хлеб - всему голова
материал (8 класс)

Федулова Марина Николаевна

“Хлеб-всему голова”

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_hleba_shkolnyy_muzey_2022.docx22.36 КБ

Предварительный просмотр:

“Хлеб-всему голова”

Поднос с хлебом под салфеткой

В 1: Ребята, здравствуйте! Вы чувствуете аромат? Что же так вкусно пахнет? Отгадав загадку, вы узнаете, что же у меня лежит на подносе под закрытой салфеткой.

Отгадать легко и просто

Мягкий, пышный и душистый

Он и чёрный, он и белый

А бывает подгорелый .

Дети: Хлеб.

В2: Правильно - это хлеб. А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб?

Дети: (мягкий, пышный, душистый, чёрный, белый, подгорелый)

В1: Сегодня мы с вами будем говорить о хлебе. Как гласит пословица «Хлеб наше Богатство - береги его!» Хлеб даёт здоровье и силу людям. Хлеб, хлебушко с румяной корочкой, мягкий и душистый. Он – самый главный на столе.

В2: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в магазин «Колос». Посмотрите, как много хлебобулочных изделий перед нами. Назовите их .

( на столе хлебная выставка)

Дети: хлеб, батон, пряник, булка и т.д.

В1: Давайте сыграем в игру. Вы будете передавать друг другу хлеб и называть какой бывает хлеб (хлеб на рушнике)

Игра «Каким бывает хлеб?»

Дети стоят в кругу, передают каравай на подносе по кругу и называют

прилагательные к существительному «хлеб» (хлеб душистый, пахучий,

вкусный, мягкий, свежий, ароматный, тёплый, красивый, ржаной, белый и т.д.).

В2: Ребята, такое разнообразие хлебобулочных изделий было не всегда. Когда-то человек попробовал жевать зерна, они показались ему очень вкусными. Затем люди научились растирать зёрна камнями и получать муку, из муки замешивали тесто. Хлеб был грубым, тяжёлым и не таким вкусным, как сегодня.

В1: Мы предлагаем вам посмотреть как в старину сеяли хлеб и даже принять в этом участие.

(коробочки с землей и снегом,

с землей: сеем зерно 2 ученика,

боронуем 1 ученик,

смотрим на колоски,

пробуем достать из колоса зернышки,

размолоть с помощью камня.)

ПАХОТА (1 слайд). 

Нам нужен 1 доброволец ( уводим и быстро одеваем в красную рубаху, выдаем лукошко и объясняем что нужно будет аккуратно посеять в борозды зерно и забороновать по команде)

В2: Подготовка земли под посев – работа тяжелая. Чтобы земля «ожила»,  после того как сошел снег, (2 коробочки с землей и снегом) надо ее вспахать, и не раз: сначала осенью, потом весной перед севом. Пахали в те давние времена сохой или косулей. Это простые инструменты, которые каждый крестьянин мог смастерить сам. Позднее появился плуг. Плуг чаще использовали на тяжелых плодородных почвах. Плуг не только подрезал пласт земли, но и переворачивал его. После того как поле вспахано, надо его «причесать». Делали это при помощи орудия – борона. Борона – это решетка из четырех брусьев, к которым крепились деревянные или железные зубья. При бороновании все комья разбивались, а камушки удалялись. Земля становилась рыхлой, готовой для сева.

В1: СЕВ (2 слайд). В те времена не было никаких прогнозов погоды, поэтому крестьяне полагались на себя и народные приметы. Наблюдали за природными явлениями, чтобы вовремя начать сев. День сева – один из самых ответственных, но и самых торжественных дней в земледельческом году. Потому и выходил первый сеятель в поле в белой или красной (праздничной) рубашке. Был он бос (это тоже было важно: ногам должно было быть тепло), на груди у него висело лукошко с семенами.

Выводим добровольца (коробочка с землей: сеем зерно 1 ученик

Рубашка, лукошко с зерном)

 Разбрасывал семена равномерно. (ученик в рубашке сеет зерно) После сева зерна нужно было заборонить бороной.

(боронует  ученик)

В2: ХЛЕБ РАСТЕТ (3 слайд). С того момента как зернышко попало в землю, оно стремится выбраться наружу. Солнышко светит, согревает землю и дает зернышку тепло. В тепле зернышко начинает прорастать. Но не только тепло нужно зернышку, ему еще необходимо «попить и поесть». Накормить зернышко может мать-сыра-земля. В ней находятся все необходимые питательные элементы для роста зерновых. Чтобы зерна росли быстрее, урожай был больше, землю удобряли. Землю удобряли навозом, который скапливался за год от содержания скота.

(коробка с колосками)

В1: ЖАТВА (4 слайд).

(смотрим на колоски)

Жатва – пора ответственная. Крестьянам надо было точно определить время, когда ее начинать – чтоб и в срок, и в хорошую погоду. За дело брались все вместе, всей семьей выходили в поле. Работа была очень трудная. Убирали зерновые косами и серпами.  

В2: (показать серп)

В1:Скошенные растения увязывали в снопы.

В2:  ( показать сноп)

В1: ОБМОЛОТ ЗЕРНА (5 слайд). Снопы сначала везли на овин. Овин – хозяйственная постройка, в которой сушили снопы перед молотьбой. Спелое зерно везли на гумно – огороженный участок земли, предназначенный для хранения, молотьбы и другой обработки зерна, и там обмолачивали.

В2: Это был один из самых тяжелых этапов труда. А состояла работа вот в чем: брали колотило (молотило) или цепь и ударяли по снопам, чтобы зерно «высвободить». Труженик должен был ударить по снопу не менее 37 раз в минуту. Так из колосьев выбивали зерна.

В1: Мы предлагаем вам самостоятельно попробовать достать зернышки из колоска

 (пробуем достать из колоса зернышки)

В2: НА МЕЛЬНИЦЕ (6 слайд). Хлеб, как известно, пекут из муки. Чтобы получить муку, зерно нужно измельчить – перемолоть. Для этого зерно везли на мельницу. В более древние времена мололи зерно в муку с помощью камня.  

В1: Ребята я предлагаю попробовать  размолоть зерно в муку древним способом, то есть растереть камнем 

(пробуем размолоть зерно с помощью камня)

В2: Еще один способ получить муку в домашних условиях размолоть зерно с помощью ступы.

В1: ВЫПЕЧКА ХЛЕБА (7 слайд). В давние времена хозяйки пекли хлеб практически ежедневно. Обычно тесто начинали замешивать еще на рассвете. Рецепты теста были разные, но основными компонентами оставались мука и вода. Готовое тесто отправляли в печь.   (Обратить внимание детей на печь) 

В2: Печи на Руси были особенные. Они обогревали помещения, на них пекли хлеб, готовили пищу, спали, иногда даже мылись и лечились. Ставили хлеба в печь с молитвой. Ни в коем случае, пока хлеб в печи, нельзя было ругаться или ссориться с кем-нибудь. Хлеб тогда не получится.

В1: ХЛЕБ НА СТОЛЕ (8 слайд). Пекли хлеб строго при определенной температуре. Как измерить температуру, если нет термометра? Хозяйки дожидались, пока в горниле оставались одни угли. Подметали «под» – так называлась поверхность, на которую клали тесто. Потом бросали на «под» щепотку муки, если мука становилась черной. То жар в печи слишком сильный и надо подождать. Спустя время «под» смачивали водой и пробовали еще раз. Если мука становилась коричневой, значит, пора сажать хлеба. Делали это с помощью хлебной лопаты.  (Показать хлебную лопату)

В2: Хлеб был кормильцем русского народа, главным лакомством на столе. Встретить гостя с хлебом-солью означало проявить уважение и почет гостю. Разделить хлеб – признать человека другом.

В1: В знак дружбы учащихся начальной школы с ребятами старших классов мы с вами сейчас разделим наш хлеб ( достаем из печи хлеб  и делим на две половины). Эту часть мы передаем начальной школе, а вторая половина достается старшеклассникам.

В2: Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб. Ведь он прошёл долгий путь, прежде чем оказался на полке в магазине.

В1: Хлеб нужен человеку, как продукт питания;

Хлеб выращивают люди разных профессий, нужно уважать их труд;

Хлеб вкусный, полезный в нём наше здоровье.

В2: Ребята, вам понравилось сегодняшнее мероприятие? О чём мы сегодня с вами говорили?

(Ответ детей)

В1: Занятие закончено, а хлеб пусть не заканчивается никогда.

Общее фото


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературе "Хлеб- всему голова!"

Данная разработка внеклассного мероприятия по литературе   ориентирована  на учащихся 5-7 классов.  Основные цели  мероприятия: познакомить с заповедями русского народа п...

Хлеб всему голова!

Классный час о хлебе....

"Хлеб - всему голова" Сценарий

Сценарий, посвященный Дню агропромышленного комплекса и перерабатывающей промышленности. Праздник проходил в седьском Доме культуры....

Ил куәте- икмәктә.Хлеб- всему голова.

«Хлеб — это щедрый дар природы, это пища, которую ничем невозможно заменить... Он годится для любого времени су­ток, для людей любого возраста и любого темперамента. Он нас­только приспособлен д...

Хлеб - всему голова

Концерт для тружеников села...

Конспект интегрированного занятия "Хлеб-всему голова" в подготовительной группе

В занятии пройден путь"Хлеба"( от подготовки поля, посева, сбора урожая, измельчения зерна до изготовления хлебобулочных изделий). Занятие развивает лексику, грамматику,зрительное и слуховое внимание,...

"Хлеб всему голова"- классный час, посвящённый Дню Победы.

100 граммов чёрного хлеба... Использованы воспоминания детей-войны о хлебе, который был разделён на маленькие кусочки в детском саду....