Картотека игр по речевому развитию
картотека

Дорофеева Юлия Анатольевна

Развитие речевой активности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_na_razvitie_rechevoy_aktivnosti.docx16.46 КБ

Предварительный просмотр:

  1. «Соедини слова»

Цель: развить навыки творческого конструирования образов, воображение.

Задание: предложите ребенку соединить пары слов при помощи предлога или падежа.

Например: хвост – кот (хвост у кота), пирог – капуста (пирог с капустой).

Можно попросить ребенка составить рассказ, используя одно из словосочетаний.

  1. «Угадай, что в ящике»

Цель: развитие произвольной поисковой активности в форме вопросов.

Ход проведения. Перед ребенком ставится  ящик с помещенным внутрь предметом (предметом простой конфигурации, довольно часто встречающимся детям в обычной жизни: яблоко, карандаш, и т.д.).

Ребенка спрашивают: «Ты хочешь узнать, что лежит в ящике? Чтобы узнать, какой предмет находится в ящике, нужно задавать вопросы. Если ребенок действует методом перебора вариантов, предлагается перечень вопросов, представляющих собой алгоритм поиска ответа: «Спроси у меня – для чего нужен этот предмет? Что с ним делают? Из чего он сделан? Какой формы? Какого размера? Какого цвета?»

  1. «Придумай рассказ»

Цель: развивать воображение, речевую активность.

Задание: предложить ребенку придумать рассказ или сказку о каком-либо домашнем животном. Воспитателю надо обратить внимание на скорость придумывания, необычность, оригинальность сюжета, разнообразие персонажей, эмоциональность образов рассказа или сказки.

  1. «Неоконченные рассказы»

Цель: развивать воображение, речевую активность, коммуникативные качества речи: правильность, логичность речи.

Задание: предложить ребенку закончить рассказ.

«На реке»

Юра и Толя шли неподалеку от берега реки.

Интересно, - сказал Толя, - как совершаются подвиги? Я все время думаю о подвиге. А я об этом даже не думаю, - сказал Юра. И вдруг мальчики остановились: с реки донеслись…

  1. «Что произойдет?»

Цель: развивать воображение, речевую активность, коммуникативные качества речи: богатство и уместность речи.

Задание: предложить ребенку ответить подробно на предложенный вопрос.

Например: Что произойдет, если оживут все сказочные герои? Что произойдет, если все животные начнут говорить человеческим голосом? Что произойдет, если дождь будет лить, не переставая?

 

  1. «Хорошо – плохо»

Цель: развивать связную речь, воображение, логичность речи.

Ход проведения: педагог задает тему обсуждения. Дети рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо, например, в погодных явлениях.

Воспитатель: город.

Ребенок: хорошо, что я живу в городе: можно ездить на автобусе, в метро, есть цирк, театры, музеи; плохо – душно, пыльно, не увидишь живой коровы или петуха…

  1. «Кто знает, пусть продолжает»

Цель: развивать умение подбирать и употреблять в речи слова с обобщающим значением, соотносить родовые и видовые понятия.

Вариант 1:

Воспитатель называет родовое понятие – слово с обобщающим значением, а дети – слова, относящиеся к данному роду, с конкретным значением.

Воспитатель: мебель.

Ребенок: кровать, диван, кресло, стол.

Вариант 2:

Взрослый называет видовое понятие, а ребенок – обобщающее слово.

Воспитатель: огурец, редис, картофель, горох.

Ребенок: овощи.

Кто ошибается, выполняет задание-фанты. Выигрывает тот, кто не ошибается.

  1. «Сценарий»

Цель: развивать образное и воссоздающее воображение детей, связную речь, активизировать словарь.

Ход проведения: воспитатель записывает слова, которые по очереди называют участники. Затем дети придумывают историю, в которой должны фигурировать все названные предметы. Сочинительство должно быть групповым. Так как это сценарий, в нем должно быть много действий, динамики. Полученная, в результате, история(сценарий) может быть разыграна.

  1. «Продолжи фразу и покажи»

Цель: развивать логическое мышление, творческие способности, богатство и чистоту речи.

Ход проведения:

- Если вам на глаза попались спички? (Ответы детей, которые педагог обобщает выводом: спички детям не игрушка).

- Если плачет ваш друг, что вы будете делать? (Утешу, поглажу, загляну в глаза, постараюсь успокоить).

  1. «Воображаемое путешествие»

Цель: развивать умение общаться в предполагаемых обстоятельствах, коммуникативные качества речи, воображение.

Ход проведения:

Воспитатель: сейчас мы отправимся в путешествие. Я буду описывать место, где мы окажемся, а вы должны представить это место и делать (говорить) то, что вам подскажет воображение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ И ОТ-СЛЕЖИВАНИЯ ДИНАМИКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, 1999 г. Диплом II ст. на республиканском конкурсе

В данном докладе подробно описывается система диагностики и отслеживания динамики в речевом и познавательном развитии детей с ОНР. Указываются основные организационные принципы, описываются диагностич...

Инновационный проект "Определение механизма и формы речевой симптоматики, уровня речевого развития, составления профиля индивидуального маршрута ребёнка, через реализацию авторизованной, иллюстративной методики обследования дошкольников 4-7 лет"

Методика предполагает выявление нарушений по разработанным диагностическим заданиям по 10-ти разделам и включение нарушенных звеньев в индивидуальный коррекционный план....

Речевое развитие детей на разных речевых этапах

Презентация для молодых воспитателей....

Картотека игр. Игры на развитие грамматической стороны речи Картотека игр на развитие лексической стороны речи

В данной картотеке собраны игры по развитию лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста. Материал будет полезен практикующим логопедам,студентам,а также родителям....

Профилактика задержки речевого развития. Использование Монтессори - материалов для профилактики задержки речевого развития.

В данной статье рассматривается актуальный вопрос:  задержка речевого развития и способы ее профилактики. Приводится ряд эффективных способов, способствующих развитию слухового внимания, слуховой...