технологическая карта урока "Отмена крепостоного права"
план-конспект урока по истории (8 класс) по теме

Опарина Ольга Александровна

Урок предназначен для учащихся 8 класса. Технгологическая карта содержит этапы урока в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мбоу «Средняя общеобразовательная школа №2»

г.Вязники    Владимирской         области

Технологическая  карта урока

на тему «Отмена крепостного права»

Учитель Опарина Ольга Александровна

2014 год

Тема урока:Отмена крепостного права

Класс:8а

Цели урока:

Метапредметные:

Развивать навыки поиска, анализа информации по теме;

Совершенствовать навыки исследовательской деятельности на уроке;

Предметные:

          Познакомить учащихся с подготовкой крестьянской реформой, проанализировать основные положения реформы.

Личностные:

         Подвести учащихся к размышлению ответственности государственных деятелей за судьбу своей страны, воспитание патриотизма

Задачи:

 познакомить учащихся  с реформой отмены крепостного права,

 выяснить её основные положения, значение для развития страны,

 дать оценку реформе;

 

Новые термины и даты: 19 февраля 1861 года - «Манифест об освобождении помещичьих крестьян»; «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»; временнообязанные крестьяне; отрезки; прирезки; «высшая», «низшая» нормы надела; даровой надел; мировой посредник; уставная грамота, переход на выкуп.

Оборудование:

Текст исторических источников, мультимедийное оборудование.

Этапы урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 1.Организационный.

2. Этап актуализации субъективного опыта учащихся.

3. Этап изучения нового материала.

4. Этап систематизации и обобщения знаний.

.

6. Рефлексия.

Создание доброжелательного настроя, организация внимания, включение школьников в деловой ритм.

Мотивация.

Сообщение темы урока  

Информационный блок

Подготовка документов по проведению реформы

Учитель  работает по презентации

Анализ документа

Обсуждение результатов работы с документом

 

 Учитель подводит итог по содержанию манифеста

 

 .

Приветствует учащихся.

Решим простую математическую задачу: сколько лет назад был подписан Манифест об отмене крепостного права?

Давайте постараемся вспомнить и определить  сущность крепостного права

- Исходя из темы, попытайтесь определить основную цель урока

( ответы учащихся)

Учитель:

Нам предстоит рассмотреть следующие вопросы:

Необходимость отмены крепостного права

Подготовка документов к проведению реформы.

Основное содержание реформы.

Итоги освобождения крестьян в России.

-  отмена крепостного права назрела, император России Александр II сделал решительный шаг по пути к крестьянской реформе, которая повлечет за собой и другие либеральные преобразования..

Как проходила подготовка основного документа по освобождению крестьян? Предлагаю вам посмотреть фрагмент видеоурока в онлайн-режиме

Фрагмент видеоурока до минуты 2-52

Торжественный документ Манифест 19 февраля 1861г. был составлен по поручению  Александра II митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым) –  

Основное содержание реформы помимо Манифеста об отмене крепостного права было заложении в “Положении о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости”. Оба документа были подписаны Александром II 19 февраля 1861 г.

Как реагировали на свободу крестьяне?

Тятька, эвон что народу

Собралось у кабака:

Ждут каку-то все свободу;

Тятька, кто она така?-

Цыц! Нишкни, пущай гуторят,

Наше дело сторона,

Как возьмут тебя да вспорют,

Так узнаешь, кто она!

Учитель : а теперь пора познакомиться с самим документом.Вам предлагается  прочитать выдержки из манифеста императора и архивного документа того периода  и заполнить таблицу, которую вы видите на слайде  знал-узнал-не согласен

( работа в парах)

Учитель: предлагаю поделиться своими исследованиями

Что в итоге получил крестьянин?

Личную свободу

Землю за выкуп

Право заниматься торговлей, предпринимательством, переходить в другие сословия

Однако, как показали исследования документов,  остались и негативные явления :

Подумайте , о каком явлении  идет речь в стихотворении Некрасова:

В каком году - рассчитывай,

В какой земле - угадывай,

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков:

Семь временнообязанных

Подтянутой губернии,

Уезда Терпигорева,

Пустопорожней волости,

Из смежных деревень –

Заплатова, Дырявина,

Разутова,

Горелова, Неелова,

Неурожайка тож.

Учитель: да, разговор идет о временнообязанных отношениях.В чем суть этих отношений? Крестьянин должен был работать на барщине и платить оброк до тех пор, пока полностью не заплатит за землю.

 Учитель: поговорим еще об одной операции- о выкупе. В соответствии с положением,

20% суммы за замлю выплачивается крестьянами;

80% - государственная ссуда, которую крестьянин возвращал в течение 49 лет.

С процентами. Таким образом, за годы существования выкупной операции при общей стоимости всей пахотной земли в стране в полмиллиона рублей крестьяне выплатили за нее 1, 5 миллиарда.

Прокомментируйте данный факт

Учитель:

Размер выкупаемого надела и условия выкупа фиксировались в уставной грамоте.

Запись на доске и в тетради:

Уставная грамота - договор помещика с крестьянином.

За соблюдением условий уставных грамот, урегулированием споров между крестьянами и помещиками следили мировые посредники, назначаемые Сенатом из потомственных дворян.

 

Учитель: И еще один пережиток реформы-

Система отрезков и прирезков земли.

Размер земельного надела, который помещик предоставлял крестьянам,не мог быть выше установленной нормы- от 3 до 12 десятин земли.Если в пользовании крестьянина было больше нормы, излишки отрезали, при этом земля была лучшего качества.если меньше, землю прирезали. Но как правило, это была плохо обработанная или вообще заброшенная земля.

Крестьянин Ефим на вопрос: «Вы сами — имеете надел?»— отвечает: «Мы? Имеем! Трое нас братьев, а надела четыре десятины. Песочек — медь, им чистить хорошо, а для хлеба — неспособная земля!.. Я от земли освободился,— что она? Кормить не кормит, а руки вяжет. Четвертый год в батраки хожу».

Вопросы учащимся:  Кому была выгодна система отрезков земли?

 Учитель:проверим, насколько верно вы поняли , какие основные свободы и обязанности получили крестьяне. Заполним экспресс-тест.

Учитель: Как вы думаете, как отреагировали крестьяне на реформу?

Отпустили крестьян, на свободу

Девятнадцатого февраля,

 Только землю не дали народу,

Вот вам милость дворян и царя.

 Мужики без земли пропадают,

А дворяне и рады тому,

Что дешевле они нанимают

Мужиков на работу свою...

Чтобы с голоду нам не подохнуть,

 На дворян мы работать идем,

И живет эта жадная свора

Исключительно нашим трудом.

Учитель:Как вы думаете, насколько своевременной была отмена крепостного права? Какие  последствия могла иметь реформа?

Составление кластера на доске и в тетради.

Плюсы и минусы реформы, обсуждение кластера.

Оценивание работы учащихся

Домашнее задание-дифференцированное

1.Письменное аналитическое задание: как вы понимаете слова Н. А. Некрасова из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»?

...Распалась цепь великая,

Распалась и ударила,

Одним концом по барину,

Другим по мужику...

2. Составить 5 вопросов к пар.20

3. прочитать пар20, ответить на вопросы в тетради №2

Приветствуют учителя.

( ответы учащихся)

Слайд

Слайд

Слайд

видеоурок

Слайд

Слайд

Работа учащихся с текстом

Ответы учащихся, работа по таблице в тетради

слайд 

 

Ответы учащихся

Комментарии учащихся

Запись в тетради

Заполнение теста, самопроверка

Ответы учащихся

Документ

Письма из провинции об объявлении манифеста 19 февраля 1861 г. (март-апрель 1861 г.)>>

<..,> По сборе народа зажигались [в церкви] <...> свечи, священники облачались в праздничные ризы, выходили с Манифестом в руках <...> выход священника встречен был народом с усердною мольбою иконам, <...> затем следовала мертвая тишина и начиналось чтение манифеста.

<...> Чтение манифеста <...> на народ никакого впечатления не произвело, крестьяне, как водится, не поняли манифеста и начали по-своему перетолковывать, давая себе небывалые преимущества. Когда прочли манифест в Стубленской церкви, то народ <...> начал негодовать на нашего священника, что он неправильно читал манифест, они говорили, что земля должна оставаться в их собственности, а не собственностью помещика и что барщины никакой не должно быть. <...>

<..,> в Орле по прочтении манифеста < ..,> народ разошелся с убеждением, что это не та, а на днях ,Пришлют другую, настоящую вольную. <...>

<...> равнодушие народа <...> весьма понятно <...> он еще не знает, как он устроится, станет ли ему легче в том положении, которое ему предоставляется <...> Теперь, кажется, начинает проникать в сознание крестьян убеждение, что повинности не отменены. Они говорят: «Помещики упросили царя еще на два года дать им попользоваться, а там объявят настоящую волю. Нечего делать, два года потерпим».

        (Конец крепостничества в России.

Документы, письма, мемуары, статьи. М, 1994, с. 265-274.)

        

                                                                       

                                                                               

Манифест 19 февраля 1861 года

     Божиею милостию Мы, Александр Второй, император и самодержец   всероссийский,   царь  польский,  великий  князь  финляндский,  и

прочая, и прочая, и прочая. Объявляем всем нашим верноподданным следующее.

 

     Вникая в положение званий и состояний в составе государства, мы усмотрели,  что  государственное  законодательство,   …не  достигло  равномерной  деятельности  в отношении  к  людям  крепостным,  так  названным потому,  что они частию старыми законами,  частию обычаем  потомственно  укреплены под  властию помещиков,  на которых с тем вместе лежит обязанность устроять их благосостояние. Права помещиков были доныне обширны ине  определены  с  точностию  законом,  место  которого заступали предание, обычай и добрая воля помещика.  …

   Так, император Александр I издал постановление о свободных хлебопашцах, и в бозе почивший родитель наш Николай I—  постановление  об  обязанных крестьянах.  В губерниях западных   28инвентарными правилами определены наделение крестьян землею и  их повинности.  Но постановления о свободных хлебопашцах и обязанных крестьянах приведены в действие в весьма малых размерах.

     Таким образом,  мы убедились,  что дело изменения  положения крепостных    людей    на   лучшее   есть   для   нас   завещание предшественников наших и жребий,  чрез течение  событий  поданный нам рукою провидения.

      Призвав Бога  в  помощь,  мы   решились   дать   сему   делу исполнительное движение. В силу означенных новых положений, крепостные люди получат в свое время полные права свободных сельских обывателей.

Помещики, сохраняя право собственности на все  принадлежащие им земли,  предоставляют крестьянам, за установленные повинности,

в постоянное пользование усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения   быта   их   и   исполнения   обязанностей  их  пред

правительством,  определенное  в  положениях  количество  полевой земли и других угодий.

     Пользуясь сим поземельным наделом,  крестьяне за cиe обязаны исполнять  в   пользу   помещиков   определенные   в   положениях

повинности.  В сем состоянии,  которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными.

     Вместе с  тем  им  дается  право   выкупать   усадебную   их оседлость,  а  с  согласия  помещиков  они  могут  приобретать  в

собственность полевые земли и  другие  угодья,  отведенные  им  в постоянное  пользование.  С таковым приобретением в собственность

определенного   количества   земли   крестьяне   освободятся   от обязанностей  к  помещикам  по  выкупленной  земле  и  вступят  в

решительное состояние свободных крестьян-собственников.

     Особым положением о  дворовых  людях  определяется  для  них   переходное   состояние,   приспособленное   к   их   занятиям   и

потребностям;  по истечении двухлетнего срока от дня издания сего положения они получат полное освобождение и срочные льготы.

по совершении надлежащих приготовлений, открыт будет новый порядок

Для правильного  достижения  сего  мы  признали   за   благо

повелеть:

     1. Открыть  в  каждой  губернии  губернское  по крестьянским делам присутствие,  которому вверяется высшее заведование  делами

крестьянских обществ, водворенных на помещичьих землях.

     2. Для   рассмотрения  на  местах  недоразумений  и  споров, могущих возникнуть при исполнении новых  положений,  назначить  в

уездах  мировых  посредников  и образовать из них уездные мировые съезды.

     3. Затем образовать в помещичьих имениях мирские управления, для  чего,  оставляя  сельские  общества  в  нынешнем их составе,

открыть в значительных селениях волостные  управления,  а  мелкие сельские общества соединить под одно волостное управление.

     4. Составить,  поверить  и  утвердить  по  каждому сельскому обществу или имению уставную грамоту,  в которой будет исчислено,

на    основании    местного    положения,    количество    земли, предоставляемой крестьянам в  постоянное  пользование,  и  размер

повинностей,  причитающихся с них в пользу помещика как за землю ,так и за другие от него выгоды.

     5. Сии уставные  грамоты  приводить  в  исполнение  по  мере   утверждения их для каждого имения, а окончательно по всем имениям

ввести в действие в течение двух лет со  дня  издания  настоящего манифеста.

     6. До  истечения  сего  срока  крестьянам  и  дворовым людям пребывать  в  прежнем  повиновении  помещикам  и   беспрекословно

исполнять прежние их обязанности.

     7. Помещикам  сохранить наблюдение за порядком в их имениях, с правом суда  и  расправы,  впредь  до  образования  волостей  и

открытия волостных судов.

  Для удобнейшего же  приведения  в  действие  тех  соглашений между владельцами и крестьянами, по которым сии будут приобретать

в  собственность  вместе  с  усадьбами  и  полевые   угодья,   от правительства будут оказаны пособия,  на основании особых правил,

выдачею ссуд и переводом лежащих на имениях долгов.

  Дан в Санктпетербурге, в девятнадцатый день февраля, в  лето

от рождества  Христова   тысяча  восемьсот   шестьдесят   первое,

царствования же нашего в седьмое.

Дополнительные материалы к уроку

        1. Исторический диктант

        - О чем или о ком идет речь?

1) Крестьянин, освобожденный по реформе 1861 г. от крепостной зависимости,

        но не переведенный на выкуп.

2) Должностное лицо, назначаемое для утверждения уставных грамот и разрешения споров между крестьянами и помещиками.

З) Договор помещика с крестьянами о размере надела и условиях выкупной

операции

4) Отторгнутые от крестьянских наделов в пользу помещика участки земли

5) 80% от стоимости надела, которые платило за крестьянина государство и которые тот должен был вернуть в течении 49 лет.

6) Преобразование в какой-либо сфере государства.

(Ответы: временнообязанные; народные посредники; уставная грамота; «отрезки»; ссуда; реформа)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку "Отмена крепостоного права"

Урок предназначен для учащихся 8 класса. презентация является приложением к технологической карте урока по аналогичной теме...

Технологическая карта занятия "Общие правила работы в химической лаборатории"

Технологическая карта дополнительного образования по химии "Химия вокруг нас"...

Технологическая карта к уроку по предмету обществознание в 11 кл. "Процессуальное право. Гражданское процессуальное право. Административная юрисдикция"

Открытый урок в 11 классе по предмету обществознание на тему: "Процессуальное право. Гражданское процессуальное право. Административная юрисдикция" оформлен в виде технологической карты в соответствии...

Технологическая карта урока ОУДП. Право по теме «Права и свободы человека и гражданина»

Технологическая карта урока ОУДП. Право по теме: «Права и свободы человека и гражданина»...

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...