Детский дизайн и его актуальность
статья

Кондратьева Екатерина Васильевна

В свя                                         Инновационный процесс в образовании представляет собой совокупность процедур и средств, с помощью которых дидактическая идея превращается в образовательное нововведение. Инновационная деятельность – это комплекс мер и технологий по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования, а также сам этот процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskiy_dizayn_i_ego_aktualnost.docx120 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации г. Кемерово

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Центр детского творчества»

Центрального района города Кемерово

центр детского творчества-01

 "Детский дизайн и его актуальность»

   

Составитель:

Кондратьева Екатерина Васильевна,

педагог дополнительного образования, методист

МБОУДО «ЦДТ» Центрального района г. Кемерово

   

Кемерово, 2023 г.

Детский дизайн и его актуальность

В настоящее время детский дизайн-это перспективное направление художественно-эстетического развития детей, отвечающая требованиям нового времени. Это обусловлено тем, что в дизайне очень важно  не только развитие замысла, но и планирование результата, то есть она рассматривается как художественно-продуктивная деятельность, которая понимается как проектное мышление самого широкого диапазона.

В связи с активным развитием современных технологий все большее внимание уделяется проектно-художественной деятельности (дизайну). Предпосылками дизайнерского искусства  является естественное человеческое стремление  к прекрасному, желание воплощения новых и все более совершенных образов.

Актуальность данной темы обусловлена также возросшими культурными потребностями людей в современном мире, воспитание экологической культуры ребенка, сближение с природой, привитие любви к родному краю, формирование эстетического вкуса.

Общение с природой обогащает детей, учит наблюдать, различать, ценить и беречь красоту, удивляться и радоваться, а сам природный материал является отличным побудителем развития фантазии и воображения. Занятия флористикой способствует развитию у ребёнка: мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга, сенсорного восприятия, глазомера, логического мышления, воображения, волевых качеств. Дети учатся ориентироваться на плоскости листа бумаги, сортировать природный материал по размеру, форме, окраске. Работа с природным материалом развивает усидчивость, терпение, настойчивость, трудолюбие.

Творческое общение с природой, природным материалом вызывает в душе ребёнка положительные эмоции, необходимые как воздух, в наш век высоких технологий, что решает задачу снятия психологического напряжения, эмоциональной нагрузки. Создавая композиции, учащиеся не только копируют природу, они творят, фантазируют, развивая свои творческие способности, художественный вкус, формируя практические трудовые навыки.

Дизайн постоянно укрепляет свои позиции, происходит разделение дизайна по специальностям. Сегодня для дизайна характерны тенденции интеграции искусств: живописи, графики, скульптуры, фотографии, литературы, музыки. Выделяют направления художественного конструирования и системного дизайна – организация предметно пространственной среды. Автор единственной книги на сегодняшний день о детском дизайне Г.Н. Пантелеев выделяет типы детского дизайна: плоскостной (аппликативно-графический), объемный (предметно декоративный), пространственный (архитектурно-художественный).

Одним из актуальных направлений детского дизайна выступает  – «аранжировка». Она предполагает развитие традиций детских рукоделий с ориентацией на украшение одежды и декор интерьера. Это могут быть: композиции фитодизайна, букеты, гербариикартины, бижутерия из искусственного и природного материала, витражи и мозаики из цветного пластика, игровые детали и элементы сюжетно тематических, сказочно-волшебных и орнаментальных композиций.

В детском дизайне заключается интеграции искусств: живописи, графики, скульптуры, фотографии, литературы, музыки, в плавных переходах от методов сборки плоскостных композиций до изготовления искусственных цветов из гофрированной бумаги своими руками, от простых цветов до самых сложных. При изготовлении плоскостных композиций дети используют готовые основы с красочными картинками, которые помогут воспитаннику проявить свою фантазию, дополнив эти картинки пластилином, фольгой, семечками, крупами, засушенными листьями и цветами.

 Детский дизайн включает в себя комплекс приемов и техник работы, позволяющих воспитанникам в процессе творческих поисков, путем проб и ошибок, находить новое сочетание различных по структуре материалов. Занимаясь флористическим искусством, дети не только учатся создавать красоту своими руками, формируют эстетический вкус, получают технологические навыки и умения, но и развивают мелкую моторику, координацию движений пальцев, внимание, память, цветоощущение, воображение, логическое мышление.

 В основе создания дизайнерских работ лежит создание комфортной среды развития творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. В основе занятий детским дизайном лежат творческая деятельность, создание оригинальных работ. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановки, что способствует выявлению индивидуальности каждого ребенка.

Работа с сухоцветами и природным материалом становится способом выразить личные эмоции, собственные понятия о красоте и современных направлениях дизайна. Свободное творчество позволяет создавать волшебную атмосферу праздника для каждого, кто наслаждается красотой истинного чуда природы – цветами.

Специфика создания поделок из природного материала:

 -оригинальность и неповторимость творческого продукта;

 -знакомство с системой сенсорных эталонов, предпосылкой модульного принципа проектирования;

 -совместно раздельный характер исполнения замысла;

 -предметно и пространственно-декоративный характер проектной деятельности;

-использование аналогичных материалов и техник;

 -общий подход в оценке художественности профессионального и «детского» искусства;

-самодостаточность неконкурентоспособность продукции детского творчества (эксклюзивного поиска проектанта). Обучающийся в процессе творческой деятельности способен представлять некую общую картину, он не обучен еще расчленять творческую задачу на отдельные фрагменты, структурировать их в своем сознании. Он не может создавать чертежи и схематические рисунки. Однако чертеж, рисунок, эскиз какого-либо изделия могут быть ему понятны: уже с 7-и лет дети оказываются способны представить себе то, какую форму и размер имеет знакомая комната или участок земли; они способны понять, что значит макет того или иного предмета, комнаты. Младшие школьники способны мысленно представить пути решения задачи, конечный результат – образ будущего изделия и  реализовать свой “проектный замысел”, предвосхищая художественный результат. Кроме того, на восьмом году жизни интенсивно развиваются художественное восприятие и творческие способности детей, повышается стремление к самостоятельному творчеству, формируется оценочное  отношение к окружающему, поэтому именно этот возраст очень благоприятен для занятий по дизайн-деятельности.

- познакомить детей с основными принципами и правилами отношения к живой природе;

-сформировать познавательный интерес и мотивацию, направленную на изучение живой природы;

-научить детей доказывать, строить, рассуждать, анализировать, сравнивать;

-прививать навыки самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

-заложить основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Детский дизайн позволяет:

-научить решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

-выполнять действия в опоре на инструмент и материалы;

-моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества

-понимать значение цвета в композиции;

-развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

-осознавать красоту окружающей природы;

-находить необходимую информацию;

-планировать свои действия в соответствии с инструкцией педагога;

-формировать собственное мнение, проявлять инициативу в создании коллективных работ.

-привить ценность искусства и художественно-творческой деятельности человека;

- развить средства и возможности художественного языка.

Важно, что занимаясь дизайном, дети становятся не только исполнителями, но и творцами!

Список литературы:

1.  Лыкова И. Чудо-писанки - шедевры миниатюрной живописи// Дошкольное воспитание. - 2007. -№ 3. - С. 46-52.

2. Пантелеев Г. Детский дизайн. - М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2006. - 192 с, ил.

3. Парамонова Т. Лоскутный стиль// Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2006. - № 3. - С. 34-36.

4. Ярыгина А. Графический дизайн// Дошкольное воспитание. - 2005. - № 2. - С. 35-41.

5. Ярыгина А. Дети и дизайн: фитодизайн, флористика, аранжировки из природных материалов// Дошкольное воспитание. - 2006. - № 2. - С. 65-71


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия детского объединения «Ландшафтный дизайн».Ландшафтный дизайн в условиях городской среды .

Дизайн проект  цветника на пришкольном участкеРазвитие профессиональной компетенции учащихся старших классов к практически значимой деятельности их становление и социальной компетенции посредство...

Информационно-аналитический отчет по теме "Креативное развитие дошкольников средствами детского дизайна"

 В отчете описан опыт работы по теме "Детский дизайн": цель, задачи, мониторинг, диагностические показатели детей дошкольного возраста....

Программа кружка детского дизайна в коррекционной школе

Художественно-эстетическое развитие занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса в специализированной коррекционной школе -интернате.Художественное воспитание, как часть эстетич...

Статья: «Роль кластеров в организации обучения по направлению детского дизайн-образования».

Статья знакомит с методикой записи учебного материала методом кластер, возможностями применения медода на занятиях, видами кластеров, роли кластеров в результативной учебной деятельности....

Детский дизайн в театральной деятельности

Проект детского сада. театральная неделя. Детский дизайн в оформлении спектаклей, изготовление костюмов и многое другое....

Проект детского кулинарного экспериментального шоу как решение актуальной проблемы нарушения пищевого поведения дошкольников в детском саду

Отказ ребёнка от еды в детском саду – проблема, знакомая многим родителям. Заставлять дошкольника принимать пищу против его воли – не решение проблемы, а, напротив, дополнительный стресс. ...