мастер-класс для музыкальных руководителей
материал

Долгих Алёна Александровна

Форма проведения: педагогическая мастерская.

Участники: музыкальные руководители.

Цель: Повышение уровня компетенции и профессионального мастерства музыкальных руководителей ДОУ по использованию игровых методов и приемов на музыкальных занятиях с детьми раннего возраста.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Кыштовского района детский сад «Солнышко»

Мастер - класс

«Игровые методы и приемы на музыкальных занятиях с детьми раннего возраста»

Музыкальный руководитель

Долгих А.А

2022 г.

Форма проведения: педагогическая мастерская.

Участники: музыкальные руководители.

Цель: Повышение уровня компетенции и профессионального мастерства музыкальных руководителей ДОУ по использованию игровых методов и приемов на музыкальных занятиях с детьми раннего возраста.

Задачи:

  • повысить уровень теоретической и практической подготовки педагогов по использованию игровых методов и приемов на музыкальных занятиях с детьми 2-3 лет;
  • расширить опыт педагогов в подборе музыкальных и развивающих игр и упражнений для работы с детьми раннего возраста;
  • побудить и мотивировать музыкальных руководителей использовать предложенные игровые методы и приемы в работе с детьми;
  • создать эмоционально-положительную атмосферу для участников мастер-класса, вызвать радость и чувство удовлетворения от совместной деятельности.

Ожидаемый результат:

  • повышение профессиональных компетенций педагогов-участников мастер-класса;
  • применение полученного опыта участниками в работе с детьми раннего возраста.

Методы и приемы:

Словесный. Во время объяснения, перед каждым видом музыкальной деятельности, использование стихов, познавательных или обобщающих бесед.

Наглядный. Демонстрация наглядного материала.

Практический. Создание игровой ситуации «Пришел в гости Мишка», «Волшебный мешочек».

Материалы и оборудование: мягкая игрушка Мишка, одежда для него; стол; «Волшебный» мешочек с кубиками; осьминог с нотами.

Ход мастер-класса

Вводная часть.

Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня я поделюсь с вами опытом работы с детьми раннего возраста на музыкальных занятиях.

Цель моего мастер-класса: познакомить вас с использованием игровых методов и приемов на музыкальных занятиях с детьми раннего возраста. Я расскажу вам какие музыкальные и развивающие игры и упражнения можно использовать для работы с детьми раннего возраста.

- Скажите коллеги, на сколько Вам сложно увлечь на занятии самых маленьких воспитанников?

Ранний возраст является важнейшим периодом жизни каждого ребёнка, когда закладываются наиболее важные способности, определяющие дальнейшее развитие человека.

Этот период — один из самых сложных для ребёнка, его родителей и педагогов, т.к. именно в этом возрасте (на 3 году жизни) детей чаще всего приводят в детский сад. Поэтому главная задача музыкального воспитания — использование игровых методов и приемов как средство эмоционального взаимодействия ребёнка со взрослым. В этот период самым необходимым является создание для малышей психологического комфорта. Вызвать у детей радостные эмоции, интерес к музыке, песням, пляскам, увлечь и занять его. Музыкальные занятия у детей раннего возраста проходят всегда в игровой форме. В них сквозным сюжетом объединены такие виды музыкальной деятельности как слушание музыки, пение (подпевание), музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности. Уже в раннем возрасте на музыкальных занятиях ребенок имеет возможность в игре быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выполнять простейшие игровые действия, танцевальные движения, подпевать повторяющиеся слова и звукоподражания.

Очень важно в данной возрастной группе использование интересного и яркого наглядного материала и обыгрывание его на занятиях. Это могут быть:      (вывести на слайд)

  • иллюстрации и репродукции с коротким и интересным рассказом;
  • раздаточный дидактический материал (мячи, кубики, шишки, клубочки, платочки);
  • игровые атрибуты (маски, шапочки);
  • музыкальные инструменты (погремушки, бубны, ложки, колокольчики);
  • аудио и видеоматериалы;
  • «живые» игрушки (воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы).

Использование наглядного материала заинтересовывает детей, активизирует их и вызывает желание поиграть, принять участие в том или ином виде музыкальной деятельности. И как результат этого — эмоциональная отзывчивость детей, прекрасное настроение, хорошее усвоение музыкального материала и высокая активность.

Успех работы с детьми во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.  

Методы: (на экран перечислены, а сама в двух предложениях раскрываешь их значимость)

Словесный. Во время объяснения, перед каждым видом музыкальной деятельности, использование стихов, познавательных или обобщающих бесед.

Наглядный. Демонстрация наглядного материала.

Практический. Создание игровой ситуации «Пришел в гости Мишка», «Волшебный мешочек».

Приемы: (можно тоже подобрать и перечислить)

Практическая часть.

Уважаемые коллеги! Сейчас мы с вами выполним игровые упражнения, я надеюсь на Вашу эмоциональную отзывчивость, заинтересованность и участие.

Первое упражнение поможет нам настроиться на музыкальную деятельность, способствует формированию положительного, доброжелательного эмоционального фона.

Песенка - приветствие «Здравствуйте»

Задачи: настроить детей на музыкальную деятельность, способствовать формированию положительного, доброжелательного эмоционального фона.

Встаем в круг, смотрим на меня и повторяем.

Здравствуйте, ладошки,
Хлоп-хлоп-хлоп!
Здравствуйте, ножки,
топ-топ-топ!

Здравствуйте, щёчки,
Плюх-плюх-плюх!
Пухленькие щёчки,
Плюх-плюх-плюх!

Здравствуйте, губки,
Чмок-чмок-чмок!
Здравствуйте, зубки,
Щелк-щелк-щелк!

Здравствуй, мой носик,
Бип-бип-бип!
Здравствуйте, малышки!
Всем привет.

Показать ладошки

Похлопать в ладошки

Выставить ножку на пятку

Потопать ножками

Улыбнуться друг другу

Пальчиками похлопать по щечкам

Послать воздушный поцелуй

Показать зубки

Поцокать зубками

Показать носик

Похлопать пальчиком по носику

Улыбнуться всем

Помахать ручками

Следующее игровое упражнение поможет нам развить координацию слов и движений. Возьмитесь за руки и идите по кругу, то медленно, громко топая ногами, то ускоряя ход и часто перебирая ногами.

  1. Большие и маленькие ножки»

Цель: Развитие координации слов и движений, работа на темпом и ритмом.
Возьмитесь за руки и идите по кругу, то медленно, громко топая ногами, то ускоряя ход и часто перебирая ногами.

(звучит музыка, все участники выполняют задание) 

Большие ноги 
шли по дороге
Топ-топ, топ-топ
Маленькие ножки 
Бежали по дорожке
Топ топ топ топ топ, 
Топ топ топ топ топ

Коллеги как же нам развить умение у малышей вслушиваться в музыку и проявлять активный интерес к новой песне. Побуждать детей к подпеванию и пению. Одну из таких игр с подпевание мы с вами сейчас и выполним, называется она  «Оденем Мишку на прогулку».

3. Слушание музыки. Игра-показ с подпеванием «Оденем Мишку на прогулку» муз. А. Филиппенко, сл. Е. Макшанцевой.

Задачи: Развивать умение вслушиваться в музыку, в ее образное содержание и проявлять активный интерес к новой песне. Побуждать детей к подпеванию и пению. Закреплять представление о предметах верхней одежды и порядок их надевания, активизация словаря.

Описание игры:

Присаживаемся на свои места.

Муз.рук, сидит за столом перед детьми. Здесь же, лежит одежда Мишки, Музыкальный руководитель рассказывает, что Мишка собирается на прогулку, но не знает, что надо надевать сначала, а что потом. Надо ему помочь. Поет не спеша песенку, и одевает Мишку.

Последнее слово в каждой строчке мне подпевайте.

1. Я надену Мишке тёплые штанишки,

Тёплые штанишки я надену Мишке.

Вот так, вот так - теплые штанишки.

2. Я надену Мишке синее пальтишко,

Синее пальтишко я надену Мишке.

Вот так, вот так - синее пальтишко.

3. А когда пойдешь гулять надо шапку надевать!

А когда пойдешь гулять надо шапку надевать!

Вот так, вот так – надо шапку надевать.

Когда песенка спета, педагог продолжает, ласково гладя Мишку

Говорком: Мишку мы возьмем гулять, будем в саночках катать!

Всё! Одели Мишку!

А вот для развития слухового внимания и координации движений, чувства ритма у малышей я использую танец-игру «Вот какие кубики».

4. Танец - игра «Вот какие кубики» Г. Вихарева.

Задачи: Развивать ловкость, слуховое внимание и координацию движений, чувство ритма. Умение различать контрастные части в музыке

Описание игры:

Попробуйте отгадать, что лежит в красивом мешочке.

Дает потрогать и назвать что там. Задает вопрос «Для чего нужны кубики?», «Что с ними можно делать?». Раздает всем по два кубика.

Сегодня мы не будем строить башню или домик, а будем с кубиками танцевать. Кубики у нас веселые, шумные и очень хотят поиграть с вами.

Встаньте в круг.

1. Вот какие кубики подарили нам

Кубика красивые- нашим малышам.

Подняв руки с кубиками вверх делают «фонарики», чуть пружиня ногами

Проигрыш

Кружатся

2. Вот как наши кубики весело стучат

Вот как наши кубики радуют ребят!

Стучат кубик о кубик, держа перед собой

Проигрыш

Стучат кубиками часто-часто -«бой»

3.Словно каблучками по полу топ- топ!

Каблучки устали и на месте – стоп!

Присед стучат кубиками по полу

Указательный палец прикладывают к губам, знак «тишина»

4.Повторяются слова 1 куплета

5. Пляска «Развлекалочка» Е. Курячий

Задачи: Развивать координацию движений и чувство ритма. Формировать умение выполнять движения в парах, расширять двигательный опыт, умение согласовывать движения с текстом песни и музыкой.

Встаньте парами лицом друг к другу

1. Руки ставим на бочок,

Выставляем каблучок

Туки-тук, туки-тук,

Вот как пляшет наш каблук

Руки на поясе, «каблучок»

Притопы ногой поочерёдно

Проигрыш

Кружатся в парах

2. Раз, два, три, четыре, пять,

Будем в ладушки играть.

Напечём оладушки

Для любимой бабушки

Хлопки– печём оладушки

Проигрыш

Хлопают в ладоши

3. Что за странные дела?

В гости к нам коза пришла!

С острыми рогами,

Полюбуйтесь сами!

Руки на щёчки, качаем головой

Сделать рожки, покачать головой

Проигрыш

«Бодают» друг друга

4.Два весёлых кулачка

Застучали та-та-та.

Заплясали пальчики

У девочек и мальчиков

«Молоточки»

Показывают ладошки, шевелят пальчиками

5.Чоки-чоки-чоки-чок,

Раскрутился наш волчок.

Тише-тише, остановка,

Ах, как кружится головка

Мы немного постоим,

Себе пальцем погрозим

Ай-ай-ай, не упади,

Тихо-смирно посиди

Кружатся на месте, руки на поясе

Замедляют кружение

Руки к голове, качаем в стороны

Грозят пальчиком

Присаживаются на корточки

6.Посидели, помолчали,

Ах как тихо в нашем зале.

Отдохнули и опять

Мы готовы озоровать

Сидят, качают головой

Встают, прыжки на месте.

Проигрыш

Хлопают в ладоши.

Кружатся в парах

Заключение

Наш мастер-класс подошел к концу. Я благодарю всех педагогов за активность и участие. Сегодня я поделилась с Вами материалом, который помогает мне в работе с малышами.

 И сейчас, в завершении мастер-класса хочется, чтобы вы поделились своими впечатлениями, своим настроением. Перед вами разноцветные нотки, которые принёс такой музыкальный осьминог, положите ему в розовую ножку нотки если вам понравилась и была полезна сегодняшняя встреча и вы что-то будете использовать в практике. А в синюю ножку положите нотки, если вам было не интересно и вы ни чего не взяли полезного из данного мероприятия.  

Спасибо за внимание и активное участие!

Если дети поют и танцуют,

Музицируют или рисуют,

Значит дети счастливее стали

Им мы в этом чуть-чуть помогали.

Если дети смеются, играют,

С удовольствием зал посещают,

Значит, трудимся мы не напрасно

И профессия наша прекрасна!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для родителей "Музыкально - ритмическое развитие дошкольников"

В последние годы заметно возросла потребность в эффективных методиках воспитания детей дошкольного возраста. Явление это не случайное и связано, прежде всего, с пониманием самоценности этого периода д...

Мастер-класс: «Развлекательно-обучающие музыкальные упражнения на уроках вокала»

Добрый день, уважаемые коллеги! Во дворце творчества детей и молодёжи я работаю концертмейстером в вокальном объединении «Вдохновение». Первый год моей работы был адаптационный, на втором году я решил...

Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей детских дошкольных учреждений

laquo;Нетрадиционные приемы в развитии музыкальности дошкольников»Цель: Отработка творческих методов и приемов в развитии музыкальных способностей у дошкольников.План:I часть — теоре...

Мастер - класс на тему : Музыкальная терапия как средство здоровьесбережения в образовательном процессе.

  Выбор темы мне близок, обусловлен тем, что здесь я объединила два своих интереса в жизни: музыку и психологию.Тем более, что  ФГОС определяет задачу здоровьесбережения , как одну из...