"Психолого-педагогический интерактив: использование элементов арт-терапии в работе педагога дополнительного образования"
материал

"Психолого-педагогический интерактив: использование элементов арт-терапии в работе педагога дополнительного образования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_pdo_2022g.docx34.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования «Радуга» г. Тайшета

                                                         

Рассмотрено:

на Методическом совете Муниципального бюджетного  учреждения  дополнительного образования «Центр дополнительного образования «Радуга» г.Тайшета

протокол № _2   от _29.09.  2022 г.

Утверждаю:

директор  Муниципального бюджетного  учреждения  дополнительного образования «Центр дополнительного образования «Радуга» г.Тайшета ______________ Дмитриченко Е.А.

Приказ № _161/1  от _30.09.  2022 г.

                               

«Психолого-педагогический интерактив:

использование элементов арт-терапии в работе педагога дополнительного образования»

                               

                                                                                                       Разработчик: Исак Мария Петровна, педагог дополнительного образования МБУДО «ЦДО «Радуга» г. Тайшета                                                                                              

Тайшет, 2022 год

Назначение:

демонстрация методики выполнения упражнений и техник арт-терапии, способствующих гармонизации психоэмоциональной сферы, развитию коммуникативных навыков, саморегуляции чувств и поведения обучающихся.

Целевая аудитория: педагоги дополнительного образования.

Методы: словесные (рассказ, объяснение), наглядные (демонстрация способа деятельности), практические (выполнение упражнений).

Оснащение: компьютерная техника (ноутбук), мультимедийный проектор, аудио записи, слайдовая презентация, листы белой бумаги формат А4, цветные карандаши.

Подготовительно-организационный этап

(сообщение цели, задач, актуальности темы мастер-класса)

Цель: 

познакомить педагогов дополнительного образования с комплексом упражнений и техник арт-терапии для создания условий эмоционально-личностного развития обучающихся.

Задачи:

  • раскрыть значение арт-терапии для детей;
  • ознакомить с видами арт-терапии и опытом использования арт-терапевтических техник и упражнений на практике;
  • обучить методике выполнения ряда упражнений и техник арт-терапии;
  • создать положительный эмоциональный климат у участников, используя виды арт-терапии  (изотерапия, музыкотерапия), как одну из форм организации мастер-класса.

Введение:

В настоящее время частой проблемой у детей являются нарушения в психоэмоциональной, коммуникативной сфере. Отмечается повышенная тревожность, часты проявления общей апатии или, напротив, повышенной раздражительности, возбудимости или агрессии.

В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и педагогической поддержки обучающихся, можно успешно использовать в работе педагога дополнительного образования элементы (упражнения, техники) арт-терапии.

Арт-терапия – (от англ. art — «искусство» + терапия) — направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества. В узком смысле слова под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние пациента.

Главная цель арт-терапии состоит в гармонизации психического состояния через развитие способности самовыражения и самопознания.

Арт-терапия направлена на:

  • знакомство со своим внутренним «я»; на формирование представления о себе, как о личности;
  • обучение выражению своих чувств и эмоций; 
  • создание позитивного самовосприятия; 
  • улучшение психоэмоционального состояния;
  • снятие мышечного напряжения; 
  • развитие мелкой моторики, коммуникативных навыков, образного мышления и способностей к различным видам творческой деятельности. 

Арт-терапевтические упражнения способствуют «прорыву» страхов, комплексов, зажимов в сознание. Причем важен сам процесс, а не конечный продукт и его оценка. Терапия искусством формирует творческое отношение к жизни с ее проблемами, развивает скрытые до сих пор способности к творческому решению многих жизненных задач.

 Направления арт-терапии которые используются мной в работе с детьми:

  • Изотерапия

Одно из самых популярных направлений арт-терапии. Ее суть – использование изобразительного искусства в педагогических и терапевтических целях. Обычно это рисование с использованием традиционных и нетрадиционных техник.

Использование в работе традиционных и  нетрадиционных техник рисования, методов изотерапии: «4 автопортрета», «Монотипия», «Метод тычка», «Рисование по мокрой бумаге», «Кляксография», «Каракули», «Правополушарное рисование», «Рисование губкой или кусочком поролона» и т.д.  

  • Пластилинография 

Создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал - пластилин. 

Создание картин из пластилина «Цветочная фантазия», «Пейзаж на пластилине» (с использованием природного материала), «Волшебные птицы».

  • Коллажирование

Одно из популярных видов творческой терапии, которая помогает респонденту «спроецировать» личные убеждения или мысли с использованием фотографий и изображений.

 Создание собственного коллажа «Мир моей мечты», «Мой жизненный путь».

  • Мандалотерапия

Создание рисунка в круге. Эффективная и при этом увлекательная терапия посредством рисунка, которая помогает человеку испытывать радость в познании себя. Создание собственной мандалы.

  • Маскотерапия

Изготовление  масок и последующее различное визуальное их оформление. Игры-превращения («мой любимый сказочный герой» и др.).

  • Оригами

Складывания бумаги таким образом, чтобы в результате получались различные фигурки. 

Оригами обладает очень важными психотерапевтическими свойствами: повышают уровень интеллекта, активизируют творческое мышление, снижают тревожность, улучшает  психоэмоциональное состояние, улучшают двигательную активность рук, память и глазомер, развивают моторику пальцев. Такой вид деятельности, как оригами, подходит для работы с тревожными, агрессивными  детьми.

  • Музыкотерапия

Музыкотерапия очень эффектна в коррекции нарушения общения, возникших у детей по разным причинам.

Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряжённость.

Основные принципы арт-терапии:

  1. Главный принцип арт-терапии – одобрение, похвала и абсолютное принятие всех продуктов творческой деятельности ребенка независимо от их содержания, формы и качества.
  2. Желание ребенка – основное условие занятия. Творчество без желания невозможно.
  3. Непосредственное участие самого педагога в той работе, которую он предлагает ребенку.

Основной этап

(прямой комментированный показ в действии

способов выполнения  арт-терапевтических упражнений и техник)

Упражнение №1 «Шеренга».

Цель: сплочение коллектива. Упражнение позволяет осознать невербальные средства установления контакта, апробировать их в безопасных условиях группы, проверить свои возможности установления контакта в различных ситуациях, понять, что при установлении контакта не существует универсальных средств и правил, а прежде всего, необходимо ориентироваться на человека, с которым взаимодействуешь.

Ход упражнения: участники строятся в шеренгу с учетом определенных характеристик: по росту (от самого высоко к самому низкому и/или  наоборот); по цвету волос (от светлого оттенка к темному и/или наоборот); по размеру ноги (от самого маленького к самому большому и/или наоборот); по порядку знаков зодиака, с учетом алфавитного порядка имен; и т.д.

Инструкция: «Сейчас вам предстоит построиться в шеренгу по цвету глаз, от самых светлых к самым темным. При построении запрещается разговаривать. Итак, начали». Затем предлагается построиться по цвету волос, от самых светлых к самым темным. Условия те же. Последнее задание самое сложное: построиться по росту с закрытыми глазами, не разговаривая друг с другом».

Упражнение №2 «Каракули».

Цель: развитие воображения, фантазии; работа с синдромом «не умею рисовать»; сплочение группы, снятие эмоционального напряжения.

Инструкция: «Сейчас вы выберете из цветных карандашей, лежащих перед вами, два карандаша наиболее понравившегося вам цвета. Возьмете по карандашу в каждую руку. Первый сигнал – хлопок ведущего – означает, что вы начнете свободно водить карандашами в различном направлении по листу бумаги без цели. Линии могут выглядеть неразборчивыми, небрежными, неумелыми, либо, наоборот, четкими и точными. Могут быть прямыми, изогнутыми, ломаными, закругленными, спиралеобразными, иметь вид галочек, пунктира и т.д. Второй сигнал – двойной хлопок ведущего – означает, что вы остановитесь».

После второго сигнала участники останавливаются. Предлагается всмотреться в свои «каракули». Увиденный образ или сюжет преображается в рисунок (дополняется, дорисовывается). Каждый участник представляет свою работу.

Упражнение №3 «Напряжение и расслабление мышц».

Цель: снятие нервно-мышечного напряжения.

Инструкция: Сядьте удобно, закройте глаза; по моей команде нужно будет по очереди напрягать и расслаблять определенные части тела. Итак,

- напрягите лоб,

- расслабьте лоб,

- напрягите глаза,

- расслабьте глаза,

- напрягите плечи (высоко их поднять),

- расслабьте плечи,

- напрягите руки (согнуть руки в локтях перед собой),

- расслабьте руки,

- напрягите живот,

- расслабьте живот,

- напрягите по всей длине ноги, носки на себя,

- расслабьте ноги,

- А сейчас полностью расслабьтесь и посидите так несколько минут.

 

В ходе выполнения упражнений фоном звучит музыка для релаксации.

Завершающий этап:

экспресс-диагностика психоэмоционального состояния, удовлетворенности содержанием психолого-педагогического интерактива (на выбор изобразить или показать впечатление от полученной информации с использованием невербальных средств: мимика, жест, поза или изобразить в виде значка).  

Список использованных источников

  1. Арт-терапия. Сборник упражнений и техник. -  URL: https://multiurok.ru/files/art-tierapiia-sbornik-uprazhnienii-i-tiekhnik-miet.html 
  2. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. - СПб.: Питер, 2002. – 368с.  
  3. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. – М.: «Когито-Центр», 2010. -  200с.
  4. Короткова Л.Д. Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста. - СПб.: Речь, 2006. – 187с.
  5. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2008. – 256с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование дистанционных технологий для организации работы педагога дополнительного образования" - Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции "Муниципальная система образования"

Сборник материалов VIII Международной  научно-практической конференции «Муниципальная система образования (содержание, технологии, перспективы развития)» [[{"type":"media","view_mode":"media_larg...

Использование элементов песочной терапии в работе логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В данной презентации представлен методический материал по использованию элементов песочной терапии на логопедических занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Представленный материал и...

"Использование элементов песочной терапии в работе учителя-дефектолога"

В статье рассматривается практическое применение  элементов песочной терапии в работе учителя-дефектолога...

Использование элементов песочной терапии в работе по развитию речи детей с интеллектуальной недостаточностью

В данной статье предложена система занятий, построенных на основе элементов песочной терапии, которые позволяют вести целенаправленную работу по формированию и развитию связной речи школьников...

Психолого-педагогическое сопровождение формирования жизненно-необходимых навыков у детей через систему дополнительного образования

«Для чего рождается человек? Человек рождается для того, чтобы быть счастливым, сделать других счастливыми» - этот афоризм древнего мыслителя  и философа Китая Конфуция не утрачивает своей ...

Презентация " Использование в работе педагога дополнительного образования современных образовательных технологий"

Объектом любой образовательной технологии в дополнительном образовании является не столько предметное содержание, сколько способы организации различных видов деятельности обучающихся и организационные...