Творческие формы работы во взрослом психоневрологическом интернате.
статья

Статья предназначена для воспитателей и специалистов, работающих в социальной сфере,  для реализации социально-педагогических услуг в контексте занятий. В статье рассматриваются творческие формы работы в психоневрологическом интернате. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья22.62 КБ

Предварительный просмотр:

Творческие формы работы во взрослом психоневрологическом интернате.

Шведко К.А.

воспитатель

СПб ГБСУСО «Психоневрологический интернат №3».

Аннотация. В статье рассматриваются творческие формы работы в качестве реализации социально-педагогических услуг. Опыт основан на внесении творческих форм работы в педагогический план и наблюдении за эффективностью его использования в соответствии с поставленными задачами и целью.

Ключевые слова: творчество, социально – педагогические услуги, получатели социальных услуг, ткачество, папье – маше, теневой театр, актерство, эмоции, радость, театр, люди с ОВЗ.

В наше время социальные учреждения интернатного типа имеют перечень предоставления социально-педагогических услуг с определенным спектром задач, ведущих к основной цели – улучшении качества жизни людей.

Имея опыт работы в учреждении данного типа, мною подбираются актуальные и доступные творческие формы и методы работы для осуществления воспитательной деятельности с получателями социальных услуг имеющие ограниченные возможности здоровья в соответствии с профессиональными компетенциями. Важным элементом всей системы реализации социальных услуг происходит за счет повышения профессиональных компетенций сотрудников и обмена практического опыта педагогов.

Важно отметить, что у людей данной категории недостаточно развита когнитивная сфера, этот аспект прослеживается в недостаточной обобщенности, имеющихся у них элементарных представлений и понятий об окружающей их социальной действительности, малым жизненным опытом и трудностями в произвольном оперировании данными этого жизненного опыта.

На мой взгляд творческие форма работы, это самый многообразный вид деятельности, который доступен каждому человеку в любом возрасте. Здесь нет правил, критики и шаблонов. Люди с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в психоневрологическом интернате с помощью творческой деятельности, получают возможность быть причастными к миру искусства.

Творчество – это процесс, в результате которого создаются новые объекты и духовные ценности. Основным критерием является уникальность результата. [14]

Существует великое множество творческих направлений. Каждое из которых раскрывает разнообразие деятельности (изобразительная деятельность, лепка, аппликация, коллаж, рукоделие, актерство и пр.).

В своей работе, я выделяю три направления творческих форм работы с получателями социальных услуг: ткачество, папье – маше, теневой театр.

Одной из интересных творческих форм работы с получателями социальных услуг, является ткачество. Традиционно, считается, что ткачество – это ремесло. Раньше это и правда было ремесло - необходимая и обязательная деятельность человека, создающего весь свой быт своими руками. С появлением крупных производств, ручной труд стал забываться. Сегодня, можно сказать с уверенностью, данное направление стало популярным за счет многообразия средств выразительности. Подбирая формы работы, реализовывая индивидуальный и всесторонний подход к реализации социально-педагогических услуг, ткачество может стать увлекательным и полезным делом для проживающих в ПНИ. Ткацкие техники возможно адаптировать и подбирать индивидуально под каждого человека в меру его возможностей и желаний. Вся работа в данном направлении строится из трех этапов: подготовительный (задумка, подбор материалов, цветосочетаний), исполнительский (процесс ткачества) и завершающий (результат и прикладное назначение). Данная форма работы является стимулом для этнографических познаний, и, как следствие, сохранение нематериального наследия нашей страны.

Еще одной многообразной формой работы является папье – маше. С помощью этого вида деятельности, люди имеют возможность попробовать свои силы в создании малых скульптурных форм. Материалы могут быть разные: вата, бумага, газета, ткань, нити, и комбинации этих материалов. Здесь возможно очень большое поле деятельности. Любую фигуру можно создать самостоятельно. Доступна групповая и индивидуальная работа. В качестве декора готовых изделий применимы декупажных и изо-техники.

Готовые результаты работы доставляют радость не только авторам, но и тем, кому они дарят свои работы. Возможность что-то сделать самим в дар близким – немаловажный фактор.

Одной из ярких и необычных форм работы можно назвать – теневой театр. Совместная с ПСУ работа проводится в несколько этапов, в каждом из которых могут принимать участие разные люди. Кому-то нравится подготавливать фигурки для спектакля, кто-то с удовольствием озвучивает, выступать и ассистировать – также могут совсем другие люди. Таким образом, можно задействовать максимальное число участников. И для всех это будет общий результат – постановка представления.

Заинтересованность вызывает уже сама атмосфера театра: темнота, локальное освещение, темные угадываемые образы, фонарики, зеркальное восприятие. За счет приятной демонстрационной атмосферы, ПСУ могут просматривать с удовольствием спектакли в повторении, запоминать слова, звуки и сюжет. Теневой театр может быть разным: фигурки и экран, проектор и руки, штора и люди.

Используя данный вид театра, и, придумывая свои сказки, происходит погружение в область сказкотерапии. Эта увлекательная сфера арт-терапии способна бережно и безопасно решать педагогические задачи в процессе реализации услуги «социально-педагогическая коррекция».

Также, возможно проводить тематические занятия, игры и эксперименты. Направляя на луч проектора разные светопропускающие материалы, можно погрузиться в мир фантазий и воображения, это экспериментирование, которое может быть расширено материалами, светящимися в темноте, например, люминофор – все это вызывает неподдельный интерес проживающих. Разнообразные игры («угадай друга по тени», «превращения», «придумай образ») позволяют расслабиться и получить положительные эмоции. Можно сказать, что теневой театр имеет универсальный арсенал задач и целей. Даже если ПСУ пассивные участники, просто зрители, театр становится прекрасным досугом.

Таким образом, творчество, если рассматривать его, в первую очередь, как «процесс» – является прекрасным инструментом для реализации большого количества социальных и психолого-педагогических задач.

Мною установлено, что, используя в воспитательной деятельности творческие формы работы с инвалидами, наблюдается положительная динамика: улучшение качества жизни, создание условий для мотивированной деятельности, стимуляция реабилитационного потенциала, сохранение когнитивно-познавательной сферы, повышение социальной значимости – это те задачи, реализовывая которые, создается полезная и безопасная среда для проживающих людей в интернате.

Список литературы

  1. Гнездилов А.В. «Психология и психотерапия потерь», Речь, СПб, 2002г. – 161 с.
  2. Грибова Е.Г. Теневой театр для дошкольников в детском саду / Грибова Е.Г. [Электронный ресурс] // Кладовая развлечений. Международный образовательный портал: [сайт]. — URL: .
  3. Нефедова Е.А. Узорова О.В. «Готовимся к школе», Москва, Аквариум, 1997г
  4. Осипова Е.И. «Ткачество» Новгородские традиции и современность, Издательский дом «Художественная школа», Москва, 2009
  5. Ращупкина О. Н. Театр теней как средство развития творческих способностей детей / О. Н. Ращупкина. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 119-122. — URL:
  6. Кузнецова А.Ю. Использование инновационных педагогических технологий в работе с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития. / Всероссийский педагогический журнал «Современный урок»// -2019/ - №3. – С.75.
  7. Фонд возрождения традиционной культуры им.святителя Стефана Великопермского Музей-школа им Императрицы Александры Федоровны студия традиционного костюма «Русские начала», «Этнографические очерки», Пермь, 2012г
  8. Чех Е.В. «Расскажи мне сказку, я сегодня злюсь» Речь, СПб,

2009 – 140 с.

  1. «Чудесные мгновения». Традиционный костюм, вып.1(7), 2008г
  2. (дата обращения: ).
  3. Ращупкина, О. Н. Театр теней как средство развития творческих способностей детей / О. Н. Ращупкина. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 119-122.
  4. «Fabric, Ritual, Man», weaving traditions of the east Europe slavs
  5. Театр теней / [Электронный ресурс] // Википедия : [сайт]. — URL: #1058;еатр_теней (дата обращения: ).
  6. [Электронный ресурс Википедия [сайт]. #1058;ворчество]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование творческих форм работы на уроках математики для развития познавательного интереса школьников

В работе рассказывается как на уроках математики развить познавательный интерес учащихся к предмету...

Результаты работы компьтерного класса в Мариинском психоневрологическом интернате.

Цели, задачи и результаты работы за 2 года  обучения умственно отсталых детей в компьютерном классе....

Проектная деятельность как форма работы с воспитанниками пришкольного интерната

В пришкольном интернате воспитанниками создан и в течение учебного года реализовывается социальный проект "Наш двор", целью которого является благоустройство прилегающей к интернату территории. Воспит...

Творческие формы работы на уроках музыкально-теоретических дисциплин

Данная статья кратко напоминает об основных формах творческой работы на музыкально-теоретических занятиях (сольфеджио, музыкальная литература, слушание музыки,...). Все мы ими пользуемся, но, к с...

Использование творческих форм работы для развития познавательного интереса на уроках геометрии

В работе даются понятия познавательного интереса и его основные этапы. Рассказано, что можно сделать, чтобы интересно преподавать....

Составление уравнений и задач как творческая форма работы учащихся

Образованию более крупных единиц усвоения знаний содействует выполнение учащимися творческих упражнений, которые в общепринятой практике занимают очень скромное место.Два полярных процесса - решение з...