ПРОГРАММА ПО ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ «ДОРОГА В БУДУЩЕЕ»
рабочая программа

Гончарова Светлана Викторовна

 

Проблема трудового воспитания одна из важнейших в современном обществе. Трудовому воспитанию отводится существенная роль в решении коррекционных и воспитательных задач. Назрело понимание того, что подлинное воспитание возможно только на основе труда и занятости детей. Привитие трудолюбия, трудовых умений и навыков является важным направлением в организации воспитательного процесса центра.

Трудовые навыки закладываются в процессе жизни и бытия человека. От того насколько будут сформированы трудовые навыки у подрастающего поколения, зависит дальнейшее их самоопределение. В процессе труда дети постепенно начинают проявлять себя как самостоятельно формирующиеся личности, что существенно для их самостоятельной жизни. Трудовое воспитание должно осуществляться с учётом перспектив развития каждого ребёнка и всей группы воспитанников, их индивидуальных, возрастных, особенностей.

Правильное поставленное трудовое воспитание, обучение и профессиональная ориентация, непосредственное участие детей в общественно

– полезном труде, являются незаменимыми факторами выработки осознанного отношения к труду, гражданского становления, нравственного и интеллектуального формирования личности, физического развития. В настоящее время трудовая деятельность является одним из факторов развития ребёнка. Именно в детском возрасте проявляется интерес к трудовой деятельности, самостоятельности, уважение к людям труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_trudovomu_vospitaniyu_doroga_k_domu.docx730.77 КБ

Предварительный просмотр:

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ - СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЕМЕЛЬЯНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ»

РАССМОТРЕНО:

на заседание педагогического
совета КГКУ

«Емельяновский детский дом»

протокол №__ от

 «___» _________ 2022 г.

      СОГЛАСОВАНО:

       Заместитель

       директора по ВР

Белова И.А._______

     «___» _________ 2022 г.

УТВЕРЖДЕНО:

              директор   КГКУ

«Емельяновский детский    дом»   Снежнина О.Ф.    

        приказ №______

        «___»_______2022г.

ПРОГРАММА ПО ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ  
«ДОРОГА В БУДУЩЕЕ»

Составитель Гончарова Светлана Викторовна, воспитатель

1 квалификационной категории

пгт. Емельяново 2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проблема трудового воспитания одна из важнейших в современном обществе. Трудовому воспитанию отводится существенная роль в решении коррекционных и воспитательных задач. Назрело понимание того, что подлинное воспитание возможно только на основе труда и занятости детей. Привитие трудолюбия, трудовых умений и навыков является важным направлением в организации воспитательного процесса центра.

Трудовые навыки закладываются в процессе жизни и бытия человека. От того насколько будут сформированы трудовые навыки у подрастающего поколения, зависит дальнейшее их самоопределение. В процессе труда дети постепенно начинают проявлять себя как самостоятельно формирующиеся личности, что существенно для их самостоятельной жизни. Трудовое воспитание должно осуществляться с учётом перспектив развития каждого ребёнка и всей группы воспитанников, их индивидуальных, возрастных, особенностей.

Правильное поставленное трудовое воспитание, обучение и профессиональная ориентация, непосредственное участие детей в общественно

– полезном труде, являются незаменимыми факторами выработки осознанного отношения к труду, гражданского становления, нравственного и интеллектуального формирования личности, физического развития. В настоящее время трудовая деятельность является одним из факторов развития ребёнка. Именно в детском возрасте проявляется интерес к трудовой деятельности, самостоятельности, уважение к людям труда.

Мы хорошо знаем, что от природы все люди обладают приблизительно одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни люди умеют работать лучше, другие - хуже, одни способны только к самому простому труду, другие - к более сложному, и, следовательно, более к ценному. Эти и различные трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нём в течение его жизни и в особенности с детства. Многие великие люди, достигшие в своей деятельности мировых высот, утверждают, что обязаны успеху в жизни не только своему таланту, а на 98% бесконечно упорному труду на пути к поставленной цели. Актуальна в этом плане идея И.Г.Песталоцци о том, что соединение обучения с трудом отвечает психологии детей, их естественному стремлению к деятельности.

Труд, как часть воспитательного процесса, за основу взял и знаменитый педагог А.С.Макаренко, работавший с детьми-сиротами. Он подчёркивал, что детям необходимо внушать, что приобретение необходимых трудовых навыков имеет большое значение в личной жизни. Процесс воспитания подрастающего поколения в труде, имеет экономическое, социальное и нравственное значение. Развиваясь и совершенствуясь на протяжении многих веков, оно не теряет своей актуальности и значимости и сегодня. Его высшей целью является формирование осознанной потребности в труде.

Любому ребёнку свойственно мечтать, кем он станет, когда вырастет. В раннем возрасте в процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия шофера, медсестры, учителя, бухгалтера и др., основываясь на наблюдении за взрослыми. В дальнейшем, когда учебно- познавательная деятельность становится ведущей, то есть определяющей развитие ребенка, важно расширять его представления о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно. Освоив определенные представления о разнообразных профессиях, ребенку необходимо их как-то использовать.

Профориентационные занятия могут содействовать осмысленному выбору ребенком своего профессионального пути.

Человеческим трудом создаются все материальные и духовные ценности; в процессе труда совершенствуется сам человек, формируется его личность. Поэтому трудовое воспитание направляется на воспитание психологической и практической готовности ребенка к труду. Современный этап общественного и экономического развития предъявляет высокие требования к личности ребенка: отношение к труду как важнейшему общественному долгу; добросовестное отношение к работе, движение к труду и его результатам; коллективизм; проявление инициативы, активного, творческого подхода к труду; внутренняя потребность работать в полную меру своих умственных и физических сил; отношение к труду как к осознанной необходимости и основой жизненной потребности человека.

Актуальность программы: проблема трудового воспитания подрастающего поколения особо остро ощущается в современном обществе. Современные дети и их родители очень часто жалуются на принуждение к труду. Дети не желают убирать своё рабочее место, группу, класс, территорию центра. Поэтому в будущем они становятся всего лишь потребителями. В этой связи, считаем необходимым, уделять большое внимание трудовому воспитанию.

Труд называют могучим воспитателем. Единство труда и воспитания достигается тем, что человек, познавая мир трудом, создает красоту, утверждая этим чувство красоты труда, творчества, познания.

Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно. Труд развивает человека физически. Труд должен приносить радость, доставлять счастье, благополучие. Еще можно сказать, что труд — это проявление заботы людей друг о друге.

Именно у наших воспитанников многие стороны воспитательного характера   остаются   в   стороне, в   том   числе   и   трудовое   воспитание. Это приводит к тому, что, вырастая, дети становятся глухими к нуждам окружающих их людей, самонадеянными, ленивыми, проявляющими слабость в определенных ситуациях (попадают под зависимость алкоголя, наркотиков и т.д.).

Как говорил Макаренко: «Труд вообще» не является воспитательным средством. Воспитательным средством может быть такой труд, который организован определённым образом, с определенной целью, труд как часть всего воспитательного процесса.

Цель программы: через привычку к труду и формирование трудовых навыков социально реабилитировать детей и готовить к самостоятельной жизни.

Задачи:

1.        Воспитывать в детях членов трудового общества с положительной ориентацией к труду.

2.        Через привычку к труду:

-        развивать духовные и нравственные качества личности;

-        формировать положительное отношение к любому виду труда;

-        развивать трудовое умение, организовывать свою работу; навыки самообслуживания;

-        воспитывать трудолюбие, творческое отношение к труду;

-        уважение к представителям разных профессий;

-        бережное отношение к своему и чужому имуществу;

-        навыки работы в коллективе (ответственность, дисциплинированность, целеустремлённость, толерантность);

-        знакомить воспитанников с разнообразием мира профессий.

3.        Создать условия для максимального востребования и использования полученных навыков в жизни семьи. Воспитывать социально значимую устремлённость в трудовых отношениях.

Срок реализации: 1 год

Участники программы: воспитанники 7-18 лет.

Нормативно-правовое обеспечение:

Данная        программа        разработана        в        соответствии        со        следующими нормативными документами:

Конституция Российской Федерации;

Конвенция о правах ребенка;

Закон Российской Федерации «Об образовании»;

Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

Закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

Принципы трудового воспитания

Принцип единства трудового воспитания и общего развития личности предполагает связь трудового, нравственного, интеллектуального, эстетического, физического воспитания и создание условий для саморазвития всесторонне и гармонично развитой личности.

Принцип связи теории с практикой предполагает широкое и оперативное ознакомление воспитанников с общественной и трудовой жизнью людей, происходящими в ней переменами; привлечение детей к реальным жизненным отношениям, различным видам общественно-полезной деятельности.

Принцип включения личности в различные виды трудовой деятельности предполагает создание условий для реализации различных способностей и задатков воспитанников.

Принцип активности личности в деятельности обуславливает самостоятельность личности в привлекательных видах трудовой деятельности, развитие инициативы.

Принцип взаимодействия в процессе трудовой деятельности предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации труда.

Принцип соответствия трудовой деятельности возрастным и индивидуальным особенностям личности требует выдвижение таких задач трудового воспитания, которые обеспечивали бы объективно необходимые качества для развития личности на различных возрастных этапах.

Принцип связи с семьей и общественностью предполагает единство воспитательных воздействий семьи, центра и общественности.

Принцип творческого характера труда предполагает развитие инициативы, самодеятельности, творчества, применения трудовых умений в новых жизненных ситуациях.

       Структура программы

Программа состоит из трех разделов, каждый из которых может использоваться педагогами как самостоятельная часть воспитательного процесса в соответствие с возрастной категорией (1 группа 7-12 лет), (2 группа 13-18 лет)

Методы и формы организации программы

Направления трудового воспитания

        

                

Ожидаемые результаты: в ходе реализации программы «Дорога в будущее» воспитанники должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся:

когнитивные – знания несовершеннолетних о труде, о мире профессий;

мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью, желание трудиться;

поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

№ п/п

Наименование

Количество часов первая   группа
7-12 лет

Количество часов вторая  группа
13- 18 лет

Теория

Практика

Всего

Теория

Практика

Всего

1.

Раздел 1.

«Умелые руки или Я сам, Я сама»

4

12

16

8

24

32

2.

Раздел 2.

«До чего дошел прогресс»

8

2

10

22

6

28

3.

Раздел 3.

«Природа – мой дом»

-

6

6

4

10

14

Всего:

12

20

32

34

40

74

Раздел 1.

«Умелые руки или Ясам, Я сама»

        

Никакая иная сила не делает человека великим и мудрым, как это делает сила труда — коллективного, дружного свободного труда.,

Горький М.

Бытовой самообслуживающий труд направлен на удовлетворение бытовых потребностей семьи или коллектива, каждого их члена за счет личных трудовых усилий.

Бытовой труд включает в себя уборку постели, стирку мелких вещей личного пользования, уборку помещений от пыли, чистку собственных вещей и обуви, уход за цветами, создание в группе уюта и удобств, подготовка к обеду или занятиям.

Хозяйственно-бытовой труд имеет свою цикличность. В процессе его не только повторяются трудовые операции,        но возникают типично жизненные        ситуации.        Постоянное        выполнение подобных        дел; особый эмоциональный                настрой        (готовность                принять участие                в хозяйственно- бытовом        труде, удовлетворение                от оказания                помощи товарищу, воспитателю) способствует формированию таких качеств, как трудолюбие, настойчивость,        упорство, доброжелательное отношение         к окружающим, общественно значимых мотивов трудовой деятельности, а вместе с тем коллективистических начал        личности ребёнка.        Он        создает   больше возможности для воспитания у детей элементарных навыков культуры труда: рациональной организации индивидуальной и коллективной работы (например:   участие   в   наведении       порядка   в   групповой    комнате.) предварительного   его   планирования;     умения   подобрать  необходимые материалы    для    выполнения задания, бережного отношения к     ним, стремления сделать работу хорошо и своевременно. Это в свою очередь, создает благоприятные условия для воспитания положительного отношения к данному виду труда.

В процессе хозяйственно – бытового труда создаются возможности для формирования у детей бережного отношения к вещам, умения        замечать малейший беспорядок и по собственной инициативе устранять его

Задачи раздела:

Воспитывать ценностное отношение к собственному труду; труду других людей и его результатам.

Формировать представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Приучать детей старательно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы.

Развивать самостоятельность.

Ожидаемые результаты:

У детей формируются умения:

-умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;

умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;

умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности.

Мероприятия по ознакомлению хозяйственно-бытовым трудом

Наименование

задачи

Первая группа (7-12лет)

«Секреты пуговицы»

Знакомить детей с пришиванием пуговицы с различным количеством отверстий. Закрепить правила пользования инструментами для шитья, учить отмерять нитку,

завязывать узелок. Упражнять зрительно-двигательную координацию и мелкую моторику кисти рук.

"Подружим иголку с ниточкой"

Продолжать знакомить детей со швейными принадлежностями: иголкой, ниткой, игольницей; учить отмерять нужную длину нитки; учить вдевать нитку в иголку и завязывать узелок на конце нитки; учить пришивать пуговицу к лоскутку ткани; закреплять знания правил техники безопасности при работе со швейными принадлежностями и ножницами; продолжать учить планировать последовательность своей работы;

продолжать учить детей содержать своё рабочее место в чистоте и порядке.

«Хозяйственно-бытовой труд»

Закреплять умение детей помогать взрослым поддерживать порядок в своей группе: мыть игрушки, протирать комнатные растения, ремонтировать книги. Продолжать учить детей участвовать в коллективном

труде.

«Золушка»

Учить детей помогать взрослым, поддерживать порядок в

группе: вытирать пыль, мыть игрушки.

«Служба быта»

Закреплять у детей навыки участия в организованном труде, соотносить свою деятельность с трудом других, формировать привычку поддерживать порядок и чистоту. Закреплять умение планировать деятельность.

«Уборка участка от снега”

Формировать привычку к трудовому усилию, желание трудиться.

Учить        детей        правильно        держать        лопату        и        очищать пространство от снега.

Развивать воображение, мышление, умение выполнять поручение педагога.

Воспитывать любовь к чистоте.

Развивать        умение        и        желание        оказывать        посильную помощь товарищу, научить его тому, что умеет сам.

«Организация дежурства»

Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: расставлять хлебницы, тарелки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы. Познакомить с приёмом складывания скатерти.

Формировать ответственное отношение к заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).

Развивать стремление ребёнка доставить своим трудом радость другим детям и помочь товарищу.

«Наши чистые ботинки»

Учить детей правилам ухода за обувью.

Коррекция зрительно — двигательного восприятия. Воспитывать бережное отношение к обуви.

Вторя группа  (13-18 лет)

«Пирожки на скорую руку»

Прививать детям трудовые навыки; научить готовить простое тесто и выпекать из него пирожки.

«Готовим винегрет»

Научить детей готовить винегрет, формировать навыки безопасного обращения с опасными предметами в быту, умения правильно ими пользоваться, приучать к совместной работе;

развивать воображение.

«Комнатные растения и уход за ними»

Закрепить названия комнатных растений. Упражнять детей в несложных навыков ухода за растениями: поливать их, вытирать пыль на листьях, рыхлить землю. Познакомить с правильными приемами работы: положить лист на ладонь левой руки, в правую взять влажную тряпочку и обтереть весь лист.

«Учимся готовить торт

«Муравейник»

Научить        делать        торт.        Вызвать        желание        порадовать родных блюдом, приготовленным своими руками.

«Учимся правильно питаться. Непростое яичко»

Научить готовить оригинальные и вкусные блюда из яиц, упражнять с работой с ножом; развивать фантазию и творчество; прививать интерес к экспериментированию.

«Смена белья»

Пополнять        знания        о        гигиеническом        значении        смены белья, отрабатывать навыки самостоятельно менять его.

«Уход за мебелью»

Пополнять знания о необходимости ухода за мебелью, формировать навыки самостоятельного ухода за ней.

«Уборка с пылесосом»

Знакомить        с        работой        бытовых        приборов,        развивать умение пользоваться ими.

«Уход за посудой»

Пополнять знания о гигиеническом значении ухода за посудой, отрабатывать навыки самостоятельно мыть её.

Знакомить        с        разными        способами        украшения        стола салфетками, учить сервировать стол.

«Уход за обувью»

Пополнять знания о разнообразии и значении обуви, способами ухода за ней.

Знакомить с простыми методами первичного ремонта

обуви. Формировать навыки самостоятельного ухода за ней.

«Ремонт одежды»

Учить подбирать пуговицы с ориентировкой на цвет

одежды, пришивать их.

Знакомить со штопкой, как приемом ремонта одежды. Учить подбирать и ставить заплатку.

«Порядок в ванной комнате»

Знакомить        с        оборудованием        ванной        комнаты,        их значением, учить поддерживать в ней порядок.

«Уход за одеждой (стирка)»

Закрепить понятие, «стирка». Познакомить с видами современных стиральных машин, инструкцией, что нужно делать перед стиркой.

Развивать умение читать пиктограммы на одежде. Развивать        умение        классифицировать        порошки        по назначению.

«Порядок в шкафу»

Знакомить со способами укладки разных видов одежды в шкафу.

Побуждать поддерживать в нем порядок систематически.

«Повседневный уход за одеждой и обувью»

Познакомить с правилами и приёмами ухода за одеждой и обувью;

  • учить пользоваться предметами и средствами по уходу за одеждой и обувью;
  • коррекция и развитие мыслительной деятельности через формирование умения устанавливать логические и причинно – следственные связи;

воспитание нравственных качеств личности: опрятности, бережного отношения к вещам, навыков самоконтроля.

«Хранение зимних

вещей»

Учить правильно готовить зимние вещи к хранению.

Раздел 2.

«До чего дошёл прогресс»

На свете много профессий разных, И все они людям нужны,
От самых простых и до самых важных,
Все они в жизни важны.

Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Меняется не только количество профессий, но и их состав, соотношение. В наше время появляются новые профессии и исчезают старые. Причины появления новых профессий - высокий темп современной жизни, развитие информационных технологий. Общество требует развития особой гражданской позиции - социально-активного типа личности. В связи с этим встает необходимость ознакомления дошкольников с современными профессиями.

Ребенка, бесспорно, привлекает мир взрослых людей. Он еще неосознанно видит во взрослом человеке перспективу собственного развития, как личностных качеств, так и деловых. Поэтому очень важно, чтобы образцом для подражания были близкие, реальные взрослые, со своими привлекательными, лучшими чертами, необходимыми умелому, творческому, деловому человеку, на которые ребенок может ориентироваться, определяя и выбирая свои моральные представления, формируя понимание важности труда как для самого человека, так и для окружающих.

Задачи раздела:

Формировать систему знаний, необходимых для выполнения трудовой деятельности, выбора профессии, социального, профессионального и жизненного самоопределения.

Воспитывать уважения к людям труда.

Изучение интересов, потребностей и склонностей воспитанников.

Научить разбираться в содержании профессиональной деятельности.

Научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами.

Научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности).

Ожидаемые результаты:

Воспитанники должны знать:

значение профессионального самоопределения, правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда.

Воспитанники должны уметь:

соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности.

Мероприятия по ознакомлению детей с миром профессий

Наименование


Задачи

Первая группа (7-12лет)

«Профессия - парикмахер»

Познакомить        детей        с        профессией        парикмахер. Воспитывать уважение к чужому труду.

«Такие разные профессии»

Познакомить детей с различными видами профессий. Расширить познавательный интерес к профессиям. Формировать уважение к труду взрослых разных профессий.

«Профессия - врач»

Закрепить и расширить знания детей о профессии врача. Воспитывать чувство признательности и уважения к чужому труду.

«Профессия – повар»

Закрепить и расширить знания детей о профессии повара. Воспитывать чувство признательности и уважения к чужому труду.

«Профессия – пожарный»

Закрепить и расширить знания детей о профессии пожарный. Воспитывать чувство признательности и уважения к чужому труду.

Вторя группа  (13-18 лет)

«Руки человека»

Подвести воспитанников к пониманию роли рук человека в игре, в общении, в труде.

«Трудовые ресурсы. Профессии людей»

Формирование представлений о трудовых ресурсах, профессиях людей.

«Кого называют трудолюбивым»

Помочь        усвоить        смысл        слова        «трудолюбивый», вызвать желание быть трудолюбивым.

«Садовник»

Познакомить        детей        с        трудом        взрослых        в        саду,

воспитывать уважение к труду взрослых, желание помогать им.

«О пекарском искусстве»

Ознакомление детей с работой пекаря. Подвести к пониманию выражения «мастер своего дела». Пробуждение интереса к данной профессии.

«Терпение и труд все перетрут»

На примерах литературных произведений показать, что все в жизни достигается через труд. Формировать понятие        «прилежный»,

«старательный», дать положительную оценку данным качествам.

«Парикмахер»

Расширять представления детей о профессии парикмахера. Воспитывать уважение к людям этой профессии.

«Учитель»

Углубление знаний детей о профессии учитель; помочь в осознании важности данной профессии и её значении для людей.

«История профессии. Профессия пожарный»

Познакомить с особенностями профессии пожарного. Прививать навыки правильного поведения во время пожара.

«Маленькое дело, лучше большого безделья»

Воспитание трудолюбия, желания приносить людям радость и счастье своим трудом.

«Как хлеб на стол пришел»

Познакомить детей с сельскохозяйственными профессиями; воспитывать уважение детей к людям разных профессий.

«В гости к леснику»

Познакомить детей с новой профессией «лесник». Расширять представления детей о труде взрослых. Показать значение и важность каждой специальности для других людей.

«Я ветеринар»

Познакомить с особенностями профессии ветеринар, воспитание любви и бережного отношения к животным.

«Мой труд каждый день дома»

На конкретных примерах показать детям важность и ценность их труда.

Раздел 3.

«Природа мой дом»

Если человек с ранних лет усвоил привычку к труду, труд ему приятен. Если же у него этой привычки нет, то лень делает труд ненавистным.
Клод-Адриан Гельвеций

Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действие разных органов, укрепляет нервную систему. В этом труде, как ни в каком другом, сочетаются умственные и волевые усилия.

Большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей.

Систематическая коллективная работа объединяет ребят, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело, доставляет им удовольствие и радость. Работая на участке (в огороде, цветнике, ягоднике), а также в уголке природы, дети овладевают простейшими практическими навыками обращения с сельскохозяйственным инвентарем, усваивают приемы ухода за растениями, получают                много        сведений        о росте        и развитии        растений. Труд        в        природе способствует        к развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитать любовь к ней. Любить природу — это значит воссоздавать и приумножать богатство нашей Родины, бережно относиться к живому, к

результатам труда.

Задачи раздела:

Формировать у воспитанников знание основ экологической культуры.

Воспитать умение оказания помощи нуждающимся животным, растениям, людям.

Формировать умение контролировать свое  поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

Обучать работать индивидуально и в группе, отстаивать свою точку зрения.

Воспитать чувство бережного отношения к природе.

Ожидаемые результаты:

Воспитанники должны знать:

основы экологической культуры;

правила безопасного поведения в природе;

правила техники безопасности работы с садовым инвентарем.

Воспитанники должны уметь:

контролировать        свое        поведение,        поступки,        чтобы        не        причинить        вреда окружающей среде;

работать        индивидуально        и        в        группе;        отстаивать        свою        точку        зрения;

- использовать полученные знания об экологии;

- работать с садовым инвентарем.

Мероприятия по ознакомлению детей с трудом в природе

Наименование

Задачи

Первая группа (7-12лет)

«Аленький цветок радует глазок»

Знакомить с миром растений.

«Нужен ли растениям корень»

Учить        ухаживать        за        цветами,        развивать пересадки, рыхление и удобрение земли

«Посадка цветов из семян для высадки жителей цветочного города»

Формировать представления у детей, что растения выращивают из семян. Учить детей правильной посадке семян на рассаду. Воспитывать у детей желание самим вырастить растение из семян. Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к

окружающей среде.

Вторя группа  (13-18 лет)

«Приключение Буратино»

Стимулировать детей к познанию живой и неживой

природы. Способствовать формированию трудовых навыков и приёмов.

«Посадка лука»

Определить уровень самостоятельности при уходом за растениями, всходами лука. Обучать основам работы с инструментами: лопатка, веник.

Формирование желания улучшить уют в группе.

«Пересадка комнатных растений»

Обучать приемам ухода за комнатными растениями: полив, рыхление, опрыскивание растений.

«Покормите птиц зимой»

Учить делать кормушки. Воспитывать уважение и любовь к труду.        Воспитание любви, бережного изаботливого отношения к птицам

«Труд на участке» по сезонам

Воспитывать уважение и любовь к труду. Обучение приемам работы с садовым инвентарем. Знакомить правилами техники безопасности с садовыми

инструментами.

«Посадка растений»

Воспитывать уважение и любовь к труду, бережное отношение к растениям. Обучать приемам работы с садовым инвентарем. Знакомить с правилами

техники безопасности с садовыми инструментами.

«Уход за растениями и цветами на клумбах»

Воспитывать уважение и любовь к труду. Обучать приемам        работы        с        садовым инвентарем. Формировать        представления        об эстетических нормах.        

Мониторинг эффективности программы

Цель: выявление уровня освоения представлений детей о труде взрослых, его роли, направленности конкретных трудовых процессов на результат, уровень трудовых навыков.

Диагностика трудовой деятельности по уходу за растениями

Фамилия, имя ребёнка

1. Умение принять цель труда

2. Умение выделить предмет труда

3. Умение предвидеть результат труда

4. Умение спланировать трудовой процесс

5. Умение отобрать

необходимое оборудование

6.

Освоение трудовых навыков

и умений

НИЗКИЙ Н - результативность трудовой деятельности низкая, требуются указания, прямая помощь взрослого в выполнении трудовых действий.

СРЕДНИЙ С - труд ребёнка результативен при небольшой помощи взрослых; у ребёнка выражено стремление к самостоятельности.

ВЫСОКИЙ В - ребёнок полностью самостоятелен в трудовой деятельности по уходу за растениями. Труд результативен.

Диагностика сформированности хозяйственно-бытового труда

Фамилия,        
имя ребёнка

1. Умения и навыки при участии ребёнка в коллективном труде по типу общего (содержание заданий одинаково)

2. Умения и навыки при участии ребёнка в коллективном        труде

(содержание        заданий разное)

НИЗКИЙ Н - ребёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, но трудовые действия поспешные, некачественные. В коллективном труде предпочитает «труд рядом».

СРЕДНИЙ С - ребёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, проявляет старательность в выполнении трудовых действий. Охотно включается в коллективные формы трудовой деятельности, но выполняет роль помощника.

ВЫСОКИЙ В - ребёнку нравится трудиться. Все действия выполняет умело, качественно. Выступает в роли организатора в коллективных формах детской трудовой деятельности; доброжелательно распределяет работу, взаимодействует с другими детьми.

Диагностика сформированности ручного труда

Фамилия, имя ребёнка

1. Ручная умелость

2.        Способность        реализовать замысел

НИЗКИЙ Н - беспомощность во всех компонентах трудового процесса; отказ от деятельности, низкая самостоятельность, необходимость прямой помощи взрослого; результат труда низкого качества.

СРЕДНИЙ С - высокая самостоятельность в деятельности репродуктивного характера. Качество результата высокое, но без элементов новизны или близкий перенос, недостаточные комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла (требуются советы, указания, включение взрослого в трудовой процесс); замысел реализован частично.

ВЫСОКИЙ В - развитые комбинаторные умения. Использование пооперационных карт, обобщённый способ конструирования; полная самостоятельность; результат высокого качества, оригинален или с элементами нови

Уровни развития представлений о труде взрослых и процессе его организации:

1 уровень – высокий: дети имеют полные знания о труде взрослых, содержательно и последовательно характеризуют процесс организации их труда. В беседах с воспитателем проявляют самобытный рисунок эмоциональной экспрессии, положительные эмоции прослеживаются в мимике, жестах, речевой интонации. Ребенок самостоятельно пользуется моделью трудового процесса как средством познания трудовой деятельности взрослых. Владеет речью – доказательством, верно обосновывает ценность каждого вида труда. Проявляет устойчивый интерес к труду взрослых, стремление оказать посильную помощь. Строит самостоятельную деятельность, руководствуясь знанием общей структуры

2 уровень – средний: ребенок имеет представление о значимости разных профессий, устанавливает связи между разными видами труда, понимает значение использования техники, современных машин и механизмов в труде, осознает назначение денег и рекламы. Стремится аргументировать свои суждения. Может объяснить, чем заняты родители, в чем ценность их труда, имеет элементарное представление о семейном бюджете. Интерес к труду взрослых устойчив. Не всегда характеризуют труд взрослых, опускают действия при изложении последовательности организации труда. Не проявляют ярких эмоций в процессе проведения беседы, эмоциональная экспрессия прослеживается в основном в жестах

3 уровень – низкий: нечеткое представление о трудовом процессе. Ребенок знает названия некоторых профессий, но затрудняется в раскрытии значимости разных видов труда, установлении связи между ними. Речью – доказательством владеет недостаточно; не может объяснить, где и кем работают его родители, в чем ценность их труда. Отношение к рекламе и деньгам не отличается осознанностью. Познавательное отношение к труду неустойчивое, не владеют знаниями о процессе организации труда взрослых, не проявляют положительных эмоций, индифферентны в процессе общения с педагогом.

Уровни трудовой готовности:

Низкий уровень - отрицательное отношение к труду или положительное отношение к труду выражается «на словах» («знаемые мотивы»); отсутствие должного понимания его общественной и личностной значимости; практического опыта, технического кругозора, ориентации на практику;

Средний уровень - интерес к трудовой деятельности определенного рода носит неустойчивый характер, трудовая активность проявляется в делах, которые непосредственно интересны и не требуют особых волевых усилий;

Высокий уровень - устойчивое желание заниматься каким-либо конкретным видом деятельности, подкрепленное практическим опытом и умениями в сфере общественно-полезного, производительного труда, отношение к труду основано на потребности в трудовом образе жизни, сознательном выборе профессии; сформированы творческие умения и опыт реального производительного труда.

Уровни освоения ребенком позиции субъекта

(самообслуживание)

Низкий уровень.

Ребенок выполняет действия с помощью взрослого; стремление к самостоятельности недостаточно выражено; ожидает помощи даже в освоенных микропроцессах.

Средний уровень.

Ребенок выполняет действия самостоятельно; требуется помощь взрослого в выполнении целостных трудовых процессов и в контроле качества. Ярко выражено стремление к самостоятельности в самообслуживании, желание самоутвердиться. По предложению воспитателя охотно оказывает помощь сверстникам (завязать шарф сзади, помочь стянуть шубку с плеч и пр.).

Высокий уровень.

Ребенок выполняет самообслуживание самостоятельно, с хорошим качеством, при небольшой помощи взрослого или сверстника. Активно отстаивает самостоятельность, обнаруживает устойчивое стремление к оказанию помощи взрослому и сверстнику.

Анкета для выявления трудового сознания воспитанников

  1. Для чего нужно трудиться?         
  2. Какова цель труда?_         
  3. Какие ты знаешь профессии?         
  4. Какие профессии самые нужные людям?         
  5. Какие профессии самые сложные?        _        _
  6. Какой труд сложнее: умственный или физический?        _
  7. Кем ты хочешь стать после окончания средней школы?         
  8. Нужно ли любить свою профессию?_        _
  9. Что нужно, чтобы стать профессионалом, хорошим специалистом? 
  10. Какие учебные предметы ты любишь больше других?         
  11. Как ты учишься?_        _
  12. Твое любимое занятие в школе и дома.        _
  13. Какое поручение тебе хотелось бы выполнить?         
  14. Что читаешь?_        _
  15. Что ты считаешь самым интересным и важным в жизни?         
  16. Считаешь ли ты полезным тот труд, который тебе приходится делать?         

Тест «Зачем нужен труд»

  1. Можно ли прожить, всю жизнь не трудясь? Как ты к этому относишься?

а) не знаю, не задумывался – 2 балла

б) можно, но это неинтересно – 3 балла

в) можно, и это интересно, можно делать все что хочешь – 1 балл

  1. Зачем люди трудятся?

а) чтобы получать деньги – 2 балла

б) труд приносит радость, делает человека уважаемым в обществе – 3 балла в) не знаю – 1 балл

  1. Ты хотел бы, чтобы твоя работа была:

а) интересной и полезной людям – 3 балла

б) не обязательно интересной, но высокооплачиваемой – 2 балла в) я об этом еще не думал – 1 балл

  1. Кого можно назвать трудолюбивым человеком?

а) того, кто трудится честно, выполняет качественно свою работу – 2 балла б) того, кто трудится с любовью – 3 балла

в) не знаю – 1 балл

Высокий уровень – 12 баллов Средний уровень – 8- 11 баллов Низкий уровень – 7 и менее баллов

Пословицы и поговорки о труде

  • Скучен день до вечера, коли делать нечего.
  • Лень, отвори дверь! Сгоришь! — Хоть сгорю, да не отворю.
  • Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
  • Один собирает, другой зевает.
  • Не потрудиться, так и хлеба не родится.
  • Глаза страшатся, а руки делают.
  • Работай до поту, так и поешь в охоту!
  • Белые ручки чужие труды любят.
  • У него лень за пазухой гнездо свила.
  • Чтобы рыбку съесть, надо в воду влезть.
  • Муравей не велик, а горы копает.
  • Что посеешь, то и пожнешь.
  • Не бравшись за топор, избы не срубишь.
  • Руки не протянешь, так с полки не достанешь.
  • Терпение и труд — все перетрут.
  • Одни с сошкой — семеро с ложкой.
  • Пошло дело на лад — и сам ему рад!
  • Обещал — сделал, дал слово — держи.
  • Поспешишь — людей насмешишь.
  • Без волнения и заботы нет радости от работы.
  • Звону много, да толку мало.
  • Когда в товарищах согласия нет, на лад их дело не пойдет.
  • Семь раз отмерь — один раз отрежь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое родительское собрание «Экономическое и трудовое воспитание в семье как средство будущего профессионального и личностного определения подростков»

Цель: сформировать у родителей отчетливое представление о роли, возможностях, путях и способах трудового воспитания детей в семье.Форма проведения:      круглый стол...

Конкурсная профилактическая программа "Дорога в будущее"

Конкурсная программа создана в целях профилактики ПАВ среди подрастающего поколения. Возраст участников 13-14 лет. ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ ВОСПИТАННИКОВ СРЦН

ПРОГРАММА СОДЕРЖИТ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ...

Программа по ЗОЖ "Дорога в будущее"

Проблема формирования здорового образа жизни, как технологии сохранения здоровья и обеспечения высокой результативности и продуктивности труда человека, является важнейшей проблемой современности....

Рабочая программа по трудовому воспитанию, 4 класс

Рабочая программа предназначенна для коррекционых школ....

Рабочая программа "Дорога в будущее"

Актуальность профориентационной работы на современном этапе.Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества - важнейшая задача всей образовательной системы государства. Ее ...