"Эколого-этнографическая тропа в ДОУ"
проект

Карпук Юлия Викторовна

Увжаемы коллеги, предлагаю Вашему вниманию педагогический проект "Эколого-этнографическая тропа в ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologo-etnograficheskaya_tropa_v_dou.docx30.43 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект «Эколого-этнографическая тропа в ДОУ»

Актуальность

Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.             

Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края. Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На мой взгляд, решением данной проблемы станет реализация проекта по созданию эколого-этнографической тропы в ДОУ.

Эколого-этнографическая тропа помогает нам реализовать очень важную педагогическую идею - воспитание ребёнка через общение с природой. Ведь во время прогулок, экскурсий по эколого-этнографической тропе дети знакомятся с родным краем, его национальными, географическими, природными особенностями, играют, экспериментируют, наблюдают, учатся не просто смотреть, а видеть, что их окружает, рассказывать о своих впечатлениях. У них развивается мышление, речь, память,  а самое главное - появляется чувство прекрасного, воспитывается желание беречь и охранять природу.

Цель: создание эколого-этнографической тропы, обеспечивающей у детей дошкольного возраста формирование экологической культуры и любви к родным местам.

Задачи:

  • Уточнить, систематизировать и углубить знания детей о растениях, животных и природных явлениях родного края.
  • Способствовать повышению уровня профессиональной подготовки педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам эколого-этнографической тропы.
  • Формировать у детей экологически грамотное поведение в природе.
  • Формировать стремление, желание передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
  • Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия, закладывать основу экологической культуры.
  • Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
  • Вовлечь родителей в реализацию совместных мероприятий в рамках проекта.

Сроки реализации проекта:

Ожидаемые результаты:

  • Дети систематизируют и углубят свои знания о растениях, животных, природных явлениях родного края.
  • Педагоги должны повысить уровень профессиональной подготовки в вопросах проведения экскурсий по объектам эколого-этнографической тропы.
  • Дети должны овладеть экологически грамотным поведением в природе.
  • Обогатится предметно-развивающая среда ДОУ.
  • У детей сформируется стремление передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
  • Родители станут активными участниками проекта.

Формы реализации проекта:

  • разработка эколого-этнографической тропы, оформление карты-схемы эколого-этнографической тропы.
  • разработка методических рекомендаций для педагогов по проведению экскурсий.
  • Проведение экскурсий по эколого-этнографической тропе.
  • наблюдение за живой и неживой природой в ходе экскурсий.
  • Эксперименты, опыты, решение проблемных ситуаций во время экскурсий по эколого-этнографической тропе.
  • дидактические, настольные экологические игры.
  • продуктивная деятельность ( рисование, поделки из природного материала)
  • труд в природе.

Этапы создания и оформления тропы:

1 этап - подготовительный 

  • Изучение методической литературы по проблеме исследования.

  • Детальное обследование территории детского сада и близлежащей территории и выделение интересных объектов.
  • составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех её объектов.
  • Проведение диагностики
  • составление паспорта всех точек тропинки.
  • изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку, а также знаков поведения в природе.
  • составление методических рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.

2 этап - познавательно-исследовательский Содержание деятельности по реализации проекта.

В ходе детального исследования территории детского сада и близлежащей территории были обозначены следующие точки эколого-этнографической тропы:

  1. "Музейная"
  2. "Огородная".
  3. "Лесная".
  4. "Береговая".
  5. "Мостовая".
  6. "Птичья гостиная".
  7. "Беличья столовая".
  8. "Муравейник".
  9. "Старый пень".
  10. "Фитогрядка".

Станция, задачи, объекты наблюдения.

1. "Музейная"

  • Формировать у дошкольников представления о родном крае;
  • развивать познавательные способности дошкольников;
  • формировать умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;
  • воспитывать у детей бережное отношение к традициям, культуре и истории родного края.

2. "Огородная"

  • Продолжать знакомить детей с разнообразными овощными культурами; способами посадки и ухода за ними;
  • Развивать интерес к выращиванию овощных культур;
  • Воспитывать желание помогать старшим и ухаживать за посадками.

3. "Лесная"

  • Учить детей различать деревья и кусты по внешним признакам;
  • Закрепить названия деревьев и кустов, их строение, внешние признаки;
  • систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях;
  • воспитывать бережное отношение к растениям.
  • берёза;
  • рябина;
  • ива;
  • осина
  • ель;
  • сосна;
  • кедр;
  • шиповник.

4. "Береговая"

  • познакомить детей с водными объектами природы (река);
  • рассказать о типичных представителях фауны реки;
  • показать сезонные изменения, происходящие с водоёмом осенью.

5.  "Мостовая"

  • познакомить детей с историей создания моста и его названием.
  • рассказать о назначении моста.

6.  "Птичья гостиная".

  • закрепить у детей представление о зимующих и перелётных птицах;
  • учить различать и называть птиц по внешнему виду;
  • развивать у детей интерес к наблюдениям за зимующими птицами, желание их подкармливать;
  • воспитывать бережное отношение к ним.
  • воробей;
  • синица;
  • поползень;
  • дятел;
  • снегири;
  • куропатки.

7. "Беличья столовая"

  • Расширить и уточнить знания детей о белках.
  •  Пополнить имеющиеся у детей знания новыми сведениями.
  • развивать у детей интерес к наблюдениям за белками, желание их подкармливать.

8. "Муравейник"

  • углубить знания детей о муравьях, их образе жизни;
  • сформировать представление о роли муравьёв в жизни леса;
  • воспитывать бережное отношение к муравьям.

9. "Старый пень"

  • Познакомить детей с происхождением пеньков.
  • Дать понятие, что пень- это жилище мелких организмов: насекомых, пауков, грибов, лишайников, мхов и многих других;
  • воспитывать уважительное и почтительное отношение к старым деревьям и пням.

10. "Фитогрядка"

  • расширить и закрепить знания детей о лекарственных растениях ближайшего окружения;
  • развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни;
  • учить собирать и сушить лекарственные растения.
  • зверобой;
  • мята;
  • душица;
  • подорожник;
  • ромашка аптечная;
  • мать-и-мачеха.

Взаимодействие с родителями.

  • Разработка консультаций для родителей экологической тематики;
  • Изготовление и вывешивание кормушек на экологической тропе;
  • Совместные экскурсии и походы выходного дня на экологической тропе;
  • Экологические акции (уборка мусора на прибрежной территории, изготовление буклетов «Береги природу родного края»).

Взаимодействие с социальными партнёрами.

Детская библиотека:

  • Игра-викторина «Край, в котором я живу»;
  • Просмотр и обсуждение презентации «Загадки северного края»;
  • Экологическая сказка «Заходи в зеленый дом – чудеса увидишь в нём».

Музейно-выставочный центр:

  • Тематическая экскурсия «Природа нашего края»

3 этап - обобщающий

  • Защита проекта "Путешествие по эколого-этнографической тропе".
  • Создание фотоальбомов «Путешествуем и познаем», «Как мы помогаем природе».
  • Создание лэпбука « Природа моей малой Родины-Югры».

Результаты проекта:

  • Педагоги повысили уровень профессиональной подготовки в вопросах проведения экскурсий по объектам эколого-этнографической тропы.
  • Дети систематизировали и углубили свои знания о растениях, животных, природных явлениях родного края.
  • Дети овладели экологически грамотным поведением в природе.
  • Обогатилась предметно-развивающая среда ДОУ.
  • У детей сформировано стремление передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
  • Родители стали активными участниками проекта.

Используемая литература:

  1. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе/ авт.- сост. С.В. Машкова [и др,], - Изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель, 2012, - 174 с.
  2. Экологические проекты в детском саду/ О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. – Изд. 2-ое. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л.Е., 2015. – 232 с.
  3. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений . – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 56 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая тропа. Экскурсия по Железноводску. Путеводитель.

Данная работа группы учащихся 7 класса предназначена для выступления на конкурсе работ "Наша родина-наш дом" Для того чтобы представить эту работу на конкурс, девочки проделали огромную работу: собра...

Проект длительной образовательной эколого- этнографической игры «Это интересно: делать своими руками и узнавать новое!»

Пояснительная записка     Это длительная образовательная игра, технологии которой педагоги  школы научились во время командировки в   московскую школу №24 и в эколог...

Презентация экологической тропы"Мы в любое время года ходим тропами природы"

Реализация проекта позволит повысить экологическую культуру детей, расширит их кругозор, привьёт навыки труда в природе....

Программа летнего пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием с эколого-этнографической направленностью « МОК,-МОК,ЭН»

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени школьников, но далеко не все родители имеют возможность вывезти детей на все лето. В городе Когалыме, огромное внимание обращается на о...

«Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»

laquo;Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»...

Средства усиления выразительности речи. Понятие тропа. Виды тропов: эпитет, метафора, сравнение, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, ирония, аллегория, олицетворение, перифраза.

Средства усиления выразительности речи. Понятие тропа. Виды тропов: эпитет, метафора, сравнение, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, ирония, аллегория, олицетворение, перифраза....

Экологическая тропа «По тропинкам школьного двора»

Экологическая тропа «По тропинкам школьного двора"        Экологическая тропа – это маршрут на местности, который специально оборудован для целей экологического об...