Инновационный опыт Каргиной Л.А.
презентация к уроку

Каргина Лариса Александровна

В презентации представлен инновационный опыт Каргиной Л.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon innovatsionnyy_opyt_karginoy_l.a.ppt2.75 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентацию подготовила Каргина Лариса Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя школа №17» « Слово – мысль - слово » Развитие творческих способностей обучающихся

Слайд 3

Цель изучения литературы - «овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы».

Слайд 4

Фундамент урока В основе формирования способности воспринимать текст лежит форма реально-практического диалога автора и читателя. Исследовательская деятельность - один из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности, развития творческих способностей учеников, совмещения изучения литературы с подготовкой к экзамену, путь постижения процесса понимания текста .

Слайд 5

Этапы изучения произведения первичное восприятие текста (первоначальное понимание прочитанного); мотивационно-установочная ситуация; этап текстуального анализа (наблюдение, сравнение, эксперимент, создание и проверка гипотезы) – становление целостности в системе взаимодействующих друг с другом составных элементов; интерпретация (истолкование произведения, постижение его смысловой целостности).

Слайд 6

Слово в литературе ТЕКСТ ---- СЛОВАРЬ ----- ТЕКСТ

Слайд 7

Понятие Определение Пример употребления (цитата) антитеза автобиографический роман герой звукопись комическое композиция композиционная роль конфликт метафора образ и средства его создания олицетворения пейзаж противопоставление повесть приключенческая основа рассказа рассказ речевая характеристика символ событие сравнение сюжет тема и идея цветопись цитатный план эпитет юмор

Слайд 8

Форма (языковые средства выражения содержания) Содержание ( смысл произведения) 1. Топоним Белогорская крепость. «Куда это меня завело? В .. .полк и глухую крепость...» - сокрушается П.Гринев по приезду в Белогорскую крепость. Выбор названия крепости не может быть случайным. Реальный и мифологический контексты. 2 Описание Белогорской крепости глазами Гринева (гл.З). Предметный ряд: избы, чугунная пушка, курицы, свиньи; существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «деревушка», «избушек», краткие прилагательные: «тесны», «кривы», «низки». С одной стороны, автор рисует реалистичный образ одной из крепостей 18 века, с другой стороны, усиливает ощущение тоски Петруши Гринева. Художественное пространство как художественный образ (литературоведческий словарь)

Слайд 10

Художественное пространство как художественный образ «Начинало смеркаться. Путь мой шел мимо Бердской слободы, пристанища пугачевского»,- читаем в 11 главе «Капитанской дочки» А.С.Пушкина. Задание: Пользуясь словарем, дайте лексическое значение слова «пристанище». 2. Подберите синонимы к слову ПРИСТАНИЩЕ - место, где можно найти приют. Синонимы: ПРИЮ́Т 1 .Место, где можно спастись или отдохнуть."Удобный п. для путников". 2 .Благотворительное учреждение для воспитания сирот и беспризорных детей."Детский п. " УБЕ́ЖИЩЕ 1 .Место, где можно укрыться, найти спасение от чего-н., приют книжн. ."Искать убежища" 2 .Специально оборудованное помещение или сооружение для укрытия от пуль, бомб, снарядов или отравляющих веществ. "При бомбёжках население уходило в убежища« У Пушкина : Бердская слобода, главная ставка Пугачева, - пристанище – место, где пристал, место временного пребывания, враждебное место лишения приюта. Синонимы: вертеп, оргия. Название слободы ассоциативно связано с топором (бердыш - старинное оружие - топор с лезвием в виде полумесяца) - орудием мужика, подчеркивает бунтарский характер героя.

Слайд 11

Объект наблюде- ния «Сколько же есть вещей, без которых можно жить!» (А.П.Чехов «Человек в футляре», 8 класс) Рабочие материалы, опорные (ключевые) слова Изобр.-выраз. средства, приёмы 1.Портрет Калоши, зонтик , теплое пальто на вате, фуфайка, поднятый воротник, темные очки на бледном , маленьком лице , уши, заложенные ватой, халат, колпак; «маленький, скрюченный, точно его из дому клещами вытащили» (в театре); решил жениться – «похудел, побледнел»; зеленый, мрачнее тучи (карикатура); из зеленого стал белым (Варенька на велосипеде); в гробу выражение кроткое, приятное, даже весёлое. Чехол-оболочка- футляр (ставни, задвижки, спальня, точно ящик) Гипербола, сравнение, цветопись, повтор 2. Речь «О, как звучен, как прекрасен греческий язык!- говорил он со сладким выражением …Антропос!», сказал, сладко улыбаясь: «Малороссийский язык своею нежностью и приятною звучностью напоминает древнегреческий». «…запрещено – и баста» (косв.речь). Говорил тихо : «…все это прекрасно, да как бы чего не вышло ». «…жениться необходимо каждому человеку, но… все это, знаете ли произошло как-то вдруг…Надо подумать…надо сначала взвесить предстоящие обязанности, ответственность… чтобы потом чего не вышло ». «Какие есть нехорошие злые люди!» «Я должен буду доложить (д иалог Беликова и Коваленко!) «только да или нет – и больше ни звука» Повтор (рефрен), канцеляризмы, ритор. воскл., алогизм

Слайд 12

Позиция автора Начало рассказа «Не спали. Иван Иваныч, высокий, худощавый старик с длинными усами, сидел снаружи у входа и курил трубку; его освещала луна. Буркин лежал внутри на сене, и его не было видно в потемках. Рассказывали разные истории.» *** «Он (Беликов) лежал под пологом, укрытый одеялом, и молчал … только да или нет – и больше ни звука .» Финал рассказа «— Луна-то, луна ! — сказал он (Буркин), глядя вверх. Была уже полночь. Направо видно было всё село, длинная улица тянулась далеко, верст на пять. Всё было погружено в тихий , глубокий сон ; ни движения, ни звука, даже не верится, что в природе может быть так тихо . Когда в лунную ночь видишь широкую сельскую улицу с ее избами, стогами, уснувшими ивами, то на душе становится тихо ; в этом своем покое , укрывшись в ночных тенях от трудов, забот и горя, она кротка, печальна, прекрасна , и кажется, что и звезды смотрят на нее ласково и с умилением и что зла уже нет на земле и всё благополучно. Налево с края села начиналось поле; оно было видно далеко, до горизонта, и во всю ширь этого поля, залитого лунным светом, тоже ни движения, ни звука .»

Слайд 13

Культурологический словарь поэмы «Война и мир» Вавилон Ной Христофор Колумб Галилео Галилей Иммануил Кант Лев Толстой Самюэл Морзе

Слайд 14

Культурологический словарь поэмы «Война и мир» Колизей Георгий Победоносец Понтий Пилат Гай Юлий Цезарь М.Тальони Нерон

Слайд 15

Земля, солнце, небо Дом Дети Смех Прошлое, настоящее, будущее Человек Ключевые образы произведений

Слайд 16

«От самой стены дома до карниза начиналось ровное огненно-красное небо, без туч, без звезд, без солнца, и уходило за горизонт. А внизу под ним лежало такое же ровное темно-красное поле… За окном в багровом и неподвижном свете стоял сам Красный смех ». Л.Андреев «Красный смех»,1904 г. Серебряными мячами от столицы к столице раскинем веселие, Смех , Звон! Не поймешь – это воздух, цветок ли, птица ль! И поет, и благоухает, и пестрое сразу,- Но от этого Костром разгораются лица И сладчайшим вином пьянеет разум. В. Маяковский «Война и мир», 1915-1916 гг. СМЕХ - выражение полноты удовольствия, радости, веселья или иных чувств отрывистыми характерными звуками, сопровождающимися короткими и сильными выдыхательными движениями.

Слайд 17

Пацифизм или гуманизм? Петь миру «Осанна» или провозглашать ему – «Анафема!»?

Слайд 18

Аналитические материалы Анкета ученика ФИ___________________________________________ класс____________ 1. Какова цель работы по составлению словаря к тексту художественного произведения? 2. Формированию каких умений (действий) способствовала работа по созданию словаря?  ставить учебную задачу  находить информацию (работать с дополнительной литературой, использовать компьютерные средства поиска информации)  выделять главное выступать перед аудиторией  правильно оформлять и вести записи  классифицировать и систематизировать материал по определённым признакам  понимать последовательность действий  составлять на основе текста таблицу 3. Что в работе над словарём показалось наиболее интересным? 4. Что в работе над словарём показалось трудным?

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный опыт работы

Использование космических технологий на уроках информатики «Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века...

Инновационный опыт

Инновационный опыт на тему: "Исследование Интернет-зависимости"...

Инновационный опыт

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКАприоритетного национального проекта «Образования»...

Сотрудничество с родителями дошкольников по формированию социального опыта обучающихся: инновационный опыт учреждения.

Необходимо изменить существующую практику работы с родителями, при которой каждой семье навязывалась внешняя система ценностей, без учета структуры семьи, её традиций, опыта. Игнорирование необходимос...

Инновационный опыт. Тема :«Технология проектирования на уроках истории как ресурс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья обучающихся дистанционно»

С 2011 года школа, в которой я работаю, стала базовой, в ней реализуется краевая программа дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим важную часть моей п...

инновационный опыт работы

Опыт работы с одаренными детьми...