Конспект выступления "Москва-1941г"
материал (8 класс)

Александрова Татьяна Анатольевна

Сценарий выступления воспитанников 9 класса по защите презентации, посвященного контрнаступлению под Москвой в 1941 году.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл коспект выступления "Москва 1941г"30.45 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ РМЭ «Нартасская школа - интернат»

 «Москва-1941г»

(выступление по защите презентации )

                                                                           Подготовила и провела:

                                                                             Александрова Т.А.

                                                       воспитатель

п. Нартас, декабрь

Цель:     воспитание патриотизма, привитие устойчивого интереса

              к отечественной истории, расширение краеведческих знаний.

Место проведения – комната отдыха  школы.          

Оформление сцены и оборудование:

- эпиграф «Велика Россия, а отступать некуда, позади - Москва!»;

- презентация - сопровождение «В сорок первом году под Москвой»

- компьютер, проектор, экран.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Вступительное слово:

Слайд 1. Сегодня мы собрались, чтобы возвратиться к военному прошлому нашей Родины, прошлому трагическому и героическому, к Великой Отечественной войне. Тогда в декабрьские дни 1941 года угроза нависла над нашей столицей, фашисты находились на самых подступах к ней. Как же удалось отстоять Москву и отбить превосходящие силы противника? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся к событиям того времени и вспомним героев этой великой битвы, битвы за Москву.

Слайд 2. На сцене 5 уч-ся  читают стихи

1 уч.

        Мир наступит, землю согревая,

        Унося артиллерийский дым…

        Все, что мы сейчас переживаем,

        Мы воспоминаньям отдадим.

 2 уч.

       Вспомним, как мы время измеряли

       По движенью пулеметных лент,

       Как в бою друг друга мы теряли

       Комиссар, боец, корреспондент.

3 уч.

       В этом гуле пушечных раскатов

       Никогда не забывайте их,

       Навсегда на сердце отпечатав

       Имена погибших и живых.

4 уч.

      И чтоб лучше видеть это время,

      Все пространство пройденных путей,

      Соберите молодое племя,

      Поднимите на руки детей.

5 уч.

      Чтоб они, войдя веселым строем

      В нами завоеванные дни,

      Научились подражать героям,

      Поступали так же, как они!

1 ведущий

Великая Отечественная война была тяжелым испытанием для советских людей. Враги захватили большую территорию Советского Союза и продолжали наступление. Несмотря на огромные потери,  они рвались к сердцу нашей родины – к Москве. Превосходство в силах было на стороне противника. Фашисты считали, что захват Москвы – это дело нескольких недель.

2 ведущий

 В штабе Гитлера разрабатывали планы уничтожения Москвы. Один план был чудовищнее другого. Но их объединяло одно – стереть огромный город с лица земли. В директиве Гитлера было сказано: «Москва должна быть окружена так, чтобы ни один житель не мог покинуть ее. Москва будет затоплена и превращена в огромное море». Операция по взятию Москвы получила кодовое название «Тайфун».

1 ведущий

Слайд 3. Наступление фашистской армии на Москву началось 30 сентября 1941 года ударом танковых соединений в направлении Орел-Тула-Москва. 2 октября немцы перешли в наступление в районе Смоленска. Они прорвали оборону и окружили несколько советских армий под Вязьмой и Брянском. Казалось, пути на Москву были открыты. Но планам фашистов не удалось сбыться. Окруженные советские войска своим героическим сопротивлением сковали крупные силы врага. Слайд 4. Видео 1.(75 лет назад…)

                                        Слайд 5. Видео 2.(уникальные кадры в цвете)

1 уч.

Я помню в Вязьме старый дом,

 Одну лишь ночь мы жили в нем.

Мы ели то, что Бог послал,

И пили, что шофер достал.

 Мы уезжали в бой чуть свет,

Кто был в ту ночь, иных уж нет.

Но знаю я, что в смертный час

За тем столом он вспомнил нас.

 Ту ночь, готовясь умирать,

 Навек забыли мы, как лгать.

Как изменять, как быть скупым,

Как над добром дрожать своим.

Хлеб пополам, кровь пополам-

Так жизнь в ту ночь открылась нам.

2 ведущий

Слайд 4. Руководил окруженными войсками генерал-лейтенант Михаил Федорович   Лукин, показавший пример безупречного выполнения воинского долга, высокого командного мастерства, верности Родине и народу. Даже тяжело раненный, потеряв ногу, он сражался до конца, пока в бессознательном состоянии не  попал в плен, где до самого освобождения в мае 1945 года вел себя мужественно и достойно.

1 ведущий

Слайд 5. Противник нес большие потери в людях и в технике, его наступление замедлялось. Враг столкнулся с ожесточенным  сопротивлением на всех направлениях. На легендарном поле русской славы - Бородино - отважно сражались части под командованием полковника Виктора Ивановича Полосухина. 66 дней держали оборону  Наро-Фоминска войска 33-й армии (командующий – генерал Михаил Григорьевич Ефремов).

 

2 ведущий

Слайд 6. На Слайд 7. Малоярославском направлении стойко отражали натиск противника части полковника Наумова и курсанты подольских военных училищ. Следует особо отметить подвиг юных подольских курсантов, ценой своей жизни остановивших вражеские танки на участке, где фронта практически не существовало.

Слайд 7. Из камня высекут – на века

Останется с гранатою рука.

Танк все сминает на своем пути

Но встал боец – и танку не пойти

Рванулось пламя красное под ним,

Танк зарычал, оделся в черный дым.

А в серой каске русский паренек

Стер пот со лба. Горячий был денек!

1 ведущий

Слайд 8. Во второй половине октября враг вновь перешел в наступление и захватил Калинин, Малоярославец, Можайск, Волоколамск. В эти дни основным лозунгом стал призыв: «Все на защиту родной Москвы!» Командующим Западным фронтом, оборонявшим Москву, был назначен Георгий Константинович Жуков.

2 ведущий

          Слайд 9. Видео 3. (видеоплейбек 2)

1 ведущий

Слайд 10. Летчики-истребители мужественно держали оборону, защищая небо столицы. Героический подвиг совершил Виктор Талалихин. Во время воздушного боя у него кончились патроны, он был ранен в руку. Тогда он направил свою машину в хвост вражеского самолета. Вражеский бомбардировщик рухну вниз. Стал падать и самолет Талалихина, но летчику удалось выпрыгнуть на парашюте. Это был первый таран в ночном воздушном бою. Герой Советского Союза Виктор Талалихин участвовал еще во многих боях, сбил 6 фашистских самолетов и погиб, защищая Москву.

2 ведущий

Днем и ночью работали московские заводы. Сотни тысяч москвичей вступали в народное ополчение. Москва была опоясана противотанковыми рвами и надолбами, проволочными заграждениями, окопами и дзотами. Все, кто только мог держать оружие в руках, женщины и дети  встали на защиту родного города. Никогда бы не смогла Москва выстоять в такой жестокой схватке, если бы не ее люди. Они были все очень разными, люди разных возрастов и профессий. Да разве тогда это было главным?.. А главным было вот что.

Жены, подруги и сестры

В полдневный, в полуночный час

Киркой и лопатою острой

В окопную землю стучат

Друзья, земляки дорогие!

Боев наших праведный труд

И рвы для врага роковые

В народную память войдут.

Так пусть от истока до устья

Реки пронесется как гром:

«Умрем, но врага не пропустим

В наш город, в родимый наш дом».

1 ведущий

Слайд 11. Враг по-прежнему имел превосходство по численности войск и боевой технике. В конце октября бои шли уже в 80-100 км от Москвы. Оборонительные рубежи начали строить на ближних подступах  к городу, вдоль кольцевой железной дороги. Пользуясь краткой передышкой в боях, советское командование подтянуло к Западному  фронту дивизии с Урала и из Сибири. Сибиряки проявили чудеса героизма, обороняя Москву.

2 ведущий

Слайд 12. Видео (легендарный парад …)

1 ведущий

Слайд 13. 15 ноября фашисты возобновили наступление на Москву, но встретили упорное мужественное сопротивление. Особенно отличилась 316 дивизия под командованием генерала Ивана Васильевича Панфилова.

Легендарным стал подвиг группы бойцов этой дивизии – истребителей танков – во главе  с политруком Василием Георгиевичем Клочковым. Более 30 немецких танков пытались прорваться вдоль Волоколамского шоссе у разъезда Дубосеково. Четыре часа длился бой, враг потерял 18 танков, множество солдат, но так и не смог сломить оборону. Всю страну облетели слова Клочкова: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!».

28 панфиловцев держали оборону, 23 из них вместе со своим политруком пали смертью храбрых, но не пропустили фашистов к Москве.

Положи на сердце эту песню,

Эту строчку каждую возьми!

Жизнь гвардейца! Повторись! Воскресни

Песнею о двадцати восьми.

2 ведущий

Хотя на некоторых участках гитлеровцы подошли к столице на 25-30 км, дальше им продвинуться не удалось. К началу декабря соотношение сил под Москвой стало меняться. Превосходство противника сохранялось, но оно не было подавляющим. Сопротивление Красной армии истощило силы фашистов. 5-6 декабря 1941 года советские войска начали контрнаступление по всему фронту – от Калинина до Ельца. В нем участвовали войска Западного и Калининского фронтов под командованием Жукова и Конева. Для немцев оно явилось полной неожиданностью.

Зима сорок первого года –

Тебе ли нам цену не знать!

  И зря у нас вышло из моды

Об этой цене вспоминать.

Пожалуй, и нынче полезно,

 Не выпустив память из рук,

        Той меркой прямой и железной,

     Проверить кого-нибудь вдруг!

1 ведущий

На весь мир прозвучало 13 декабря 1941 года сообщение Московского радио: «В результате наступления нашего Западного фронта разбиты 2 группировки противника, они поспешно отходят, бросая технику, вооружение и неся огромные потери». Эта сводка была первой вестницей будущей победы.

2 ведущий

Под Москвой геройски сражались моряки различных военных флотилий страны, сведенные в несколько стрелковых бригад. В дни Московской битвы беспримерный рейд по тылам врага совершила кавалерийская группа генерала Доватора Л.М.,  павшего смертью храбрых в бою близ города Рузы.

1 ведущий

Слайд 14. Солдатом Московской битвы стала московская школьница Таня, казненная фашистами в селе Петрищево около подмосковного города Верея. Подлинного имени героини в то время никто не знал. Вскоре оно стало известно всем - Зоя Космодемьянская, посмертно удостоенная звания Героя Советского Союза.

Убили партизанку на рассвете,

Две ночи длились пытки и допрос.

Прощаясь, трогал подмосковный ветер

На лбу девическую прядь волос.

Исколотую вражьими штыками,

В разрушенном селенье - на краю –

Мы подняли солдатскими руками,

Россия, дочь любимую твою.

В снежинках всю ее мы положили

В избе просторной русского села.

Еще о ней мы песен не сложили,

А жизнь ее вся песнею была.

2 ведущий

Слайд 14. Победа под Москвой имела историческое значение. После 5-ти месяцев отступления и оборонительных боев Красная армия, которую враг объявил уже разгромленной, перешла в наступление.

1 ведущий

Гитлеровская армия, победно шедшая по Европе, потерпела первое крупное поражение. Окончательно был сорван план «молниеносной войны».

2 ведущий

Поражение немцев под Москвой подняло дух советского народа и оказало решающее влияние на ход Великой Отечественной войны.

Спасибо за внимание!

А сейчас мы представим вашему вниманию художественный фильм «Смелого пуля боится, или Мишка принимает бой»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...