коррекционный курс Сенсорное развитие
рабочая программа

Розанчугова Наталья Викторовна

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razvitie_variant_3.3.docx36.24 КБ

Предварительный просмотр:

краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ачинская школа № 3»

Рассмотрено

Согласовано

Утверждено

Методическим советом
КГБОУ «Ачинская школа № 3»

Заместитель директора по учебной работе
КГБОУ «Ачинская школа № 3»

Протокол № 1
от 30 августа 2021 года

Отделение № 3

Чернецкая С.А.

Приказ № 362/17
от 31.08.2021 года

Коррекционный курс

«Сенсорное развитие»

3 класс

для слепых обучающихся

(вариант 3.3)

г.Ачинск, 2021год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. У учащихся с умственной отсталостью и зрительной депривацией развитие совершается по основным общим закономерностям: от восприятия к представлению и далее к наглядно-действенному, наглядно-образному мышлению и элементам понятийного мышления. Вместе с тем сенсорно-перцептивная сфера такого ребенка отличается качественным своеобразием всех её структурных элементов. Предметы и явления воспринимаются в общих чертах. В процессе восприятия не проявляется активность, необходимая для усвоения специфических характеристик. Отсутствует умение выделять детали или особенности воспринимаемого предмета и сравнивать их с такими же у другого. Неумение анализировать, искать, охватывать полностью воспринимаемые сведения приводит к хаотической нецеленаправленной деятельности. Такие учащиеся требуют постоянного руководства, нуждаются в постоянном побуждении к действию. Главным недостатком умственно отсталых учащихся является нарушение обобщенности восприятия, его замедленный темп. Они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями картины, её персонажами. Поэтому их восприятие отличается и меньшей дифференцированностью. Учащиеся часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы и т. п. Для таких детей характерна узость восприятия, которая мешает ориентироваться в новой местности, непривычной ситуации. Умственно отсталые дети плохо ориентируются в пространственном расположении предметов, недостаточно воспринимают глубину изображений на картинках, часто не различают правую и левую сторону, ошибаются при узнавании времени на часах, определении дней недели, времен года. Дети с интеллектуальными нарушениями обладают потенциальными способностями накоплению сенсорного опыта, поэтому необходим педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия, который будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.    

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования слепых обучающихся (вариант 3.3)

ЦЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Основные направления данного курса:

· формирование знаний сенсорных эталонов;

· обучение использованию специальных действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого - либо объекта.

Главная цель курса – обогащение чувственного опыта учащегося через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.

Достижение поставленной цели подразумевает решение следующих задач: развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия, а также восприятия запаха и вкуса как пропедевтика формирования навыков общения, предметно-практической и  познавательной деятельности.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Коррекционный курс включает в себя следующие разделы:

  • формирование сенсорных эталонов;
  • восприятие особых свойств предметов;
  • восприятие целостного предмета;
  • восприятие пространства;
  • восприятие сложных явлений.

Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений учащегося, стимуляцию активности. Под активностью подразумевается психические, физические и речевые реакции ребенка (эмоционально - двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация). Далее формируются сенсорно-перцептивные действия. Учащиеся не только распознают свои ощущения, но и перерабатывают получаемую информацию, что в будущем поможет им лучше ориентироваться им в окружающем мире. Основной формой организацией коррекционного процесса является занятие, которое проводится с использованием разнообразных дидактических игр, занимательных упражнений и мультимедийных материалов.

ОПИСАНИЕ МЕСТА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

КГБОУ Ачинская школа №3. Частота занятий - час в неделю, форма организации – индивидуальное занятия. 

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

  • формирование способности целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
  • формирование способностей различать основные вкусовые качества продуктов (горькие, сладкие, кислые, соленые);
  • формирование способности различать объект по запаху;
  • формирование способности определять на ощупь разные свойства предметов (по поверхности, весу, температуре);
  • формирование способности согласовывать свои действия и движения;
  • формирование способности опосредовать свою деятельность речью;
  • формирование умения классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам;
  • формирования знания основных цветов радуги;
  • формирование знания геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
  • формирование знания частей суток и названий дней недели;
  • формирование умения на ощупь определять величину хорошо знакомых предметов;
  • формирование умения составлять предметы из 2-3 частей;
  • формирование умения соотносить звук с его источником;
  • формирование умения ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Курс «Сенсорное развитие» имеет 6 разделов:

  1. Развитие сохранных анализаторов.
  2. Развитие слухового восприятия.
  3. Развитие навыков осязательного восприятия и мелкой моторики.
  4. Развитие кинестетических ощущений и восприятие пространственных отношений.
  5. Восприятие времени.
  6. Восприятие особых свойств предметов.

        В процессе изучения курса «Сенсорное развитие» слепые обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевают различными способами осязательного обследования предметов и объектов окружающего мира. Обучающиеся знакомятся со свойствами предметов на основе тактильно-осязательного способа восприятия (форма, величина, цвет). У учеников развивается мышечно-суставное чувство и мелкая моторика (в том числе для овладения рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля) при выполнении предметно-практических действий на уроках и во внеклассной деятельности.

        На занятиях у обучающихся развиваются двигательная сфера и координация движений, слуховое и обонятельное восприятия, временные представления. Это способствует развитию высших форм познавательной деятельности, которые являются ведущими в процессах компенсации (активизация мыслительных операций, формирование наглядно-образного и словесно-логического мышления).

        У обучающихся будут развиваться навыки общения для установления контактов с окружающими, обогащаться представления о себе и своих возможностях, формироваться образы окружающих людей, развиваться вербальные и невербальные средства общения, расширяться и обогащаться социальный опыт; развиваться межличностная система координат «слепой – слабовидящий», «слепой – слепой»

У обучающихся будет формироваться потребность и умение использовать остаточное зрение как дополнительный канал получения информации в разных видах учебной деятельности, в удовлетворении коммуникативной потребности.

На коррекционных занятиях педагог целенаправленно развивает у слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осязательную чувствительность и мелкую моторику пальцев рук, формирует умения и навыки осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира. Обучающиеся осваивают приемы и способы сенсорно-перцептивной деятельности.

Раздел I. «Развитие сохранных анализаторов»

Диагностика. Навыки осязательного восприятия, умение совершать точные мелкие движения пальцами рук. Сенсорные эталоны плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и объемных тел (шар, куб, конус). Выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий). Зрительного и слуховое восприятие. Предметно-пространственные отношения. Временные представления: порядок месяцев в году, единицы времени: сутки, неделя, месяц.

Различение предметов по величине. Понятия «короткий» - «длинный». Сравнение предметов.

Дидактическая игра Составь узор. Составление узора из фигур в полоске по

инструкции педагога.

Различение и сопоставление свойств предметов по форме, величине.

Раздел II «Развитие слухового восприятия».

Основные направления формирования слухового восприятия: выработка слуховых образов слов; развитие слухомоторной координации. Определение направления звука в пространстве (справа, слева, спереди, сзади).

Дидактическая игра «Откуда звук».

Выполнение действий по речевой инструкции. Дидактические игры «Сделай, как скажу», «Слушаем звуки».

Раздел III «Развитие навыков осязательного восприятия и мелкой моторики».

Гимнастика для пальцев рук. Массаж пальцев. Строение руки: различать и правильно называть пальцы руки (своей, товарища). Пространственное расположение частей руки: кисть, тыльная сторона кисти, ладонь, большой палец противопоставлен другим пальцам, четыре пальца вместе. Целенаправленные действия по инструкции педагога.

Пространственное представление о расположении рук: одна рука правая, другая левая.

Сопряженное действие рук при выполнении элементарных предметно-практических

действий (шнурование).

Упражнение на синхронность работы обеих рук. Упражнения на развитие мышечной силы пальцев рук.

Применение навыков осязательного обследования: синхронность, последовательность, организованность перцептивных действий.

Совершенствование культуры осязательного обследования и графических навыков: выполнение внутренней обводки, штрихование точками. Изображение простых геометрических форм (квадрат, прямоугольник) с помощью трафаретов. Сравнение предметов, нахождение сходства и отличия. Чтение рельефных изображений. Применение приемов обследования простых натуральных предметов с помощью осязательных ориентиров (ладонью, пальцами). Использование обследующих движений. Определение осязательным способом из чего изготовлен предмет.

Представление о фактуре поверхности предметов (пушистый, гладкий, шершавый, мягкий, твёрдый и т.д.), о пространственном расположении предметов. Осязательное обследование предметов простой формы. Определение формы объекта. Рассматривание графического изображения предмета. Лепка предмета простой формы. Применение приемов работы с пластилином. Умение выделять осязательные признаки предметов: твердый – мягкий, гладкий –шершавый. Восприятие величины предметов одной формы, на примере 2-3 предметов: большой – маленький, длинный – короткий. Сравнение предметов по величине. Группировка предметов по одному признаку (по форме, величине или цвету). Чтение несложного рельефного изображения на бумаге, словесное описание. Составление сериационного ряда по заданному признаку. Дидактическая игра «Расставь по порядку». Работа с тактильными карточками. Дидактическая игра «Подбери пару». Составление конструкции из трех геометрических фигур.

Раздел IV Развитие кинестетических ощущений и восприятие пространственных отношений».

Игры на развитие ориентировки в пространстве «Расположи предметы на парте», дидактическая игра «Зоопарк». Представления о схеме собственного тела. Знакомство с разным качеством движений (быстрые – медленные, сильные – слабые).

Выполнение упражнений по заданию, обозначение словом положения различных частей своего тела.

Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.).

Представление о предметах, наполняющих кабинет. Определение расположения предметов в пространстве (вверху — внизу, над — под, справа — слева). Ориентировка в кабинете по инструкции педагога.

Расположение объемных предметов на горизонтальной плоскости. Работа с прибором «Ориентир». Употребление пространственных предлогов и наречий (слева, справа, перед, за, около, между, близко, далеко и т. д. Осязательное восприятие и ориентировка на рабочей поверхности парты. Правильная поза при обследовании предметов на горизонтальной плоскости (на столе, парте). Поза при отыскивании упавших предметов.

Выразительные движения и положительный образ своего тела в движении. Элементы расслабления, снятие напряжения.

Работа с тифлоприбором «Графика». Построение на плоскости геометрических фигур. Изображение плоских геометрических фигур рельефно-точечным способом при помощи трафарета. Выполнение внутренней обводки. Штрихование. Чтение рельефных изображений.

Раздел V «Восприятие времени!.

Дидактическая игра «Когда это бывает?». Узнавание и называние характерных признаков времен года.

Знакомство с моделью часов. Детали часов: циферблат, стрелки. Дидактическая игра «Определи время по часам».

Раздел VI «Восприятия особых свойств предметов».

Дидактическая игра ≪Холодный, теплый, горячий≫. Восприятие температуры. Как обращаться с горячими предметами. Знакомство с термометром. Виды термометров. Вкусовые ощущения: определение на вкус продуктов. Различение вкусовых качеств продуктов: словесное обозначение ощущений. Основные вкусы – сладкий, кислый, горький, соленый.

Знакомство с характерными запахами реальных предметов. Различение и сравнение запахов.

Сравнение предметов по весу (тяжелый – легкий). Словесное обозначение ощущений. Оценивание веса предмета разными способами: одной рукой, двумя руками. Итоговая диагностика. Навыки осязательного восприятия, умение совершать точные мелкие движения пальцами рук. Сенсорные эталоны плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и объемных тел (шар, куб, конус). слуховое восприятие. Предметно-пространственные отношения. Восприятие времени.

Программа работы коррекционного курса «Сенсорное развитие» со слепыми обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) включает в себя взаимосвязанные направления работы. Данные направления отражают ее основное содержание.

Диагностическое направление: проведение диагностики, анализ результатов с целью учета полученных данных в организации и реализации коррекционной работы; изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания слепого обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); осуществление текущей диагностики, позволяющей получать информацию о состоянии психоэмоционального статуса обучающихся, о его продвижении в овладении специальными знаниями, умениями и навыками; мониторинг достижений планируемых результатов обучающихся в освоении коррекционного курса «Сенсорное развитие».

Коррекционно-развивающее направление: овладение обучающимися специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для социальной адаптации и интеграции, профилактика вторичных отклонений в развитии, обогащение чувственного опыта, активного и систематического включения в деятельность слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) сохранных анализаторов через проведение коррекционной работы посредством реализации курса коррекционно- развивающей области «Сенсорное развитие» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся; проведение индивидуальной коррекционной работы с обучающимися, имеющими наряду с типологическими индивидуальные особые образовательные потребности; реализации мероприятий, способствующих социальной адаптации и интеграции слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); корректировка программы курса с учетом результатов диагностических исследований; участие в реализации комплексных (с учетом данных, полученных от различных специалистов) рекомендаций по вопросам обучения и воспитания слепого обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Консультативное направление: консультирование родителей (законных представителей) по вопросам обучения и воспитания слепых с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (в том числе и по вопросам создания необходимых условий для обучения и воспитания слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)); проведение консультаций педагогов по вопросам организации и содержания коррекционной поддержки слепых обучающихся с  легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); участие в разработке комплексных (с учетом данных, полученных от различных специалистов) рекомендаций по удовлетворению особых образовательных (в том числе и индивидуальных) потребностей  слепого обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и оказание консультативной поддержки родителям (законным представителям), педагогическим работникам в их реализации.

Информационно-просветительское направление: повышение компетентности всех участников образовательного процесса по вопросам воспитания и обучения слепых с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), что реализуется посредством вооружения педагогических работников и родителей (законных представителей) необходимыми знаниями и умениями (родительские собрания, семинары, тренинги, беседы).

В программе отводится определённое количество часов на изучение каждого раздела, однако успешное усвоение материала предполагает постоянное закрепление сформированных навыков и включение в занятия разнообразных заданий и упражнений, связанных с изученными ранее темами. В целях поддержания постоянного интереса у детей к обучению занятия рекомендуется проводить в занимательной игровой форме с использованием пособий, игрушек, дидактических игр, доступных для восприятия незрячих.

Основными формами обучения являются практические работы, предметные уроки,

сюжетно-ролевые игры, экскурсии, беседы.

Для проведения коррекционных занятий необходимо материально-техническое оснащение кабинета, которое включает:

  • демонстрационный материал;
  • раздаточный
  • материал (массажные мячи, фигуры для составления узора, массажные колечки и т.д.);
  • пособие для шнурования; натуральные объекты (расческа, стакан и т.д.);
  • игрушки (мяч, колокольчик, свисток, кубик деревянный, мягкая игрушка и т.д.);
  • тактильное домино; пособие для построения сериационных рядов; муляжи;
  • геометрические плоскостные фигуры (квадрат, круг, прямоугольник, овал, треугольник);
  • объемные формы (шар, куб, конус); дидактические игры; рельефно-контурные рисунки;
  • трафареты; шаблоны; прибор «Школьник»; прибор «Ориентир»; тифлоприбор «Графика»;
  • грифель; тетрадь; учебник; бумага; пластилин; пособие «Часы».

Основной формой организации учебных занятий по курсу «Сенсорное развитие» является коррекционное занятие. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

  • индивидуальная (самостоятельное выполнение учебного задания с учетом

возможностей обучающегося).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема

Количество часов

Диагностика (осязательное восприятие, восприятие формы и величины).

1

Диагностика (восприятие времени, слуховое восприятие, предметно-
пространственные представления).

1

Дидактическая игра "Что изменилось?"

1

Сравнение предметов (три полоски разной длины)

1

Дидактическая игра «Составь узор» (по словесной инструкции)

Развитие зрительно-моторной координации (дидактическая игра «Поймай мяч»

1

Развитие слухового восприятия

Определение направления звука в пространстве комнаты.

1

Выполнение действий по речевой инструкции.

1

Игры на развитие чувства ритма.

1

Развитие навыков осязательного восприятия и мелкой моторики

Упражнения с предметами на развитие мелкой моторики

1

Шнуровка

1

Восприятие и воспроизведение плоскостных геометрических фигур (прямоугольник)

1

Упражнение на сравнение геометрических фигур (квадрат, прямоугольника)

1

Дидактическая игра «Узнай из чего сделан предмет»

1

Дидактическая игра «Тактильное домино»

1

Работа с пластилином. Лепка «Огурец».

1

Составление сериационного ряда из 5 предметов по заданному признаку (по возрастанию, по убыванию)

1

Дидактическая игра «Подбери пару» (тактильные карточки)

1

Конструирование (составление конструкции из 3 геометрических фигур по образцу)

1

Развитие кинестетических ощущений и восприятие пространственных отношений.

Игры на развитие ориентировки в пространстве («Расположи предметы на парте» «Море волнуется»)

1

Упражнения на развитие выразительности движений

1

Ориентировка по сторонам собственного тела

1

Ориентировка в кабинете

1

Расположение объемных предметов на горизонтальном листе (прибор «Ориентир») по инструкции педагога

1

Дидактическая игра «Выразительные движения»

1

Построение геометрических фигур (тифлоприбор «Графика»).

1

Восприятие времени

Времена года

1

Знакомство с цыферблатом

1

Дидактическая игра «Определи время по часам»

1

Восприятие особых свойств предметов

Тактильное восприятие при определении температуры предмета

1

Восприятие на вкус продуктов и словесное обозначение вкусовых ощущений.

1

Восприятие предметов на основе чувства тяжести и словесное обозначение ощущений.

1

Диагностика (осязательное восприятие, восприятие формы, величины и фактуры предметов).

1

Диагностика (восприятие времени, слуховое восприятие, предметно-пространственные представления).

1

ИТОГО:

34

Методическая литература.

  1. А.В. Запорожец; "Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника". Москва,2007.
  2. А.В. Запорожец; "Развитие произвольных движений" Москва, 2008.
  3. Б.Г. Ананьев; "Осязание в процессах познания и труда" Москва, 2007.
  4. Б.Г. Ананьев; "Психология чувственного познания" Москва, 2009.
  5. Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко; "Особенности восприятия пространства у детей". Москва, 2008.
  6. В.П. Зинченко; "Миры сознания и структура сознания". Ж.: Вопросы психологии, №2; 2010.
  7. В.П. Ермаков; "Профессиональная ориентация учащихся с нарушениями зрения" ред. В.И. Селиверстов.
  8. В.П. Ермаков, Г.А. Якунин; "Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения" Москва: Владос, 2008.
  9. Е. Малиованова, "Развитие пространственных представлений", Ж: Дошкольное воспитание" №11, 2008.
  10. Е.А. Парамонова; "Сенсорное развитие детей с нарушением зрения в процессе трудового воспитания в детском саду". Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушением зрения: Материалы Междунар. науч.-пед. конф. тифлопедагогов и незрячих учителей, посвящ. 200-летию РГПУ им. А.И. Герцена. Москва, 2007.
  11. И.В. Филимонова, И.А. Черногород; Опыт коррекционной работы по сенсорному воспитанию детей с нарушением зрения. Материалы Междунар. науч.-пед. конф. тифлопедагогов и незрячих учителей, посвящ. 200-летию РГПУ им. А.И. Герцена. - Москва, 2007.
  12. Л.П. Григорьева, М.Э. Бернадская, И.В. Блинникова, О.Г. Солнцева; "Развитие восприятия у ребенка" Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. Москва, 2011.
  13. Л.М. Егормина; "Обучение дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения тифлографике" Дефектология: современные проблемы обучения и воспитания. СПб.: Образование 2008.
  14. Л.С. Выготский; "Слепой ребенок", Собрание сочинений, т. 5, Москва, 2009.
  15. Л.С. Выготский; Собр. соч.: В 6 т. М., 1982--1984. 5. "Генезис сенсорных способностей", Под ред. Л.А. Венгера.
  16. Л.С. Выготский; "Развитие высших психических функций" Москва, 2007.
  17. Л.С. Венгер, Э.Г. Пилюгина; "Воспитание сенсорной культуры ребенка" Москва: Просвещение, 2008.
  18. М. Браткова; "Пути формирования предметных действий", Ж: Дошкольное воспитание, №1, 2009.
  19. Т.П. Свиридюк; "Педагогическое руководство игровой деятельностью детей с нарушениями зрения" Киев, 2011.

Дидактический материал:

  1. Грифель;
  2. Тетрадь для письма по Брайлю с грифелем для детей
  3. Рельефно-графическая грамота для слепых детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  4. Мозаика
  5. Геометрический сенсорный мешочек
  6. Рельефно-графическая грамота - Зрительные образы и реалистический рисунок
  7. Тифлоприбор "Графика" для детей
  8. Пособие для слабовидящих и незрячих детей дошкольного и младшего школьного возраста - Рельефно-графическая грамота.
  9. Шнуровка
  10. Сухой бассейн.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционного курса "Сенсорное развитие"

Рабочая программа разработа для обучающихся с ТМНР с выраженными нарушениями...

Рабочая программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» для 1(доп.) класса, АООП, 2 вариант

Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и предназначена для об...

Рабочая программа по коррекционному курсу "Сенсорное развитие"

Программа предназначена для обучающихся 1-го класса с умеренной умственной отсталостью, которые обучаются по СИПР....

Рабочая программа коррекционного курса "Сенсорное развитие" для обучающихся 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Пояснительная записка Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интелл...

Рабочая программа коррекционного курса «Сенсорное развитие»

Рабочая программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с РАС и умеренной и тяжелой (глубокой) умств...

Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу «Сенсорное развитие» 1 класс

Адаптированная рабочая программапо коррекционному курсу«Сенсорное развитие»...

Программа коррекционного курса "Сенсорное развитие" (2 класс)

Календарно-тематическое планирование  по сенсорному разитию для 2 класса (СИПР)...