МАСТЕР-КЛАССЫ
методическая разработка

Симон Наталья Владимировна

Методические разработки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Народная тряпичная кукла как средство приобщения дошкольников к народной культуре»

                 

Нижневартовск  2021г.

Уважаемые педагоги!

Тема нашего разговора «Народная тряпичная кукла как средство приобщения дошкольников к народной культуре». Это одна  из интереснейших тем большой проблемы «Приобщение дошкольников к народной культуре», по которой работает наш педагогический коллектив.

Проблема « Приобщение дошкольников к народной культуре» актуальна на современном  этапе. В ФГОС  ДО говорится о необходимости приобщения детей к общечеловеческим ценностям.

Изменения в общественной и экономической сферах развития, произошедшие на современном этапе, неизменно затрагивают культурную жизнь общества и вносят коррективы в процесс образования. Сохранение, восстановление и приумножение богатств народного искусства является одной из наиболее важных задач на данном этапе. Народное искусство как отражение

исторического и культурного наследия нашего народа активно влияет на формирование личности, вкуса, воспитывает любовь к родине, является благодатной почвой для художественного творчества.

Народная игрушка является замечательным культурным наследием, она тысячелетиями воспитывала ребенка. Кукла – самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но и одновременно и самое доступное произведение искусства. Куклы имитируют взрослый мир, тем самым подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Ребенок действует с куклой так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои, порой тайные, мечты и желания.

Игры в куклы, таким образом, играют серьёзную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям.

Тряпичные куклы – это куклы, при изготовлении которых используются старинные техники и технологии. Традиционных тряпичных кукол можно разделить на следующие виды: куклы – обереги, игровые куклы и обрядовые куклы.

Куклы – обереги, это куклы. Которые защищают от бед и несчастий. Оберег – это амулет или волшебное заклинание. Спасающее человека от разных опасностей. У обережных кукол лицо не изображалось, что связано с древними представлениями о кукле как о магическом предмете, отсутствие лица служило знаком того. что кукла – вещь неодушевленная, а значит недоступная для вселения в нее злых сил.

Игровые куклы. В куклы играло и играет все человечество на протяжении многих веков. В быту русской деревни теще в первые десятилетия 20 века тряпичная кукла была наиболее распространенной игрушкой. Даже в самых бедных крестьянских семьях обязательно были такие куклы. Игру в куклы крестьяне не считали пустой забавой, они верили, что чем усерднее играет ребенок. тем больше будет достаток в доме. Девушки приносили своих кукол на посиделки. После замужества она брала куклу и играла в свободное от хозяйства время, пока у нее не рождалась дочка, тогда кукла переходила по наследству малышке.

Обрядовые куклы. Их почитали и ставили в избе в красный угол. Они имели ритуальное значение. Считалось, что если в доме есть сделанная своими руками кукла Плодородие, то будет достаток в доме и хороший урожай.

 Древнерусское искусство недаром является предметом нашей национальной гордости. Самобытен, неповторим и бесценен его вклад в сокровищницу мировой культуры. Все произведения народного искусства создавались ручным способом, причем каждый мастер делал все сам от начала и до конца. Двух одинаковых вещей не было. Тайны мастерства хранились и передавались от учителя к ученику, из поколения в поколение – таков был путь к совершенству. На Руси игрушки имели серьёзное значение. С игрушками передавалось по наследству мастерство, они готовили к жизни, развивали физически и духовно. О народной культуре можно в специальной литературе найти немало материала, а о кукле народов Нижегородского Поволжья – русских, мордвы, марийцев, чувашей – почти нечего. Так чем же играли маленькие нижегородские дети? Кто делал кукол в нижегородской деревне? Вероятно сами дети и бабки, на чьих плечах лежало воспитание подрастающего поколения (родители были заняты работой). В селе Первомайского района Нижегородской области сельские детишки вертели себе кукол из тряпочек и лоскутков, ничем не сшивая их. У фигурок имелись только голова и подолы; головы от туловища отделялись нитками, поверх повязывали платочек. Уходя из дома на весь день, родители оставляли детей на «попечение» кукол, зная, что ничего дурного с ними не произойдет. Дети при деле. Таким образом, игрушки выполняли еще и роль оберега.

Работу по данной теме мы проводили в трех направлениях: работа с детьми, работа с родителями и работа с педагогами . На непосредственно организованной деятельности по ознакомлению с окружающем ( образовательная область «Познавательное развитие») и ручному труду («Социально-личностное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие») дети познакомились с традициями зимних посиделок и научились делать своими руками куклу Пеленашку. После изготовлении кукол – Пеленашек дети положили их в колыбельку и спели колыбельную песню.   

 Родители являются первыми и главными педагогами своих детей, поэтому следующем направлением нашей работы было заинтересовать родителей. Мы провели семинар – практикум для родителей, где родители со своими детьми своими руками сделали куклу Масленицу. Нам удалось заинтересовать наших родителей, и они приняли участие в изготовлении кукол.

        Следующим направлением нашей работы – работа с педагогами. На семинаре – практикуме педагоги сделали своими руками кукол.

Кукла не только игрушка, но и близкий друг. В играх дети учатся общаться, фантазировать, творить и проявлять милосердие. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним как к живым существам и болезненно с ними расстаются .

Делают ли дети кукол своими руками  в настоящее время? Ответ таков: «А зачем?». Сердца наших детей покорила современные куклы. Плохо, если нет кукол, сделанных своими руками! Сделанная тряпичная кукла дорога и любима. Можно с уверенностью сказать, что в настоящее время традиционная тряпичная кукла может помочь сохранить у детей здоровье и воспитать искренние чувства любви к природе, склонность к труду. Уважение к родной культуре и своей земле.

Используемый ресурс:

Методическая литература

1. Шайдурова Н. В. «Традиционная тряпичная кукла.

2. Учебно-методическое пособие» Санкт-Петербург:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011

3. Дайн Галина, Дайн Мария. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технологии»- Культура и традиции, 2007

4. Н Рыжова, Л. Логинова «Мини-музей в д/с» Линка-Пресс; Москва, 2008 г.

5. О. Н. Попова «Моя первая кукла» ФСРКП ПРОО «Дом Дружбы» г. Пермь

6. Е. Морозова «Кукла как образ человека» Д/В п 1-2009

7. Ирина Богданова “Сказка про куклу Зерновушку и волшебные игрушки”/ Сибирская Благозвонница, 2010г.

8. Москин Д., Яшкова Т. “Загадка народной куклы”.- Петрозаводск: Периодика,      2010.

9. Лариса Яковлева “Куклы на все времена”.

Детская литература

10. Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. /Сост. Н. Г. Юрина. - М. : АСТ, 1998. – С. 492

11. И. Лыкова «Я леплю свою игрушку» Д/В 1-2009

12. Дайн. - М. : Культура и традиции, 2007.- 120 с.

13. Зимина, З. И. Текстильные обрядовые куклы /сост. З. И. Зимина.

14. Котова, И. Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла

15. И. Н. Котова, А. С. Котова. - СПб, Паритет, 2003.- 240 с.

16. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология».

17. Галина и Мария Дайн. «Культура и традиции». 2007 г.

18. Берстенева Елена, Догаева Наталия «Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками»

Электронные (интернет) ресурсы

19. Тряпичные куклы: www.rukukla.ru

20. Тряпичные куклы: www.krupenichka.ru

21. Тряпичная народная кукла:www.kukla-dusha.net

22. Славянская кукла: www.slavakukla.ru

23. Народная кукла:www.vedjena.gallery.ru.

24. Русские обрядовые куклы:www.club.osinka.ru.

25. Ручная Работа:www.handmade.idvz.ru

26. Славянская доктрина : www.mirtesen.ru

27. Славянские куклы: www.liveinternet.ru


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»    Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»  Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...

Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"

quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема:  «Проведение Мастер-класса по выполнению  вечерней прически »Цель:     Дать учащимся возможность...

Мастер -класс "Представление участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителя родного (татарского) языка и литературы «Туган тел» "

Яруллина Гульшат Минасхатовна  имеет высшее образование, закончила  Арское педагогическое училище в 1995г., Набережночелнинский  государственный педагогический институт в 2003 г. Стаж р...

Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»

 Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...