Научная публикация "Федеральные, региональные и районные проекты по вовлечению родителей в воспитательный процесс. Стратегия развития РДШ"
учебно-методический материал

Российское движение школьников - Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация, деятельность которой направлена на воспитание подрастающего поколения, развитие детей на основе их интересов и потребностей, а также организацию досуга и занятости школьников. РДШ как общественно-государственная детско-юношеская организация является важной составляющей воспитательной системы образовательной организации в части воспитания высоконравственных, социально успешных граждан, а семья является естественной средой развития ребенка, главным институтом воспитания, в котором закладывается основа будущей личности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rdsh_strategiya.docx21.53 КБ

Предварительный просмотр:

«Федеральные, региональные и районные проекты по вовлечению родителей в воспитательный процесс. Стратегия развития РДШ»

Петрищева Н.Н.,
методист ГБУДО ДТДиМ Колпинского района Санкт-Петербурга

1 слайд. Добрый вечер, уважаемые участники Форума.

2 слайд. Российское движение школьников - Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация, деятельность которой направлена на воспитание подрастающего поколения, развитие детей на основе их интересов и потребностей, а также организацию досуга и занятости школьников. РДШ как общественно-государственная детско-юношеская организация является важной составляющей воспитательной системы образовательной организации в части воспитания высоконравственных, социально успешных граждан, а семья является естественной средой развития ребенка, главным институтом воспитания, в котором закладывается основа будущей личности.

3 слайд. С того момента, когда ребенок поступает в школу, возникает «педагогический треугольник»: учитель - ученик - родитель. Отношения, складывающиеся между педагогом, учащимися и их родителями, главным образом, влияют на достижения и развитие детей. Вследствие этого, важнейшим направлением деятельности школы на современном этапе признается педагогическое и социальное взаимодействие с семьями учащихся.

4 слайд. Важно, чтобы родители и педагоги, реализуя воспитательную функцию, выступали как партнеры. Привлечение родителей к совместной воспитательной работе является важнейшим условием успешной работы первичных и местных отделений Российского движения школьников. Таким образом, актуальное значение приобретает взаимодополняющая деятельность педагогов, Российского движения школьников и родителей в воспитании и образовании подрастающего поколения.

5 слайд. Для того чтобы воспитательный процесс осуществлялся как можно более полно и целостно, на практике необходимо ориентироваться на использование комплексного подхода. Он предусматривает единство целей, задач, содержания, методов и форм воспитательного воздействия и взаимодействия.

С целями и задачами Федеральных, региональных и районных проектов Российского движения школьников согласуются такие современные технологии воспитания, которые обеспечивают реализацию комплексного подхода.

6 слайд. Основные принципы комплексного подхода Федеральных, региональных и районных проектов

Педагогическое воспитательное воздействие на школьников осуществляется по трем направлениям — на сознание, чувства и поведение. Выполнение общественно-значимых дел в рамках деятельности РДШ требует от ребят способности к осознанной, самостоятельной постановке целей, осуществлению конкретных действий, преодолению трудностей, и, главное - усилий по доведению дела до конца. Все это, несомненно, сопровождается эмоциональной окраской и полностью отвечает первому принципу.

Гармонично сочетаются внешнее педагогическое воздействие и самовоспитание личности. Очень важно, чтобы участие взрослых было достаточным, но не чрезмерным, не перетекало в гиперопеку. Необходимо поощрять присущие школьному возрасту естественные стремления к личностному росту, саморазвитию, самореализации.

7 слайд. Формирование личностных качеств осуществляется через систему конкретных воспитательных дел. Эти дела должны иметь подчеркнуто комплексный характер, требующий одновременного осуществления задач умственного, физического, нравственного, эстетического и трудового воспитания в едином процессе.

Системный подход к процессу воспитания и управлению им. Управление может быть успешным лишь тогда, когда будут учтены действующие в воспитании внешние и внутренние факторы и взаимосвязи между ними. К числу главных факторов относятся:

  • сложившийся образ жизни школьника, который может содействовать развитию заданных качеств или противодействовать ему;
  • условия жизни, которые благоприятствуют становлению определенного образа жизни;
  • средства массовой информации;
  • уровень развития и условия жизни коллектива;
  • нормы взаимоотношений, сложившиеся в первичных коллективах, положение школьника в системе коллективных отношений;
  • индивидуальные возрастные и личностные особенности воспитанника.

8 слайд. При комплексном подходе к формированию целостной личности должна быть учтена совокупность всех этих условий. Благоприятные для личности и общества изменения в результатах воспитания достигаются не только благодаря прямому воздействию на ту или иную сферу психики формирующейся личности, но и при изменении внешних условий, которые препятствуют развитию нежелательных отклонений от нормы и сводят к минимуму отрицательные влияния. Особенностью участия детей в РДШ как раз и является то, что при этом формируется особое детское пространство, в котором каждый может проявить свое «Я» (инициативу, мнение, внести и реализовать свое предложение, чем мы сегодня с вами и будем заниматься).

9 слайд. Для понимания и осязания деятельности РДШ для родителей и педагогов был создан Федеральный проект «Корпоративный университет РДШ».

Для родительского сообщества Корпоративный университет реализует:

«Курсы», которые дают возможность получить информацию от квалифицированных специалистов по различным проблемам воспитания подрастающего поколения. В этом разделе вы можете в формате открытых лекций просмотреть образовательные ролики. Благодаря такому просветительскому каналу, мы надеемся, вы сможете найти ответы на важные вопросы воспитания и социализации своих детей.

Еще один этап проекта «Родительский университет РДШ», создан как социальная интерактивная среда, способная организовать сотрудничество РДШ, школы и семьи в решении воспитания, развития и социализации детей и подростков. Вы найдете здесь материалы и для организации семейного досуга, и возможность для обмена опытом и эксклюзивными воспитательными семенными практиками.

10 слайд. Для того, чтобы быть в курсе всех Федеральных проектов РДШ вам необходимо зарегистрироваться на сайте РДШ.рф

Механизм регистрации очень прост, переходя на сайт вам нужно выбрать иконку «зарегистрироваться», при регистрации указать свой статус «Родитель». После авторизации вы попадаете в личный кабинет, где и сможете более подробно ознакомиться со всеми мероприятиями РДШ.  

Вы можете отслеживать все события и активно принимать участие вместе с детьми, а где участие родителей не предполагается, вы можете помочь своему ребенку подготовиться к мероприятию и совместными усилиям достичь результата.

Более подробно о районных мероприятиях и проектах для совместного участия родителей и детей расскажет Нелли Петровна Николаева, методист Дворца творчества детей и молодежи.

11 слайд. Еще одним немаловажным аспектом деятельности является стратегия развития Российского движения школьников до 2025 года.

Целью Стратегии становится – обеспечение устойчивости РДШ через содействие развитию системы воспитания в Российской Федерации и создание условий для личностного роста и формирования гражданского самосознания участников РДШ в соответствии с традиционными российскими ценностями.

То, что сегодня делает РДШ – важно для всей сферы воспитания страны. Движение готово масштабировать свои идеи и опыт. Конечно, есть куда стремиться и расти, что улучшить, есть чему научить других. В частности, это уникальные истории с Корпоративным университетом, про который я сегодня уже говорил.

Стратегия состоит из 5 направлений:

  • Ценностно-смысловое
  • Деятельностное
  • Организационное направление
  • Кадровое направление
  • Коммуникационное направление

12 слайд. Более важным для нас направлением является «деятельное», ведь оно включает в себя:

  • Реализация программно-проектной деятельности, отвечающей приоритетным задачам государства, в том числе с учетом привлечения родительского сообщества.
  • Создание мотивационных условий для профессионального самоопределения участников РДШ.
  • Оперативное внедрение в деятельность РДШ актуальных и востребованных методик и технологий, соответствующих возрастной аудитории.
  • Обеспечение доступности программ и проектов РДШ каждому ребенку страны.

13 слайд. Воспитательная деятельность в Российском движении школьников опирается на гуманистическую парадигму, преобладающую в современной педагогике. Основной целью гуманистического воспитания является обучение ребенка хорошей адаптации в социуме, при этом, не потеряв себя, и все это зависит от нас с вами, родителей и педагогов.

Поэтому, мы надеемся, что здесь собрались неравнодушные родители и в практической части мы сможем создать с вами уникальное единое пространство для реализации ваших идей по организации и проведению совместных мероприятий с детьми.

Как гласит девиз нашего Местного отделения РДШ – «От маленьких успехов – к большому будущему».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Внедрение инноваций в учебно-воспитательный процесс"

Данный проект был разработан мною при прохождении курсов повышения квалификации. Основная цель проекта рассмотреть алгоритм внедрения инноваций в учебно-воспитательный процесс. Данная работа не просто...

Вовлечение родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеучебную деятельность класса в рамках учебного предмета ОРКСЭ

Сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка. Без взаимодействия с семьей, общности с родителям...

Общественно-политический и научно-методический журнал "Образование в современной школе": статья "Особенности управления воспитательным процессом в школе" (№3-4, 2016)

В статье рассматриваются вопросы управления воспитательным процессом в школе. Авторы рассказывают о внеаудиторной деятельности в школе как сознательно организованном и управляемом процессе, делятся оп...

Доклад «Методика работы с родителями: вовлечение родителей в образовательный процесс с целью поддержания заинтересованности и сохранности контингента»

Данный доклад поможет более полно раскрыть специфику работы учреждений дополнительного образования с целью поддержания интереса детей и радителей к разным видам творческой деятельности. Показывает как...

Статья «Выставка семейного творчества как средство вовлечения родителей в образовательный процесс»

Цели: - укреплять связи родителей и школы;- раскрыть внутренний мир младшего школьника;- привлекать родителей к активному участию в совместном с детьми художественном творчестве...