«Обучение школьников 5-11 классов основам декупажа»
методическая разработка

Солоделова Анна Алексеевна

Данная методическая разработка «Обучение школьников основам декупажа» является частью учебно-методического комплекса дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Креативное рукоделие. Декупаж». В разработке представлены рекомендации по подбору художественных материалов и принадлежностей, методические рекомендации по обучению школьников основам декупажа, дидактические материалы для поэтапного ведения работы. Предлагаемый методический материал может быть полезен как педагогам дополнительного образования, так и учителям начальных классов.

Актуальность методики обучения декорирования предметов быта в техники декупаж обусловлена широкими возможностями этой техники и большой популярностью в декорировании, играет большую роль в художественно-эстетическом развитии школьников. Обучение декупажу активизирует творческую и познавательную деятельность обучающихся, развивает фантазию, оказывает положительное влияние на формирование их эстетической культуры в целом. Декупаж техника рисования в традиционной форме и с применением дополнительных материалов способствует выработке навыка аккуратной работы; развитию усидчивости и внимания, наблюдательности, зрительной памяти и глазомера, мелкой моторики рук, развитию художественно-образного мышления, фантазии.

Данная методическая разработка основана на положительном опыте обучения школьников основам Декупажа и предлагает обучение декорированию в этой технике различных предметов быта. Для усиления мотивации обучения основам декупажа важно создать ребенку ситуацию успеха, этого можно достигнуть путем раскрытия основных способов работы и различных техник, приёмов. Осознание того, что декупаж является модным направлением и востребованным способом декорирования делает занятия более привлекательными для детей, вызывает чувство удовлетворенности от работы, а творческие успехи служат стимулом к дальнейшему освоению данной популярной техники. В итоге дети создают яркие декоративные поделки, не только художественно-декоративные сувениры но и унитарные изделия т.е.  с практической пользой.   Создавая красоту своими руками, обучающиеся испытывают чувство гордости за свой труд.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_dekupazhu_aas.docx40.36 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Гимназия №11 Василеостровского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

«Обучение школьников 5-11 классов основам декупажа»

Автор-составитель

педагог дополнительного образования

Солоделова Анна Алексеевна

Санкт-Петербург

2022

Содержание

1.

Пояснительная записка

2

2.

Материалы и принадлежности для декупажа

4

3.

Методические рекомендации по обучению школьников основам декупажа

5

3.1

Тема: Декупаж свечи

7

3.2

Тема: Декупаж бутылок        

7

3.3

Тема: Декупаж с техникой «состаривание» Декупаж и кракелюр.

8

  1. Пояснительная записка

Данная методическая разработка «Обучение школьников основам декупажа» является частью учебно-методического комплекса дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Креативное рукоделие. Декупаж». В разработке представлены рекомендации по подбору художественных материалов и принадлежностей, методические рекомендации по обучению школьников основам декупажа, дидактические материалы для поэтапного ведения работы. Предлагаемый методический материал может быть полезен как педагогам дополнительного образования, так и учителям начальных классов.

Актуальность методики обучения декорирования предметов быта в техники декупаж обусловлена широкими возможностями этой техники и большой популярностью в декорировании, играет большую роль в художественно-эстетическом развитии школьников. Обучение декупажу активизирует творческую и познавательную деятельность обучающихся, развивает фантазию, оказывает положительное влияние на формирование их эстетической культуры в целом. Декупаж техника рисования в традиционной форме и с применением дополнительных материалов способствует выработке навыка аккуратной работы; развитию усидчивости и внимания, наблюдательности, зрительной памяти и глазомера, мелкой моторики рук, развитию художественно-образного мышления, фантазии.

Данная методическая разработка основана на положительном опыте обучения школьников основам Декупажа и предлагает обучение декорированию в этой технике различных предметов быта. Для усиления мотивации обучения основам декупажа важно создать ребенку ситуацию успеха, этого можно достигнуть путем раскрытия основных способов работы и различных техник, приёмов. Осознание того, что декупаж является модным направлением и востребованным способом декорирования делает занятия более привлекательными для детей, вызывает чувство удовлетворенности от работы, а творческие успехи служат стимулом к дальнейшему освоению данной популярной техники. В итоге дети создают яркие декоративные поделки, не только художественно-декоративные сувениры но и унитарные изделия т.е.  с практической пользой.   Создавая красоту своими руками, обучающиеся испытывают чувство гордости за свой труд.

Цель применения данной методики: обучение основам декорирования в техники декупажа посредством нестандартных подходов, раскрытия основных технических приемов. Развитие личности учащегося, его творческих способностей и индивидуальных дарований через занятия художественно-прикладным творчеством, создание условий для развития творческого потенциала, заложенного в ребёнке природой.

Задачи:

- знакомство с основными техническими приемами декупажа:

состаривание, кракелюр, грунтовка, тонирование.

технологиям декорирования изделий из дерева, стекла, металла, картона, ткани;

- техническим навыкам конструирования и моделирования из различных материалов;

- знаниям по истории национальной культуры;

- современным техниками декорирования;

- основам знаний в области композиции, формообразовании, цветоведения в декоративно-прикладном искусстве;

- развивать креативные способности детей.

- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;

-  развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;

-   формирование творческих способностей, духовной культуры;

-   развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

-  осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание обучающихся;

-  воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;

-  добиться максимальной самостоятельности

     Данная методическая разработка рекомендуется для работы с детьми школьного возраста (10-17 лет).

  1. Материалы и принадлежности для Декупажа

Для более успешного освоения техники декупажа занятия по обучению нужно вести с использованием качественных материалов. Для проведения предлагаемых занятий потребуются следующие материалы и принадлежности:

- Кисти. Для декупажа применяют кисти: № 2, 3 - для прорисовки мелких деталей и № 5,6,7,8 - для работы с клеем и грунтовки и тонирования. Они должны быть мягкими, упругими. После окончания работы кисти необходимо промывать, придавая волосяному пучку правильную форму.

- Различного размера губки используют для грунтовки изделия.

- Палитры. Палитра может быть специальной пластиковой или белая фарфоровая тарелка.

- Емкость для воды. Лучше всего иметь две банки с водой: одна для промывания кисти, другая для добавления в краски.

- Салфетка для протирки кистей. Это может быть тряпочка из мягкой хлопковой ткани или нетканого полотна. С помощью салфетки можно быстро осушить кисть, собрать с нее лишнюю воду.

- Краски. Для декупажа используют акриловые краски.

- В качестве грунта используют акриловую краску белого цвета. Закрепляют работу акриловым лаком.

- Кракелюрные однокомпонентные и двухкомпонентные лаки для состаривания и придания интересной фактуры изделию.

- Салфетки для декупажа или декупажные карты.

  1. Методические рекомендации по обучению школьников основам декупажа

  Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала (словесным методом) с демонстрацией уже декорированных вещей, репродукцией, посещение выставок, музеев, а также практическую деятельность, являющуюся основной.

На занятиях обучающиеся должны усвоить зависимость создаваемого ими образа от материала, его физических качеств и особенностей. Некоторым детям оказывается дополнительная индивидуальная помощь. Предусмотрено последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнять обучающимся.

Обучающиеся будут знать:

-Многочисленные примеры декоративной трактовки форм в истории декоративного искусства самых с ранних времен.

-Зависимость создаваемого ими образа от материала, его физических качеств и особенностей.

-Материал, его свойство и технологии.

-Понимание художественно-выразительных особенностей языка декоративно-прикладного искусства.

-виды декорирования различных предметов;

-декорирование в  традициях  народной культуры;

-историю возникновения и развития таких техник декорирования как Декупаж, Кракле, Мраморирования, Скрапбукинг, Квилинг и многие другие.

-национальную культуру, историю декорирования у разных народов, обычаи и традиции в изготовлении предметов и поделок.

-технологию изготовления изделий из папье-маше, и других подручных материалов;

-свойства различных видов материалов тканей, бумаги, дерева, металла, стекла, свечного геля, мыльной основы, эфирных и базовых масел.

- варианты композиционного размещения декоративных элементов.

В результате обучающиеся будут уметь:

-выполнять декоративные изделия по готовым схемам, рисункам, эскизам;

-создавать предметы декоративного искусства.

-декорировать формы, предметы и элементы интерьера.

-использовать линию ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму, композицию как средства художественной выразительности в создании образа декоративной вещи.

-применять  процесс стилизации природных форм в декоративные.

-объяснять взаимосвязь формы украшаемого изделия и орнамента.

-применять  различные виды декорирования.

- навыки работы с различными материалами и в различных техниках.

-учитывать взаимосвязь формы объекта с его функциональным назначением, материалом, украшением в процессе эстетического анализа предметов декоративно-прикладного искусства.

-применять полученные знания на практике.

-экономно расходовать материалы;

-качественно с технологической точки выполнять изделия;

-многочисленные примеры декоративной трактовки форм в истории декоративного искусства самых с ранних времен.

-понимание художественно-выразительных особенностей языка декоративно-прикладного искусства.

На занятиях необходимо:

- создание атмосферы доброжелательности: диалогичность обучения, личный пример педагога в показе технических и эстетических приемов, акцентирование внимания обучающихся на удачных местах выполненных работ;

- использование репродуктивного метода обучения, применяя следующие формы работы: объяснение, упражнения, повторение наглядного изображения объекта, неоднократное повторение последовательности выполнения того или другого практического задания;

- проведение занятий в форме мастер-класса, творческой мастерской, экспериментальной мастерской;

- создание единого творческого настроя педагога и обучающихся: обсуждение работ, создание выставок.

Занятия по обучению технике декупажа целесообразно организовать по принципу от простого к сложному. Задания нужно подбирать с учетом постепенного возрастания трудности их выполнения, чтобы у детей не возникло отторжения. Во время занятий необходимо создать атмосферу творческого вдохновения. На занятиях используется следующая последовательность тем по изучению декупажа:

- «Декупаж свечи»;

- «Декупаж бутылки или вазы»;

- «Декупаж с использованием кракелюрных лаков»;

Эксперименты с необычными материалами вносят разнообразие в процесс освоения приемов работы. Занятия становятся более привлекательными для детей, вызывают чувство удовлетворенности от работы и служат стимулом к дальнейшему обучению.

В ходе занятий с целью недопущения и предупреждения травм педагогу следует обратить внимание на важные моменты в работе с материалами и инструментами.

3.1. Тема: Декупаж свечи

Методические рекомендации: если дети еще не имеют навыков декупажа, то первые занятия рекомендуется проводить с темы «Декупаж свечи».

Задачи: познакомить обучающихся с техникой декупаж и материалами и инструментами.

Материалы: свеча белая широкая, высота не менее 5 см. Салфетки для декупажа, ложка, нагревательный элемент (свеча).

Техника выполнения: сначала выбираем сюжет для декорирования на салфетке.  Затем вырезаем его или вырываем аккуратно руками. Накладываем его на свечу, предварительно сняв лишние белые слои салфетки, оставив слой с изображением. Далее нагреваем ложку над свечой и круговыми движениями приглаживаем салфетку к свече до полного приклеивания.

3.2. Тема: «Декупаж бутылки или вазы»

Методические рекомендации: Нужно объяснить и показать обучающимся, основные приёмы грунтовки. Затем закрепляют навыки техники декупаж.

Задачи: познакомить обучающихся с декорированием бутылки или вазы в технике декупаж, материалами и инструментами.

Материалы: акриловая краска белая в качестве грунта. Губки поролоновые и кисти для нанесения грунта. Салфетки для декупажа, клей пва, вода, баночка для воды, кисть мягкая и широкая синтетика. Лак акриловый.

Техника выполнения: загрунтовать вазу поролоновой губкой или большой кистью смоченные в акриловой белой краской. Необходимо получить ровную однородную фактуру поверхности. После полного высыхания грунта, приклеить, выбранный на салфетке сюжет разбавленным водой клеем ПВА. Необходимо аккуратно приклеивать салфетку от центра к краям, не допуская пузырьков и неровностей. Клеить нужно осторожно, чтобы не порвать салфетку. После полного высыхания салфетки можно добавить некоторые детали кистью акриловыми красками. Далее изделие покрывается лаком.

 

3.3. Тема: «Кракелюр в декупаже». «Декорирование деревянной доски»

Методические рекомендации: использование кракелюрного лака в декупаже – интересный прием. Для создания интересных эффектов состаривания и потрескавшейся поверхности используется кракелюрный лак. Кракелюрный лак бывает однофазный и двухфазный. В этом случае мы используем однофазный кракелюрный лак. Необычный прием с применением кракелюрного лака придаёт изделию особое состояние старинной вещи. Детям нравится экспериментировать с разными приёмами, они погружаются в игровую волшебную атмосферу подобных занятий.

Задачи: познакомить обучающихся с техникой нанесения кракелюрного лака, познакомить с приемом декорирования с помощью кракелюрного лака в декупаже.

Материал: Кракелюрный лак, деревянная доска, кисть для приклеивания салфеток,  емкость с водой, палитра, акриловые краски, клей ПВА,губка, акриловый лак.

        Техника выполнения: Грунтуем деревянную доску белой акриловой краской с помощью губки. Приклеиваем понравившийся сюжет из декупажной карты или салфетки. После полного высыхания наносим однофазный кракелюрный лак. После того как лак растрескался и высох втираем с помощью салфетки или мягкой тряпки в трещены подобранный колер (темнее сюжета на приклееной салфетке) Получается эффект состаривания. Готовое изделие покрываем лаком.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Вундеркиндами рождаются, а успешными - становятся ( Дни Науки как средство мотивации к обучению школьников 5-11 классов)"

Данный проект реализуется в нашей школе с 01.01.2013 года. Актуальность проекта: для инновационного развития экономики Московской области требуются новые кадры, обладающие навыками и умениями, обеспеч...

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 5-6 КЛАССОВ ИЗОБРАЖЕНИЮ ПЕЙЗАЖА

  Для того чтобы добиться положительных результатов работы, необходимо так руководить изобразительной деятельностью школьника, чтобы он на каждом этапе видел свои успехи. Это может быть до...

Организация занятий с использованием современных телекоммуникационных технологий для обучения школьников в актированные дни на основе смешанной технологии обучения

Города Крайнего Севера, в то числе Нижневартовск ежегодно зимой сталкиваются с проблемой актированных дней, когда дети не посещают учебные занятия в школе из-за низкой температуры воздуха. В связи с э...

Описание учебно-методического комплекса «Методические материалы по химии для заочного обучения школьников 7–11 классов»

ВВЕДЕНИЕУчебно-методический комплекс (УМК) «Методические материалы по химии для заочного обучения школьников 7–11 классов» направлен на решение актуальных задач организации дополните...