Тенденции в развитии современных методик и технологий обучения общеобразовательным предметам в системе СПО
статья

Лелявин Александр Викторович

Публикация (участие в конференции)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тенденции в развитии современных методик и технологий обучения общеобразовательным предметам в системе СПО.

Лелявин Александр Викторович

ГБОУ СПО ЛНР «Луганский колледж технологий

торговых процессов и кулинарного мастерства»

Наш мир непрерывно развивается. На производство приходит новая техника и новые технологии. Всё чаще для того, чтобы разобраться с ними, необходимы более широкие знания и компетенции не только в профессиональных предметах, но и в общеобразовательных. В современном среднем профессиональном образовании особо актуальными становятся вопросы повышения уровня качества знаний при обучении гуманитарным и естественно-научным дисциплинам.

Современная молодежь на данном этапе становится все более «продвинутой» в области цифровизации и компьютеризации, что и нужно использовать для изучения дисциплин общеобразовательного цикла. Современные гаджеты, Всемирная паутина должны быть использованы для инновационных методик и технологий преподавании.

Кроме традиционных методов обучения должны применяться и современные инновационные. К таковым относятся:

        1) Адаптивное образование

С древнейших времен считалось, что процесс обучения должен подстраиваться под каждого обучающегося, определять объем его знаний и выстраивать индивидуальную траекторию обучения. Развитие технологий искусственного интеллекта дает особо эффективный результат реализации этой идеи является.

Используя адаптивные системы возможно создавать персональные обучающие программы, учитывая когнитивные возможности учащегося, его особенности восприятия и имеющийся уровень подготовки.

2) Интегральный подход

Интегральный подход в образовательном процессе связан с обучением на стыке различных дисциплин. Чтобы в процессе обучения формировался востребованный специалист, необходимо развивать у обучающихся междисциплинарные знания, которые позволяют изучать любые объекты со всех возможных сторон.

3) Цифровизация

Сегодня активно внедряются современные цифровые образовательные технологии. В современных кабинетах все чаще появляются интерактивные доски. Преподаватель может вывести на неё любые картинки, видеоматериалы или слайды для презентации.

Всё чаще в процесс обучения внедряются системы различных электронных устройств: пропуска, журналы, дневники, принтеры и т.п.

4) Геймификация

Эта технология предполагает внедрение игр  в обучающие программы.

Геймификация позволяет изменить отношение детей к своим ошибкам. Они не будут бояться условно «плохой» оценки, так как обучение строится по примеру игр, принцип которых строится на задаче перехода на новый уровень. Дети могут заниматься поиском решений и новых вариантов.

5) Виртуальная и дополненная реальность

В современных образовательных технологиях все активнее применяют визуальные средства. Это полностью учитывает особенности обучаемых нашего времени.

Например, просматривая обучающие материалы на платформе YouTube, обучающиеся учатся делать все самостоятельно: мастерить, готовить различные блюда, распаковывать посылки и осваивать иностранные языки. При этом, с помощью видеороликов могут больше узнавать о своих увлечениях.

Внедрение современных образовательных технологий позволит осваивать учебные дисциплины с помощью устройств виртуальной или дополненной реальности. К примеру, в VR-шлеме дети могут не только наблюдать за историческими событиями, но и принимать в них виртуальное участие. Такой метод получил название «иммерсивное обучение». Поскольку он обеспечивает «эффект присутствия», обучающиеся могут получать опыт, который не доступен в реальном мире.

6) Дистанционное обучение (онлайн)

На современном этапе образование все меньше привязывается к месту. Такая методика  есть совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала в процессе обучения. В ближайшее время дистанционное обучение будет проводить наряду с живыми людьми и искусственный интеллект.

Существует еще множество методик и технологий, рассмотреть которые в данной статье не представляется возможным. Это, например, STEAM, Фишбоун, Сингапурская методика, AGILE и другие.

Нужно помнить и о современном личностно-ориентированном образовании. Для этого используются:

  • Проблемное обучение, при котором подача нового материала осуществляется не в полном, подготовленном формате, а лишь его наиболее существенной части.
  • Разноуровневое обучение - вариант организации процесса учебы. при котором педагог, уделяя больше внимания «слабым» ученикам, не тормозил движение вперед более сильных учащихся.
  • Проектные методы - возможность обучающимся осознанно подходить к выбору получаемых знаний, удовлетворяют потребность в получении новых знаний, развивают их творческие способности.
  • Исследовательские методы ориентированы на расширение кругозора обучающихся и позволяют им самостоятельно выбирать скорость и направленность своего развития.
  • Технология обучения в сотрудничестве - образовательный процесс, в котором совместно принимают участие дети и люди старшего возраста. Данная методика подходит к обучению по схеме «от учащегося к предмету», а не наоборот. Значит, процесс преподавания выстраивается исходя их возможностей ребенка и его потребностей.
  • Информационно-коммуникационные методики обеспечиваются за счет применения интегрированных программ и доступа к сети интернет.
  • Здоровьесберегающие методики предполагают равномерное распределение нагрузки на обучающихся. Преподаватель определяет оптимальное время для освоения сложного материала, самостоятельной работы обучающихся, а также применяет технические средства, повышающие результативность обучения.

Существуют различные тенденции применения современных методик и образовательных технологий. Уже сейчас роль преподавателя сильно меняется. Преподаватель из единственного источника знаний превращается в руководителя образовательного процесса и режиссера, который его создает. Это реализуется в следующих направлениях:

  • Вовлечение учащихся в обучающий процесс.
  • Поддержка мотивации учеников.
  • Создание интерактивных образовательных проектов.
  • Формирование умения мыслить и критического восприятия информации.

Современные образовательные технологии очень быстро развиваются, поэтому процесс обучения будущих поколений общеобразовательным предметам будет кардинально отличаться от тех методик, по которым учились их родители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

роль и место современных образовательных методик и технологий обучения в образовательном процессе.

Чтобы осознанно и обоснованно выбирать педагогические технологии необходимо понимать их сущностные характеристики, реальные возможности....

МЕТОДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ В.И.ВОДОВОЗОВА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОЙ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ

"Язык как средство общения в обучении глухих школьников".  С.А. Зыков.      Изучение педагогического и методического наследия В.И.Водовозова не т...

Современные технологии обучения по предмету ОБЖ в связи с переходом на ФГОС

В статье представлены современные педагогические технологии, цель которых - помочь ученику сориентироваться в обилии информации, а учителю - реализовать свой творческий потенциал....

Статья на тему "СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Данная статья раскрывает суть некоторых современных педагогических технологий, применяемых при обучении английскому языку в системе среднего профессионального образования....

Методическая разработка "Система педагогической работы с применением современных методик и технологий развития музыкально-исполнительских навыков у обучающихся по классу фортепиано в детской школе искусств"

Методическая разработка  "Система педагогической работы с применением современных методик и технологий развития музыкально-исполнительских навыков у обучающихся по классу фортепиано в детско...

«Метод проектов, как неотъемлемая часть инновационной траектории развития современной методики преподавания предметов декоративно-прикладного и изобразительного искусства в системе дополнительного образования Московской области»

Метод проектов позволяет школьникам осуществить полный технологический цикл изготовления изделия. Условия эффективного использования творческих проектов в качестве демонстрационных материалов....