О тренинге внимания на занятиях в детской театральной студии
статья

Статья представляет обзор упражнений и методик по формированию внимания на сцене у учащихся детских театральных студий. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

О тренинге внимания на занятиях в детской театральной студии

Механизм внимания является регулятором всех поведенческих актов[1]. Поэтому театральный тренинг обычно начинается с тренировки внимания и его свойств (концентрация, объем, переключение и т.д.). Когда телефон стал “наперсником” ребенка и внимание уже привыкло быть рассеянным, данный тренинг особенно важен. Важен он и в обучении начинающего артиста, так как элементарные действия для жизни на сцене, перед публикой “вывихиваются”, в том числе умение видеть и слышать.

В главе о сценическом внимании в “Работе над собой в творческом процессе переживания” Станиславский пишет о свободной игре воображения только в условиях сосредоточенности артиста на сцене.

В главе о сценическом внимании в “Работе над собой в творческом процессе переживания” Станиславский пишет: “для того, чтобы отвлечься от зрительного зала, надо увлечься тем, что на сцене”. [2] Задача педагога-режиссера состоит в том, чтобы подсунуть артисту интересный, увлекательный объект здесь, на сцене. Но и артист, пишет Станиславский, должен развивать особую технику, помогающую вцепляться в объект, чтобы сам объект на сцене отвлекал от того, что вне сцены.[3] Это известная техника – смотреть и видеть на сцене. В книге тренингов С. В. Гиппиус глава о внимании так и называется “Смотреть и видеть, слушать и слышать”.

Торцов-Станиславский наглядно объясняет ученикам суть сценического внимания: зал и сцена находятся в темноте, и зажигается лампочка на сцене на столе, вокруг которого сидят ученики.[4] Все их внимание легко сосредотачивается исключительно на свете лампочки – таким должно быть собранное внимание артиста. Затем снова темнота, и всюду забегали световые зайчики: по всей сцене, по зрительному залу – то зажигаются, то гаснут. Это рассеянное внимание артиста. Потом зайчики исчезают, и загорается лампочка в зале – это внимание на режиссере или на любимом зрителе. Снова зайчики, и затем загорается слабая лампочка на человеке на сцене – это слабое внимание на партнере.[5] После этого практического объяснения можно повторить пример верного сценического внимания (лампочка на столе), и далее включить общий свет, и дать задание ученикам на концентрацию внимания: необходимо сосредоточить внимание на определенном объекте, при этом важно – совсем освободить напряжение (не “пялиться” на объект!); задача педагога-режиссера – подарить артисту право пребывать на сцене и спокойно по-человечески естественно смотреть и видеть;  возникшее желание взаимодействовать с объектом (внешне – физически или внутренне – вымыслами воображения, которое переводит объект из области холодного рассудка в область “чувственного внимания”[6]) нужно поддерживать, так как “действие еще более сосредотачивает внимание на объекте… создает крепкую связь с ним”[7]. Поэтому задача педагога-режиссера – подкинуть артисту действие с объектом его внимания.

Упражнения с мячиком, знакомство со сценической площадкой во время ходьбы, “Стулья” тренируют многоплоскостное внимание: держать во внимании одновременно площадку, партнеров, свой предмет; тренируют реактивность, расширяет восприятие. Данные упражнения подойдут для самого первого, организационного,  этапа тренинга.

Освободительно-мышечное продолжение тренинга так же может быть сопряжено с тренировкой внимания. Упражнение “Кулачки” заставляет через фиксацию напряжения в мышцах сконцентрировать внимание на малом круге и включить воображение.  Концентрацию внимания тренируют упражнения из курса по сценическому движению: “Координация движений”, “Сценический бой (пощечина, удар в живот, удар в спину, падения)”.

Упражнение “Лицо партнера” дает возможность научиться естественно, с любовью, смотреть и видеть, что постепенно войдет в привычку. Смотреть  и видеть учат упражнения: “Двойник”, “Алфавит имен и радуга из волос”, “Все предметы на одну букву”. Автор “Актеркой терапии”, профессор СПбГАТИ Л. В. Грачева тренирует внимание студентов через тренировку его свойств: объема, концентрации, переключения, устойчивости и т.д.[8] Упражнение Рахманова-Станиславского, тренирующее  концентрацию и объем внимания: ученикам назначают объекты, и через 30 секунд (потом через 20, 15, 5 сек.) они должны рассказать о цвете, форме, линиях своего объекта[9].
Подобным образом можно тренировать
круги внимания: малый, средний, большой; учиться управлять передвижным кругом внимания от малого к большому. Если внимание артиста выскальзывает из власти артиста, вернуть его поможет упражнение на концентрацию. Упражнение “Зоны внимания”[10] тренирует переключение, концентрацию, управление своим телом: выполняется в парах – исполнитель и контролер. Контролер задает переключение из одной зоны в другую и следит, чтобы исполнитель находился только в заданной зоне. Внутренняя зона – восприятие и проговаривание вслух внутренних процессов (чешется глаз, свербит нога, сводит мышцу, урчит живот, бьется сердце и т.д.); внешняя зона – восприятие и проговаривание вслух внешних раздражителей (слышу, вижу, обоняю, осязаю, чувствую); средняя зона – проговаривание вслух мыслей, картинок. Упражнение на малый круг внимания “Я смотрел на молоко”[11]: ученик берет в руки кувшин, до краев наполненный водой, и идет с ним по скамейке; другие ученики могут шуметь, отвлекать его, смешить, пугать; задача ученика – “смотреть на молоко” и донести полный кувшин до конца. В актерстве важно именно внутреннее внимание, потому что большая часть жизни артиста в плоскости вымысла, воображаемых предлагаемых обстоятельств[12]. Поэтому очень полезно следующее упражнение “Публичное одиночество”: один ученик выходит на сцену и садится на стул, остальные ученики смотрят на него, как зрители, из зала. Задача ученика собрать внимание на себе: на своих чувствах и помыслах, мечтах. Ученик публичен, так как рядом зрители, и одинок, так как отделен от толпы малым кругом внимания. [13]   

Далее тренинг на внимание могут продолжить упражнения, которые возбуждают и воображение – “Кто во что одет? (Кто где сидит? Чей это голос?)”, “Фотограф”. Упражнение, которое хорошо тренирует внимание и воображение одновременно, важно выполнять регулярно – “Кинолента видений прошедшего дня”: перед сном просмотреть всю жизнь прошедшего дня, в деталях, в чувствованиях, в мыслях; просматривать внутреннее пространства, где жили раньше, так же в деталях; просматривать  лица близких и т.д. В упражнении “Прогулка” гулять в воображении в определенном месте и бормотать мысли вслух.

Упражнения на память физических действий (работа с воображаемым предметом) и ощущений (Волшебная тарелка, Парфюмер, Магнитофон) тренируют произвольное внимание (часто - малый круг внимания), объектом которого становится ощущение себя.

На финальном этапе тренинга, куда обычно ставятся упражнения на общение и взаимодействие, будут уместны упражнения “Зеркало”, “Что там происходит?”, “Лучеиспускание”, которые отлично тренируют внимание и чувственное внимание, а также упражнения “Держать ритм песни”, “Передача воображаемого предмета”.

Кроме регулятора поведения артиста на сцене у внимания есть и вторая практическая функция: внимание добывает для артиста материал для творчества. Не только на сцене и в школе, но и в жизни артист должен всем своим существом сосредотачиваться на том, что его привлекает[14]. Как писал Михаил Чехов, творческое внимание – это когда я становлюсь как бы частью своего объекта, словно проникаю в его сущность.

Сценическое внимание важно не только для существования артиста на сцене, но и для зрителя в зале: “глаз актера, который смотрит и видит, привлекает на себя внимание зрителей и тем самым направляет их на верный объект, на который им следует смотреть. Пустой глаз актера наоборот уводит внимание зрителей от сцены”[15]. (упражнение на доказывание этого)

Внимание ценно и для духовного развития личности: внимательно смотреть и слушать ради познания правды жизни, ради тонкого и бережного подхода к людям, активно смотреть и видеть сложную правду жизни. Важно внимательно следить за поступками людей и их обстоятельствами, сопоставлять их и спрашивать себя: “Почему человек поступил так или иначе, что было в мыслях?”; делать выводы и определять свое отношение к объекту, стараться понять склад его души[16].

Постоянное исследование жизни помогает выработать вкус и любовь к красивому.

Пробудить внимание, исправить малонаблюдательность, возможно следующим занятием: смотреть и видеть, слушать и слышать – прекрасное. Прекрасное возвышает душу, вызывает лучшие чувствования, оставляет след в эмоциональной памяти. Поэтому полезно наблюдать за природой, ее деталями и оформлять в слова, что именно нравится или не нравится, не боясь видеть безобразное. Слова помогут глубже вникнуть в сущность объекта и сознательнее относиться к нему при оценке. То же самое делать при встрече с произведениями искусства. [17]
Разбудить внимание помогает воображение: кто, что, где, когда, почему, для чего происходит то, что наблюдаете. Ответы на эти вопросы “согреют внимание”, сделают его чувственным.  


[1] Грачева Л. В. Актерский тренинг: теория и практика. СПб, 2003. С. 89.

[2] Станиславский К. С. Работа актера над собой. М., 1956. С. 108.

[3] Там же. С. 108-109.

[4] Там же. С. 109.

[5] Там же. С 108 -113.

[6] Там же. С. 130-131 по Лапшину И. Художественное творчество. П., 1923.

[7] Станиславский К. С. Работа актера над собой. М., 1956. С. 109.

[8] Грачева Л. В. Актерский тренинг: теория и практика. СПб, 2003. С. 65.

[9] Станиславский К. С. Работа актера над собой. М., 1956. С. 115.

[10] Грачева Л. В. Актерский тренинг: теория и практика. СПб, 2003. С. 91.

[11] Станиславский К. С. Работа актера над собой. М., 1956. С. 124.

[12] Там же. С. 128.

[13] Станиславский К. С. Работа актера над собой. М., 1956. С. 117.

[14] Там же. С. 133.

[15] Там же. С. 112.

[16] Там же. С. 139.

[17] Там же. С. 135-136.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для проведения занятий по теме "Воображение" в детской театральной студии

Рекомендации основаны на 20летнем опыте. В приложениях - план-конспект Открытого занятия, а также некоторые упражнения...

Занятие детского объединения "Танцевально-театральная студия"

Открытое занятие для театрального кружка...

Практические рекомендации для педагогов детских театральных кружков, студий в работе над голосом, дыханием, звукоизвлечением из опыта работы педагогов по вокалу.

Неправильное использование голоса является основой его функциональных нарушений. Мышцы, необходимые для правильного звукоизвлечения бездействуют, на помощь им приходят другие, для этого не предназначе...

программа детской театральной студии "Лучики" в ДОУ

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки впечатлений, знаний. Универсальность театрализованной игры позволяет решать практически  все образовательные задачи в рабо...

Приемы управления вниманием на занятиях в детском объединении «Автотранспорт»

Для развития устойчивого внимания, создание положительного настроя на учебную деятельность  очень важно использовать на занятиях наглядный материал.Наглядные пособия (демонстрационные и индивидуа...

Тренинг творческого воображения на занятиях в театральной студии

Методическая разработка "Тренинг творческого воображения на занятиях в театральной студии" предлагает поэтапную разработку занятия. Представлены методы и технологии обучающего, развивающего,...

Программа работы детской театральной студии "Арт-дети"

Дополнительная общеобразовательная программа Арт-дети; реализуется в МБОУ ШР "СОШ №4 в рамках художественно-эстетического направления. Развитие творческой личности, ее самостоятельности и инициат...