Формирование практических навыков на уроке и во внеклассной работе как основы обеспечения безопасности жизнедеятельности
методическая разработка

Гражданкина Ирина Геннадьевна

В нашей жизни всегда существовали и будут регулярно возникать такие условия, когда здоровье, безопасность, а иногда и жизнь человека зависят исключительно от его своевременных и грамотных действий. Именно для того, чтобы научить наших детей правильным и безопасным действиям в различных экстремальных ситуациях в школах введен курс «Основы безопасности жизнедеятельности».

Моя основная задача в школе заключается в том, чтобы дать учащимся специальные знания, умения и навыки выживания в различных жизненных ситуациях, в том числе и самых неблагоприятных, научить правильным действиям в случае природных и техногенных катастроф, адекватному поведению в условиях острых социальных, социально-политических и военных конфликтов, внутренней готовности к деятельности в экстремальных ситуациях.

 Цель:

- воспитание сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью, личной безопасности и безопасности окружающих через отработку навыков правильного анализа экстремальной ситуации и обучение грамотным действиям в различных ситуациях.

Достижение цели планирую через реализацию следующих задач:

-обучение распознаванию, оцениванию опасных и вредных факторов;

-ознакомление с конкретными  способами защиты в определенных чрезвычайных ситуациях;

- развитие умений и навыков оказания само- и взаимопомощи;

- знание служб экстренной помощи и адресного обращения к ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dok_1.docx16.61 КБ

Предварительный просмотр:

Современный человек живет в мире природных, техногенных, социальных и других опасностей, постоянно угрожающих его здоровью и самой жизни. Мы давно привыкли к техническим достижениям и охотно пользуемся ими в быту, на работе, в отдыхе. Однако, человеческая деятельность, обеспечивая растущие материальные и интеллектуальные потребности людей и научно-технический прогресс, не сделала жизнь на планете более безоблачной, а наоборот, наполнила ее новыми опасностями. Не проходит и дня, чтобы газеты, радио и телевидение не принесли тревожные сообщения об очередной аварии, катастрофе, стихийном бедствии, социальном конфликте или криминальном происшествии, террористическом акте, повлекшими за собой гибель людей и громадный материальный ущерб.

В нашей жизни всегда существовали и будут регулярно возникать такие условия, когда здоровье, безопасность, а иногда и жизнь человека зависят исключительно от его своевременных и грамотных действий. Именно для того, чтобы научить наших детей правильным и безопасным действиям в различных экстремальных ситуациях в школах введен курс «Основы безопасности жизнедеятельности».

Моя основная задача в школе заключается в том, чтобы дать учащимся специальные знания, умения и навыки выживания в различных жизненных ситуациях, в том числе и самых неблагоприятных, научить правильным действиям в случае природных и техногенных катастроф, адекватному поведению в условиях острых социальных, социально-политических и военных конфликтов, внутренней готовности к деятельности в экстремальных ситуациях.

 Цель:

- воспитание сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью, личной безопасности и безопасности окружающих через отработку навыков правильного анализа экстремальной ситуации и обучение грамотным действиям в различных ситуациях.

Достижение цели планирую через реализацию следующих задач:

-обучение распознаванию, оцениванию опасных и вредных факторов;

-ознакомление с конкретными  способами защиты в определенных чрезвычайных ситуациях;

- развитие умений и навыков оказания само- и взаимопомощи;

- знание служб экстренной помощи и адресного обращения к ним.

 Успешному решению поставленных задач способствует  имеющаяся в школе следующая материально-техническая база:

1.Библиотечный фонд:

 

2. Печатные пособия:

3.Экранно-звуковые пособия:

4.Технические средства обучения (средства ИКТ):

5. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

6. Модели:

7. Средства обеспечения внеклассной работы:

В соответствии со всеми требованиями мною составлены рабочие программы и тематическое планирование для каждого класса.

Известно, что люди всегда поступают так, как они были научены. Поэтому в процессе преподавания курса ОБЖ в школе, я особое внимание уделяю формированию у учащихся практических навыков, указанных в требованиях ФГОС (5-6 кл.) и ФК ГОС (7-11кл.) по обеспечению безопасности жизни и здоровья в быту, на учебе, на отдыхе, а также в различных экстремальных ситуациях, так как от уровня владения практическими навыками зависит жизнь и здоровье каждого. Навыки поведения в экстремальных ситуациях должны быть доведены до автоматизма. Для этого я использую коллективные, групповые и индивидуальные формы деятельности учащихся на уроках и во внеклассной работе, информационно – коммуникационные технологии через использование тематических презентаций (приложение 1), интерактивных модулей, электронных учебников. Наиболее приемлемой педагогической технологией в данных условиях является системно - деятельностный подход:

- 5-6 классы - это изучение материала урока с элементами игры; ролевые игры по заданной ситуации (в условиях перехода данных классов на ФГОС данные методы просто необходимы); (Приложение 2)

- 7-8 классы - изучение материала урока с последующей отработкой практических навыков использования средств индивидуальной защиты с учетом нормативов времени; самостоятельное изготовление средств индивидуальной защиты;

- 9 класс – формирование практических навыков составления собственного режима дня с учетом индивидуальных особенностей; практические задания на знание и выполнение правил безопасности в кабинетах повышенной опасности, в спортивном зале и в учебных мастерских, а также выполнение программы практикума по ОБЖ;

- 10 класс - учебно-полевые сборы  - занятия для юношей (практическая отработка навыков основ военной службы),  основы медицинских знаний – занятия для девушек (с приглашение медицинского работника);

- 11 класс - формирование умений практического оценивания уровня своей подготовки к службе в рядах Вооруженных сил России. При этом используются следующие приёмы: защита рефератов, творческие работы учащихся по различным разделам программы, особенно по темам касающихся ведению здорового образа жизни, сдача нормативов по физической подготовке, (а для юношей 10 класса в период подготовки к учебно-полевым сборам - внеклассные занятия по общефизическому укреплению и подготовке к службе в рядах ВС РФ.)

Большое значение уделяю формированию практических навыков во внеклассной работе, где также использую групповые и коллективные формы деятельности. Например, такие мероприятия как, «День туризма», военно-спортивная игра «Зарница», «Троеборье», «Полиатлон» - формируют у учащихся навыки ориентирования на местности, улучшают взаимопонимание в классе, развивают физические возможности учащихся, прививают навыки обращения с оружием как у юношей так и у девушек, а также способствуют военно-патриотическому воспитанию молодёжи.

Одно из ведущих мест в моей работе занимает проведение инструктажей по охране труда и технике безопасности, которые я как преподаватель-организатор ОБЖ провожу  с учениками, учителями и обслуживающим персоналом школы, что, естественно, прививает навыки правильного поведения в различных нестандартных ситуациях.

Важную роль в формировании практических навыков уделяю ежеквартальным тренировочным эвакуациям из здания школы  и спортивного комплекса, в которых принимают участие не только учащиеся, но и все находящиеся в этот момент в зданиях люди. При различных вводных действиях учеников, учителей и персонала школы носят различный характер, что и позволяет всем участникам тренировочных эвакуаций четко знать свои обязанности, правила поведения в различных ситуациях и отрабатывать это на практике. Так, например, с установкой в школе и спортивном комплексе автоматической пожарной сигнализации проведение эвакуации с вводной «Пожар» стало занимать минимум времени. А чем меньше времени затрачивается на эвакуацию из здания, тем больше шансов на сохранение здоровья и жизни людей.

Учащиеся школы регулярно выезжают на районные конкурсы, такие как:

- «Безопасное колесо» (формирование навыков безопасного поведения на дорогах);

- соревнования по пожарно-прикладному спорту, которые позволяют ученикам почувствовать себя в роли пожарных спасателей;

- туристический слет, в ходе которого учащиеся могут проверить свои знания в ориентировании, умении находиться в автономных условиях и закрепить их на практике.

Не менее важным направлением моей внеклассной работы является руководство военно-патриотическим клубом «Юнармеец», содержание программы которого строится параллельно со школьным курсом ОБЖ.

В рамках программы предусмотрено проведение экскурсий, походов, подготовка, проведение и участие в массовых мероприятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКЕ ПСИХОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ АВТОРСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «КАКОЕ СЧАСТЬЕ БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ!» 1-11 КЛАСС)

НпНовая авторская программа "Какое счастье быть Человеком!" является частью общей образовательной и воспитательной программы школы нового поколения и решает задачи как развивающего, коррекционного, пс...

Методическая разработка туристко-краеведческой деятельности в учебном процессе и обеспечение безопасности жизнедеятельности в природных условиях

Предлагаемая методическая разработка – попытка представить оригинальную модель воспитания природой – создания творческого пространства (образовательной среды) для самореализации внутреннего творческог...

«Деятельностный подход на уроках технологии как основа формирования практических навыков рамках перехода на ФГОС» (индивидуальный план саморазвития учителя технологии)

Необходимо отметить, что умение учиться, прежде всего, связано с «автономным действием» человека. Осмысленное и ответственное выстраивание личной  жизненной траектории  связаны со  скво...

Формирование практических навыков на уроках СБО.

Здесь предлагается алгоритм действий по стирке носков слепыми и слабовидящими школьниками....

Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе средства развития личности. «Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности»

Выступление на ШМО классных руководителей по теме: « Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе средства развития личности. «Технологии обеспечения безопасн...

Формирование практических навыков на уроках слесарного дела

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей профессионально-трудового обучения "Формирование практических навыков на уроках слесарного дела"...