РП дополнительного образования "Научная сказка"
рабочая программа

Гриднева Ангелина Юрьевна

Рабочая программа дополнительного образования "Научная сказка", 2 часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_dop.obr_._nauchnaya_skazka.docx95.86 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации

Кирсановского района Тамбовской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Уваровщинская средняя общеобразовательная школа»

     Рассмотрена на заседании

     методического совета

     от «___» ___________ 20 __ года

     Протокол № ____                                                      

«Утверждаю»

 Директор МБОУ «Уваровщинская сош»  __________ /Хохлова Е. Н./

приказ № ____ от «___» __________ 20 ____ г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

экспериментальная    

программа естественнонаучной направленности

 «Научная сказка»

(базовый уровень)

Возраст  обучающихся  7 - 10 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

 Гриднева Ангелина Юрьевна,

учитель  математики

Кирсановский район, 2022 г.

Информационная карта программы

  1. Учреждение

Филиал МБОУ «Уваровщинская сош»

 в п. Краснослободский

  1. Полное название программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности

  1. ФИО составителя

Гриднева Ангелина Юрьевна, учитель математики

  1. Сведения о программе

модифицированная

  1. Нормативная база
  •  Федеральный  Закон  от  29.12.2012г.  №  273-ФЗ  «Об  образовании  в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
  • Концепция  развития  дополнительного  образования  детей  (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р) (далее – федеральная Концепция);
  • Приказ  Министерства  образования  и  науки  Российской  Федерации  от 29.08.2013г. №  1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления

бразовательной  деятельности  по  дополнительным  общеобразовательным программам» (далее – Порядок);

  • Постановление  Главного  государственного  санитарного  врача  РФ  от 04.07.2014г.  №  41  «Об  утверждении  СанПиН  2.4.4.3172-14  «Санитарно-эпидемиологические  требования  к  устройству,  содержанию  и  организации режима  работы  образовательных  организаций  дополнительного  образования детей» (далее – СанПиН);

Методические  рекомендации  по  проектированию  дополнительных общеразвивающих  программ  (включая  разноуровневые  программы) (разработанные  Минобрнауки  России  совместно  с  ГАОУ  ВО  «Московский  государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития  образования»,  АНО  

Устав МБОУ «Уваровщинская сош»

  1. Область применения

Дополнительное образование

  1. Направленность

Естественнонаучная

  1. Тип программы

модифицированная

  1. Вид программы

общеобразовательная

  1. Возраст обучающихся

7-10 лет

  1. Продолжительность обучения

1 года

  1. Рецензенты и авторы отзывов

  1. Заключение методического совета

Протокол  № ____ от «____» __________ 20 ___ г.

Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая экспериментальная программа «Научная сказка» имеет естественнонаучную направленность и предназначена для детей младшего школьного возраста.

Программа направлена на:

формирование и развитие интеллектуальных и творческих способностей детей; формирование у обучающихся позитивного, ценностного отношения к собственному

здоровью и здоровью других людей, развитие экологической культуры;

формирование и развитие компетенций в области исследовательской и творческой деятельности;

умение работать в команде.

Актуальность. Данная программа в настоящее время актуальна, поскольку при ее реализации исследовательский формат мероприятий в интеграции с интеллектуально- игровыми методами позволяет вовлечь детей 7-10 лет в атмосферу научного познания и открытий в области естественнонаучного образования.

Новизна программы обусловлена новым подходом к изучению окружающего мира с применением новых педагогических технологий и использованием инновационного оборудования.

Педагогическая целесообразность

Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа педагогически целесообразна,   так   как,   изучая   окружающий   микро-   и   макромир, с   использованием    инновационного    оборудования,    у    детей    формируется    интерес к исследовательской и творческой деятельности. Каждое последующее занятие способствует вовлечению детей в научную атмосферу через исследовательскую и проектную деятельность.

Адресат программы

Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа»предназначена для детей 7-10 лет.

Объем программы – 72 часа.

Формы обучения и виды занятий: занятие – объяснение, занятие – путешествие, экскурсии, ролевая игра, познавательная игра, викторина, конкурсная программа.

Срок освоения

Программа рассчитана на год обучения.

Режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа.

Цель и задачи программы «Научная сказка»

Цель – изучение окружающего мира, формирование экологической культуры и пропаганда здорового образа жизни.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Задачи:

Обучающие:

формирование познавательного интереса обучающихся к изучению окружающего мира, организма человека и здорового образа жизни;

формирование первоначальных знаний о биологии, экологии и здоровье человека; формирование представления о современных экологических проблемах; формирование понятий о взаимосвязях в природе и применение их для укрепления

своего здоровья;

формирование навыков наблюдения за объектами живой и неживой природы.

Развивающие:

развитие интеллектуальных, творческих и исследовательских способностей детей;

вовлечение учащихся в практическую        деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения;

развитие навыков публичного выступления; вовлечение в исследовательскую деятельность детей.

Воспитательные:

воспитание ценностного отношения к объектам микро- и макромира, собственному здоровью и здоровью других людей;

воспитание у детей чувства восхищения природой во всех ее проявлениях; формирование культуры поведения в природе.

Содержание программы

Учебный план

 «Экология и здоровье человека»

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теор

Прак.

Введение

2

2

-

Опрос. Игра. Входной

контроль

Раздел 1. Удивительный мир вокруг нас (20 ч.)

1.1

Мы дети зеленой планеты

2

1

1

Опрос, игровая программа

1.2

От сердца звезды до ледяных окраин

космоса

2

1

1

Опрос, практическая работа

1.3

Тайна древнего океана

2

1

1

Опрос, интерактивная игра

1.4

Волшебное окно в микромир

2

1

1

Опрос, игровая программа

1.5

Водоросли – первые растения на земле

2

1

1

Опрос, практическая работа

1.6

Кругосветное путешествие по царствам природы

2

1

1

Квест-игра

1.7

Флора и фауна. Экосистема

2

1

1

Опрос, творческо-

познавательная игра

1.8

Этот интересный мир бумаги

2

1

1

Опрос, творческая работа

1.9

Роль стекла в жизни человека

2

1

1

Опрос, практическая работа

1.10

Пластик в нашей жизни: плохо или хорошо?

2

1

1

Опрос, творческо-

исследовательская работа

Раздел 2. Экологический калейдоскоп (36ч.)

2.1

Экология – наука о доме, в котором мы живем.

Природные ресурсы планеты

2

1

1

Опрос, творческо-

познавательная игра

2.2

Необычное о воде обычной. Загрязнение воды

2

1

1

Опрос, игровая программа

2.3

Тайны снега

2

1

1

Практическая работа

2.4

Воздух и покорение воздушного пространства.

Загрязнение воздуха

2

1

1

Опрос, практическая работа

2.5

Загрязнение почв

2

1

1

Опрос, выполнение

творческого задания

2.6

Экологическое равновесие

2

1

1

Познавательная игра

2.7

Растения – индикаторы

2

1

1

Лабораторная работа

2.8

Животные индикаторы

2

1

1

Практическая работа

2.9

Экологическая лаборатория

2

1

1

Опрос, исследовательская

работа

2.10

Бытовые отходы, утилизация и «вторая жизнь»

2

1

1

Творческая работа

2.11

Сельскохозяйственный труд и экология

2

1

1

Опрос, игровая программа

2.12

Экологическая оценка продуктов питания

2

1

1

Опрос, лабораторная работа

2.13

Экология городской жизни

2

1

1

Опрос, исследовательская

работа

2.14

Воздух – основа жизни

2

1

1

Опрос, творческо-

исследовательская работа

2.15

Вода – источник жизни

2

1

1

Опрос, творческо-

исследовательская работа

2.16

Лес – наш зеленый друг

2

1

1

Эколого-творческая игра

2.17

Земля – наш общий дом

2

1

1

Творческо-экологическая

игра-путешествие

2.18

Юный эколог

2

1

1

Проектная работа

Раздел 3. Секреты здорового образа жизни (14ч.)

3.1

Человек – венец природы

2

1

1

Интеллектуальная игра

3.2

Кровь – носительница жизни

2

1

1

Практическая работа

3.3

Кожа – зеркало здоровья

2

1

1

Практическая работа

3.4

Скелет – опора и защита тела

2

1

1

Практическая работа

3.5

Наши помощники – органы чувств

2

1

1

Познавательная игра,

творческая работа

3.6

В здоровом теле – здоровый дух

2

1

1

Познавательная игра

3.7

Итоговое занятие

2

2

Проектная работа

Всего

72

36

36

Содержание учебного плана

«Экология и здоровье человека»  

Введение

Теория. На первом занятии будут раскрыты темы программного модуля «Экология и здоровье человека».

Практика. Познавательная игра. Входной контроль.

Раздел 1. Удивительный мир вокруг нас (20 ч.)

  1. Мы дети зеленой планеты.

Теория. Изучение мира живых организмов, их взаимосвязь в природе и роль в жизни человека. Влияние деятельности человека на мир природы.

Практика. Интеллектуальная командная игра «Полна чудес могучая природа».

Экотурнир «Эта хрупкая планета».

  1. От сердца звезды до ледяных окраин космоса.

Теория. Знакомство с понятием температура. Знакомство со строением нашей Земли.

Изучение температур в ядре Земли и на других планетах.

Практика. Практическая работа: «Определение влияния отрицательных температур на объекты живой и неживой природы».

  1. Тайна древнего океана.

Теория. Знакомство с эволюционной теорией развития органического мира. Подробное изучение древнейшего этапа в истории Земли, когда в водах первичных морей зарождалась жизнь.

Практика. Интерактивная игра «Загадочный мир океана». Погружение в глубины Древнего океана с использованием очков виртуальной реальности.

  1. Волшебное окно в микромир.

Теория. Изучение одноклеточных организмов.

Практика. Интерактивная игра «Микромир, невидимый глазами».

  1. Водоросли – первые растения на земле.

Теория. Первые представители флоры. Роль водорослей в процессе эволюции.

Многообразие водорослей.

Практика. Практическая работа: «Изучение строения водорослей с использованием микроскопа».

  1. Кругосветное путешествие по царствам природы.

Теория. Знакомство с основными царствами живых организмов. Выявление общих признаков организмов каждого царства.

Практика. Квест-игра «Путешествие по царствам природы».

  1. Флора и фауна. Экосистема.

Теория. Знакомство с флорой и фауной, как составляющими экосистемы.

Практика. Творческо-познавательная игра «Жизнь экосистемы» (работа в минигруппах по составлению цепи питания экосистем леса, луга, степи, др.).

  1. Этот интересный мир бумаги.

Теория. История создания бумаги. Производство бумаги.

Практика. Творческая работа «Вторая жизнь бумаги».

  1. Роль стекла в жизни человека.

Теория. Стекло, его происхождение, значение в жизни человека.

Практика. Практическая работа «Имитация процесса производства стекла и его использование в быту».

  1. Пластик в нашей жизни: плохо или хорошо?

Теория. Появление пластмассы, вредные вещества и здоровье человека.

Практика. Творческая работа «Вторая жизнь пластика». Исследование качеств пластика.

Раздел 2. Экологический калейдоскоп (36ч.)

  1. Экология – наука о доме, в котором мы живем. Природные ресурсы планеты.

Теория. Что такое «экология»? Какой вред приносит человек окружающей природе? Понятие природных ресурсов. Классификация природных ресурсов. Понятие о ресурсо- обеспеченности.

Практика. Творческо-познавательная игра «Мы защитники природы», интеллектуальная игра «Вода, вода – кругом вода» (на выбор).

  1. Необычное о воде обычной. Загрязнение воды.

Теория. Вода, как самое распространенное вещество, ее роль и значение в жизни человека.

Практика. Интеллектуальный марафон «Удивительная вода».

  1. Тайны снега.

Теория. Как образуется снег, какую пользу приносит людям, животным, растениям.

Практика. Практическая работа: «Изучение свойств снега».

  1. Воздух. Загрязнение воздуха.

Теория. Воздух – среда для жизни. Химическое загрязнение атмосферы.

Практика. Практическая работа: «Изучение свойств воздуха». Игра-викторина «Этот загадочный воздух».

  1. Загрязнение почв.

Теория. Деградация земель: причины, виды, меры предотвращения.

Практика. Творческая работа «О чем молчат почвы?»

  1. Экологическое равновесие.

Теория. Равновесие между животными и растениями. «Красная книга».

Практика. Познавательная экологическая игра «Сохрани природное равновесие».

  1. Растения – индикаторы.

Теория. Классификация растительных индикаторов.

Практика. Опыты по определению рН среды растворов с помощью индикаторов.

  1. Животные индикаторы.

Теория. Классификация животных индикаторов.

Практика. Практическая работа «В поисках дафнии».

  1. Экологическая лаборатория.

Теория. Знакомство с методами экологического мониторинга.

Практика. Оценка загрязнения окружающей среды методами биоиндикации.

  1. Бытовые отходы, утилизация и «вторая жизнь».

Теория. Откуда берется мусор, его переработка и вторичное использование.

Практика. Познавательная игра «Отходы в доходы».

  1. Сельскохозяйственный труд и экология.

Теория. Агропромышленная деятельность и вредное влияние на природу.

Практика. Познавательная игра. «У природы есть друзья - это мы: и ты, и я!».

  1. Экологическая оценка продуктов питания.

Теория. Что такое «экология питания». Что полезно и вредно для человеческого организма. Изучение методов экологической оценки продуктов питания.

Практика. Лабораторная работа «Определение содержания нитратов в растениеводческой продукции».

  1. Экология городской жизни.

Теория. Экологические проблемы городов. Качество жизни, экологический риск и безопасность.

Практика. Изучение экологической обстановки в городе Мичуринске. Определение загрязнений окружающей среды биоиндикационными методами.

  1. Воздух – основа жизни.

Теория. Обобщение знаний о воздухе.

Практика. Творческо-познавательная работа «Лаборатория воздуха».

  1. Вода – источник жизни.

Теория. Обобщение знаний о воде.

Практика. Творческо-исследовательская игра «Волшебница вода».

  1. Лес – наш зеленый друг.

Теория. Обобщение знаний о лесе.

Практика. Эколого-творческая игра «Про леса и лесные чудеса».

  1. Земля - наш общий дом.

Теория. Обобщение знаний о земле.

Практика. Творческо-экологическая игра-путешествие «Моя планета – Земля».

  1. Юный эколог.

Теория. Обобщение знаний об экологии.

Практика. Проектная работа: «Заповеди природы».

Раздел 3. Секреты здорового образа жизни (14 ч.)

  1. Человек – венец природы.

Теория. Человек – часть живой природы. Связь человека с природой и его зависимость от нее.

Практика. Интеллектуальная игра «Природа и мы».

  1. Кровь – носительница жизни.

Теория. Знакомство с кровеносной системой человека, ее роли и значении.

Практика. «Путешествие» по артериям и венам через очки виртуальной реальности, изучение состава крови. Познавательная игра-викторина «Химия разноцветной крови».

  1. Кожа – зеркало здоровья.

Теория. Знакомство с понятием «кожа».

Практика. Практическая работа: «Изучение кожи, как сложного органа с множеством функций, при помощи лупы и технологий виртуальной реальности» (очки виртуальной реальности).

  1. Скелет – опора и защита тела.

Теория. Знакомство с опорно-двигательной системой человека, с функциями скелета и

мышц.

Практика. Практическая работа: «Изучение состава костной ткани с использованием

технологий виртуальной реальности (очки виртуальной реальности). Изучение правил поддержания хорошей осанки».

  1. Органы чувств.

Теория. Изучение строения и функций органов зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания, вестибулярного аппарата.

Практика. Познавательная игра «Наши помощники – органы чувств». Творческая работа «Органы чувств: их защита и профилактика»

  1. В здоровом теле – здоровый дух.

Теория. Изучение сущности здорового образа жизни, основные правила соблюдения ЗОЖ.

Практика. Познавательная игра «Мы за здоровый образ жизни».

  1. Итоговое занятие.

Практика. Проектная работа «Траектория здоровья».

Планируемые результаты

«Экология и здоровье человека»

Предметные

Знать

мир живых организмов, их взаимосвязь в природе, их роль в жизни человека;

влияние деятельности человека на мир природы; важнейшие причины загрязнения окружающей среды;

способы определения степени загрязнения воды, воздуха, почвы; влияние веществ на жизнедеятельность и развитие растений и

животных;

классификацию основных загрязняющих веществ

Уметь

определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения;

использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;

распределять живые организмы по царствам живой природы; определять степень загрязнения окружающей среды химическими

методами и с помощью биоиндикации; работать с лабораторным оборудованием

Метапредметные

Познавательные УУД

понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

проявлять индивидуальные творческие способности

Регулятивные УУД

пользоваться увеличительными приборами; проводить наблюдения и эксперименты;

определять полезные ископаемые: минералы, горные породы, руды; распознавать представителей царства растений, грибов, животных; определять типы почв;

работать с лабораторным оборудованием

Коммуникативные УУД

работать в группе;

обращаться за помощью; слушать собеседника

Личностные

готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению; сформированность        интеллектуальных        умений        (доказывать,        строить        рассуждения,

анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);

сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; креативность        мышления,        инициатива,        находчивость,        активность        при        решении

проблемных задач;

познавательная активность, целеустремленность;

развитие коммуникативных навыков, социальная адаптация

Продуктовый результат

Проектные работы:

  1. «Заповеди природы»
  2. «Траектория здоровья»

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение программы:

учебное помещение со столами и стульями, доской;

технические средства обучения (компьютер, экран, видеопроектор, очки виртуальной реальности, микроскопы);

лабораторная посуда и оборудование: набор химической посуды, колбы, водяная баня, пробирки, стеклянные палочки, ступки с пестиком, фарфоровые чашки, спиртовки, стеклянные воронки, химические стаканы, держатели для пробирок, пипетки, цилиндр мерный, штатив лабораторный для пробирок, аналитические и технические весы, лупа;

набор для творчества: бумага, картон, карандаши, клей, скотч, скрепки, маркеры, пластилин, восковые мелки, акварельные краски, кисти, гуашь.

Материалы: географическая и контурные карты, коллекция камней и минералов, коллекция металлов и неметаллов, образцы почв, образцы воды, образцы растений.

Методическое обеспечение:

  • методические разработки по темам программы;
  • наглядный и дидактический материал (таблицы, схемы, карты, фото и видеоматериалы);    методические рекомендации для        проведении практических, лабораторных и исследовательских работ;
  • электронные образовательные ресурсы.

Санитарно-гигиенические требования

Занятия должны проводиться в кабинете, соответствующем требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен хорошо освещаться и периодически проветриваться. Необходимо наличие аптечки с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.

Формы, методы и приемы обучения, используемые при реализации программы

При реализации программы используются следующие методы обучения: репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковая работа, поисковый метод, эвристический, исследовательский.

В ходе реализации программы в зависимости от темы предполагаются разные формы занятий: диспут, тренинг, творческая лаборатория, практическая работа, исследовательская и др.

Теоретические занятия позволяют учащимся актуализировать и уточнить свои знания, проверить свой уровень готовности к выполнению практической части темы работы.

Реализация программы основана на использовании педагогических образовательных технологий:

проектно-исследовательская технология – технология, интегрирующая известные методы и способы активного обучения: метод проектов, метод погружения, исследовательский и проблемный методы, анализ литературных источников, обобщение результатов, поисковый эксперимент и др.;

технологии дифференцированного обучения предполагают целевую ориентацию на обучение каждого ребенка на уровне его индивидуальных возможностей и способностей;

технология развития критического мышления – технология развивающего обучения, предполагает достижение метапредметных результатов обучения в процессе осмысления, принятия информации, формулирования рефлексивной оценки;

информационные технологии – технологии, цели которых заключаются в формировании информационной культуры (умений получения, обработки, хранения и передачи информации), компьютерной грамотности, использования компьютера как дидактического средства для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов;

квест-технология – интегрированная технология, объединяющая идеи проектного метода, проблемного и игрового обучения, взаимодействия в команде и ИКТ; сочетающая целенаправленный поиск при выполнении главного проблемного и серии вспомогательных заданий с приключениями и (или) игрой по определенному сюжету;здоровьесберегающие     технологии     позволяют     организовать     режим     занятий в соответствии с особенностями динамики работоспособности учащихся с учетом степени сложности работы, индивидуальных, возрастных и психологических особенностей детей. Смена видов деятельности в процессе занятия и применение элементов психологической разгрузки, а также соблюдение техники безопасности труда направлены на сохранение и укрепление здоровья и снижение утомления обучающихся, формирование умения правильного распределения видов деятельности и снятия эмоционального напряжения.

Основные принципы построения программы:

принцип научности – знания, которые сообщает педагог, и которыми овладевают обучающиеся, должны быть научными, основанными на проверенных наукой и практикой положениях;

принцип личностного подхода – признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью, осознание уникальности и своеобразия каждого ребенка;

принцип вариативности – разнообразие направлений содержания, форм работы; возможность моделирования программы (ее содержания, направлений, временных рамок);

принцип систематичности и последовательности – каждое последующее задание основано на знаниях и практических навыках предыдущего задания;

принцип сознательности и активности – большую роль в закреплении полученных знаний и навыков играет умение продемонстрировать проделанную работу и объяснить особенность выполнения практической части.

Формы аттестации

Способами определения результативности реализации программы являются организация диагностик   обученности   и   уровня   сформированности   компетентностей в процессе проведения бесед и опросов.

Стартовый контроль служит для определения начального уровня знаний, умений и навыков обучающихся, проверки готовности к освоению программы проводится в форме собеседования.

Текущий контроль проводится в течение учебного года посредством педагогического наблюдения и аналитических бесед по итогам отдельных этапов выполнения исследовательской работы или реализации проекта.

Итоговый контроль (конец учебного года) – опрос, проведение фрагментов исследовательских работ.

Оценочные материалы

Диагностическая карта оценки уровня освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Научная сказка»

Группа №          

Фамилия,        имя учащегося

Результаты диагностики (в баллах)

Начало года

Середина года

Конец года

Теоретические знания

Исследовательские навыки

Работа с оборудованием

Защита работ (творческих, исследовательских)

Сумма баллов

Теоретические знания

Исследовательские навыки

Работа с оборудованием

Защита работ (творческих, исследовательских)

Сумма баллов

Теоретические знания

Исследовательские навыки

Работа с оборудованием

Защита работ (творческих, исследовательских)

Сумма баллов

1.

2.

3.

Оценка: низкий уровень – 1 балл; средний уровень – 2 балла; высокий уровень – 3 балла

Методическое обеспечение

«Экология и здоровье человека»

№ п/п

Название раздела, темы

Материально- техническое оснащение, дидактико- методический

материал

Формы, методы, приемы обучения

Формы подведения итогов

Введение

Презентация, проектор, экран

Методы: словесные, наглядные, практические.

Приемы: обобщение, анализ, сравнение

Опрос, входной контроль

Раздел 1. Удивительный мир вокруг нас (20 ч.)

1.1

Мы дети зеленой планеты

Презентация, проектор, экран, набор для творчества

Интеллектуальная игра.

Методы: словесные, наглядные, практические, проблемные.

Приемы: обобщение, анализ, сравнение

Опрос, игровая программа

1.2

От сердца звезды до ледяных окраин космоса

Презентация, проектор, экран, термометр, образцы предметов живой и неживой природы

Учебное занятие, рассказ, беседа. Методы: словесные, наглядные, практические, проблемные.

Приемы: обобщение, анализ, сравнение

Опрос, практическая работа

1.3

Тайна древнего океана

Презентация, проектор, экран, очки виртуальной реальности

Интерактивная игра. Методы: словесные, наглядные, практические, проблемные.

Приемы: обобщение, анализ, сравнение

Опрос, интерактивная игра

1.4

Волшебное окно в микромир

Презентация, проектор, экран, очки виртуальной реальности

Интерактивная игра. Методы: словесные, наглядные, практические.

Приемы: обобщение, анализ, сравнение

Опрос, игровая программа

1.5

Водоросли – первые растения на земле

Презентация, проектор, экран, микроскопы, образцы водорослей

Практическая работа. Методы: словесные, наглядные, практические.

Приемы: обобщение, анализ, сравнение

Опрос, практическая работа

1.6

Кругосветное путешествие по

царствам природы

Презентация, проектор, экран, очки

виртуальной

Квест-игра. Методы: словесные,

наглядные,

Квест-игра

реальности, набор для творчества

практические.

Приемы: обобщение, анализ, сравнение

1.7

Флора и фауна. Экосистема

Презентация, проектор, экран, набор для творчества

Творческо- познавательная игра. Методы: словесные, наглядные, практические.

Приемы: обобщение, анализ, сравнение

Опрос, творческо-

познавательная игра

1.8

Этот интересный мир бумаги

Презентация, проектор, экран, старая бумага, газеты, журналы, рекламные брошюры и т.п., набор для

творчества

Практическая работа. Методы: словесные, наглядные, практические.

Приемы: обобщение, анализ, сравнение

Опрос, творческая работа

1.9

Роль стекла в жизни человека

Презентация, проектор, экран, набор химической посуды и реактивов, набор для творчества

Практическая работа. Методы: словесные, наглядные, практические.

Приемы: обобщение, анализ, сравнение

Опрос, практическая работа

1.10

Пластик в нашей жизни: плохо или хорошо?

Презентация, проектор, экран, набор химической посуды и реактивов, набор для творчества, предметы, сделанные их пластика

Творческо- исследователь-ская работа. Методы: словесные, наглядные, практические.

Приемы: обобщение, анализ, сравнение

Опрос, творческо-

исследователь-ская работа

Раздел 2. Экологический калейдоскоп (36 ч.)

2.1

Экология – наука о доме, в котором мы живем. Природные ресурсы планеты

Презентация, проектор, экран, набор для творчества

Творческо- познавательная игра. Методы: словесные, наглядные, практические.

Приемы: обобщение, анализ, сравнение

Опрос, творческо-

познавательная игра

2.2

Необычное о воде обычной.

Загрязнение воды

Презентация, проектор, экран, набор для творчества

Интеллектуальный марафон.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Приемы: обобщение, анализ, сравнение

Опрос, игровая программа

2.3

Тайны снега

Презентация, проектор, экран, образцы снега, набор химической посуды и реактивов

Практическая работа. Методы: словесные, наглядные, практические.

Приемы: обобщение, анализ, сравнение

Практическая работа

2.4

Воздух и покорение воздушного пространства.

Загрязнение воздуха

Презентация, проектор, экран, набор химической посуды и реактивов

Практическая работа. Методы: словесные, наглядные, практические.

Приемы: обобщение, анализ, сравнение

Опрос, практическая работа

2.5

Загрязнение почв

Презентация, проектор, экран, микроскоп, набор для творчества

Творческая работа.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Приемы: обобщение, анализ, сравнение

Опрос, выполнение творческого задания

2.6

Экологическое равновесие

Презентация, проектор, экран, образцы воды, набор для творчества

Познавательная игра. Методы: словесные, наглядные, практические.

Приемы: обобщение, анализ, сравнение

Познавательная игра

2.7

Растения – индикаторы

Презентация, проектор, экран, набор химической посуды и реактивов

Лабораторная работа. Методы: словесные, наглядные, практические.

Приемы: обобщение, анализ, сравнение

Лабораторная работа

2.8

Животные индикаторы

Презентация, проектор, экран, образцы воды из разных источников (лужа, река, пруд), микроскоп, набор для творчества, химическая посуда

Практическая работа. Методы: словесные, наглядные, практические.

Приемы: обобщение, анализ, сравнение

Практическая работа

2.9

Экологическая лаборатория

Презентация, проектор, экран, набор химической посуды и реактивов

Исследовательская работа.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Приемы: обобщение, анализ, сравнение

Опрос, исследовательская работа

2.10

Бытовые отходы, утилизация и

«вторая жизнь»

Презентация, проектор, экран, упаковочный материал (пакеты, пластиковые бутылки, тарелки, упаковки для молочных продуктов, др.), набор для

творчества

Практическая работа. Методы: словесные, наглядные, практические.

Приемы: обобщение, анализ, сравнение

Творческая работа

2.11

Сельскохозяйствен-

ный труд и

экология

Презентация,

проектор, экран,

набор для творчества

Познавательная игра.

Методы: словесные,

наглядные, практические.

Приемы: обобщение, анализ, сравнение

2.12

Экологическая оценка продуктов питания

Презентация, проектор, экран, образцы растениеводческой продукции, набор химической посуды и

реактивов

Лабораторная работа. Методы: словесные, наглядные, практические.

Приемы: обобщение, анализ, сравнение

Опрос, лабораторная работа

2.13

Экология городской жизни

Презентация, проектор, экран, набор химической посуды и реактивов

Исследовательская работа.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Приемы: обобщение, анализ, сравнение

Опрос, исследовательская работа

2.14

Воздух – основа жизни

Презентация, проектор, экран, набор химической посуды и реактивов

Творческо- исследователь-ская работа.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Приемы: обобщение, анализ, сравнение

Опрос, творческо-

исследовательская работа

2.15

Вода – источник жизни

Презентация, проектор, экран, набор химической посуды и реактивов

Творческо- исследователь-ская работа.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Приемы: обобщение, анализ, сравнение

Опрос, творческо- исследовательская работа

2.16

Лес – наш зеленый друг

Презентация, проектор, экран, набор для творчества

Эколого-творческая игра.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Приемы: обобщение, анализ, сравнение

Эколого-творческая игра

2.17

Земля – наш общий дом

Презентация, проектор, экран, набор для творчества

Творческо- экологическая игра- путешествие.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Приемы: обобщение, анализ, сравнение

Творческо- экологическая игра- путешествие

2.18

Юный эколог

Презентация, проектор, экран, очки

виртуальной

Проектная работа. Методы: словесные,

наглядные,

Проектная работа

реальности

практические.

Приемы: обобщение, анализ, сравнение

Раздел 3. Секреты здорового образа жизни (14 ч.)

3.1

Человек – венец природы

Презентация, проектор, экран, набор для творчества

Интеллектуальная игра.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Приемы: обобщение, анализ, сравнение

Интеллектуальная игра

3.2

Кровь – носительница жизни

Презентация, проектор, экран, очки виртуальной реальности, набор химической посуды и реактивов, набор для

творчества

Практическая работа. Методы: словесные, наглядные, практические.

Приемы: обобщение, анализ, сравнение

Практическая работа

3.3

Кожа – зеркало здоровья

Презентация, проектор, экран, лупы, очки виртуальной реальности

Практическая работа. Методы: словесные, наглядные, практические.

Приемы: обобщение, анализ, сравнение

Практическая работа

3.4

Скелет – опора и защита тела

Презентация, проектор, экран, очки виртуальной реальности

Практическая работа. Методы: словесные, наглядные, практические.

Приемы: обобщение, анализ, сравнение

Практическая работа

3.5

Наши помощники – органы чувств

Презентация, проектор, экран, набор для творчества

Познавательная игра. Творческая работа.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Приемы: обобщение, анализ, сравнение

Познавательная игра, творческая работа

3.6

В здоровом теле – здоровый дух

Презентация, проектор, экран, набор для творчества

Познавательная игра. Методы: словесные, наглядные, практические.

Приемы: обобщение, анализ, сравнение

Познавательная игра

3.7

Итоговое занятие

Презентация, проектор, экран

Проектная работа. Методы: словесные, наглядные, практические.

Приемы: обобщение, анализ, сравнение

Проектная работа

Список литературы

Для педагогов:

  1. Ананьева Е.Г. «Жизнь Земли. Физическая география и рельеф планеты» – М: ООО

«Издательство Эксмо» 2017.

  1. Беладина, И.Г., Найденская, Н.Г. Планета наш дом. Мир вокруг нас:

Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников И.Г. Беладина, Н.Г. Найденская. М.: Изд. «Лайда», 1995. – 96с.

  1. Большаков, А.П. Биологии. Занимательные факты и тесты /А.П. Большаков. – СПб.: ИД «МиМ», 1998.Биология. Введение в биологию. 5 класс: технологические карты уроков по учебнику Н.И. Сонина, А.А. Плешакова / авт. – сост. И.В. Константинова. – Волгоград: Учитель, 2014 – 184с.
  2. Биология. 5-11 классы: внеклассные мероприятия / авт. – сост. Е.Я. Якушина. – Волгоград: Учитель, 2009 – 128с.
  3. Бурова Е.Ю. «Мир и человек. Полный иллюстрированный географический атлас» – М: ООО «Издательство АСТ» 2019.
  4. Гальцева С.Н. «Мир и человек. Мой любимый географический атлас» – М: ООО

«Издательство РОСМЭН» 2020.

  1. Воронина, Г.А. Биология. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы

/Г.А. Воронина, Т.В. Иванова, Г.С. Калинова. – М.: Просвещение, 2013 – 217с.

  1. Воронина, Г.А. Тесты по естествознанию. 5 класс. К учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Естествознание. 5 класс». – М.: Экзамен,2013 – 54с.
  2. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений А.И. Иванова. М.: ТЦ Сфера, 2003, – 56с.
  3. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 кл. / авт. – сост. М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007 – 224с.
  4. Маркина В.А. «Увлекательная география» – М: ООО «Издательство АСТ» 2017.
  5. Максимова, Л.И. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: Учебно-методический комплекс Л.И. Максимова. Якутск: Изд.-во Центра дистанцион. образ. ИРО МО PC (Я), 2002. – 118 с.
  6. Линовес, Дж. Виртуальная реальность в Unity. / Дж. Линовес. – Пер. с англ. Рагимов Р.Н. – М.: ДМК Пресс, 2016. – 316 с.
  7. Кертис Нил. Детская энциклопедия «Горы и минералы» – М: ООО «Издательство РОСМЭН» 2019.
  8. Петрова Н.Н. «География.По материкам и океанам» – М: ООО «Издательство Эксмо» 2017.
  9. Петрова Н.Н. Полная энциклопедия «География России» – М: ООО «Издательство Эксмо» 2017.
  10. Справочник учителя биологии: законы, правила, принципы, биографии ученых

/авт.-сост. Н.А. Степанчук. – Волгоград: Учитель, 2012 – 326с.

  1. Теремов, А. Занимательная зоология: книга для учащихся, учителей и родителей / А. Теремов, В. Рохлов. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1999 – 176с.

Для учащихся

  1. Белавина, И.Г., Найдина, Н.Г. Планета наш дом: Учебная хрестоматия для дошкольников и младших школьников И.Г. Белавина, Н.Г. Найдина. М.: Лайда, 1995. – 288с.
  2. Большаков, А.П. Биологии. Занимательные факты и тесты /А.П. Большаков. – СПб.: ИД «МиМ», 1998 – 232с.
  3. Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию. – М., 2005. – 170с.
  4. Денисова Д. «География для малышей» - М: ООО «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» 2020.
  5. Лаврова С.А. Занимательная химия для малышей. «Белый город», 2009.
  6. Левитан Е.П. Камни, которые упали с неба. «Белый город», 2009.

  1. Лучинин, М.В. Детям о природе. – М., 1989. – 115с.
  2. Мишина К. Большая книга вопросов и ответов. Что? Зачем? Почему? М., 2003.
  3. Теремов, А. Занимательная зоология: книга для учащихся, учителей и родителей / А. Теремов, В. Рохлов. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1999 – 176с.

Образовательные ресурсы Интернет

https://interneturok.ru/subject/prirodovedenie/class/5

http://biology.asvu.ru/ Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека.

http://www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm Телекоммуникационные викторины по биологии

экологии на сервере Воронежского университета.

http://www.school.ecologia.ru/ Школа Юннатов. Проект посвящен всем, кто любит природу и стремится понять ее.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей "Мир сказки"

Программа «Мир сказки», рассчитанная на учащихся 5-6 классов (10-13 лет), включает в себя тематическую разработку (144 учебных часа), цели и задачи работы кружка, мониторинг ожидаемых результатов, мет...

Календарно-тематическое планирование дополнительной образовательной деятельности "В гостях у сказки"

Данное календарное планирование расчитанно и прошло опробацию на детях среднего и старшего дошкольного возраста. Создано по материалам Шороховой О.А, Фесюковой Л.Б, Ивановской О.Г. Прошло опробацию на...

Дополнительная образовательная программа театральной студии на английском языке «Английская сказка».

   Дополнительная образовательная программа театральной студии на английском языке «Английская сказка» является авторской. Программа имеет художественную  направленность. Новизна...

Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей 5 – 6 лет "В ГОСТЯХ У СКАЗКИ".

Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования  для детей 5 – 6 лет  "В ГОСТЯХ У СКАЗКИ"....

Дополнительная образовательная программа "Зимняя сказка"

Программа предназначена для работы в детском оздоровительном лагере в период зимних каникул. Программа содержит теоретическую и практическую часть, почасовое планирование и список используемой литерат...

Дополнительно образовательная программа детского объединения :« Воздушная сказка».

Твистинг (по-английски "скручивание") сейчас очень популярен на Западе и в Америке.  В России он только начинает развиваться. А ведь это веселое занятие развивает творческие способности детей и в...

Программа дополнительного образования. Театральный кружок «Сказка за сказкой»

Театральный кружок имеет большое значение в решении задач развития и образования школьников с ограниченными возможностями здоровья. Занятия в нем способствует формированию навыков осознанного и вырази...