Статья "Современный урок музыки"
статья

Статья в которой говорится о том, каким должен быть современный урок музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_urok_muzyki.docx17.86 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Современный урок музыки.

Не секрет, что к уроку музыки в современной школе многие относятся с достаточной долей снисхождения. Не все понимают, что сегодняшний урок музыки не имеет ничего общего с теми уроками пения, через которые прошли многие из людей среднего поколения. Сегодня урок музыки – это сложный учебно-творческий процесс, в котором различные формы обучения находятся в органичном единстве. Игра на музыкальных инструментах и исполнение, слушание и размышление – вот основные формы знакомства с музыкой. Общение с художественно полноценным материалом, активное оперирование элементами музыкального языка способствуют развитию вкуса, музыкальности, развивают основные музыкальные способности – слух, ритм, музыкальную память, двигательную реакцию на музыку. Уроки музыки способствуют социальной адаптации детей: они учатся взаимодействовать друг с другом, вступать в контакт, вырабатываются такие личностные качества, как толерантность и человеколюбие. Задача учителя музыки – средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у школьников развивался не только интеллект, но и душа. В современной школе процесс обучения связан с запоминанием и обработкой логической информации, вдобавок школьники в большей степени имеют дело с внешним предметным миром и очень мало – с самим собой. Музыка, как искусство вообще, имеет ничем другим невосполнимую педагогическую, воспитательную функцию, так как обладает возможностями дополнить реальный жизненный опыт ребенка опытом воображаемой жизни. Слушая и исполняя музыку, ребенок всегда слышит не только то, что в ней самой содержится, что заложено композитором и исполнителем, но и то, что под ее влиянием рождается в его душе. Каждый учитель музыки, осознает он это или нет, является стихийным психотерапевтом, изменяющим при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих учеников. О благоприятном влиянии музыки на человека известно с давних времен. Звуки исцеляют и укрепляют дух, возвышают и воодушевляют, волнуют и радуют, успокаивают. С помощью музыки человек передает свои эмоции и настроения, чувства и ощущения. Музыка влияет на дыхание, кровяное давление, энергетику, снимает стресс, способна вдохновить на творчество. Одна из основных задач уроков музыки – снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально-энергетический тонус учащихся. По результатам Всероссийской диспансеризации детского населения, доля здоровых детей снизилась на 32%, вдвое увеличилось количество детей, имеющих хроническую патологию, увеличилось количество детей, имеющих проблемы логопедического характера. Музыка в союзе с движением, выступает как основа становления личности, здоровой в физическом, психическом и духовном смысле. История оставила немало фактов, свидетельствующих об успешном использовании с древнейших времен терапевтических возможностей музыкального искусства. Выдающийся психоневролог академик Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание и придает физическую бодрость. С 1960 года в Швеции существует музыкально-терапевтическое общество. Благодаря сотрудникам этой организации стало известно, что звуки колокола, содержащие резонансное ультразвуковое излучение, за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудители желтухи, вирусы гриппа. Духовная религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя, облегчает боль. Пение веселых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию. Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца; кларнет улучшает работу кровеносных сосудов; флейта оказывает положительное влияние на легкие и бронхи; труба эффективна при радикулитах и невритах. Научно доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, что приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ. Исследования Московского центра «Эйдос» показали, что музыкальные вибрации оказывают благотворное влияние на весь организм, особенно на костную структуру, массируют внутренние органы. Музыка повышает способность организма к высвобождению эндорфинов – мозговых биохимических веществ, помогающих справиться с болью и стрессом. Но самый большой эффект оказывает на человека музыка Моцарта. Учитывая все вышесказанное, можно утверждать, что в современной образовательной ситуации, актуальным является вопрос определения возможностей урока музыки, как средства реализации здоровьесберегающих технологий. На уроках музыки я уделяю большое внимание вокально-хоровой работе. Хоровое пение положительно влияет на здоровье детей, что немаловажно, учитывая и природные климатические условия Санкт-Петербурга, а именно – ослабленный организм детей, неразвитое дыхание, защитную зажатость мышц гортани. Уменьшается количество детей, наделенных музыкальным слухом, исчезает генетически заложенная потребность пения. А ведь чем гармоничнее человек поет, тем лучше работает весь его организм. Пение улучшает дыхание, кровообращение, вырабатывает четкую дикцию и артикуляцию, улучшает осанку. Голос является своеобразным индикатором здоровья человека. Недаром на Руси всегда пели во время работы или отдыха. Народная мудрость гласит: «Кто много поет, того хворь не берет». Огромное внимание в ходе вокально-хоровой работы на уроке я уделяю дыханию. Если спеть музыкальную фразу на одном дыхании, в организме возникает недостаток кислорода, что является мощной биостимуляцией. Следующий за этим короткий вдох мгновенно обогащает кровь кислородом. Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает более качественное функционирование сердечно-сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов. После урока дыхание становится более экономным, а по утверждению ученых от этого напрямую зависит работоспособность человека. Музыка и язык родились следом друг за другом, сначала – музыка, потом – словесная речь, и в нашем мозге они живут рядом. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи. Поющие и играющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. В наше время в повседневном общении, с экранов телевизоров зачастую звучит неграмотная речь, неправильно ставятся ударения, коверкаются слова, неверно строятся предложения. На уроках музыки практически применяются: правила культуры речи – верное ударение в слове, правильное произношение гласных и согласных; правила логики речи – выделение ударного слова, несущего логическое ударение, помогающее понять смысл фразы, а также я добиваюсь короткого, энергичного произношения согласных и ясного, единообразного формирования гласных звуков. На уроках в начальной школе я уделяю большое внимание развитию артикуляционной моторики, что приводит к запоминанию большого количества музыкального материала. Устранение нарушений звукопроизношения предотвращает трудности в освоении чтения и письма. Создавая артикуляционную базу в начальной школе, мы способствуем развитию фонематического слуха в среднем звене, что помогает в изучении иностранных языков. Одни дети реагируют на музыку с движениями, другие – осознанно (но их меньше), поэтому работа в начальной школе построена на песнях с движениями. Слово, поддержанное выразительным жестом, движением, воспринимается ребенком. Как первооснова музыки; с работы со словом и движением начинаются и ритмическое воспитание, и освоение нотной грамоты, и – главное – эмоциональное и творческое развитие детей. Выполняя движения с пением, дети учатся выразительности, умению распределять дыхание, координировать его с речевой фразой. У них развивается ритмическое чувство и музыкальный слух. Слаженные ритмичные движения обладают колоссальным терапевтическим эффектом. Особенно значим эффект ритмического остинато ( от итальянского ostinatо – многократно повторяющийся ритмический или мелодический оборот). Ритмическая упорядоченность движений рождает у детей положительные эмоции, доставляют им удовольствие от совместной творческой деятельности. У детей младшего и среднего школьного возраста быстро наступает усталость, что способствует снижению внимания на уроке. Они способны сосредоточиться лишь на том, что им интересно или нравится. Поэтому на уроках я использую пальчиковые игры и песенки. Эти упражнения являются здоровьесберегающими. Они выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. В среднем звене у детей начинается мутационный период, поэтому я уделяю большое внимание культурологическому аспекту изучения музыки. Происходит переход от методики «воздействия» на детей на методику «взаимодействия» в триаде педагог – музыка – ученик. От творчества учителя к творчеству ученика – основа уроков, где каждый чувствует себя талантливым человеком, даже не владея голосом и инструментом. На уроках музыки обращается особое внимание на взаимоотношение физических и интеллектуальных сил, на тесную связь между слушанием и размышлением, пением и речью, представлением и движением. Каждый урок музыки должен заключать в себе новое, чтобы внимание учеников не утомлялось, а их интерес не иссякал. Без музыки общество лишится своей души, станет безжизненным производителем и потребителем материальных благ и знаний. В настоящее время наше общество переживает не самые лучшие времена. Наш долг, долг учителя музыки – не сделать из каждого ребенка музыканта, но помочь каждому ребенку не стать бездушным, дать надежду, моральную поддержку и «улыбку просветления».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в VI классе. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)

VIкласс. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)Тип урока:  урок-сценарий.Цель:  Показать жизнеутверждающую красоту музыки...

Классическая музыка и её значение в формировании процесса развития восприятия музыки среди школьников на уроках музыки.

В Данной публикации  говорится о нескончаемом источнике в формировании  процесса развития восприятия музыки учащимися. Тем самым  позволяет повысить процесс музыкального мышления, воспи...

Интегрированный урок "Музыка и математика" ФГОС Авторы: учитель начальных классов Кустова Людмила Владимировна, и учитель музыки и педагог дополнительного образования Шнейвас Эльвира Юрьевна. Музыка прилагается. (отредактировано в 2017 г.)

Методическая разработка урока по ФГОСИнтегрированный урок:  "Музыка и математика" 1 классТема: «Число и цифра 4»Авторы: Учитель начальных классов Кустова Людмила В...

Урок музыки и движения в 9 классе для учащихся с ОВЗ. ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург). Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна. Тема урока: «Духовная и народная музыка»

Урок музыки  в 9 классе для учащихся с ОВЗ.ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург).Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна.Тема урока: «Духовная и ...

Урок музыки в 6 классе. Тема четверти: «В чём сила музыки?» Тема урока: Стилевые особенности музыки В. Моцарта 6 класс

Конспект урока на основе применения проблемно-исследовательского метода, который является неотъемлемой составляющей технологии творческого междисциплинарного обучения. Технология творческого междисц...