Классный час, посвященный М.Т. Калашникову. «Я оружие изобрел не для убийства людей, а для защиты своего Отечества»
классный час

Горланова Алёна Валерьевна

Областной конкурс методических разработок и сценариев мероприятий, посвященных 100-летию со дня рождения дважды Героя Социалистического труда, Героя России генерал-лейтенанта М.Т. Калашникова

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кундравинская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза Зернина С. М.»

Чебаркульский муниципальный район

Областной конкурс методических разработок и сценариев мероприятий, посвященных 100-летию со дня рождения дважды Героя Социалистического труда, Героя России генерал-лейтенанта М.Т. Калашникова

Классный час

«Я оружие изобрел не для убийства людей, а для защиты своего Отечества»

Автор: Багаева Алёна Валерьевна,

Учитель английского языка

Кундравы 2019

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        3

ДЕТСКИЕ ГОДЫ МИХАИЛА КАЛАШНИКОВА        4

АРМИЯ И ПЕРВЫЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ        6

ВОЕННЫЕ ГОДЫ        7

АВТОМАТ КАЛАШНИКОВА        9

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ        12

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методическая разработка классного часа, посвященного 100-летию со дня рождения дважды Героя Социалистического труда, Героя России генерал-лейтенанта М.Т. Калашникова: «Я оружие изобрел не для убийства людей, а для защиты своего Отечества» предназначена для учащихся на средней или старшей ступени обучения.

Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения.

Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны.

А.Н.Толстой говорил: «Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше... Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и несчастных дней».

Воспитание патриотизма это сложный и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознание ребёнка с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребёнку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребёнок ни чего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.

Цель данной разработки – формирование патриотического чувства у учащихся.

Задачи:

  1. Способствовать появлению у детей потребности в получении информации о родной стране и выдающихся конструкторах;
  2. Формировать интерес детей к Родине – стране, в которой мы живем через отношение к ней Михаила Тимофеевича Калашникова;
  3. Воспитывать чувство гордости за Родину.

Методическая разработка рассчитана на одно внеклассное мероприятие.

ДЕТСКИЕ ГОДЫ МИХАИЛА КАЛАШНИКОВА

Здравствуйте! Сегодняшний классный час мне бы хотелось посвятить выдающемуся конструктору стрелкового оружия, чье изобретение до сих пор остается непревзойденным. Речь пойдет о Михаиле Тимофеевиче Калашникове, создателе легендарного АК – Автомата Калашникова. Названием для классного часа послужила фраза самого Михаила Тимофеевича: «Я оружие изобрел не для убийства людей, а для защиты своего Отечества».

И начать бы мне хотелось с начала баллады, посвященной великому конструктору (автор: Людмила Лидер):

Далёкое детство. Родная Курья.
Просторы Алтая. Степные края.
Широкое поле. Весенний рассвет.
Мальчишке на пахоте только семь лет!

Как труден и долог на пахоте день!
От жаркого солнца не спрятаться в тень.
«Держись, Михаил! Не сдавайся, дружок.
Ведь ты же мужчина!» — шепнул ветерок. [1]

В течение классного часа постепенно будет раскрываться жизнь великого конструктора. Вместе с тем будут появляться и следующие отрывки баллады.

Итак, родился Михаил Тимофеевич 10 ноября 1919 года в крестьянской семье. Михаил был семнадцатым по счету ребенком Тимофея Александровича(1883-1930) и Александры Фроловны (1884-1957) Калашниковых. Всего же у них родилось девятнадцать детей. Выросло только восемь. [2]

Вот что вспоминал о своем детстве Михаил Тимофеевич: «Родился и рос я на Алтае, в поселке Курья. Родился я совсем хилым, и не было, как утверждает родня, такой болезни, которой бы я не переболел. А когда мне было шесть лет, чуть не умер. У мамы, Александры Фроловны, было девятнадцать детей, и только восемь из них выжили.

В школу  я пошел, умея читать и писать. Учение давалось легко.» [3]

1930 год стал очень тяжелым для всей семьи Михаила. В те времена шли активные гонения кулаков и отец Михаила, Тимофей Александрович, был признан таковым. Его и всю семью сослали  в Тоскую область, поселок Нижняя Маховая. Тимофей Александрович в тот же год умирает. [2]

Михаил продолжал учиться. Самыми любимыми предметами он всегда называл физику, геометрию и литературу. В свои школьные годы он немало пробовал себя в поэзии, даже написал пьесу. Учителя были уверены, что растет будущий поэт.

Отучившись семь классов, Михаил попробовал вернуться в родное село, но устроиться на работу ему не удалось. Тогда же он собственноручно разобрал пистолет браунинг. Молодого Михаила всегда живо интересовала любая техника.

 Через некоторое время он вернулся к матери и отчиму, а в 18 лет отправился в Алма-Атинскую область, где устроился работать учетчиком в депо-станции. Все возрастающий интерес к различной технике подзадоривал юного Михаила создать что-нибудь самостоятельно. [3]

АРМИЯ И ПЕРВЫЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

В 1938 году Михаил Калашников был призван в ряды Красной Армии в Киевский Особый военный округ, где, пройдя курсы, получил специальность механика-водителя танка.

Пытливый ум будущего конструктора не давал спокойно жить, требуя создать что-нибудь полезное. В итоге Михаил изобрел следующее:

  • Инерционный счетчик выстрелов из танковой пушки;
  • Приспособление к пистолету ТТ для повышения эффективности стрельбы через щели в башне танка;
  • Счетчик моторесурса танка.[3]

Последнее изобретение заинтересовало генерала армии Георгия Константиновича Жукова. Побеседовав с Михаилом Тимофеевичем, он отправил его создавать опытные образцы в Киевское танковое техническое училище, а также наградил его именными часами.

ВОЕННЫЕ ГОДЫ

Октябрь сорок первого. Танковый взвод
Отважный танкист в наступленье ведёт.
Вдруг пламя сверкнуло. — Ох, как горячо! —
Навылет пробито осколком плечо.

Но сердцу больнее от тяжких минут —
Фашисты из «шмайсеров» в раненых бьют.
И нет автоматов, чтоб дать им отпор,
И горькой слезою туманится взор. [1]

Август 1941 года – Михаил Калашников призван на войну. Он командует танком в звании старшего сержанта. В октябре того же года в бою под Брянском он оказывается тяжело ранен. [3]

Лечиться б спокойно, а сердце горит
Желанием страстным стране подарить
Оружие грозное — свой автомат.
И вот уж в тетрадке наброски лежат:

Как труден и долог конструкторский путь!
Как много их было — нелёгких минут!
Но всё одолел неуёмный талант —
Создал автомат наш российский сержант! [1]

Еще в госпитале Михаил Калашников начал обдумывать идею создания собственного автоматического оружия.

Во время шестимесячного реабилитационного отпуска (1942 год) он создает свой первый пистолет-пулемет.

Анатолий Аркадьевич Благонравов, выдающийся ученый в области стрелкового оружия так отзывался об изобретении Калашникова: «Пистолет-пулемёт Калашникова в изготовлении сложнее и дороже, чем ППШ-41 и ППС, и требует применения дефицитных и медленных фрезерных работ. Поэтому, несмотря на многие подкупающие стороны (малый вес, малая длина, наличие одиночного огня, удачное совмещение переводчика и предохранителя, компактный шомпол и пр.), в настоящем виде своём промышленного интереса не представляет.» [3]

Первый неудачный опыт оказался для Михаила подстегивающим фактором. В 1942 году Михаил Калашников отправляется на Центральный научно-исследовательский полигон стрелкового и минометного вооружения.

Он знал все плюсы первого пистолета-пулемета и твердо решил создать оружие, которое бы оказалось универсальным. Начался долгий путь, полный неудач, попыток, новых неудач. В 1944 году создан самозарядный карабин. Карабин так и не пошел в серийное производство.

АВТОМАТ КАЛАШНИКОВА

Россия! Гордись — это верный твой сын
Стал в мире Конструктором номер один!
И знает планета — он слава твоя.
И знает об этом родная земля.

Великий Конструктор творит и живёт
Великой надеждой, что мир сбережёт.
А в поле конструкторском — вечный аврал:
И пашет, и пашет седой генерал! [1]

Наконец, в 1947 году автомат Калашникова победил в конкурсе и был принят на вооружение. Михаила Калашникова отправляют на Ижевский мотозавод для создания всех чертежей и первых опытных образцов. Долгая работа была завершена к 20 мая 1949 года. Именно тогда завершились испытания первых 1500 автоматов Калашникова. Автомат принят на вооружение Советской Армии.

За свое изобретение Михаил Калашников был удостоен Сталинской премии первой степени и ордена Красной Звезды. [3]

Вот что много позднее говорил про автомат Михаил Тимофеевич: «Солдат сделал оружие для солдата. Я сам был рядовым и хорошо знаю трудности, с которыми сталкиваются в солдатской жизни… Когда дорабатывалась его конструкция, я бывал в военных частях, консультировался со специалистами. И солдаты говорили мне, что их устраивает, а что нужно доработать. Получилось простое, надёжное и эффективное оружие. АК работает в любых условиях, безотказно стреляет после того, как побывает в земле, болоте, упадёт с высоты на твёрдую поверхность. Он очень простой, этот автомат. Но хочу сказать, что сделать простое иногда во много раз сложнее, чем сложное.» [3]

За свою долгую жизнь Михаил Тимофеевич создал множество модификаций своего оружия.

Звания Михаила Тимофеевича:

  • 1971 год – ученая степень доктора технических наук;
  • Академик 16 различных российских и зарубежных академий;
  • Член КПСС с 1952 по 1991 год;
  • 1956 год – звание «техник-лейтенант»;
  • 1966 год – майор технической службы;
  • 1967 год – подполковник;
  • 1969 год – полковник;
  • 1994 год – генерал-майор;
  • 1999 год – генерал-лейтенант. [4]

Тем не менее, Михаил Тимофеевич, уже известный во всем мире как гениальный конструктор, жил скромно. Деньги его не интересовали.

Вот что говорил о Михаиле Тимофеевиче известный российский художник Никас Сафронов: «Во всём мире знают Россию по четырём символам: водка, матрёшка, икра и Калашников… Он живёт очень скромно, на третьем этаже без лифта, с женщиной, которая за ним ухаживает. Но сама страна тоже недополучила, потому что за бесценок продавала лицензии на изготовление автомата Калашникова.» [3]

Сам же Михаил Тимофеевич был человеком скромным. Он подчеркивал, что если бы не немцы, то мог бы изобретать сельскохозяйственную технику.

 Мне хотелось бы донести до вас слова, которые он говорил:

  • Любите и почитайте Историю своей Родины, дорогой нашей России.
  • Не забывайте её героев — и лидеров, и обыкновенных солдат.
  • Память — это дар, который отличает Человека от животного… [5]
  • Если бы не было войны, я бы, наверное, был конструктором сельскохозяйственной техники. Немцы виноваты в том, что я стал конструктором оружия.
  • Мое оружие и сейчас считается непревзойденным. Я говорю всем конструкторам мира: "Я первый пожму руку тому, кто сделает лучше". Но пока так и стою с протянутой рукой. 
  • Я оружие изобрел не для убийства людей, а для защиты своего Отечества. Меня часто спрашивают: "Как вы спите, ведь столько людей из вашего автомата убили?" А я на это говорю: "Сон у меня отличный. Пусть плохо спят политики, которые затевают войны". А конструктор не виноват. [6]

Михаил Тимофеевич Калашников умер 23 декабря 2013 года в возрасте 94 лет. В честь Михаила Тимофеевича названо несколько улиц. В нескольких африканских странах стало популярно называть своих детей именем «Калаш». А изображение автомата Калашникова используется на гербах и флаге нескольких стран. [3]

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Баллада о великом конструкторе. Автор: Людмила Лидер. Сайт: Стихи о Калашникове Михаиле Тимофеевиче. URL: http://chto-takoe-lyubov.net/stikhi-o-kalashnikove-mikhaile-timofeeviche/ (дата обращения: 28.03.2019)
  2. Биография. Сайт: Музейно-выставочный комплекс стрелкового оружия им. М. Т. Калашникова URL: http://museum-mtk.ru/armourers/kalashnikov/biography/ (дата обращения: 28.03.2019)
  3. Калашников, Михаил Тимофеевич. Сайт: Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Калашников,_Михаил_Тимофеевич (дата обращения: 27.03.2019)
  4. Михаил Калашников. Сайт: 24 СМИ URL: https://24smi.org/celebrity/16905-mikhail-kalashnikov.html (дата обращения: 27.03.2019)
  5. Михаил Калашников. Сайт: Calend.ru. Календарь событий. URL: https://www.calend.ru/persons/6150/  (дата обращения: 29.03.2019)
  6. Цитаты: Калашников Михаил. Сайт: Свод житейской мудрости. URL: http://www.wisdomcode.info/ru/quotes/authors/61359.html (дата обращения: 28.03.2019)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы для школьной конференции в рамках единого дня краеведения «С любовью к Отечеству», посвященного 200-летию победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года.

В настоящее время обращение к страницам славного прошлого нашей страны особенно актуально. В связи с этим огромное значение для воспитания патриотизма и гражданственности имеют знам...

Классный час: "Быть патриотами своего Отечества - долг и обязанность гражданина РФ" .

Использование различных методик для формирования чувства гражданственности и патриотизма....

Классный час "Я будущий воин своего Отечества"

Для чего нужна армия? Казалось бы, ответ на этот вопрос очевиден. Но на самом деле армия в начале двадцать первого века сильно изменилась как социальный институт, изменилось отношение к вооруженным си...

Классный час, посвященный Дню защитника Отечества. Тема: «На чём проверяются люди, если войны уже нет?»

Классный час, в основе которого лежит форма этического диалога, разработанная Шемшуриной А. И....

Презентация Классный час, посвященный 100-летию со дня рождения М.Т. Калашникова

Классный час посвящен столетию со дня рождения М.Т.Калашникова...

Классный час, посвященный Международному Дню защиты детей "Первый праздник лета"

Данный классный час проводился дистанционно сразу в двух колледжах города города - Белгородском политехническом колледже и Белгородском индустриальном колледже. Кураторы двух групп подготовили теорети...

Классный час "В чем может проявляться любовь к своему Отечеству?"

Данный классный час направлен на воспитание у обучающихся ценностного отношения к нашей Родине – России, принятие идеи о действенной любви к Родине, которая проявляется в добрых делах в отн...