами. Прошли уже 77 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо ее до сих пор не затихает в людских душах…

        Мы, живущие сейчас, не имеем права забывать ужасы той войны, чтобы она не повторилась вновь.

        Мы не имеем права забывать тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили.         Светлая память героям, отдавшим жизнь за свободу и независимость нашей Родины…

Тихо, ребята, минутой молчанья

Память героев почтим,

И их голоса когда-то звучали.

По утрам они солнце встречали,

Сверстники наши почти…

(Минута молчания под Метроном)

После Метронома дети по одному отдают «письма-треугольники» ведущему и садятся на места

2. Основная часть.

Ведущий:

        Тема нашей литературно-музыкальной композиции сегодня - «Живые строки войны…».

Одной из самых малоизвестных и трагических страниц Великой Отечественной войны был морской десант в районе Петергофа осенью 1941 года.

Историки рассказывают, что в ночь на 5 октября 1941 года отряд из 510 моряков-балтийцев высадился в районе пристани в Нижнем парке. Ожесточенные бои шли несколько дней. Отряд погиб почти полностью... В живых остался один матрос Борис Шитиков.

После войны в Петергофском парке была найдена фляга с предсмертными записками, полными трагизма. В первой - последний командующий десантом Вадим Фёдоров писал: (читаем записку):

«Люди! Русская земля! Любимый Балтфлот! Умираем, но не сдаемся. Патронов нет. Убит Петрухин, деремся вторые сутки. Командую я. Патронов! Гранат! Прощайте, братишки! 7 окт. В. Федоров».

(Слайд - записку взять из Интернета)

В другой записке всего четыре слова: «Живые! Пойте о нас! Мишка»

(Слайд  - записку взять из Интернета)

И мы сегодня будем петь и вспоминать о тех, кто сражался за нашу Родину, совершал великие подвиги, вернулся с войны или не вернулся совсем…

        Солдаты сражались на войне, а в тылу их близкие и друзья с нетерпением ждали от них весточки. В каждой строчке фронтовых писем видна любовь к своим родным, близким людям, к родной деревне, городу, в котором вырос, к Родине, которая находится в опасности и ждет победы над врагом. Бойцы, отправляя весточку, домой, и не помышляли о том, что, спустя десятилетия, их послания будут читать потомки…

Солдатские письма и записки должны жить… Это те документы, над которыми не властно время. С той поры прошло много лет. Но по-прежнему острые солдатские треугольники, записки, как осколки снарядов, бередят раны фронтовиков, напоминают молодым: без этих писем тоже не было бы Победы. Письма с фронта... В годы войны-это единственная возможность людей услышать друг друга за тысячи километров. А сейчас и для нас это тоже возможность услышать голоса фронтовиков, наших земляков, узнать скромную правду об их подвигах и о страшных для всей страны днях.

        Эти письма – ниточка, связывающая наше поколение с теми далекими военными годами. И пусть будет сегодня чтение этих живых строк войны данью преклонения перед теми, кто их писал…

Писем белые стаи
Прилетали на Русь.
Их с волнением читали,
Знали их наизусть.
Эти письма, поныне
Не теряют, не жгут,
Как большую святыню
Сыновьям берегут.

Ведущий:

Читаем первое письмо: отца - сыну.

«Юраська! Твой отец уехал драться с фашистами, которые напали на нашу страну. Многие отцы вместе со мной оставили свои семьи и, рискуя жизнью, ведут борьбу с нашим врагом.  Когда ты подрастешь, то будешь читать про эту войну и узнаешь, сколько она принесла горя народу… Поэтому я пишу тебе, как взрослому. Ты должен расти смелым, энергичным, волевым… Раз меня нет, то главный мужчина в доме ты. Это твоя главная обязанность — поддерживать нашу больную маму, чтобы она не плакала и не грустила… Ты же знаешь, мама у нас очень хорошая и будет учить тебя только хорошему. А если со мной что-то случится, хочу, чтобы ты вырос мне на смену настоящим гражданином Страны Советов и настоящим воином. Вот тебе мои заветы. Офицер Иван Миронов                         (16.08.1941)»

А это письмо от жены на фронт мужу Ивану.

«Любимый Иван!

Получила твоё письмо и не могу сдержать слёз радости. Сразу стало спокойнее, а на сердце всё равно лежит “камень” страха и волнения. Ты жив! Но каждую минуту над тобой кружит смерть! Я молюсь за тебя. За нас не волнуйся! Сейчас осень, мы с подругами и стариками (молодых парней не осталось, все на фронте уже) как можем – работаем, а это с утра до ночи! Но мы не жалуемся, ведь урожай, что мы собирали по колоску, весь почти попадёт на фронт, может, и ты наш родной абазинский хлеб испробуешь. А ночью я ещё варежки и носки вяжу, это на фронт тоже, ведь скоро зима. Пусть этот кусочек тепла согреет и тебя, и других солдат! Твоя жена».

(Бальный танец на песню «Ах, эти тучи в голубом» в исполнении девочек)

ЧТЕЦ

Писали их на смертном рубеже
Под скрежет танков, орудийный рев,
Писали их в окопах, блиндаже,
На бомбами израненной меже,
На улицах сожженных городов...
О, письма фронтовые грозных лет —
Бесценней документов в мире нет!

Ведущий:

Строки из письма командира 1073 полка Баурджан Момыш-улы родным (записка).

«В селе Крюково полк ведёт непрерывно 6 суток кровопролитные бои, трижды роты окружаются врагом в каменных зданиях, не раз танковый десант бросается против врага…».

В ноябре-декабре 1941 года две немецко-фашистские группировки прорвались в район деревни Крюково. Воины 8-й гвардейской дивизии имени И.В. Панфилова, сражались за каждый дом и каждую улицу...

Представляете, деревня Крюково переходила из рук в руки 8 раз. Враг сделал Крюково своим опорным пунктом. Фашисты стремились прорвать оборону советских войск, во что бы то ни стало, и дойти до Москвы.

Геббельс оставил в газетах на 2 декабря место для сенсационного сообщения о взятии Москвы.

Именно здесь, у деревни Крюково, натиск фашистских захватчиков был остановлен и произошел перелом. Бои, шедшие на этой земле, маршал Рокоссовский впоследствии назвал «вторым Бородино».

(Исполнение детьми песни «У деревни Крюково»)

Ведущий:

А теперь, давайте зачитаем вот это письмо (разворачивает .

 «Здравствуй, моя Варя!

        Нет, не встретимся мы с тобой.

        Вчера мы в полдень громили еще одну гитлеровскую колонну. Фашистский снаряд пробил боковую броню танка и разорвался внутри. Пока уводил я машину в лес, Василий умер. Рана моя жестока. Похоронил я Василия Орлова в березовой роще. Василий умер, не успев сказать мне ни единого слова. Вот так из трех танкистов остался один. В сумерках въехал я в лес. Ночь прошла в муках, потеряно много крови. Сейчас почему-то боль, прожигающая всю грудь, улеглась и на душе тихо. Очень обидно, что мы не все сделали. Но мы сделали все, что смогли. Наши товарищи погонят врага, который не должен ходить по нашим полям и лесам. Пройдет время, люди залечат раны, люди построят новые города, вырастят новые сады. Наступит другая жизнь, другие песни будут петь. Но никогда не забывайте песню про нас, про трех танкистов.

А я счастлив, что ухожу от вас с великой любовью к тебе и к Родине».

25 октября 1941 г                                   Твой Иван Колосов»

Это письмо смертельно раненного танкиста Ивана Колосова невесте Варе Журавлевой. Уже в мирное время в глухом и отдаленном от селений бору однажды наткнулись на поржавевший танк, укрытый густыми лапами ели и наполовину ушедший в землю. Люк плотно задраен. Когда танк открыли, то увидели у рычагов останки человека — это и был Иван Сидорович Колосов, с револьвером при одном патроне и планшетом, в котором лежали карта, фотография любимой и несколько писем к ней...

        Экипаж - командир Иван Колосов, механик Павел Рудов и заряжающий Василий Орлов - как нельзя лучше походил на персонажей популярной в довоенное время песни о трех танкистах: Три танкиста, три веселых друга- экипаж машины боевой...

(исполнение детьми песни «Три танкиста»)

ЧТЕЦ

Когда я вижу, как убитый

Сосед мой падает в бою,

Я помню не его обиды,

Я помню про его семью.

Мне представляется невольно

Его обманчивый уют.

…Он мертв уже. Ему не больно,

А их еще… родных - письмом убьют!

Ведущий:

А эти два письма и две записки были написаны сыновьями с фронта своим матерям.

Первое письмо.

«Мама, почему Вы тоскуете о нас? Наоборот, Вам надо гордиться тем, что у Вас 7 сыновей на фронте с оружием в руках защищают любимую Родину. Скоро, мама, мы возвратимся домой с победой. А если суждено будет нам погибнуть, то знайте, что мы погибли за счастье советских людей, за мир и счастье на земле!».

        Но с войны вернулся в этой семье только один сын, да и то весь израненный.

Второе письмо.

«Прощай, дорогая мамочка! Это мое предсмертное письмо, и, если ты его получишь, знай, что сына у тебя больше нет. Я погиб, как твой сын и, как сын Родины. Я не пощадил своей жизни за благо и счастье людей, за вашу спокойную старость, за счастливую жизнь детей. Плакать не нужно! Гордись и помни меня. Рассказывай тем, которые еще только растут, что был у тебя сын и что он, не жалел себя, отдал свою жизнь за их счастье. Фашистов сметут с лица земли, им и на том свете не будет спокойствия. Целую в последний раз крепко, крепко! Твой сын        Олег».

Олег Нечитовский, с трудом обнаружив разрыв линии связи, четыре часа под ураганным огнем противника восстанавливал эту связь. Раненный, истекающий кровью, он ни на минуту не прекращал работу. Чувствуя, что под ураганным огнем противника доползти в свою часть, он не уже не сможет, Олег написал последнее письмо своей маме…

Первая записка.

Так, рядовой Виталий Ярошевский, обращаясь к матери, писал:

 «Если погибну, то погибну за нашу Родину и за тебя».

И еще одна записка.

Петр Сорокин, пропавший без вести в 1941 году, успел написать всего несколько строк своим родным.

«Здравствуй, мамочка!

Не беспокойся обо мне… Я уже прошел боевое крещение. Будем в Кронштадте, обязательно пошлю тебе шелк на платье». 

Но не успел…

(песня в исполнении воспитанника Центра «Я вернусь победителем»)

Ведущий:

        А это письмо с фронта маме от дочери.

«Добрый день, дорогая мама! Наконец-то получила от тебя письмо. Рада, что дома все в порядке, что ты здорова. Обо мне не беспокойся. Сегодня один краснофлотец рассказывал о своей матери. Он сильно волновался, чувствовалось, что он очень любит свою старую мать, – с такой нежностью и с таким волнением говорил он о ней. Так бойцы после Родины в первую очередь любят мать, и эти два дорогих слова для нас сливаются воедино.

Вот и все, что я хотела написать в этом письме. Береги себя, родная моя мамочка. Пиши мне чаще. Я только и думаю, как ты там живешь.

Целую тебя крепко. Оксана».

Это письмо было написано медсестрой Оксаной Родомановской 1 октября 1943 года. Спустя несколько дней, в районе Славгорода, во время ожесточенных боев с гитлеровцами девушка пала смертью храбрых.

Очень короткая записка…

"Приказ выполнен. Да здравствует Родина!"

Михаил Блюмин был связистом. В составе 321-го стрелкового полка ему, как и многим его друзьям, пришлось участвовать в тяжелых оборонительных боях.

Восстановив поврежденную линию, комсомолец Блюмин возвращался в свое подразделение. Он встретил немецких автоматчиков. Завязался жестокий и неравный бой. Комсомолец Блюмин был тяжко ранен. Он упал, теряя силы...

 И он вытащил из кармана блокнот и холодеющими пальцами начал писать. Через несколько часов наши бойцы нашли бездыханное тело Блюмина. В левой руке его был зажат блокнот. В нем большими неровными буквами было написано: "Приказ выполнен. Да здравствует Родина!".

        Да, не все вернулись с фронта домой… В этой войне мы потеряли 27 миллионов человеческих жизней.

        И если по каждому из них устроить минуту молчания, страна будет молчать 18570 дней…

        А письма на фронт? Их с нетерпением ждали солдаты. Письма из далекого дома согревали их сердца.

        В затишье между боями фронтовики читали и перечитывали строки, написанные дорогим и близким человеком, вспоминая своих близких, любимых…

 (Песня и танец в исполнении детей под песню «С берез неслышен, не весом слетает желтый лист», инсценировка «Привал»)    

ЧТЕЦ

На улице полночь. Свеча догорает.

Высокие звезды видны.

Ты напиши мне письмо, дорогая,

В пылающий адрес войны.

Как долго ты пишешь его, дорогая,

Окончишь и примешься, вновь.

Зато я уверен: к переднему краю

Прорвется такая любовь.

Ведущий:

        «Сынок, будь осторожнее!», «Береги себя, любимый!», «Дорогой, папа, я по тебе очень скучаю! Когда ты вернешься домой?», «Сынок мой, дорогая моя кровиночка! Когда же закончится эта проклятая война? Я жду тебя. Вернись!»

        Наверное, каждый фронтовик получал письма с такими словами. Он знал, что его ждут дома и любят.

        В ответ фронтовик писал не столько про тяготы войны, сколько успокаивал своих близких…        Писал о вере, писал о любви…

ЧТЕЦ

Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь,

И бессонную правду фронтовых голосов.

В письмах вера солдата в наши мирные дни

Хоть и были когда-то далёко они.

Ведущий:

Давайте зачитаем вот это письмо.

«Дорогая моя!

Хочу поделиться с тобой радостью: к нам на передовую приезжали артисты. Замечательные певцы есть, талантливые! Но больше всего понравился мне гармонист. Прошу тебя, родная моя, гармонь сбереги. Буду жив, приду назад – сыграю… И играть стану и веселое, и грустное – все вперемешку! Дожить бы только до Победы и до нашего свидания…»

Да в этих письмах солдатских столько боли, столько сожаления. У людей были другие мечты… Но весь народ встал на защиту Родины…

Ведущий:

        О разном писали солдаты в своих письмах - о долге, о Родине…

        И в любом случае тон писем спокойный, успокаивающий. В них нет жалоб, сетований на тяготы фронтовой жизни.

        И даже на краю смерти он всегда старался подбодрить родных, скорее сообщить, что он пока жив и здоров.

Письмо лётчика-испытателя, командира авиационного полка истребителей С.П. Супруна, героя Советского Союза.

«Дорогим родным.

Сегодня улетаю на фронт защищать свою Родину, свой народ. Подобрал себе замечательных лётчиков-орлов. Приложу все свои силы, чтоб доказать фашистской сволочи, на что способны советские лётчики.

Вас прошу, не беспокоится. Целую всех. Степан».

30 июня 1941 г.

Ведущий:

А это необычное письмо – письмо 14-летнего мальчика отцу на фронт:

«Дорогой папа!

Я теперь не учусь в школе, а работаю на заводе. У нас в цехе много ребят, мы учимся работать на станках. Наш мастер дядя Саша говорит, что мы своей работой поможем отстоять Ленинград от проклятых фашистов. А мама работает тоже, только в другом цехе, где делают мины. Дорогой папа! Я всё время хочу, есть, и мама тоже всё время хочет есть. Потому что хлеба теперь дают мало, мяса вовсе почти нет, и масла не бывает. Дорогой папа! Бей фашистов! Остаюсь твой сын, рабочий завода № 5 Фёдор Быков».

Все мы знаем, что 8 сентября 1941 года Ленинград был взят в блокадное кольцо. Страшная угроза нависла над городом на Неве.

В холода, когда бушуют снегопады,

 В Петербурге этот день особо чтут, –

 Город празднует День снятия блокады,

 И гремит в морозном воздухе салют.

 Это залпы в честь свободы Ленинграда!

 В честь бессмертия не выживших детей…

 Беспощадная фашистская осада

 Продолжалась девятьсот голодных дней.

900 дней мук и слёз, горестей и смертей, надежд и тревог, труда и борьбы…

Гитлер решил стереть с лица земли Ленинград. Город подвергся страшнейшим испытаниям и пыткам.

Но враг просчитался. На защиту Ленинграда поднялись все его жители. В короткий срок он был превращён в город-крепость. Единственным путем сообщения с городом было Ладожское озеро. Именно через Ладогу пролегла Дорога жизни – магистраль, по которой в блокадный Ленинград доставлялись грузы с продовольствием и, конечно, же, почта.

(песня в исполнении детей «Эх, Ладога»)

Ведущий:

        А как ждали дома солдатские письма – треугольнички! В годы войны катастрофически не хватало конвертов и письма стали складывать треугольниками.

У этих писем были трудные судьбы, долгие пути. Но родные надеялись. Пришло письмо - жив солдат!

У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная. Бывало и так, что иногда весточка с фронта о том, что родной человек жив - здоров, приходила после страшного казенного конверта. А матери и жены верили: похоронка пришла по ошибке. И ждали – годами, десятилетиями...

 (Песня «Фронтовые письма», плюс, песня начинается с речитатива)

Показ презентации – последний слайд остановить.

Ведущий:

Прошу Вас, храните солдатские письма.

Они и просты, и порою грустны,

В них столько надежды и вечного смысла,

Прошу Вас: храните солдатские письма,

Тревожную память людской доброты!

Миллионы семей оказались разлученными во время войны. И только почта могла помочь жителям огромной страны не потерять друг друга. По данным Управления военно-полевой почты, в годы войны ежемесячно доставлялось до 70 миллионов писем.

Еще в августе 1941 года в газете «Правда» в «передовице» было написано: «Каждое письмо, посылка вливают силы в бойцов, вдохновляют на новые подвиги».

        Через всю войну до самого Берлина дошёл почтальон Александр Глухов. Он ежедневно обходил все подразделения своего полка, собирал письма, написанные бойцами, доставлял их на полевую почту. Не раз пришлось побывать ему и в бою…        

ЧТЕЦ

Вдруг далекое стало близким,

Расстояния у памяти нет.

Май с цветами пришел к обелиску,

В гимнастерке военных лет.

За Победу медаль лучится,

На пилотке горит звезда,

Вот таким молодым пехотинцем,

Он и будет для нас всегда.

Ведущий:        

        В канун Дня Победы, читая эти письма, мы отдаем дань уважения всем, кто завоевал свободу для будущих поколений от фашистского порабощения.

        Пусть каждый из нас в минуты радости помнит, что именно фронтовикам, этим необыкновенным людям, мы обязаны своей свободой, жизнью.

        Пусть каждый, кому приходится трудно, не забывает, что на фронте было намного труднее.

Пусть никогда не померкнет в нашей памяти величие солдатского подвига.

        Советские солдаты отстояли Свободу. Они добыли Победу. Они принесли Счастье. Так будем же благодарными потомками. Мы знаем, какой ценой была завоевана Победа, и всегда будем помнить тех, кто сражался за нашу Родину и брать с них пример.

Читая эти письма, мы испытываем только одно чувство: гордости за наших дедов и прадедов. Спасибо судьбе, что они были в нашей стране и смогли защитить Родину от фашизма. Если бы не их подвиг, мы бы с вами сейчас не разговаривали…

Песня в исполнении детей «Прадедушка» (поют все вместе, минус)

Дети:

СПАСИБО ГЕРОЯМ,

СПАСИБО СОЛДАТАМ,

Что МИР подарили,

Тогда - в сорок пятом!!!

(песня «Победная весна»)

4. Подведение итогов.

Ведущий:

        Вот и подошел к концу наш праздник, посвященный тем, кто сражался с врагом нашего народа, за наше светлое будущее, посвященный подвигам наших воинов, письмам - треугольникам с фронта. Но есть память, которой не будет конца, - это ваша память, ребята. Всегда помните о героях Великой Отечественной войны!

Оказывайте знаки внимания и заботы нашим живущим ветеранам. Хорошо просыпаться и знать, что у тебя впереди прекрасный день, что тебе ничего не угрожает и что все твои мечты сбудутся. Хорошо быть счастливым и делать счастливыми других. А это в наших с вами силах, правда?

(Звучит песня «От Героев былых времен» (тихо))

Сценарий литературно-музыкальной композиции

разработан социальным педагогом

Центра социальной помощи семье и детям

с использованием Интернет-ресурсов.

2022 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

литературно- музыкальная композиция "Детство, опалённое войной

Данная разработка знакомит учащихся 5- 7 классов с трагичной  судьбой молодого поколения военных лет, воспитывает уважение к героям Великой Отечественной Войны, развивает чувство патриотизма...

Литературно – музыкальная композиция «Юность, опаленная войной»

Сценарий праздника для детей в возрасте от 10 до 16 лет.  Постановка посвящена девушкам и юношам ушедшим на фронт. В сценарии использованы стихи, песни военной тематики....

Литературно - музыкальная композиция "Женское лицо войны".

Данная композиция расширит кругозор учащихся, заставит задуматься над вопросом, "какой ценой завоёвано наше счастье"....

Литературно-музыкальная композиция "Песни,опаленные войной"

Литературно-музыкальная композиция предназначена для классов среднего и старшего звена. Целью данного мероприятия было вызвать интерес  у молодого поколения к истории написания песен военных лет,...

Литературно-музыкальная композиция "Живая память войны"

Сценарий литературно-музыкальной композиции"Живая амять войны"...

Литературно-музыкальный вечер "Стихи, рожденные войной..."

Литературно-музыкальный вечер для учащихся 11-х классов "Стихи, рожденные войной..."...

Методическая разработка литературно-музыкальной композиции «Горькая правда войны: цифры и факты»», посвященная 75-летию победы в Великой Отечественной войне

Аннотация       Одним из приоритетных направлений учебно- воспитательной работыДома художественного творчества детей, как учреждения дополнительногообразования, является ...