Формирование умения образовывать относительные прилагательные старшими дошкольниками
учебно-методический материал

Зорина Валерия Анатольевна

описание практики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл описание практики19.25 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №44»

СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ ОБРАЗОВЫВАТЬ ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Разработала: Зорина Валерия Анатольевна, учитель-логопед.

Ключевые слова: Грамматический строй речи. Общее недоразвитие речи. Принципы образования новых слов.

Практика реализуется на уровне дошкольного образования

Практика направлена на детей с общим недоразвитием речи

Описание практики:

Цель: Формирование у детей с ОНР навыки словообразования – образования относительных прилагательных.

Задачи:

- уточнить и актуализировать знание детьми распространённых материалов (металл, стекло, дерево и т.д.);

- уточнить умение определять род существительных;

- учить образовывать прилагательные от существительных (относительные прилагательные);

- учить согласовывать прилагательные с существительными в роде;

- учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.

Основная идея практики состоит в определении этапов формирования умения, использовании специальных дидактических пособий, направленных на визуализацию действий (рабочее поле и предметные карточки), создание ситуации, способствующей саморазвитию и самообразованию ребенка.

Средства реализации:

        Грамматический строй речи – это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя. Морфологическая система –это умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая система – умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении, правильно использовать предлоги.

Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними. В семье такое общение возникает и разворачивается спонтанно, непреднамеренно. При этом важны благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, фонематического слуха, наличие активной речевой практики, состояние нервной системы ребенка.

Для детей с нарушениями речи формирование грамматической стороны речи требует дополнительных усилий со стороны педагогов и родителей. Одним из важнейших шагов к успешному овладения дошкольниками с ОНР грамматическими основами родного языка является определение уровня актуальных знаний ребенка и определение этапов формирования новых умений. Необходимо учитывать, что при формировании словоизменения ребенок прежде всего должен уметь дифференцировать грамматические значения (значения рода, числа, падежа и др.), так как, прежде чем начать использовать языковую форму, ребенок должен понять, что она означает. При формировании грамматического строя речи ребенок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи. [1]

Продолжительность каждого этапа определяется индивидуально, в зависимости от качества и объема имеющихся базовых знаний у ребенка. В случае выявления пробелов в умениях (трудности в определении рода существительных или иные), этот этап удлиняется до момента, пока умение не будет освоено.

Примерные этапы

Этап

Содержание

Дидактические средства и пособия

Знакомство с материалами.

На этом этапе педагог уточняет знания ребенком тех или иных материалов, определяет, что ребенок может выбрать предмет, изготовленный из этого материала.

Педагог (учитель-логопед) определяет перечень материалов, на основе которых ребёнок будет овладевать принципами образования новых слов (металл, дерево, пластик, резина, снег и др.)

Карточки с изображением материалов, предметы, которые сделаны из этих материалов

Определение рода существительных.

На этом этапе педагог отрабатывает и актуализирует умение определять род существительных.

Работа ведется вначале поочередно, отрабатывая существительные каждого рода, затем вперемешку.

На этом этапе целесообразно использовать игру «Жадина» или другие и предметные картинки с изображением знакомых ребенку предметов и объектов.

Образование относительных прилагательных.

Этап, на котором ребенок осваивает принцип словообразования. Одновременно с этим ведется работа по согласованию прилагательного и существительного в роде.

Педагог сначала многократно даёт ребенку образец, давая возможность уловить принцип образования относительных прилагательных и только после этого предлагает выполнять работу самостоятельно, деликатно поправляя его в случае ошибки

Формировать и закреплять умения на этом этапе удобно с помощью рабочего поля включающего цепочки предметных картинок (контурный предмет – материал – предмет из материала). Такая модель позволяет ребенку осмыслить значение прилагательного.

Согласование прилагательного и существительного в числе.

Это более сложное умение и приступать к его формированию можно только убедившись, что предыдущие этапы освоены успешно.

Формировать и закреплять умения на этом этапе удобно с помощью рабочего поля, включающего числительное (цифра), материал и предметные картинки с изображение соответствующего количества предметов из этого матерьяла.

Оценка результатов осуществляется как в процессе освоения умения, так и по итогам логопедической диагностики.

По итогам логопедической диагностики все дети с ОНР (100%), которые осваивали умение образовывать и согласовывать относительные прилагательные по данной технологии имеют положительную динамику в развитии речи и освоили умение образовывать относительные прилагательные.

        Литература:

  1. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). —— СПб.: СОЮЗ, 1999. — 160 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР

Перспективное планирование   учителя-логопеда на учебный год и практический материал по формированию слоговой структуры слова у старших дошкольников...

Формирование слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР посредством дидактических игр

Презентация к теме "Формирование слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР - III ур."...

Уланова Л.С. Формирование паралингвистических средств общения у старших дошкольников со стертой дизартрией.

В статье рассматриваются вопросы диагностики и методики поэтапного формирования паралингвистических (невербальных и интонационных) средств общения у детей старшего дошкольного возраста со стертой диза...

Формирование коммуникативной функции речи у старших дошкольников с дизартрией.

Коммуникативные умения и навыки чаще всего трактуются как умения и навыки речевого общения в условиях конкретной речевой ситуации. В процессе работы над речевой ситуацией предполагал три взаимосвязанн...

Консультация для родителей. "Формированию основ инженерного мышления у старших дошкольников с помощью конструктора «Знаток»

В нашей     жизни мы постоянно встречаемся с электричеством – это разнообразные электроприборы (телевизоры, компьютеры, электрочайники), просто обычная лампочка, которую можн...

Доклад на тему "ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ"

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ" был представлен на Межвузовской научно-практической конференции студентов и молодых ...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОЫЦИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ОСНОВЕ МЕТОДОВ ТРИЗ"

В статье описывается проблема развития творческого рассказывания у дошкольников с общим неДоразвитием речи, обобщаются направления работы учителя-логопеда и даются рекомендации для организации занятий...