РП дополнительного образования "Научная сказка"
рабочая программа
Рабочая программа дополнительного образования "Научная сказка", 2 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 95.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования администрации
Кирсановского района Тамбовской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Уваровщинская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена на заседании методического совета от «___» ___________ 20 __ года Протокол № ____ | «Утверждаю» Директор МБОУ «Уваровщинская сош» __________ /Хохлова Е. Н./ приказ № ____ от «___» __________ 20 ____ г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
экспериментальная
программа естественнонаучной направленности
«Научная сказка»
(базовый уровень)
Возраст обучающихся 7 - 10 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Гриднева Ангелина Юрьевна,
учитель математики
Кирсановский район, 2022 г.
Информационная карта программы
| Филиал МБОУ «Уваровщинская сош» в п. Краснослободский |
| Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности |
| Гриднева Ангелина Юрьевна, учитель математики |
| модифицированная |
|
бразовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО Устав МБОУ «Уваровщинская сош» |
| Дополнительное образование |
| Естественнонаучная |
| модифицированная |
| общеобразовательная |
| 7-10 лет |
| 1 года |
| |
| Протокол № ____ от «____» __________ 20 ___ г. |
Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая экспериментальная программа «Научная сказка» имеет естественнонаучную направленность и предназначена для детей младшего школьного возраста.
Программа направлена на:
формирование и развитие интеллектуальных и творческих способностей детей; формирование у обучающихся позитивного, ценностного отношения к собственному
здоровью и здоровью других людей, развитие экологической культуры;
формирование и развитие компетенций в области исследовательской и творческой деятельности;
умение работать в команде.
Актуальность. Данная программа в настоящее время актуальна, поскольку при ее реализации исследовательский формат мероприятий в интеграции с интеллектуально- игровыми методами позволяет вовлечь детей 7-10 лет в атмосферу научного познания и открытий в области естественнонаучного образования.
Новизна программы обусловлена новым подходом к изучению окружающего мира с применением новых педагогических технологий и использованием инновационного оборудования.
Педагогическая целесообразность
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа педагогически целесообразна, так как, изучая окружающий микро- и макромир, с использованием инновационного оборудования, у детей формируется интерес к исследовательской и творческой деятельности. Каждое последующее занятие способствует вовлечению детей в научную атмосферу через исследовательскую и проектную деятельность.
Адресат программы
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа»предназначена для детей 7-10 лет.
Объем программы – 72 часа.
Формы обучения и виды занятий: занятие – объяснение, занятие – путешествие, экскурсии, ролевая игра, познавательная игра, викторина, конкурсная программа.
Срок освоения
Программа рассчитана на год обучения.
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа.
Цель и задачи программы «Научная сказка»
Цель – изучение окружающего мира, формирование экологической культуры и пропаганда здорового образа жизни.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Задачи:
Обучающие:
формирование познавательного интереса обучающихся к изучению окружающего мира, организма человека и здорового образа жизни;
формирование первоначальных знаний о биологии, экологии и здоровье человека; формирование представления о современных экологических проблемах; формирование понятий о взаимосвязях в природе и применение их для укрепления
своего здоровья;
формирование навыков наблюдения за объектами живой и неживой природы.
Развивающие:
развитие интеллектуальных, творческих и исследовательских способностей детей;
вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения;
развитие навыков публичного выступления; вовлечение в исследовательскую деятельность детей.
Воспитательные:
воспитание ценностного отношения к объектам микро- и макромира, собственному здоровью и здоровью других людей;
воспитание у детей чувства восхищения природой во всех ее проявлениях; формирование культуры поведения в природе.
Содержание программы
Учебный план
«Экология и здоровье человека»
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теор | Прак. | |||
Введение | 2 | 2 | - | Опрос. Игра. Входной контроль | |
Раздел 1. Удивительный мир вокруг нас (20 ч.) | |||||
1.1 | Мы дети зеленой планеты | 2 | 1 | 1 | Опрос, игровая программа |
1.2 | От сердца звезды до ледяных окраин космоса | 2 | 1 | 1 | Опрос, практическая работа |
1.3 | Тайна древнего океана | 2 | 1 | 1 | Опрос, интерактивная игра |
1.4 | Волшебное окно в микромир | 2 | 1 | 1 | Опрос, игровая программа |
1.5 | Водоросли – первые растения на земле | 2 | 1 | 1 | Опрос, практическая работа |
1.6 | Кругосветное путешествие по царствам природы | 2 | 1 | 1 | Квест-игра |
1.7 | Флора и фауна. Экосистема | 2 | 1 | 1 | Опрос, творческо- познавательная игра |
1.8 | Этот интересный мир бумаги | 2 | 1 | 1 | Опрос, творческая работа |
1.9 | Роль стекла в жизни человека | 2 | 1 | 1 | Опрос, практическая работа |
1.10 | Пластик в нашей жизни: плохо или хорошо? | 2 | 1 | 1 | Опрос, творческо- исследовательская работа |
Раздел 2. Экологический калейдоскоп (36ч.) | |||||
2.1 | Экология – наука о доме, в котором мы живем. Природные ресурсы планеты | 2 | 1 | 1 | Опрос, творческо- познавательная игра |
2.2 | Необычное о воде обычной. Загрязнение воды | 2 | 1 | 1 | Опрос, игровая программа |
2.3 | Тайны снега | 2 | 1 | 1 | Практическая работа |
2.4 | Воздух и покорение воздушного пространства. Загрязнение воздуха | 2 | 1 | 1 | Опрос, практическая работа |
2.5 | Загрязнение почв | 2 | 1 | 1 | Опрос, выполнение творческого задания |
2.6 | Экологическое равновесие | 2 | 1 | 1 | Познавательная игра |
2.7 | Растения – индикаторы | 2 | 1 | 1 | Лабораторная работа |
2.8 | Животные индикаторы | 2 | 1 | 1 | Практическая работа |
2.9 | Экологическая лаборатория | 2 | 1 | 1 | Опрос, исследовательская работа |
2.10 | Бытовые отходы, утилизация и «вторая жизнь» | 2 | 1 | 1 | Творческая работа |
2.11 | Сельскохозяйственный труд и экология | 2 | 1 | 1 | Опрос, игровая программа |
2.12 | Экологическая оценка продуктов питания | 2 | 1 | 1 | Опрос, лабораторная работа |
2.13 | Экология городской жизни | 2 | 1 | 1 | Опрос, исследовательская работа |
2.14 | Воздух – основа жизни | 2 | 1 | 1 | Опрос, творческо- исследовательская работа |
2.15 | Вода – источник жизни | 2 | 1 | 1 | Опрос, творческо- исследовательская работа |
2.16 | Лес – наш зеленый друг | 2 | 1 | 1 | Эколого-творческая игра |
2.17 | Земля – наш общий дом | 2 | 1 | 1 | Творческо-экологическая игра-путешествие |
2.18 | Юный эколог | 2 | 1 | 1 | Проектная работа |
Раздел 3. Секреты здорового образа жизни (14ч.) | |||||
3.1 | Человек – венец природы | 2 | 1 | 1 | Интеллектуальная игра |
3.2 | Кровь – носительница жизни | 2 | 1 | 1 | Практическая работа |
3.3 | Кожа – зеркало здоровья | 2 | 1 | 1 | Практическая работа |
3.4 | Скелет – опора и защита тела | 2 | 1 | 1 | Практическая работа |
3.5 | Наши помощники – органы чувств | 2 | 1 | 1 | Познавательная игра, творческая работа |
3.6 | В здоровом теле – здоровый дух | 2 | 1 | 1 | Познавательная игра |
3.7 | Итоговое занятие | 2 | 2 | Проектная работа | |
Всего | 72 | 36 | 36 |
Содержание учебного плана
«Экология и здоровье человека»
Введение
Теория. На первом занятии будут раскрыты темы программного модуля «Экология и здоровье человека».
Практика. Познавательная игра. Входной контроль.
Раздел 1. Удивительный мир вокруг нас (20 ч.)
- Мы дети зеленой планеты.
Теория. Изучение мира живых организмов, их взаимосвязь в природе и роль в жизни человека. Влияние деятельности человека на мир природы.
Практика. Интеллектуальная командная игра «Полна чудес могучая природа».
Экотурнир «Эта хрупкая планета».
От сердца звезды до ледяных окраин космоса.
Теория. Знакомство с понятием температура. Знакомство со строением нашей Земли.
Изучение температур в ядре Земли и на других планетах.
Практика. Практическая работа: «Определение влияния отрицательных температур на объекты живой и неживой природы».
Тайна древнего океана.
Теория. Знакомство с эволюционной теорией развития органического мира. Подробное изучение древнейшего этапа в истории Земли, когда в водах первичных морей зарождалась жизнь.
Практика. Интерактивная игра «Загадочный мир океана». Погружение в глубины Древнего океана с использованием очков виртуальной реальности.
Волшебное окно в микромир.
Теория. Изучение одноклеточных организмов.
Практика. Интерактивная игра «Микромир, невидимый глазами».
Водоросли – первые растения на земле.
Теория. Первые представители флоры. Роль водорослей в процессе эволюции.
Многообразие водорослей.
Практика. Практическая работа: «Изучение строения водорослей с использованием микроскопа».
Кругосветное путешествие по царствам природы.
Теория. Знакомство с основными царствами живых организмов. Выявление общих признаков организмов каждого царства.
Практика. Квест-игра «Путешествие по царствам природы».
Флора и фауна. Экосистема.
Теория. Знакомство с флорой и фауной, как составляющими экосистемы.
Практика. Творческо-познавательная игра «Жизнь экосистемы» (работа в минигруппах по составлению цепи питания экосистем леса, луга, степи, др.).
Этот интересный мир бумаги.
Теория. История создания бумаги. Производство бумаги.
Практика. Творческая работа «Вторая жизнь бумаги».
Роль стекла в жизни человека.
Теория. Стекло, его происхождение, значение в жизни человека.
Практика. Практическая работа «Имитация процесса производства стекла и его использование в быту».
Пластик в нашей жизни: плохо или хорошо?
Теория. Появление пластмассы, вредные вещества и здоровье человека.
Практика. Творческая работа «Вторая жизнь пластика». Исследование качеств пластика.
Раздел 2. Экологический калейдоскоп (36ч.)
- Экология – наука о доме, в котором мы живем. Природные ресурсы планеты.
Теория. Что такое «экология»? Какой вред приносит человек окружающей природе? Понятие природных ресурсов. Классификация природных ресурсов. Понятие о ресурсо- обеспеченности.
Практика. Творческо-познавательная игра «Мы защитники природы», интеллектуальная игра «Вода, вода – кругом вода» (на выбор).
Необычное о воде обычной. Загрязнение воды.
Теория. Вода, как самое распространенное вещество, ее роль и значение в жизни человека.
Практика. Интеллектуальный марафон «Удивительная вода».
Тайны снега.
Теория. Как образуется снег, какую пользу приносит людям, животным, растениям.
Практика. Практическая работа: «Изучение свойств снега».
Воздух. Загрязнение воздуха.
Теория. Воздух – среда для жизни. Химическое загрязнение атмосферы.
Практика. Практическая работа: «Изучение свойств воздуха». Игра-викторина «Этот загадочный воздух».
Загрязнение почв.
Теория. Деградация земель: причины, виды, меры предотвращения.
Практика. Творческая работа «О чем молчат почвы?»
Экологическое равновесие.
Теория. Равновесие между животными и растениями. «Красная книга».
Практика. Познавательная экологическая игра «Сохрани природное равновесие».
Растения – индикаторы.
Теория. Классификация растительных индикаторов.
Практика. Опыты по определению рН среды растворов с помощью индикаторов.
Животные индикаторы.
Теория. Классификация животных индикаторов.
Практика. Практическая работа «В поисках дафнии».
Экологическая лаборатория.
Теория. Знакомство с методами экологического мониторинга.
Практика. Оценка загрязнения окружающей среды методами биоиндикации.
Бытовые отходы, утилизация и «вторая жизнь».
Теория. Откуда берется мусор, его переработка и вторичное использование.
Практика. Познавательная игра «Отходы в доходы».
Сельскохозяйственный труд и экология.
Теория. Агропромышленная деятельность и вредное влияние на природу.
Практика. Познавательная игра. «У природы есть друзья - это мы: и ты, и я!».
Экологическая оценка продуктов питания.
Теория. Что такое «экология питания». Что полезно и вредно для человеческого организма. Изучение методов экологической оценки продуктов питания.
Практика. Лабораторная работа «Определение содержания нитратов в растениеводческой продукции».
Экология городской жизни.
Теория. Экологические проблемы городов. Качество жизни, экологический риск и безопасность.
Практика. Изучение экологической обстановки в городе Мичуринске. Определение загрязнений окружающей среды биоиндикационными методами.
Воздух – основа жизни.
Теория. Обобщение знаний о воздухе.
Практика. Творческо-познавательная работа «Лаборатория воздуха».
Вода – источник жизни.
Теория. Обобщение знаний о воде.
Практика. Творческо-исследовательская игра «Волшебница вода».
Лес – наш зеленый друг.
Теория. Обобщение знаний о лесе.
Практика. Эколого-творческая игра «Про леса и лесные чудеса».
Земля - наш общий дом.
Теория. Обобщение знаний о земле.
Практика. Творческо-экологическая игра-путешествие «Моя планета – Земля».
Юный эколог.
Теория. Обобщение знаний об экологии.
Практика. Проектная работа: «Заповеди природы».
Раздел 3. Секреты здорового образа жизни (14 ч.)
- Человек – венец природы.
Теория. Человек – часть живой природы. Связь человека с природой и его зависимость от нее.
Практика. Интеллектуальная игра «Природа и мы».
Кровь – носительница жизни.
Теория. Знакомство с кровеносной системой человека, ее роли и значении.
Практика. «Путешествие» по артериям и венам через очки виртуальной реальности, изучение состава крови. Познавательная игра-викторина «Химия разноцветной крови».
Кожа – зеркало здоровья.
Теория. Знакомство с понятием «кожа».
Практика. Практическая работа: «Изучение кожи, как сложного органа с множеством функций, при помощи лупы и технологий виртуальной реальности» (очки виртуальной реальности).
Скелет – опора и защита тела.
Теория. Знакомство с опорно-двигательной системой человека, с функциями скелета и
мышц.
Практика. Практическая работа: «Изучение состава костной ткани с использованием
технологий виртуальной реальности (очки виртуальной реальности). Изучение правил поддержания хорошей осанки».
Органы чувств.
Теория. Изучение строения и функций органов зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания, вестибулярного аппарата.
Практика. Познавательная игра «Наши помощники – органы чувств». Творческая работа «Органы чувств: их защита и профилактика»
В здоровом теле – здоровый дух.
Теория. Изучение сущности здорового образа жизни, основные правила соблюдения ЗОЖ.
Практика. Познавательная игра «Мы за здоровый образ жизни».
Итоговое занятие.
Практика. Проектная работа «Траектория здоровья».
Планируемые результаты
«Экология и здоровье человека»
Предметные | ||
Знать | мир живых организмов, их взаимосвязь в природе, их роль в жизни человека; влияние деятельности человека на мир природы; важнейшие причины загрязнения окружающей среды; способы определения степени загрязнения воды, воздуха, почвы; влияние веществ на жизнедеятельность и развитие растений и животных; классификацию основных загрязняющих веществ | |
Уметь | определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека; понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; распределять живые организмы по царствам живой природы; определять степень загрязнения окружающей среды химическими методами и с помощью биоиндикации; работать с лабораторным оборудованием | |
Метапредметные | ||
Познавательные УУД | понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; проявлять индивидуальные творческие способности | |
Регулятивные УУД | пользоваться увеличительными приборами; проводить наблюдения и эксперименты; определять полезные ископаемые: минералы, горные породы, руды; распознавать представителей царства растений, грибов, животных; определять типы почв; работать с лабораторным оборудованием | |
Коммуникативные УУД | работать в группе; обращаться за помощью; слушать собеседника | |
Личностные | ||
готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению; сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении проблемных задач; познавательная активность, целеустремленность; развитие коммуникативных навыков, социальная адаптация | ||
Продуктовый результат | Проектные работы:
|
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы:
учебное помещение со столами и стульями, доской;
технические средства обучения (компьютер, экран, видеопроектор, очки виртуальной реальности, микроскопы);
лабораторная посуда и оборудование: набор химической посуды, колбы, водяная баня, пробирки, стеклянные палочки, ступки с пестиком, фарфоровые чашки, спиртовки, стеклянные воронки, химические стаканы, держатели для пробирок, пипетки, цилиндр мерный, штатив лабораторный для пробирок, аналитические и технические весы, лупа;
набор для творчества: бумага, картон, карандаши, клей, скотч, скрепки, маркеры, пластилин, восковые мелки, акварельные краски, кисти, гуашь.
Материалы: географическая и контурные карты, коллекция камней и минералов, коллекция металлов и неметаллов, образцы почв, образцы воды, образцы растений.
Методическое обеспечение:
- методические разработки по темам программы;
- наглядный и дидактический материал (таблицы, схемы, карты, фото и видеоматериалы); методические рекомендации для проведении практических, лабораторных и исследовательских работ;
- электронные образовательные ресурсы.
Санитарно-гигиенические требования
Занятия должны проводиться в кабинете, соответствующем требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен хорошо освещаться и периодически проветриваться. Необходимо наличие аптечки с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.
Формы, методы и приемы обучения, используемые при реализации программы
При реализации программы используются следующие методы обучения: репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковая работа, поисковый метод, эвристический, исследовательский.
В ходе реализации программы в зависимости от темы предполагаются разные формы занятий: диспут, тренинг, творческая лаборатория, практическая работа, исследовательская и др.
Теоретические занятия позволяют учащимся актуализировать и уточнить свои знания, проверить свой уровень готовности к выполнению практической части темы работы.
Реализация программы основана на использовании педагогических образовательных технологий:
проектно-исследовательская технология – технология, интегрирующая известные методы и способы активного обучения: метод проектов, метод погружения, исследовательский и проблемный методы, анализ литературных источников, обобщение результатов, поисковый эксперимент и др.;
технологии дифференцированного обучения предполагают целевую ориентацию на обучение каждого ребенка на уровне его индивидуальных возможностей и способностей;
технология развития критического мышления – технология развивающего обучения, предполагает достижение метапредметных результатов обучения в процессе осмысления, принятия информации, формулирования рефлексивной оценки;
информационные технологии – технологии, цели которых заключаются в формировании информационной культуры (умений получения, обработки, хранения и передачи информации), компьютерной грамотности, использования компьютера как дидактического средства для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов;
квест-технология – интегрированная технология, объединяющая идеи проектного метода, проблемного и игрового обучения, взаимодействия в команде и ИКТ; сочетающая целенаправленный поиск при выполнении главного проблемного и серии вспомогательных заданий с приключениями и (или) игрой по определенному сюжету;здоровьесберегающие технологии позволяют организовать режим занятий в соответствии с особенностями динамики работоспособности учащихся с учетом степени сложности работы, индивидуальных, возрастных и психологических особенностей детей. Смена видов деятельности в процессе занятия и применение элементов психологической разгрузки, а также соблюдение техники безопасности труда направлены на сохранение и укрепление здоровья и снижение утомления обучающихся, формирование умения правильного распределения видов деятельности и снятия эмоционального напряжения.
Основные принципы построения программы:
принцип научности – знания, которые сообщает педагог, и которыми овладевают обучающиеся, должны быть научными, основанными на проверенных наукой и практикой положениях;
принцип личностного подхода – признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью, осознание уникальности и своеобразия каждого ребенка;
принцип вариативности – разнообразие направлений содержания, форм работы; возможность моделирования программы (ее содержания, направлений, временных рамок);
принцип систематичности и последовательности – каждое последующее задание основано на знаниях и практических навыках предыдущего задания;
принцип сознательности и активности – большую роль в закреплении полученных знаний и навыков играет умение продемонстрировать проделанную работу и объяснить особенность выполнения практической части.
Формы аттестации
Способами определения результативности реализации программы являются организация диагностик обученности и уровня сформированности компетентностей в процессе проведения бесед и опросов.
Стартовый контроль служит для определения начального уровня знаний, умений и навыков обучающихся, проверки готовности к освоению программы проводится в форме собеседования.
Текущий контроль проводится в течение учебного года посредством педагогического наблюдения и аналитических бесед по итогам отдельных этапов выполнения исследовательской работы или реализации проекта.
Итоговый контроль (конец учебного года) – опрос, проведение фрагментов исследовательских работ.
Оценочные материалы
Диагностическая карта оценки уровня освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Научная сказка»
Группа №
Фамилия, имя учащегося | Результаты диагностики (в баллах) | ||||||||||||||
Начало года | Середина года | Конец года | |||||||||||||
Теоретические знания | Исследовательские навыки | Работа с оборудованием | Защита работ (творческих, исследовательских) | Сумма баллов | Теоретические знания | Исследовательские навыки | Работа с оборудованием | Защита работ (творческих, исследовательских) | Сумма баллов | Теоретические знания | Исследовательские навыки | Работа с оборудованием | Защита работ (творческих, исследовательских) | Сумма баллов | |
1. | |||||||||||||||
2. | |||||||||||||||
3. |
Оценка: низкий уровень – 1 балл; средний уровень – 2 балла; высокий уровень – 3 балла
Методическое обеспечение
«Экология и здоровье человека»
№ п/п | Название раздела, темы | Материально- техническое оснащение, дидактико- методический материал | Формы, методы, приемы обучения | Формы подведения итогов | |||||||||
Введение | Презентация, проектор, экран | Методы: словесные, наглядные, практические. Приемы: обобщение, анализ, сравнение | Опрос, входной контроль | ||||||||||
Раздел 1. Удивительный мир вокруг нас (20 ч.) | |||||||||||||
1.1 | Мы дети зеленой планеты | Презентация, проектор, экран, набор для творчества | Интеллектуальная игра. Методы: словесные, наглядные, практические, проблемные. Приемы: обобщение, анализ, сравнение | Опрос, игровая программа | |||||||||
1.2 | От сердца звезды до ледяных окраин космоса | Презентация, проектор, экран, термометр, образцы предметов живой и неживой природы | Учебное занятие, рассказ, беседа. Методы: словесные, наглядные, практические, проблемные. Приемы: обобщение, анализ, сравнение | Опрос, практическая работа | |||||||||
1.3 | Тайна древнего океана | Презентация, проектор, экран, очки виртуальной реальности | Интерактивная игра. Методы: словесные, наглядные, практические, проблемные. Приемы: обобщение, анализ, сравнение | Опрос, интерактивная игра | |||||||||
1.4 | Волшебное окно в микромир | Презентация, проектор, экран, очки виртуальной реальности | Интерактивная игра. Методы: словесные, наглядные, практические. Приемы: обобщение, анализ, сравнение | Опрос, игровая программа | |||||||||
1.5 | Водоросли – первые растения на земле | Презентация, проектор, экран, микроскопы, образцы водорослей | Практическая работа. Методы: словесные, наглядные, практические. Приемы: обобщение, анализ, сравнение | Опрос, практическая работа | |||||||||
1.6 | Кругосветное путешествие по царствам природы | Презентация, проектор, экран, очки виртуальной | Квест-игра. Методы: словесные, наглядные, | Квест-игра | |||||||||
реальности, набор для творчества | практические. Приемы: обобщение, анализ, сравнение | ||||||||||||
1.7 | Флора и фауна. Экосистема | Презентация, проектор, экран, набор для творчества | Творческо- познавательная игра. Методы: словесные, наглядные, практические. Приемы: обобщение, анализ, сравнение | Опрос, творческо- познавательная игра | |||||||||
1.8 | Этот интересный мир бумаги | Презентация, проектор, экран, старая бумага, газеты, журналы, рекламные брошюры и т.п., набор для творчества | Практическая работа. Методы: словесные, наглядные, практические. Приемы: обобщение, анализ, сравнение | Опрос, творческая работа | |||||||||
1.9 | Роль стекла в жизни человека | Презентация, проектор, экран, набор химической посуды и реактивов, набор для творчества | Практическая работа. Методы: словесные, наглядные, практические. Приемы: обобщение, анализ, сравнение | Опрос, практическая работа | |||||||||
1.10 | Пластик в нашей жизни: плохо или хорошо? | Презентация, проектор, экран, набор химической посуды и реактивов, набор для творчества, предметы, сделанные их пластика | Творческо- исследователь-ская работа. Методы: словесные, наглядные, практические. Приемы: обобщение, анализ, сравнение | Опрос, творческо- исследователь-ская работа | |||||||||
Раздел 2. Экологический калейдоскоп (36 ч.) | |||||||||||||
2.1 | Экология – наука о доме, в котором мы живем. Природные ресурсы планеты | Презентация, проектор, экран, набор для творчества | Творческо- познавательная игра. Методы: словесные, наглядные, практические. Приемы: обобщение, анализ, сравнение | Опрос, творческо- познавательная игра | |||||||||
2.2 | Необычное о воде обычной. Загрязнение воды | Презентация, проектор, экран, набор для творчества | Интеллектуальный марафон. Методы: словесные, наглядные, практические. Приемы: обобщение, анализ, сравнение | Опрос, игровая программа | |||||||||
2.3 | Тайны снега | Презентация, проектор, экран, образцы снега, набор химической посуды и реактивов | Практическая работа. Методы: словесные, наглядные, практические. Приемы: обобщение, анализ, сравнение | Практическая работа | |||||||||
2.4 | Воздух и покорение воздушного пространства. Загрязнение воздуха | Презентация, проектор, экран, набор химической посуды и реактивов | Практическая работа. Методы: словесные, наглядные, практические. Приемы: обобщение, анализ, сравнение | Опрос, практическая работа | |||||||||
2.5 | Загрязнение почв | Презентация, проектор, экран, микроскоп, набор для творчества | Творческая работа. Методы: словесные, наглядные, практические. Приемы: обобщение, анализ, сравнение | Опрос, выполнение творческого задания | |||||||||
2.6 | Экологическое равновесие | Презентация, проектор, экран, образцы воды, набор для творчества | Познавательная игра. Методы: словесные, наглядные, практические. Приемы: обобщение, анализ, сравнение | Познавательная игра | |||||||||
2.7 | Растения – индикаторы | Презентация, проектор, экран, набор химической посуды и реактивов | Лабораторная работа. Методы: словесные, наглядные, практические. Приемы: обобщение, анализ, сравнение | Лабораторная работа | |||||||||
2.8 | Животные индикаторы | Презентация, проектор, экран, образцы воды из разных источников (лужа, река, пруд), микроскоп, набор для творчества, химическая посуда | Практическая работа. Методы: словесные, наглядные, практические. Приемы: обобщение, анализ, сравнение | Практическая работа | |||||||||
2.9 | Экологическая лаборатория | Презентация, проектор, экран, набор химической посуды и реактивов | Исследовательская работа. Методы: словесные, наглядные, практические. Приемы: обобщение, анализ, сравнение | Опрос, исследовательская работа | |||||||||
2.10 | Бытовые отходы, утилизация и «вторая жизнь» | Презентация, проектор, экран, упаковочный материал (пакеты, пластиковые бутылки, тарелки, упаковки для молочных продуктов, др.), набор для творчества | Практическая работа. Методы: словесные, наглядные, практические. Приемы: обобщение, анализ, сравнение | Творческая работа | |||||||||
2.11 | Сельскохозяйствен- ный труд и экология | Презентация, проектор, экран, набор для творчества | Познавательная игра. Методы: словесные, наглядные, практические. Приемы: обобщение, анализ, сравнение | ||||||||||
2.12 | Экологическая оценка продуктов питания | Презентация, проектор, экран, образцы растениеводческой продукции, набор химической посуды и реактивов | Лабораторная работа. Методы: словесные, наглядные, практические. Приемы: обобщение, анализ, сравнение | Опрос, лабораторная работа | |||||||||
2.13 | Экология городской жизни | Презентация, проектор, экран, набор химической посуды и реактивов | Исследовательская работа. Методы: словесные, наглядные, практические. Приемы: обобщение, анализ, сравнение | Опрос, исследовательская работа | |||||||||
2.14 | Воздух – основа жизни | Презентация, проектор, экран, набор химической посуды и реактивов | Творческо- исследователь-ская работа. Методы: словесные, наглядные, практические. Приемы: обобщение, анализ, сравнение | Опрос, творческо- исследовательская работа | |||||||||
2.15 | Вода – источник жизни | Презентация, проектор, экран, набор химической посуды и реактивов | Творческо- исследователь-ская работа. Методы: словесные, наглядные, практические. Приемы: обобщение, анализ, сравнение | Опрос, творческо- исследовательская работа | |||||||||
2.16 | Лес – наш зеленый друг | Презентация, проектор, экран, набор для творчества | Эколого-творческая игра. Методы: словесные, наглядные, практические. Приемы: обобщение, анализ, сравнение | Эколого-творческая игра | |||||||||
2.17 | Земля – наш общий дом | Презентация, проектор, экран, набор для творчества | Творческо- экологическая игра- путешествие. Методы: словесные, наглядные, практические. Приемы: обобщение, анализ, сравнение | Творческо- экологическая игра- путешествие | |||||||||
2.18 | Юный эколог | Презентация, проектор, экран, очки виртуальной | Проектная работа. Методы: словесные, наглядные, | Проектная работа |
реальности | практические. Приемы: обобщение, анализ, сравнение | |||
Раздел 3. Секреты здорового образа жизни (14 ч.) | ||||
3.1 | Человек – венец природы | Презентация, проектор, экран, набор для творчества | Интеллектуальная игра. Методы: словесные, наглядные, практические. Приемы: обобщение, анализ, сравнение | Интеллектуальная игра |
3.2 | Кровь – носительница жизни | Презентация, проектор, экран, очки виртуальной реальности, набор химической посуды и реактивов, набор для творчества | Практическая работа. Методы: словесные, наглядные, практические. Приемы: обобщение, анализ, сравнение | Практическая работа |
3.3 | Кожа – зеркало здоровья | Презентация, проектор, экран, лупы, очки виртуальной реальности | Практическая работа. Методы: словесные, наглядные, практические. Приемы: обобщение, анализ, сравнение | Практическая работа |
3.4 | Скелет – опора и защита тела | Презентация, проектор, экран, очки виртуальной реальности | Практическая работа. Методы: словесные, наглядные, практические. Приемы: обобщение, анализ, сравнение | Практическая работа |
3.5 | Наши помощники – органы чувств | Презентация, проектор, экран, набор для творчества | Познавательная игра. Творческая работа. Методы: словесные, наглядные, практические. Приемы: обобщение, анализ, сравнение | Познавательная игра, творческая работа |
3.6 | В здоровом теле – здоровый дух | Презентация, проектор, экран, набор для творчества | Познавательная игра. Методы: словесные, наглядные, практические. Приемы: обобщение, анализ, сравнение | Познавательная игра |
3.7 | Итоговое занятие | Презентация, проектор, экран | Проектная работа. Методы: словесные, наглядные, практические. Приемы: обобщение, анализ, сравнение | Проектная работа |
Список литературы
Для педагогов:
- Ананьева Е.Г. «Жизнь Земли. Физическая география и рельеф планеты» – М: ООО
«Издательство Эксмо» 2017.
- Беладина, И.Г., Найденская, Н.Г. Планета наш дом. Мир вокруг нас:
Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников И.Г. Беладина, Н.Г. Найденская. М.: Изд. «Лайда», 1995. – 96с.
- Большаков, А.П. Биологии. Занимательные факты и тесты /А.П. Большаков. – СПб.: ИД «МиМ», 1998.Биология. Введение в биологию. 5 класс: технологические карты уроков по учебнику Н.И. Сонина, А.А. Плешакова / авт. – сост. И.В. Константинова. – Волгоград: Учитель, 2014 – 184с.
- Биология. 5-11 классы: внеклассные мероприятия / авт. – сост. Е.Я. Якушина. – Волгоград: Учитель, 2009 – 128с.
- Бурова Е.Ю. «Мир и человек. Полный иллюстрированный географический атлас» – М: ООО «Издательство АСТ» 2019.
- Гальцева С.Н. «Мир и человек. Мой любимый географический атлас» – М: ООО
«Издательство РОСМЭН» 2020.
- Воронина, Г.А. Биология. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы
/Г.А. Воронина, Т.В. Иванова, Г.С. Калинова. – М.: Просвещение, 2013 – 217с.
- Воронина, Г.А. Тесты по естествознанию. 5 класс. К учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Естествознание. 5 класс». – М.: Экзамен,2013 – 54с.
- Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений А.И. Иванова. М.: ТЦ Сфера, 2003, – 56с.
- Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 кл. / авт. – сост. М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007 – 224с.
- Маркина В.А. «Увлекательная география» – М: ООО «Издательство АСТ» 2017.
- Максимова, Л.И. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: Учебно-методический комплекс Л.И. Максимова. Якутск: Изд.-во Центра дистанцион. образ. ИРО МО PC (Я), 2002. – 118 с.
- Линовес, Дж. Виртуальная реальность в Unity. / Дж. Линовес. – Пер. с англ. Рагимов Р.Н. – М.: ДМК Пресс, 2016. – 316 с.
- Кертис Нил. Детская энциклопедия «Горы и минералы» – М: ООО «Издательство РОСМЭН» 2019.
- Петрова Н.Н. «География.По материкам и океанам» – М: ООО «Издательство Эксмо» 2017.
- Петрова Н.Н. Полная энциклопедия «География России» – М: ООО «Издательство Эксмо» 2017.
- Справочник учителя биологии: законы, правила, принципы, биографии ученых
/авт.-сост. Н.А. Степанчук. – Волгоград: Учитель, 2012 – 326с.
- Теремов, А. Занимательная зоология: книга для учащихся, учителей и родителей / А. Теремов, В. Рохлов. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1999 – 176с.
Для учащихся
- Белавина, И.Г., Найдина, Н.Г. Планета наш дом: Учебная хрестоматия для дошкольников и младших школьников И.Г. Белавина, Н.Г. Найдина. М.: Лайда, 1995. – 288с.
- Большаков, А.П. Биологии. Занимательные факты и тесты /А.П. Большаков. – СПб.: ИД «МиМ», 1998 – 232с.
- Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию. – М., 2005. – 170с.
- Денисова Д. «География для малышей» - М: ООО «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» 2020.
- Лаврова С.А. Занимательная химия для малышей. «Белый город», 2009.
- Левитан Е.П. Камни, которые упали с неба. «Белый город», 2009.
- Лучинин, М.В. Детям о природе. – М., 1989. – 115с.
- Мишина К. Большая книга вопросов и ответов. Что? Зачем? Почему? М., 2003.
- Теремов, А. Занимательная зоология: книга для учащихся, учителей и родителей / А. Теремов, В. Рохлов. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1999 – 176с.
Образовательные ресурсы Интернет
https://interneturok.ru/subject/prirodovedenie/class/5
http://biology.asvu.ru/ – Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека.
http://www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm – Телекоммуникационные викторины по биологии –
экологии на сервере Воронежского университета.
http://www.school.ecologia.ru/ – Школа Юннатов. Проект посвящен всем, кто любит природу и стремится понять ее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/29/picture-133850-1351535985.jpg)
Образовательная программа дополнительного образования детей "Мир сказки"
Программа «Мир сказки», рассчитанная на учащихся 5-6 классов (10-13 лет), включает в себя тематическую разработку (144 учебных часа), цели и задачи работы кружка, мониторинг ожидаемых результатов, мет...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/16/picture-143711-1353061439.jpg)
Календарно-тематическое планирование дополнительной образовательной деятельности "В гостях у сказки"
Данное календарное планирование расчитанно и прошло опробацию на детях среднего и старшего дошкольного возраста. Создано по материалам Шороховой О.А, Фесюковой Л.Б, Ивановской О.Г. Прошло опробацию на...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/09/picture-277438-1591664497.jpg)
Дополнительная образовательная программа театральной студии на английском языке «Английская сказка».
Дополнительная образовательная программа театральной студии на английском языке «Английская сказка» является авторской. Программа имеет художественную направленность. Новизна...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/11/picture-160070-1355185715.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей 5 – 6 лет "В ГОСТЯХ У СКАЗКИ".
Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей 5 – 6 лет "В ГОСТЯХ У СКАЗКИ"....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/24/picture-210735-1361709242.jpg)
Дополнительная образовательная программа "Зимняя сказка"
Программа предназначена для работы в детском оздоровительном лагере в период зимних каникул. Программа содержит теоретическую и практическую часть, почасовое планирование и список используемой литерат...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/05/picture-466881-1467751953.jpg)
Дополнительно образовательная программа детского объединения :« Воздушная сказка».
Твистинг (по-английски "скручивание") сейчас очень популярен на Западе и в Америке. В России он только начинает развиваться. А ведь это веселое занятие развивает творческие способности детей и в...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/19/picture-1022594-1521449238.jpg)
Программа дополнительного образования. Театральный кружок «Сказка за сказкой»
Театральный кружок имеет большое значение в решении задач развития и образования школьников с ограниченными возможностями здоровья. Занятия в нем способствует формированию навыков осознанного и вырази...