Рабочие программы
рабочая программа

Кемерова Гюльжана Руслановна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 "Средняя школа № 11"

Программа внеурочной деятельности

по духовно-нравственному воспитанию

«Истоки»

для обучающихся 3 классов

   

   Автор:

учитель-логопед

Кемерова Гюльжана Руслановна

                                                           

Нижневартовск, 2022

Пояснительная записка

Рабочая программа «Истоки» для 3 класса составлена в соответствии:

1)с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МО РФ № 373 от 06.10.2009),

2) с примерной программой Министерства образования и науки РФ, созданной на основе федерального  государственного стандарта,

3) с авторской программой А.В.Камкина, И.А.Кузьмина «Истоки»М.: «Просвещение», 2015.

4) с основной образовательной программой НОО МБОУ «СШ №11» на 2021-2022 учебный год

5) с рекомендациями по составлению рабочих программ учителя МБОУ «СШ №11».

Стратегической целью программы является преобразование школы в социальный институт, для которого важнейшей функцией является гармоничное развитие и воспитание Гражданина России, способного сохранять и приумножать социокультурный опыт Отечества.

       Задачи  программы «Истоки»:

  1. Дать представление о самом  важном в жизни человека и на основе  активных   форм обучения последовательно развивать духовно-нравственные  ценности  ребёнка.
  2. Помочь ребёнку соотнести главные ценности жизни с собственным опытом, другими словами выбрать то, что он считает самым важным для своей семьи и для себя в определённом программой контексте и запечатлеть свои жизненные ориентиры, переживания , опыт на страницах  Первой книги.

В результате прохождения программного материала  к концу 3 класса обучающиеся  должны знать:

1. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.

2. Заповеди и правила этикета.

3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена).

4. Афоризмы.

Уметь:

1. Исполнять заповеди.

2. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.

3. Выполнять общение.

4. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.

5. Исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в самовоспитании.

Программа включает в себя 135 занятий по 35 - 45 минут и рассчитана на четыре года обучения.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

  • Личностные универсальные учебные действия:

У выпускника будут сформированы:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств  других людей и сопереживание им;

Выпускник получит возможность для формирования:

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- эмпатии как осознанного понимания чувств  других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

  • Регулятивные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

  • Познавательные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • Коммуникативные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Содержание курса внеурочной деятельности

Тема «Вера» (9 час.)

ВЕРА. Ступеньки веры - доверие, уверенность, признание. Чему доверяет сердце, как верит пытливый ум, во что верует душа. Почему говорят, что с верой приходит доброе дело. Веру к делу применяй, а дело - к вере.

ВЕРНОСТЬ - преданность и надежность. Верность - знак веры. Почему в большом деле дают присягу. Нарушать клятву — веру ломать (вероломство). Верность не знает мелочей.

ПРАВДА. Что означает - жить по правде. Правда, в деле, в слове, в образе. Правда всегда с верой дружит. Правда - путь веры. Праведность. Справедливость. Правосудие.

ЧЕСТЬ. Почему говорят: «Береги честь смолоду». Честное дело и скромность. Честь и хвала - награда за доблесть, похвала мудрости и поклон преподобному. 

Тема «Надежда» (8 час.)

НАДЕЖДА - стремление к доброму исходу дела. Надежда на опыт, правду и веру. Надежда не должна умирать. Тщетная надежда. Потеря надежды - отчаяние.

СОГЛАСИЕ - единомыслие, единодушие, единоверие. Согласие среди людей. Согласие и лад в семье. Согласие ума, сердца и воли. Как мир и согласие добрую надежду рождают. Несогласие и разногласие.

ТЕРПЕНИЕ - умение стойко переносить испытания и трудности. Терпение и надежда вместе идут. Без терпения нет спасения. Терпение дает умение. Нетерпимость к злому слову и делу. Терпение и терпимость (принятие другого, иного образа жизни).

ПОСЛУШАНИЕ - доверие доброму опыту и надежда на него. Послушание совести. Послушание родителям. Законопослушание.

Тема «Любовь» (9 час.)

ЛЮБОВЬ - сердечная привязанность. Любовь - добро. Любовь - единство. Любовь - дружба. Святая любовь. Любовь - созидательный труд души и тела.

МИЛОСЕРДИЕ - милость в сердце. Милосердие через слово и дело. Уметь прощать человека, но быть строгим к его проступкам и нетерпимым к злу. Где гнев - там и милость. Милость от любви исходит.

ДОБРОТА. Добрые слова и добрые дела. Доброжелательность. Доброта истинная и доброта ложная. Добрый человек в доброте проживет век. В ком добра нет, в том и правды мало.

РАСКАЯНИЕ - чистосердечное признание в проступке, отречение от зла. Раскаяние ведет к очищению. Раскаяние любви учит.

Тема «София» (8 час.)

УМ ДА РАЗУМ. Ум познает и запоминает, а разум смысл постигает.

РАЗМЫШЛЯТЬ И ВРАЗУМЛЯТЬ. Грамота, книга, школа. Ум без разума - беда. Где ума не хватит - спроси у разума. Обучение и вразумление. Учение - труд.

ИСТИНА - неложность, подлинность, искренность, правдивость. Хранители истины. Слово истины. Истина в деле, истовость. Истина в образе, путеводный образ.

ЗНАНИЯ И МУДРОСТЬ. Слепая вера противна рассудку. Знание - плод учения, а истина - любви и правды. Мудрость и мудрецы. София - Премудрость. Почему Вера, Надежда и Любовь - родные сестры.

Тематическое планирование по курсу «Истоки», 3 класс

№ п/п

Дата

Тема урока

Примечание

план

факт

Тема «Вера» (9 час.)

1. 

1 неделя

05.09

Вводный урок

2.

2 неделя

12.09

Вера

3.

3 неделя

19.09

Вера

4.

4 неделя

26.09

Верность

5.

5 неделя

03.10

Верность

6.

6 неделя

10.10

Правда

7.

7 неделя

17.10

Правда

8.

8 неделя

24.10

Честь

9.

9 неделя

31.10

Обобщающий урок

Тема «Надежда» (8 час.)

10. 

10 неделя

14.11

Надежда

11.

11 неделя

21.11

Надежда

12.

12 неделя

28.11

Согласие

13.

13 неделя

05.12

Согласие

14.

14 неделя

12.12

Терпение

15.

15 неделя

19.12

Терпение

16.

16 неделя

26.12

Послушание

17.

17 неделя

16.01

Обобщающий урок

Тема «Любовь» (9 час.)

18.

18 неделя

23.01

Любовь

19. 

19 неделя

30.01

Любовь

20.

20 неделя

06.02

Милосердие

21.

21 неделя

13.02

Милосердие

22.

22 неделя

20.02

Доброта

23.

23 неделя

27.02

Доброта

24.

24 неделя

06.03

Раскаяние Покаяние

25.

25 неделя

13.03

Раскаяние Покаяние

26

26 неделя

20.03

Обобщающий урок.

Тема «София» (8 час.)

27.

27 неделя

03.04

Ум да разум

28.

28 неделя

10.04

Ум да разум

29.

29 неделя

17.04

Истина

30.

30 неделя

24.04

Истина

31.

31 неделя

01.05

Знание и мудрость

32.

32 неделя

08.05

Знание и мудрость

33.

33 неделя

15.05

Почему Вера, Надежда и Любовь- родные сестры.

34.

34 неделя

22.05

Обобщающий урок.

Формы контроля и система оценивания

Контроль и оценивание внеурочной деятельности «Юный эколог» основывается на критериях уровня и качества выполняемых заданий: по содержанию представленных результатов, на основе наблюдений учителя за личностным ростом обучающегося в ходе работы. В программу заложено использование различных форм контроля достижений обучающихся: анкетирование, беседа, оценка работы в группах, контроль выполнения творческой работы, исследования, проекты и их презентации. Контрольно-оценочная деятельность осуществляется через: вербальную, содержательную, прогностическую оценку, оценку по конечному результату, рецензирование, проблемную ситуацию, самооценку, взаимооценку, создание определенного общественного мнения, самоконтроль, взаимоконтроль. Система оценивания Занятия безотметочные, по системе «зачет – незачет».

Формы контроля:

  1. Конкурс на лучший ребус, кроссворд.
  2. Конкурс на лучшую газету.
  3. Конкурс на лучший проект.
  4. Олимпиада.
  5. Викторина.
  6. Проверочные тесты.

С помощью «Листа контроля» в конце каждого занятия дети осуществляют самооценку.

Лист контроля

 

Критерии число

 оценки  

1.10

2.10

3.10

4.10

 

Самооценка  

 

 

 

 

 

 

Оценка работы группы

 

 

 

 

 

 

Впечатление от занятия  

 

 

 

 

 

 

 Цветовое решение оценивания:

  1. Самооценка

Красный  

Желтый  

Синий  

 

Любопытно  

Интересно  

Полезно  

 

 

 

  1. Оценка работы группы

Серый  

Зеленый  

Желтый  

 

Не активна  

очень

Достаточно активна  

Согласованная, дружная, работали все  

  1. Впечатление от занятия  

         

         

Очень доволен  

Остался равнодушен  

Огорчен    

         Программа «Истоки» способствует развитию образовательной среды школы. Реализация программы предусматривает вовлечение детей в активную учебно-исследовательскую, развивающую и познавательную э деятельность; в практическую социально значимую природоохранную деятельность; сохранение и укрепление здоровья обучающихся; расширение границ взаимодействия с организациями города, работа которых связана с экологическим воспитанием детей; укрепление и обновление материально-технической базы образовательной организации, нацеленной на решение задач экологического воспитания; наличие взаимодействия с семьями, в экологическом воспитании детей; участие обучающихся в экологических конкурсах, фестивалях, слетах различного уровня.  

Взаимодействие и сотрудничество с социальными партнёрами: городской краеведческий музей им. Т.Д. Шуваева; детская городская библиотека № 6; природный парк «Сибирские увалы»; медицинский центр профилактики «Таукси»; «Школьное лесничество «Бурундучок» при Центре детского творчества города; "ЦДИЮТТ "Патриот"; пункт приёма макулатуры ООО «Либерта», тем самым создает условия для эффективного формирования культуры младших школьников, а также формирует социально значимый практический опыт детей.

Литература для учителя

  1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в

начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г.

Асмолова. -2 -е изд. - М.: Просвещение, 2010.

  1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников:

методический конструктор: пособие для учителя / Стандарты второго

поколения/. - М.: Просвещение, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...