Технологическая карта урока по семейному праву
план-конспект

Рыкалова Анна Сергеевна

Тема учебного занятия: «Права и обязанности супругов».

Цель учебного занятия: формирование у студентов представления об основных правах и обязанностях супругов, предусмотренных действующим семейным законодательством.

Задачи:

Дидактическая (обучающая): ознакомить студентов с основными правами и обязанностями супругов, предусмотренных действующим семейным законодательством.

Развивающая: развить представление студентов об основных правах и обязанностях супругов, предусмотренных действующим семейным законодательством, путем  включения обучающихся в различные формы деятельности (игра; работа в парах; решение кейсов).

Воспитательная: сформировать способность к организации собственной деятельности, сотрудничеству; умение аргументировать собственную позицию, проводить самоанализ.

Вид учебного занятия: комбинированный урок.

Тип учебного занятия: урок-усвоение новых знаний и способов действий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка открытого учебного занятия

по дисциплине ОП.07 «Семейное право»

по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»

2023

Технологическая карта учебного занятия

Специальность:  40.02.01 «Право и организация социального обеспечения».

Дата проведения: 19.05.2023 года.

Учебная дисциплина: ОП.07. «Семейное право».

Преподаватель: Рыкалова Анна Сергеевна.

Тема учебного занятия: «Права и обязанности супругов».

Цель учебного занятия: формирование у студентов представления об основных правах и обязанностях супругов, предусмотренных действующим семейным законодательством.

Задачи:

Дидактическая (обучающая): ознакомить студентов с основными правами и обязанностями супругов, предусмотренных действующим семейным законодательством.

Развивающая: развить представление студентов об основных правах и обязанностях супругов, предусмотренных действующим семейным законодательством, путем  включения обучающихся в различные формы деятельности (игра; работа в парах; решение кейсов).

Воспитательная: сформировать способность к организации собственной деятельности, сотрудничеству; умение аргументировать собственную позицию, проводить самоанализ.

Вид учебного занятия: комбинированный урок.

Тип учебного занятия: урок-усвоение новых знаний и способов действий.

Используемые учебники/учебные пособия, дидактические материалы:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).

2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 28.04.2023).

3. Семейное право: Учебник / Б.М. Гонгало, П.В. Крашенинников, Л.Ю. Михеева и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2019.

4. Семейное право: учебник / Б.М. Гонгало, П.В. Крашенинников, Л.Ю. Михеева и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2016.

5. Рабочие листы, «правовое лото», карточки с заданиями.

Технологии обучения: технологии игрового, развивающего обучения, критического мышления.

Внутридисциплинарные связи:

1. Тема «Прекращение брака».

2. Тема «Права несовершеннолетних детей».

Междисциплинарные связи:

1. ОП.06 Гражданское право.

2. ОП. 08. Гражданский процесс.

3. ОП. 14. Информационные технологии в профессиональной деятельности.

Студент должен в соответствии с ФГОС СПО:

Уметь:

  • применять нормативные правовые акты при разрешении практических ситуаций;
  • анализировать и решать юридические проблемы в сфере семейно-правовых отношений.

Знать:

  • основные понятия и источники семейного права;
  • содержание основных институтов семейного права.

Формируемые компетенции:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК  4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК  9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.

ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

ПК  2.2. Выявлять лиц, нуждающихся в социальной защите и осуществлять их учет, используя информационно-компьютерные технологии.

Дидактическая структура учебного занятия

Методическая подструктура учебного занятия

Методы обучения

Формы деятельности

Методические приёмы и их содержание

Средства обучения

Способы организации деятельности

Признаки решения дидактических задач

Формируемые компетенции

I.Вводно-мотивационный этап.

1. Организационный момент.

Словесный, наглядный.

Фронтальная форма организации учебной деятельности, групповая (коллективная).

Эпиграф, «ассоциативный ряд: «Где логика?».

Презентация, наглядный материал (рабочий лист).

Вступительное слово преподавателя: Добрый день, уважаемые студенты! Я предлагаю вам отправиться на воображаемую экскурсию «по страницам семейного права». Хотелось бы начать учебное занятие со слов знаменитого писателя Оноре де Бальзак: «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно. Идти». Я желаю, чтобы сегодня на уроке вы прошли весь путь получения новых знаний дружной студенческой командой!

Для того, чтобы определить тему учебного занятия, предлагаю обратить внимание на слайд презентации, на которой представлены разные изображения. Ребята, ответьте на вопросы «Где логика? Какие термины семейного права зашифрованы?».

Преподаватель организует начало учебного занятия. Положительно мотивирует студентов к изучению новых знаний.

Студенты слушают преподавателя, отвечают на поставленные вопросы, высказывают разные точки зрения, аргументируя собственный ответ.

Слово преподавателя: Все верно! Тема сегодняшнего учебного занятия «Права и обязанности супругов». Предлагаю определить цель урока, ответив на следующие вопросы: с каким основными терминами семейного права вам предстоит ознакомиться в ходе проведения учебного занятия? Каковы задачи?

Ребята, перед вами на столе папки с рабочими листами. Я предлагаю записать дату сегодняшнего занятия и тему на рабочем листе.

Преподаватель координирует деятельность студентов в процессе формулировки темы урока, определения цели и задач.

Студенты записывают тему учебного занятия на рабочем листе. Под руководством преподавателя определяют тему учебного занятия, цель, задачи.  

Слово преподавателя: На рабочем листе размещена таблица «Выбор цели по маршруту». Я предлагаю определить каждому из вас, «что предположительно  вы  узнаете нового в рамках обозначенной темы урока, чему научитесь и что вам  необходимо повторить, если вы уже знаете».

Преподаватель: организует и координирует деятельность студентов по заполнению таблицы.

Студенты определяют «собственную цель по маршруту». Заполняют таблицу. 

Слово преподавателя: «Маршрут определен, можно начать нашу воображаемую экскурсию «по страницам семейного права» и определить, какие права и обязанности имеются у супругов в соответствии с действующим законодательством».

Однако «маршрут на сегодняшнем уроке не так прост».

Ребята, перед вами расположено табло, в центре которого лабиринт: семейной паре нужно помочь выйти из этого лабиринта по кружкам.

Под каждым кружком скрывается буква. Только выполнив все задания дружной студенческой командой, мы сможем открыть лишь  5  букв и попытаемся  определить, какой термин гражданского права, связанный с темой сегодняшнего урока, зашифрован. Этот термин является одним из основополагающих в жизни каждой семьи

Мотивация учебной деятельности, актуализация знаний обучающихся.

ОК 2.

2. Актуализация знаний.

Словесный, наглядный.

Фронтальная форма организации учебной деятельности, групповая (коллективная).

«Мозговой штурм», дидактическая игра.

Презентация, наглядный материал (рабочий лист).

Слово преподавателя: Как правило, все правоотношения, возникающие между супругами, разделяются на две основные категории: личные неимущественные отношения супругов и имущественные отношения супругов.

Для того, чтобы определить основные отличия, характеризующие обозначенные правоотношения, предлагаю обратиться к таблице «Личные неимущественные и имущественные отношения супругов» (Приложение 1).

В таблице, представленной в рабочих листах, определены только характеристики личных неимущественных прав и обязанностей. Характеристики имущественных прав и обязанностей абсолютно противоположны. Предлагаю их сформулировать. Таким образом нам удастся открыть первую букву в лабиринте.

Преподаватель актуализирует знания студентов путем включения их в беседу и организации заполнения таблицы.

Студенты формулируют основные характеристики имущественных прав и обязанностей. Заполняют таблицу.

Слово преподавателя:

Первую букву удалось открыть – «С». Первая объект воображаемой экскурсии исследован, а мы движемся по «маршруту» дальше.

Для того, чтобы определить перечень личных неимущественных прав и имущественных прав супругов, предлагаю провести разминку «Какое право?». Таким образом мы попытаемся открыть вторую букву, зашифрованную в «лабиринте».

К доске приглашаются два студента, которым вручаются карточки с надписями «Личные неимущественные права супругов» и «Имущественные права супругов».

Преподаватель перечисляет права супругов, студенты поднимают соответствующую карточку с надписью.

Перечень прав супругов:

1. Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий (личное неимущественное право).

2. Каждый из супругов свободен в выборе мест пребывания и жительства (личное неимущественное право).

3. Право на личные вещи (имущественные права супругов).

4. Право бывшего супруга на получение алиментов после расторжения брака (имущественное право).

5. Право супругов на выбор фамилии (личное неимущественное право).

6. Каждый из супругов имеет право на владение, пользование и распоряжение общими вещами по обоюдному согласию (имущественное право).

Студенты включаются в разминку.

Преподаватель организует работы, координирует деятельность студентов путем коррекции неверных вариантов ответа.

Слово преподавателя: Молодцы! Разминка окончена. Еще один объект воображаемой экскурсии исследован. Удалось открыть вторую букву «О», которая является основной буквой в слове «обязанности».

Обращается с вопросом к студентам: Какие обязанности супругов предусмотрены действующим семейным законодательством?

Верно, это:

1. Обязанность по содержанию семьи.

2. Обязанности воспитывать детей.

3. Уважать друг друга и заботиться о членах семьи.

4. Заботиться о благосостоянии членов семьи и детей.

Обратите внимание, что перечень личных прав и обязанностей супругов закреплен в главе 6 СК РФ.

Предлагаю решить практическую задачу, связанную с выбором фамилии супругами: При оформлении заявления в органах ЗАГС Иванова указала в графе «Просим после заключения брака присвоить фамилии» собственную фамилию, ссылаясь на тот факт, что фамилия будущего супруга двойная, а тройная фамилия не допустима с точки зрения действующего законодательства. Будущий супруг высказал возражение, ссылаясь на тот факт, что в обязательном порядке должна быть присвоена фамилия супруга. Разрешите спор.

Молодцы, спор разрешен, а мы открываем еще одну букву «В».

Помимо личных неимущественных прав и обязанностей супругов СК РФ предусматривает также имущественные.

Нормы, регулирующие имущественные отношения супругов, содержатся в главах 7 и 8 СК РФ.

В совокупности данные нормы представляют раздел 3 СК РФ.

Актуализация знаний обучающихся.

ОК 02,

ОК 09.

II. Операционно – содержательный этап.

Решение практических задач.

Словесный, наглядный, частично-поисковый.

Групповая (коллективная, парная).

Анализ норм права, дидактическая игра «правовое лото»; решение кейсов.

Презентация, наглядный материал (рабочий лист, табло для «правового лото» с карточками).

Слово преподавателя:

Возможно, ребята, вы обратили внимание, что нормы, закрепляющие имущественные правоотношения подразделяются на две основные группы: законный режим имущества супругов и договорный.

Законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности.

Законный режим имущества супругов действует, если брачным договором не установлено иное.

Предлагаю ознакомиться со статьей 34 СК РФ и ответить на вопрос «Что входит в понятие общей совместной собственности супругов?».

Студенты знакомятся с содержанием статьи 34 СК РФ.

Слово преподавателя:

Перед вами «правовое лото» «Семейная копилка». Ваша задача  - определить, что относится к общей совместной собственности супругов, а что – к раздельной, принадлежащей одному из супругов. Можно использовать подсказку – содержание норм СК РФ.

Студенты выполняют задание, опираясь на нормы, закрепленными в главе 7 СК РФ.

Преподаватель организует работу.

После выполнения задания осуществляется проверка полученного результата. Преподаватель комментирует ответы студентов, совместно с обучающимися проводит разбор и коррекцию ошибок.

Слово преподавателя:  Можно сделать вывод, что различается имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак (добрачное имущество), и имущество, приобретенное ими в период брака.

 В законодательстве выделяют два режима собственности супругов:

1. совместной собственности;

2. раздельной собственности.

Действует режим совместной собственности на имущество, нажитое супругами в период брака за исключением режима раздельной собственности каждого из супругов на добрачное имущество, а также на имущество, полученное каждым из супругов во время брака в дар или по наследству, и на вещи индивидуального пользования, за исключением предметов роскоши.

Имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является его собственностью.

Вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши, хотя и приобретенные в период брака за счет общих средств супругов, признаются собственностью того супруга, который ими пользовался.

С третьим заданием мы успешно справились и открыли еще одну букву «лабиринта»: «М». Экскурсия «по страницам семейного права» продолжается.

Предлагаю сейчас сделать попытку разделить имущество, нажитое супругами во время брака. Как вы поняли, делится будет только то имущество, которое относится к общей совместной собственности супругов.

Задание представлено на слайде и в рабочих листах. Необходимо указать цифрами имущество, которое будет подлежать разделу между супругами.

Слово преподавателя: К какой категории имущества можно отнести шубу?

Предлагаю рассмотреть проблему законодательного закрепления предмета «роскоши».

Преподаватель проводит обзор действующих правовых актов и судебной практики.

Слово преподавателя:

Последнее задание, которое поможет нам открыть еще одну букву – решение кейсов. Вы должны найти ответ в действующем законодательстве в Главе 7 СК РФ и аргументировать свою позицию, ссылаясь на содержание конкретной статьи СК РФ.

Не забывайте про инструкцию для решения практических задач:

1. Внимательно прочитайте условие задачи.

2. Обозначьте проблему.

3. Внимательно ознакомьтесь с нормами СК РФ.

4. Решите задачу, применив нормы СК РФ.

Практические задачи:

  1. Гражданка Иванова обратилась в суд с иском о разделе совместно нажитого имущества с супругом, при этом, не включив в перечень имущества, подлежащему разделу, квартиру, приобретенную до брака. Супруг Иванов предъявил встречные требования, заявив о выделении доли из данного квартиры либо выплаты компенсации, поскольку был произведен капитальный ремонт и стоимость жилья увеличена в 1,5 раза. Кто прав в данном споре?
  2. Петров обратился в суд с иском о разделе совместно нажитого имущества с супругой. Спор между супругами возник по поводу раздела автомобиля, приобретенного Петровым до брака в кредит. Петрова представила в суд доказательства, что 1/10 часть от стоимости автомобиля была выплачена в период брака и заявила, что автомобиль должен быть включен в общую совместную собственность. Кто прав в данном споре?

Преподаватель: Молодцы! С заданием справились, Открыта еще одна буква «Щ».

Формирование знаний путем включения в практическую деятельность.

ОК 2, ОК 4, ОК 7, ОК 9, ОК 11, ПК 2.2.

III. Рефлексивно-оценочный этап

1. Рефлексия.

Практический.

Индивидуальная.

Заполнение таблицы, подведение итогов, самоанализ.

Презентация.

Преподаватель: Сегодняшний урок подходит к своему логическому завершению. Все буквы «открыты». Ребята, как вы думаете, какой термин был зашифрован в лабиринте? Всё верно, имущество.

Супруги выведены из «лабиринта незнания» и проявили интерес еще к одному понятию «брачный договор», но это уже  станция другого экскурсионного маршрута».

Я предлагаю вам вернуться к таблице, в которой вы определяли свой собственный маршрут в начале учебного занятия и ответить еще раз на вопросы:

  1. Что я знал по данной теме?
  2. Что я хотел узнать по данной теме?
  3. Что я узнал во время проведения учебного занятия?

Оцените по пятибалльной шкале свою работу на уроке.

Свой сегодняшний урок мне хотелось бы закончить фразой Эльчина Сафарли: «Как бы ни жил человек, ему все равно требуется семья. Семью не заменишь ни деньгами, ни карьерой, ни друзьями. Семья - как элемент пазла: найдешь недостающий кусочек, и картинка жизни сложится».

Я желаю, чтобы в ваших настоящих и будущих семьях царили мир, красота и гармония, а пазл жизни обязательно сложился!

Выявление проблемных вопросов, развитие самоанализа рефлексия.

ОК.02.

2. Инструктаж домашнего задания.

Словесный, наглядны.

Индивидуальная.

Инструктаж.

Презентация.

  1. Прочитать главы 6-8 СК РФ.
  2. Составить конспект на тему «Брачный договор как особый вид сделки».

Закрепление дома изученного материала, выполнение опережающего задания.

ОК. 02.

Приложение 1 к технологической карте учебного занятия

«Личные неимущественные и имущественные отношения супругов»

Личные неимущественные права и обязанности супругов

Имущественные права и обязанности супругов

Основные характеристики

  • неотделимы от их носителей;
  •  неотчуждаемы по воле их обладателя;
  •  не могут быть предметом, каких бы то ни было сделок;
  •  не имеют денежного эквивалента.
  • относятся к числу отчуждаемых, за исключением случаев, предусмотренных законом;
  •  могут быть предметом сделок;
  •  имеют денежную оценку (материальный эквивалент).

Рабочий лист студента

Дата:__________

Тема учебного занятия:______________________________________________.

Таблица «Выбор цели по «маршруту»

Что я знал по данной теме?

Что я хотел узнать по данной теме?

Что я хотел узнать во время проведения учебных занятий?

Начало учебного занятия

Окончание учебного занятия

Таблица «Личные неимущественные отношения и имущественные отношения супругов»

Личные неимущественные права и обязанности супругов

Имущественные права и обязанности супругов

Основные характеристики

  • неотделимы от их носителей;
  •  неотчуждаемы по воле их обладателя;
  •  не могут быть предметом, каких бы то ни было сделок;
  •  не имеют денежного эквивалента.

?

Раздел имущества супругов

1. Автомобиль, полученный в наследство.

2. Предметы роскоши.

3. Пенсии, пособия, не имеющие целевое назначение.

4. Доходы, полученные от результатов интеллектуальной собственности.

5. Личные вещи.

6. Квартира, приобретенная в собственность до брака.

7. Шуба.

Инструкция для решения практических задач:

1. Внимательно прочитайте условие задачи.

2. Обозначьте проблему.

3. Внимательно ознакомьтесь с нормами СК РФ.

4. Решите задачу, применив нормы СК РФ.

Практические задачи:

1. Гражданка Иванова обратилась в суд с иском о разделе совместно нажитого имущества с супругом, при этом, не включив в перечень имущества, подлежащему разделу, квартиру, приобретенную до брака. Супруг Иванов предъявил встречные требования, заявив о выделении доли из данного квартиры либо выплаты компенсации, поскольку был произведен капитальный ремонт и стоимость жилья увеличена в 1,5 раза. Кто прав в данном споре?

2. Петров обратился в суд с иском о разделе совместно нажитого имущества с супругой. Спор между супругами возник по поводу раздела автомобиля, приобретенного Петровым до брака в кредит. Петрова представила в суд доказательства, что 1/10 часть от стоимости автомобиля была выплачена в период брака и заявила, что автомобиль должен быть включен в общую совместную собственность. Кто прав в данном споре?

Рефлексия

Оцени себя____________________________________

Пожелания____________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Где логика?»

Слайд 2

Тема учебного занятия: «Права и обязанности супругов» Цель учебного занятия: формирование представления об основных правах и обязанностях супругов, предусмотренных действующим семейным законодательством . Задачи: Дидактическая (обучающая): изучение основных прав и обязанностей супругов, предусмотренных действующим семейным законодательством. Развивающая: развитие представления об основных правах и обязанностях супругов, предусмотренных действующим семейным законодательством. Воспитательная : сформировать способность к организации собственной деятельности, сотрудничеству; умение аргументировать собственную позицию, проводить самоанализ.

Слайд 3

Проблема: расшифровать термин - «вывести супружескую пару из «лабиринта незнания»

Слайд 4

Проблема: расшифровать термин – «вывести супружескую пару из «лабиринта незнания»

Слайд 5

Проблема: расшифровать термин – «вывести супружескую пару из «лабиринта незнания» О

Слайд 6

Проблема: расшифровать термин – «вывести супружескую пару из «лабиринта» В

Слайд 7

«Правовое лото» «Семейная копилка»

Слайд 8

«Правовое лото» «Семейный бюджет» Раздельное имущество супругов Раздельное имущество супругов Общая совместная собственность супругов Общая совместная собственность супругов

Слайд 9

Проблема: расшифровать термин – «вывести супружескую пару из «лабиринта незнания» М

Слайд 10

Проблема: расшифровать термин – «вывести супружескую пару из «лабиринта незнания» М Щ

Слайд 11

Проблема: расшифровать термин – «вывести супружескую пару из «лабиринта незнания» М Щ Брачный договор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме: "Права человека и гражданина".

Технологическая карта урока обществознания...

технологическая карта урока "Отмена крепостоного права"

Урок предназначен для учащихся 8 класса. Технгологическая карта содержит этапы урока в соответствии с требованиями ФГОС...

Технологическая карта урока обществознания «Роль права в жизни общества»

Технологическая карта урока включает поэтапную деятельность учителя, деятельность учащихся....

Технологическая карта урока английского языка "Правила дорожной безопасности".

Технологическая карта урока английского языка "Правила дорожной безопасности" к  УМК Ю.Е. Ваулиной, Д. Дули и др. “Spotlight-6” в 6 классе....

Технологическая карта урока по обществознанию "Права и обязанности граждан"

Технологическая карта урока по обществознанию. ФГОС. 7 класс...

Технологическая карта урока «Отмена крепостного права в России».

Класс: 8Тема урока: «Отмена крепостного права в России».Тип урока: формирование новых знаний.Цели: создать условия, при которых обучающиеся смогут сформировать представление об отмене...