Конспект
план-конспект занятия (8 класс)

Конькова Надежда Васильевна

МАСТЕР - КЛАСС

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕНЫМИ ВОЗДЕЙСТВИЕМ ЗДОРОВЬЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект38.06 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР - КЛАСС

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕНЫМИ ВОЗДЕЙСТВИЕМ ЗДОРОВЬЯ

                           Разработчик:

                                                          учитель коррекционного класса

МБОУ «Чернореченская СОш №1»

                                                           Конькова Надежда Васильевна

п. Новочернореченский 2023

 «Мастер – класс»

     Цель:        создание условий для обогащения профессионального опыта учителей  школы по использованию сюжетно-ролевой игры в формировании умений детей ОВЗ взаимодействовать со сверстниками через организацию мастер-класса.        

Задачи:

1. Систематизировать теоретический материал по вопросам формирования умений детей ОВЗ взаимодействовать со сверстниками;

2. Ознакомить педагогов с последовательностью развития сюжетно-ролевой игры в формировании умений детей ОВЗ взаимодействовать со сверстниками используя схематическую модель развития игры.

3. Практическая отработка проведения сюжетно-ролевой игры по формированию умений детей ОВЗ взаимодействовать со сверстниками.

Ход мероприятия

Уважаемые коллеги, добрый день!

Сегодня мы будем говорить о важности формирования такой способности школьников коррекционного класса как умение взаимодействовать со сверстниками, что является одним из целевых ориентиров ФГОС.

      Взаимодействие детей в школе коррекционного класса – это сложный процесс непосредственных и опосредованных взаимных воздействий детей друг на друга, в результате которых происходят изменения в поведении, интеллекте и личности каждого ребенка.

Взаимодействие школьника коррекционного класса со сверстниками представляет собой информационное и предметное общение, в процессе которого формируется и реализуется любые взаимоотношения. Эффективности такого взаимодействия способствует эмоциональный контакт и удовлетворение потребности во взаимодействии.

Мы полагаем, что работа учителя в коррекционном классе  по созданию условий для создания такого целевого ориентира как умение школьника ОВЗ продуктивно взаимодействовать друг с другом наиболее целесообразно в процессе организации сюжетно-ролевой игры, так как в ходе  сюжетно-ролевой игры дети учатся вести диалог, отстаивать свое мнение, соотносить свои желания, стремления с интересами других – то есть им приходится активно взаимодействовать. Кроме того, дети ОВЗ  любят играть в сюжетно-ролевые игры.

      Мы предлагаем вам принять участие в сюжетно-ролевой игре «Кафе», которую впоследствии вы сможете организовать со своими школьниками.

      Уважаемые педагоги! На примере сюжетно – ролевой игры «Кафе» я бы хотела вам показать, как данная игра способствует формированию умений взаимодействовать.

Первое с чего мы начинаем проведение игры, это с цели, цель должна стать нашим результатом. Например: цель должна звучать таким образом: создание условий  для формирования умений взаимодействовать со сверстниками через сюжетно – ролевую игру «Кафе». Далее, мы определяем задачи, которые нам необходимо решить. В  игре «Кафе» мною были определены следующие задачи:

  1. Задачи:

1. Способствовать формированию  умений у  учащихся  с ОВЗ подготавливать обстановку для проведения игры.

2. Способствовать формированию взаимодействия учащихся  с ОВЗ друг с другом используя ролевые диалоги в сюжетно - ролевой игре «Кафе».

3. Обогащать представление учащихся с ОВЗ  о культуре поведения в общественных местах, используя  вежливые слова: «Здравствуйте», «Спасибо», «До свидание».

Далее, у нас следует игровой замысел – мы определяем тему игры, во что и как будут играть учащиеся с ОВЗ.

Мы распределяем роли: в игре «Кафе» за основу были взяты следующие игровые роли: повар, официант и посетители. Количество ролей должно соответствовать количеству детей в классе. Учащимся необходимо дать возможность самим распределить роли, чтобы учащиеся взаимодействовали между собой, если же у учащихся не получается самостоятельно распределить роли,  можно использовать карточки.

       Роли распределены, мы вместе с учащимися приступаем к оснащению предметно – пространственной среды для игры, нами был использован игровой набор в виде ламинированных картинок ручной работы. включающий в себя: посуду, продукты, меню, бытовую технику.

       Теперь приступаем к самому сюжету игры:  учащиеся  в роли посетителя приходят в кафе, обязательно приветствуют обслуживающий персонал, заказывают, согласно меню блюда, ребенок в роли официанта – приветствует посетителя, подает меню и принимает заказ, далее официант отдает заказ повару, повар готовит блюдо, приготовленное блюдо официант относит посетителю, после того как посетитель поел, он обязательно должен сказать «спасибо», а перед уходом «до свидание».

       Уважаемые педагоги, не забывайте, что игра должна заканчиваться  рефлексией. Рефлексия включает в себя задания, беседу, обсуждение,  направленное  на достижение цели и решению соответствующих задач.

        Мы проиграли с вами игру. А теперь дорогие педагоги, я прошу вас  сгруппироваться и пройти к столам.         Я для вас приготовила данные схемы, но пустые. Каждой команде выдаются  листы, педагоги должны договориться между собой, какую игру они выберут, составят план основываясь на образец схематической модели развития сюжетно – ролевой игры и опишут ее, время выполнения 5-7 мин. Каким образом, вы оформите свою сюжетно- ролевую игру, вы должны решить сами, но  цель сюжетно – ролевой игры у всех будет  одна. После выполнения задания, я предлагаю командам представить свою сюжетно - ролевую игру  по  поданной схеме.

         Рефлексия: 

  • Как вы считаете, действительно ли сюжетно-ролевая игра способствует формированию умений взаимодействовать?
  • Сложным ли для вас оказалось данное задание?
  • Какие знания или умения вы получили на данном мастер – классе?
  • Будите ли вы использовать данную модель  в организации своих игр?
  • Что на ваш взгляд можно включить в данную модель?         


Самоанализ мероприятия «Мастер – класс»

Тема: Использование сюжетно-ролевой игры в формировании умений детей ОВЗ взаимодействовать со сверстниками.

I.    Общие сведения

1. Педагогический совет в форме мастер - класса.

Форма организации: групповая.

Продолжительность мастер-класса: 20 минут.

Возрастная категория: 8 класс

Дата проведения: 21.02.23г.

Мероприятие провела : учитель коррекционного класса Конькова Надежда Васильевна

Цель мероприятия: создание условий для обогащения профессионального опыта учителям школы по использованию сюжетно-ролевой игры в формировании умений детей с ОВЗ взаимодействовать со сверстниками через организацию мастер-класса.

Мероприятие направлено на решение таких задач:

1. Систематизировать теоретический материал по вопросам формирования умений детей ОВЗ взаимодействовать со сверстниками;

2. Ознакомить педагогов с последовательностью развития сюжетно-ролевой игры в формировании умений детей с ОВЗ взаимодействовать со сверстниками используя схематическую модель развития игры.

3. Практическая отработка проведения сюжетно-ролевой игры по формированию умений детей с ОВЗ взаимодействовать со сверстниками.

В результате проведенного мастер-класса цель была достигнута с помощью следующих методов и приемов: словесные (беседа), практические (сюжетно – ролевая игра, а так же  составление и описание сюжетно - ролевой игры по схематической модели.  Приемы (создание игровой обстановки, вопросы, показ образца действия).

Психологическое обоснование выбора данного вида и содержания деятельности:

Данный вид деятельности позволяет нам поделиться своим педагогическим опытом с участниками образовательного процесса, для того чтобы участники могли использовать данную мной схематическую модель развития сюжетно – ролевых игр в своей работе.

II. Анализ подготовки мероприятия

Организатором данного «Мастер класса» была учитель коррекционного класса Конькова Надежда Васильевна.

Мероприятие  готовилось следующим образом: подбирался необходимый материал для оснащения предметно – пространственной среды для проведения сюжетно – ролевой игры, составлялся конспект.  

Методика подготовки мероприятия: мероприятие планировалось заранее, тщательно обдумывался сценарий «Мастер – класса». В завершении мероприятия была проведена рефлексия, где участники оценили данную работу.

III. Ход мероприятия

Перед участниками данного мероприятия была раскрыта цель и задачи предстоящей деятельности в полном объёме. Работа проходила содержательно, интересно и организовано. В ходе «Мастер – класса, участники с интересом играли в сюжетно – ролевую игру «Кафе», отвечали на поставленные вопросы, самостоятельно распределяли роли, с интересом проигрывали сюжет.

Мастер-класс состоял из двух частей:

Первая часть – теоретическая. Вниманию коллег было представлено сообщение по использованию сюжетно – ролевой игры для формирования умений детей  с ОВЗ взаимодействовать со сверстниками, где я рассказала коллегам об актуальности данной темы в образовательной области.  Мною была запланирована подача данной информации в устной форме, потому что следующий этап работы был представлен   - практический, заключающийся в проигрывании сюжетно – ролевой игры «Кафе». Для ознакомления с опытом работы вниманию педагогов была представлена последовательная схематическая модель развития сюжетно – ролевой игры способствующей формированию взаимодействия детей в системе ребенок – ребенок.

С целью заинтересовать участников в создании своей модели сюжетно – ролевой игры, мною было предложено  поиграть в игру и выполнить задание, по описанию своей выбранной игры опираясь на мною составленную схематическую модель развития игры. Данная схематическая модель дает возможность каждому участнику самостоятельно составить и описать игру таким образом, чтобы она способствовала формированию умений взаимодействовать детям друг с другом.  Думаю, что мне удалось достичь своей поставленной цели, так как участники с увлечением играли в сюжетно – ролевую игру, взаимодействовали между собой и выполняли предложенные задания.

В практической части мною была представлена пошаговая схематическая модель развития игры по формированию умений взаимодействовать детей друг с другом, на примере сюжетно – ролевой игры «Кафе»  Работа по составлению игры по схематической модели была организована  по желанию участников. Участники попробовали самостоятельно освоить приемы работы по созданию своей выбранной сюжетно – ролевой игры.

IV. Общая оценка воспитательного мероприятия

Делая выводы, я могу отметить то, что  в процессе «Мастер класса»  мои взаимоотношения со слушателями носили характер сотрудничества и взаимопонимания. Занятие проходило в организованной и доброжелательной обстановке. Все поставленные задачи удалось реализовать.

Тема мастер-класса дала участникам возможность узнать новое, побывать в роли детей и по данной схематической модели создать и описать свою сюжетно – ролевую игру, которая будет способствовать формированию умений у детей взаимодействовать друг с другом. Этапы мастер-класса имели логическую последовательность. Психологическая атмосфера была доброжелательной. Практическая часть прошла на позитиве, все справились с заданием на отлично. В целом, мне мастер - класс понравился, результатом я довольна. Я, надеюсь, что участники заинтересовались моей темой, и будут использовать мой материал в своей работе.

Таким образом, задачи мною решены, цель достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...