Рабочие программы
рабочая программа
Корекционно-развивающщие рабочие программы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя школа № 11"
Программа внеурочной деятельности
по духовно-нравственному воспитанию
«Истоки»
для обучающихся 3 классов
Автор:
учитель-логопед
Кемерова Гюльжана Руслановна
Нижневартовск, 2022
Пояснительная записка
Рабочая программа «Истоки» для 3 класса составлена в соответствии:
1)с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МО РФ № 373 от 06.10.2009),
2) с примерной программой Министерства образования и науки РФ, созданной на основе федерального государственного стандарта,
3) с авторской программой А.В.Камкина, И.А.Кузьмина «Истоки»М.: «Просвещение», 2015.
4) с основной образовательной программой НОО МБОУ «СШ №11» на 2021-2022 учебный год
5) с рекомендациями по составлению рабочих программ учителя МБОУ «СШ №11».
Стратегической целью программы является преобразование школы в социальный институт, для которого важнейшей функцией является гармоничное развитие и воспитание Гражданина России, способного сохранять и приумножать социокультурный опыт Отечества.
Задачи программы «Истоки»:
- Дать представление о самом важном в жизни человека и на основе активных форм обучения последовательно развивать духовно-нравственные ценности ребёнка.
- Помочь ребёнку соотнести главные ценности жизни с собственным опытом, другими словами выбрать то, что он считает самым важным для своей семьи и для себя в определённом программой контексте и запечатлеть свои жизненные ориентиры, переживания , опыт на страницах Первой книги.
В результате прохождения программного материала к концу 3 класса обучающиеся должны знать:
1. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.
2. Заповеди и правила этикета.
3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена).
4. Афоризмы.
Уметь:
1. Исполнять заповеди.
2. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.
3. Выполнять общение.
4. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.
5. Исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в самовоспитании.
Программа включает в себя 135 занятий по 35 - 45 минут и рассчитана на четыре года обучения.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
- Личностные универсальные учебные действия:
У выпускника будут сформированы:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Выпускник получит возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
- Регулятивные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
- Познавательные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- Коммуникативные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Содержание курса внеурочной деятельности
Тема «Вера» (9 час.)
ВЕРА. Ступеньки веры - доверие, уверенность, признание. Чему доверяет сердце, как верит пытливый ум, во что верует душа. Почему говорят, что с верой приходит доброе дело. Веру к делу применяй, а дело - к вере.
ВЕРНОСТЬ - преданность и надежность. Верность - знак веры. Почему в большом деле дают присягу. Нарушать клятву — веру ломать (вероломство). Верность не знает мелочей.
ПРАВДА. Что означает - жить по правде. Правда, в деле, в слове, в образе. Правда всегда с верой дружит. Правда - путь веры. Праведность. Справедливость. Правосудие.
ЧЕСТЬ. Почему говорят: «Береги честь смолоду». Честное дело и скромность. Честь и хвала - награда за доблесть, похвала мудрости и поклон преподобному.
Тема «Надежда» (8 час.)
НАДЕЖДА - стремление к доброму исходу дела. Надежда на опыт, правду и веру. Надежда не должна умирать. Тщетная надежда. Потеря надежды - отчаяние.
СОГЛАСИЕ - единомыслие, единодушие, единоверие. Согласие среди людей. Согласие и лад в семье. Согласие ума, сердца и воли. Как мир и согласие добрую надежду рождают. Несогласие и разногласие.
ТЕРПЕНИЕ - умение стойко переносить испытания и трудности. Терпение и надежда вместе идут. Без терпения нет спасения. Терпение дает умение. Нетерпимость к злому слову и делу. Терпение и терпимость (принятие другого, иного образа жизни).
ПОСЛУШАНИЕ - доверие доброму опыту и надежда на него. Послушание совести. Послушание родителям. Законопослушание.
Тема «Любовь» (9 час.)
ЛЮБОВЬ - сердечная привязанность. Любовь - добро. Любовь - единство. Любовь - дружба. Святая любовь. Любовь - созидательный труд души и тела.
МИЛОСЕРДИЕ - милость в сердце. Милосердие через слово и дело. Уметь прощать человека, но быть строгим к его проступкам и нетерпимым к злу. Где гнев - там и милость. Милость от любви исходит.
ДОБРОТА. Добрые слова и добрые дела. Доброжелательность. Доброта истинная и доброта ложная. Добрый человек в доброте проживет век. В ком добра нет, в том и правды мало.
РАСКАЯНИЕ - чистосердечное признание в проступке, отречение от зла. Раскаяние ведет к очищению. Раскаяние любви учит.
Тема «София» (8 час.)
УМ ДА РАЗУМ. Ум познает и запоминает, а разум смысл постигает.
РАЗМЫШЛЯТЬ И ВРАЗУМЛЯТЬ. Грамота, книга, школа. Ум без разума - беда. Где ума не хватит - спроси у разума. Обучение и вразумление. Учение - труд.
ИСТИНА - неложность, подлинность, искренность, правдивость. Хранители истины. Слово истины. Истина в деле, истовость. Истина в образе, путеводный образ.
ЗНАНИЯ И МУДРОСТЬ. Слепая вера противна рассудку. Знание - плод учения, а истина - любви и правды. Мудрость и мудрецы. София - Премудрость. Почему Вера, Надежда и Любовь - родные сестры.
Тематическое планирование по курсу «Истоки», 3 класс
№ п/п | Дата | Тема урока | Примечание | |
план | факт | |||
Тема «Вера» (9 час.) | ||||
1. | 1 неделя | 05.09 | Вводный урок | |
2. | 2 неделя | 12.09 | Вера | |
3. | 3 неделя | 19.09 | Вера | |
4. | 4 неделя | 26.09 | Верность | |
5. | 5 неделя | 03.10 | Верность | |
6. | 6 неделя | 10.10 | Правда | |
7. | 7 неделя | 17.10 | Правда | |
8. | 8 неделя | 24.10 | Честь | |
9. | 9 неделя | 31.10 | Обобщающий урок | |
Тема «Надежда» (8 час.) | ||||
10. | 10 неделя | 14.11 | Надежда | |
11. | 11 неделя | 21.11 | Надежда | |
12. | 12 неделя | 28.11 | Согласие | |
13. | 13 неделя | 05.12 | Согласие | |
14. | 14 неделя | 12.12 | Терпение | |
15. | 15 неделя | 19.12 | Терпение | |
16. | 16 неделя | 26.12 | Послушание | |
17. | 17 неделя | 16.01 | Обобщающий урок | |
Тема «Любовь» (9 час.) | ||||
18. | 18 неделя | 23.01 | Любовь | |
19. | 19 неделя | 30.01 | Любовь | |
20. | 20 неделя | 06.02 | Милосердие | |
21. | 21 неделя | 13.02 | Милосердие | |
22. | 22 неделя | 20.02 | Доброта | |
23. | 23 неделя | 27.02 | Доброта | |
24. | 24 неделя | 06.03 | Раскаяние Покаяние | |
25. | 25 неделя | 13.03 | Раскаяние Покаяние | |
26 | 26 неделя | 20.03 | Обобщающий урок. | |
Тема «София» (8 час.) | ||||
27. | 27 неделя | 03.04 | Ум да разум | |
28. | 28 неделя | 10.04 | Ум да разум | |
29. | 29 неделя | 17.04 | Истина | |
30. | 30 неделя | 24.04 | Истина | |
31. | 31 неделя | 01.05 | Знание и мудрость | |
32. | 32 неделя | 08.05 | Знание и мудрость | |
33. | 33 неделя | 15.05 | Почему Вера, Надежда и Любовь- родные сестры. | |
34. | 34 неделя | 22.05 | Обобщающий урок. |
Формы контроля и система оценивания
Контроль и оценивание внеурочной деятельности «Юный эколог» основывается на критериях уровня и качества выполняемых заданий: по содержанию представленных результатов, на основе наблюдений учителя за личностным ростом обучающегося в ходе работы. В программу заложено использование различных форм контроля достижений обучающихся: анкетирование, беседа, оценка работы в группах, контроль выполнения творческой работы, исследования, проекты и их презентации. Контрольно-оценочная деятельность осуществляется через: вербальную, содержательную, прогностическую оценку, оценку по конечному результату, рецензирование, проблемную ситуацию, самооценку, взаимооценку, создание определенного общественного мнения, самоконтроль, взаимоконтроль. Система оценивания Занятия безотметочные, по системе «зачет – незачет».
Формы контроля:
- Конкурс на лучший ребус, кроссворд.
- Конкурс на лучшую газету.
- Конкурс на лучший проект.
- Олимпиада.
- Викторина.
- Проверочные тесты.
С помощью «Листа контроля» в конце каждого занятия дети осуществляют самооценку.
Лист контроля
Критерии число | оценки | 1.10 | 2.10 | 3.10 | 4.10 | … |
|
Самооценка |
|
|
|
|
|
| |
Оценка работы группы |
|
|
|
|
|
| |
Впечатление от занятия |
|
|
|
|
|
|
Цветовое решение оценивания:
- Самооценка
Красный | Желтый | Синий
|
Любопытно | Интересно | Полезно
|
- Оценка работы группы
Серый | Зеленый | Желтый
| |
Не активна | очень | Достаточно активна | Согласованная, дружная, работали все |
- Впечатление от занятия
|
| |
Очень доволен | Остался равнодушен | Огорчен |
Программа «Истоки» способствует развитию образовательной среды школы. Реализация программы предусматривает вовлечение детей в активную учебно-исследовательскую, развивающую и познавательную э деятельность; в практическую социально значимую природоохранную деятельность; сохранение и укрепление здоровья обучающихся; расширение границ взаимодействия с организациями города, работа которых связана с экологическим воспитанием детей; укрепление и обновление материально-технической базы образовательной организации, нацеленной на решение задач экологического воспитания; наличие взаимодействия с семьями, в экологическом воспитании детей; участие обучающихся в экологических конкурсах, фестивалях, слетах различного уровня.
Взаимодействие и сотрудничество с социальными партнёрами: городской краеведческий музей им. Т.Д. Шуваева; детская городская библиотека № 6; природный парк «Сибирские увалы»; медицинский центр профилактики «Таукси»; «Школьное лесничество «Бурундучок» при Центре детского творчества города; "ЦДИЮТТ "Патриот"; пункт приёма макулатуры ООО «Либерта», тем самым создает условия для эффективного формирования культуры младших школьников, а также формирует социально значимый практический опыт детей.
Литература для учителя
- Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в
начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г.
Асмолова. -2 -е изд. - М.: Просвещение, 2010.
- Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников:
методический конструктор: пособие для учителя / Стандарты второго
поколения/. - М.: Просвещение, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/18/picture-334695-1384788787.jpg)
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/13/picture-400367-1668370355.jpg)
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/27/picture-426802-1395931414.jpg)
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/21/picture-175696-1403343937.jpg)
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/01/picture-647104-1435777376.jpg)
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/04/picture-1302223-1609746647.jpg)
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...