Практическое пособие по использованию притч на занятиях по психологии в старших классах.
учебно-методический материал (10 класс)

Тверитинова Татьяна Александровна

В материале представлено содержание авторских притч, используемых на занятиях по психологии в старших классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_zanyatiyapritcha.docx25.78 КБ

Предварительный просмотр:

Практическое пособие по использованию притч на занятиях по психологии в старших классах.

Введение

Программа элективного курса «Психология человека» предполагает использование как традиционных (репродуктивных) методов обучения, так и активных (продуктивных) методов обучения. Одним из таких является один из методов арт-терапии ‒ притча.

В классическом понимании притча (слав. притъка ‒ случай, происшествие) ‒ это краткий иносказательный, образный рассказ, часто употребляемый в религиозно-философских учениях для изложения назидательных истин. Притча включает в себя яркий пример какого-либо нравственного аспекта жизни, способного подсказать, направить человека, ищущего ответ на свои жизненно вопросы, именно она помогает найти ответ, когда человек стоит на распутье или в тупике. В притчу заключены образы, символы, которые несут такой глубокий подтекст, обладающей гармоничной установкой.

В притчах заключена мудрость, собранная годами, и отражающая законы жизни. Метафорический язык притч наиболее понятен как нашему подсознанию, так и сверхсознанию, которое отвечает за эмоционально-образную активность по разрешению сложных эмоциональных задач, способствует выходу из трудных ситуаций. Именно творческая интуиция ведет к откровению, осмыслению, подсказывает выход к решению жизненных проблем.

Результатом работы с верно подобранной притчей являются инсайты  - интеллектуальная работа мозга, суть которого в неожиданном понимании стоящей проблемы и нахождения ее решения.

Тема занятия «Я – человек. Кто я?”

Притча Пауло Коэльо «Вечный вопрос»

Немецкий философ Шопенгауэр шёл по улице Дрездена, ища ответы на вопросы, которые его занимали. Проходя по скверу, он решил посидеть и посмотреть на цветы. Один из жителей района наблюдал за странным поведением философа и вызвал полицию. Минутой позже офицер приблизился к Шопенгауэру.

- Ты кто? - грубо спросил офицер.

Шопенгауэр осмотрел полицейского сверху донизу.

- Если вы можете помочь мне найти ответ на этот вопрос, - сказал он, - я буду вам вечно благодарен.

Тема занятия «Внимание как психический процесс»

Притча «Магараджа выбирал себе министра»

Магараджа выбирал себе министра. Он возьмет того, кто пройдет по стене вокруг города с большим сосудом, доверху наполненным молоком, и не прольет ни капли. Многие ходили, а по пути их окликали, их пугали, их отвлекали, и они проливали. «Это не министры», – говорил магараджа. Но вот пошел один. Ни крики, ни пугания, ни хитрости не отвлекали его глаз от переполненного сосуда. «Стреляйте!» – крикнул повелитель. Стреляли, но это не помогло. «Это министр», – сказал магараджа. «Ты слышал крики?» – спросил он его. «Нет!» «Ты видел, как тебя пугали?» «Нет. Я смотрел на молоко». «Ты слышал выстрелы?» «Нет, повелитель. Я смотрел на молоко».

Тема занятия «Память как психический процесс»

Притча «Память и Забвение»

Однажды встретились в пути Память и Забвение. Поздоровались они, как старые друзья, и начала Память вспоминать:

— Ах, подруга, как давно мы не виделись с тобой! Какое замечательное время было! Столько лет прошло, я вот состарилась, а ты по-прежнему выглядишь молодо. Почему же такая несправедливость? Я служу людям, делаю доброе дело, сею знания в молодые умы, одаряю стариков воспоминаниями о молодости и охраняю традиции, а вот уже старухой стала. Ты, напротив, вредна для людей и самовлюблена, нарушаешь сложившийся уклад жизни, разрушая традиции, пугаешь стариков, оглупляешь молодых.

Слушало всё это Забвение, слушало, да и стало напряжённо вспоминать отдельные слова, чтобы ответить подруге, как подобало. Но Забвению слов не хватало для выражения её мысли. Тогда Память продолжила свою тираду:

— Да что же ты стоишь безумная, как истукан? Или стыдно ответить мне на мои справедливые слова? А помнишь, как мы маленькими детьми любили вместе играть, а как часто я тебя выручала, когда мы учились! Когда я была молода, меня все любили и гордились мною, а ты была в моей тени, тебя даже стыдились. Не понимаю, что произошло теперь, спустя столько лет?

Слушало Забвение, слушало, да начало вспоминать кое-что из того, о чём говорила подруга. Стало ей стыдно за своё молчание. Немного подумав, оно произнесло:

— Ты несправедлива ко мне. Ты стала старой и злой, поэтому и ругаешь меня. Но может быть и наоборот, я забыла… Может стала старой потому, что недовольна собой. На самом деле, люди часто зовут меня на помощь и благодарят, когда я даю им отдых от тяжёлых воспоминаний. Вспомни, когда ты была маленькой, я уже была как взрослая, поэтому нам так весело было играть. Теперь, когда ты состарилась, я помолодела от любви ко мне людей. Ко всему прочему, ко мне приходят люди, когда хотят превзойти себя самих, забыв о своих ограничениях, недостатках и бедах, хотят допрыгнуть до седьмых небес, загореться звездой таланта.

Слушала, в свою очередь всё это Память, да вдруг неожиданно заплакала:

— Ах, если бы я могла хотя бы чуть-чуть забывать, я забыла бы себя, и весь груз упал бы с моих плеч задумчивости. Может быть, попробовать мне теперь вспомнить подробнее или поглубже тебя? Мы ведь, действительно, были подругами, хорошо понимающими друг друга.

Стала Память вспоминать детство, да и вспомнила всё! Обнялись они, как прежде, да начали смеяться. Смеются и по сей день, а о чём — никто не знает…

Но если вы где-то услышите, как смеётся Память, знайте, что рядом Забвение лет и возраста, рядом Радость и Молодость!

Тема занятия «Мнемотехнические приёмы запоминания»

Притча о землетрясении в Греции на острове Хеосс.

Давным давно, в Греции, на острове Кеосс (или Хеосс), жил-был поэт Симонид (556 - 468 гг. до н. э.). Самое известное из его произведений описывало несколько типов женщин, которые сравнивались со всевозможными живыми существами, наиболее безобидное из которых было пчелой, жалящей своего кормильца. Но прославился Симонид не этим. Он был учителем риторики, то есть обучал людей искусству красноречия. Однажды, известный Фессалийский богач Скопа (в некоторых версиях это победитель боксерского матча) заказал ему оду в свою честь, договорившись заплатить определенную сумму. У Симонида к тому времени уже был написан стих о братьях близнецах Касторе и Поллуксе, за который ему не заплатил предыдущий заказчик, и, дабы сэкономить творческий потенциал, он добавил в конце всего несколько строк, которые объясняли, что данное произведение прославляет все-таки Скопу. Когда ода была прочитана на пирушке, то богача обуяла жадность, и он решил уменьшить гонорар вполовину, предложив Симониду получить остальное с божественных братьев. На той же самой вечеринке уже порядком набравшиеся гости решили подшутить над пиитом. Ему сказали, что двое юношей ждут его снаружи и хотят заплатить за какую-то старую работу. Совершенно захмелевший Симонид, не поняв шутки, вышел наружу и стал их искать. Естественно, что он никого там не нашел, и все бы забыли об этом мелком инциденте через час, но как раз в это время случилось землетрясение, которое завалило дом богача и всех пировавших в нем. Когда людей наконец раскопали, то по останкам трудно было определить, кому они принадлежат. Спросили Симонида, и он довольно легко вспомнил, кто где сидел и что делал, когда он выходил на улицу. По месторасположению определили всех. Так родственники нашли тела своих близких, а греки - метод для запоминания большого количества материала.

Тема занятия «Мышление как психический процесс»

Притча «Знание»

Гуляя в тенистой роще, греческий мудрец беседовал со своим учеником. «Скажи мне», - спросил юноша, - почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом и учился у великих эллинов. Как же так, что и для тебя осталось столь много неясных вопросов?»

В раздумье философ начертил посохом перед собой два круга: маленький и большой (учитель рисует круги на доске).

«Твои знания – это маленький круг, а мои - большой. Но все, что осталось вне этих кругов, - неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем больше круг знаний, тем больше его граница с неизвестным. И впредь, чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше у тебя будет возникать неясных вопросов

Притча «Край земли»

Как-то раз один человек пустился на поиски края земли. Проделав долгий путь, почти бесконечное странствие, он подошёл к храму, на двери которого висела такая надпись: «Это край земли». Он очень удивился, но не смог поверить надписи. Слишком нереальным казалось такое объявление. Он пошёл дальше и спустя недолгое время пришёл в какое-то место, в котором мир и в самом деле обрывался. Перед странником разверзлась гигантская пропасть. Он заглянул в неё, но ничего не увидел. У него прервалось дыхание, он почувствовал головокружение. Тогда этот человек развернулся и побежал. И он больше никогда не возвращался к пропасти, чтобы заглянуть в неё.

Тема занятия «Нужда и потребность»

Притча про мудреца, навстречу которому шли три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства.

Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?» и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»

Ребята! Давайте попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.

- Кто работал как первый человек?

- Кто работал добросовестно?

- Кто принимал участие в строительстве храма?

Тема занятия «Эмоции, чувства и ощущения»

Притча «Чувства»

Говорят, что однажды собрались в одном уголке земли вместе все человеческие чувства и качества. Когда СКУКА зевнула уже в третий раз, СУМАСШЕСТВИЕ предложило: - А давайте играть в прятки!? ИНТРИГА приподняла бровь: — Прятки? Что это за игра??

СУМАСШЕСТВИЕ объяснило, что один из них, например, оно водит, закрывает глаза и считает до миллиона, в то время как остальные прячутся. Тот, кто будет найден последним, станет водить в следующий раз и так далее. ЭНТУЗИАЗМ затанцевал с ЭЙФОРИЕЙ, РАДОСТЬ так прыгала, что убедила СОМНЕНИЕ, вот только АПАТИЯ, которую никогда ничего не интересовало, отказалась участвовать в игре.

ПРАВДА предпочла не прятаться, потому что, в конце концов, ее всегда находят, ГОРДОСТЬ сказала, что это совершенно дурацкая игра (ее ничего, кроме себя самой, не волновало), ТРУСОСТИ очень не хотелось рисковать. — Раз, два, три, — начало счет СУМАСШЕСТВИЕ.

Первой спряталась ДЕНЬ, она укрылась за ближайшим камнем на дороге, ВЕРА поднялась на небеса, а ЗАВИСТЬ спряталась в тени ТРИУМФА, который собственными силами умудрился взобраться на верхушку самого высокого дерева.

БЛАГОРОДСТВО очень долго не могло спрятаться, так как каждое место, которое оно находило, казалось идеальным для его друзей. Кристально чистое озеро? Для КРАСОТЫ. Расщелина дерева? Так это для СТРАХА. Дуновение ветерка? Ведь это для СВОБОДЫ! Итак, оно замаскировалось в лучике солнца. ЭГОИЗМ, напротив, нашел только для себя теплое и уютное местечко. ЛОЖЬ спряталась на глубине океана (на самом деле она укрылась в радуге), а СТРАСТЬ и ЖЕЛАНИЕ затаились в жерле вулкана. ЗАБЫВЧИВОСТЬ, даже не помню, где она спряталась, но это не важно.

Когда СУМАСШЕСТВИЕ досчитало до 999999, ЛЮБОВЬ все еще искала, где бы ей спрятаться, но все уже было занято. Вдруг она увидела дивный розовый куст и решила укрыться среди его цветов. — Миллион! — сосчитало СУМАСШЕСТВИЕ и принялось искать. Первой оно, конечно же, нашло ЛЕНЬ. Потом услышало, как ВЕРА спорит с Богом, а о СТРАСТИ и ЖЕЛАНИИ оно узнало по тому, как дрожит вулкан. Затем СУМАСШЕСТВИЕ увидело ЗАВИСТЬ и догадалось, где прячется ТРИУМФ. ЭГОИЗМ и искать было не нужно, потому что местом, где он прятался, оказался улей пчел, которые решили выгнать непрошеного гостя. В поисках СУМАСШЕСТВИЕ подошло напиться к ручью и увидело КРАСОТУ.

СОМНЕНИЕ сидело у забора, решая, с какой же стороны ему спрятаться. Итак, все были найдены: ТАЛАНТ — в свежей и сочной траве, ПЕЧАЛЬ — в темной пещере, ЛОЖЬ — в радуге (если честно, то она пряталась на дне океана).

Вот только ЛЮБОВЬ найти не могли. СУМАСШЕСТВИЕ искало за каждым деревом, в каждом ручейке, на вершине каждой горы и, наконец, оно решило посмотреть в розовых кустах, и когда раздвигало ветки, услышало крик — острые шипы роз поранили ЛЮБВИ глаза.

СУМАСШЕСТВИЕ не знало что и делать, принялось извиняться, плакало, молило, просило прощения и в искупление своей вины пообещало ЛЮБВИ стать ее поводырем. И вот с тех пор, когда впервые на земле играли в прятки... ЛЮБОВЬ слепа, и СУМАСШЕСТВИЕ водит ее за руку...

Притча «Врата рая и врата ада»

Как-то к Дзэн-мастеру Хакуину пришел самурай, великий воин, и спросил: «Есть ли ад? Есть ли рай? Если есть рай и ад, то где врата? Где мне входить?» Он был простым воином. Воины всегда просты, без хитрости в душе, без расчета. Они знают только две вещи: жизнь и смерть. Он не пришел для того, чтобы выучить ту или иную доктрину. Он хотел узнать, где врата, чтобы избежать ада и войти в рай. И Хакуин ответил так, что только воин мог понять его ответ. — Кто ты? — спросил Хакуин. — Я самурай, — ответил воин. (Очень почетно быть самураем в Японии. Самурай — это совершенный воин, человек, который не будет сомневаться ни минуты, если потребуется отдать жизнь. Даже императоры отдавали им дань уважения.) Хакуин засмеялся и сказал: «Ты самурай, а выглядишь как нищий!" Гордость воина была задета. Он забыл, зачем пришел, и, выхватив свой меч, был готов убить Хакуина.

— Это врата ада, — сказал Мастер. — Этим мечом, этим гневом, открываются эти врата.

Воин понял мгновенно и убрал свой меч в ножны. — А так открываются врата рая, — сказал, улыбнувшись, Хакуин.

Тема занятия «Привычка и поведение. Привычки общения»

Притча «Привычка быть собой»

К одному известному мастеру боевых практик пришёл очень трусливый человек и попросил научить его мужеству. Мастер мельком взглянул на этого Человека и объявил о своём решении:

– Я возьмусь учить тебя только после того, как ты в течение месяца будешь жить в крупном мегаполисе и, встречая кого-нибудь на своём пути, громко, открыто и глядя в глаза прохожему, заявлять, что ты трус.

Человек очень расстроился – это задание казалось ему невыполнимым. Он несколько дней пребывал в грусти и раздумьях, но жить со своей трусостью было настолько невыносимо, что он отправился в мегаполис для выполнения задания…

Первое время он, встречаясь с человеком, робел, терял дар речи…, но нужно было выполнить условие учителя-мастера, и приходилось преодолевать себя. С каждым разом всё ярче и громче звучал его голос, когда он подходил к прохожим, чтобы рассказать о своей трусости, и вот настал час, когда Человек поймал себя на мысли, что ему совсем не страшно, и чем дальше он продолжал выполнять задание мастера, тем больше убеждался в том, что страх покинул его…

Прошёл месяц… Человек вернулся к мастеру, поклонился ему низко и искренне сказал:

– Спасибо, учитель. Я выполнил твой урок. Теперь я уже не чувствую страха… Но как ты знал, что это странное задание поможет мне?

Тема занятия «Общение»

Притча «Как важно правильно слушать»

В давние времена отправил некий царь гонца к царю соседних земель. Гонец запоздал и, поспешно вбежав в тронный зал, задыхаясь от быстрой езды, начал излагать поручение своего владыки:

— Мой господин… повелел вам сказать, чтобы вы дали ему… голубую лошадь с чёрным хвостом… а если вы не дадите такой лошади, то…

— Не желаю больше слушать! — перебил царь запыхавшегося гонца. — Доложи своему царю, что нет у меня такой лошади, а если бы была, то…

Тут он запнулся, а гонец, услышав эти слова от царя, который был другом его владыки, испугался, выбежал из дворца, вскочил на коня и помчался назад докладывать своему царю о дерзком ответе. Когда выслушал царь такое донесение, он страшно рассердился и объявил соседскому царю войну. Долго длилась она — много крови было пролито, много земель опустошено — и дорого обошлась обеим сторонам.

Наконец оба царя, истощив казну и изнурив войска, согласились на перемирие, чтобы обсудить свои претензии друг к другу.

Когда они приступили к переговорам, второй царь спросил первого:

— Что ты хотел сказать своей фразой: «Дай мне голубую лошадь с чёрным хвостом, а если не дашь, то…».

— «…пошли лошадь другой масти». Вот и всё. А ты что хотел сказать своим ответом: «Нет у меня такой лошади, а если бы была, то…»?

— «…непременно послал бы её в подарок моему доброму соседу».

Вот и всё.

Тема занятия «Способности»

Притча «Сосна и яблоня»

Однажды к Мудрецу пришел один человек и начал жаловаться на свою жизнь. Не удалась она у него – не вышел он ни ростом, ни лицом, не скажешь, что шибко умен. Да к тому же много чего не умеет делать.

Долго мудрец слушал его стенания. А потом взял его на руку и вывел в сад:

– Посмотри, – сказал он. – Вот сосна и яблоня. Какое из этих деревьев более красивое и полезное?

– Да разве можно их сравнивать! Они оба нужны людям и оба хорошие.

– Так почему ты себя сравниваешь с другими и считаешь, что ты хуже их?! Ведь каждый человек, как и дерево, по-своему хорош и полезен».

Тема занятия «Воля»

Притча «Кремень и огниво»

Получив однажды сильный удар от огнива, кремень возмущенно спросил у обидчика: – С чего ты так набросилось на меня? Я тебя знать не знаю. Ты меня, видимо, с кем-то путаешь. Оставь, пожалуйста, мои бока в покое. Я никому не причиняю зла. – Не сердись попусту, сосед, – с улыбкой промолвило огниво в ответ. – Если ты наберешься немного терпения, то вскоре увидишь, какое чудо я извлеку из тебя. При этих словах кремень успокоился и стал терпеливо сносить удары огнива. И наконец из него был высечен огонь, способный творить подлинные чудеса.

Тема занятия «Поступки и поведение»

Притча «Чайная церемония и ученики»

«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии. Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день, молясь и размышляя. Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке. Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали. — Вот что мы узнали о чае, напитке богов: «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, – с гордостью сказал первый ученик. — Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник, – добавил второй. — Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник, – подхватил третий. Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии. Только последний ученик ничего не сказал. Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем. — Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило: «Говори не о том, что прочел, а о том, что понял». — Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то. — Дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия ритмической гимнастикой в старших классах

Проводя уроки физической культуры в старших классах, приходиться сталкиваться с отсутствием заинтересованности в исполнении физических упражнений девушек старшеклассниц.Зачастую мальчики желая показат...

Использование ИКТ-технологий на уроках МХК в старших классах

Обобщение опыта по названной теме, презентация опыта работы....

Практическое пособие "Звуковые коврики" для формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

Учить и учиться можно увлекательно, поэтому в своей работе я использую привлекательную, а самое главное основную для детей деятельность - игру. Игра учит детей быстро запоминать, размышлять над звуков...

Рабочая программа корреционно-развивающих занятий педагога-психолога.Уровень образования/класс: начальное общее образование, 1-4 класс

Успешность освоения учебной деятельности, прежде всего, заложена не в ранней программной подготовке дошкольника, а в полноценном освоении игровой деятельности. Так, в частности, в процессе развития сю...

Конспект занятия педагога-психолога в старшей группе "Будем вежливы"

В данном конспекте представлены игры и упражнения для дошколньиков с целью развития навыков культурного общения у детей старшего дошкольного возраста, умения вести себя в соответствиии с нравственными...

Методическая разработка занятия-тренинга со школьниками старших классов по целеполаганию с использованием методов сказкотерапии

Занятие для подростков  направлено на:-  на самопознание;- самоопределение;- построение жизненных целей...