«Духовно- нравственное воспитание себя и своих воспитанников»
статья

Скоморохова Инна Владимировна

В этой статье я делюсь опытом своей работы, привожу некоторые примеры, которые можно использовать на занятиях, используя в качестве инструмента классическую музыку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.58 КБ

Предварительный просмотр:

«Духовно- нравственное воспитание себя и своих воспитанников»

          От качества духовно-нравственного воспитания ребёнка, данного ему родителями, педагогами, воспитателями зависит качество всей его последующей жизни. Плоды этого воспитания определяют то, насколько он сможет реализоваться в профессиональной деятельности, творчестве, личной жизни.
         При рождении человек получает в подарок огромный внешний мир.
Правильное духовно-нравственное воспитание дарит ему постепенно ещё один, внутренний мир. Если ребёнку вместе со взрослыми удалось наполнить его светом, он обязательно поможет сделать светлее мир внешний.
         Духовная сторона личности — это сама сущность человека, то, что он представляет собой на самом деле, если снять с него одежду, забыть о его социальном статусе и финансовом состоянии. Чтобы яснее понять, нужно представить себе, что случилась катастрофа, человек внезапно лишился всего имущества, работы, родных и друзей. Тогда он остаётся лишь с тем, чем сам наполнен, а это как раз зависит от самовоспитания и воспитания, полученного им в детстве от родителей и педагогов.
         Воспитание духовной личности- это социальная потребность жить и действовать для других. С категорией духовности соотносится потребность познания мира, себя, смысла и назначения своей жизни.

          Нравственность — внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, совокупность норм и правил поведения, прежде всего в обществе, некий барьер, не позволяющий совершать всё, что вздумается. Безнравственный человек, не имеющий никаких сдерживающих факторов, спокойно идёт на любой бесчестный поступок. Низкий уровень нравственности предполагает то, что человек игнорирует нормы поведения, если они идут в разрез с его интересами. Человек с высоким уровнем нравственности предъявляет самые высокие требования к своему поведению.
         Нравственность- есть принятие на себя ответственности за свои поступки. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм.

          Советский педагог Василий Андреевич Сухомлинский считал, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека».  Он говорил: «Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - всё равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».

В целях нравственного воспитания В.А. Сухомлинский предлагал учить детей азбуке морали и чётко изложил основные положения этой азбуки:

  • Ты живёшь среди людей. Помни, что каждый поступок, каждое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между «хочу» и «можно». Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай всё так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.
  •  Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди создают тебе счастье детства. Плати им за это добром.
  • Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.
  • Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай людям в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.
  • Не будь равнодушным. Борись против зла, обмана и несправедливости.

          Проблема духовно- нравственного воспитания приобретает особое значение, когда речь идёт о детях-сиротах, лишённых родительской поддержки, имеющих негативный социальный опыт, отличающихся от сверстников ослаблением физического и психического здоровья, нравственной устойчивости. Характерным результатом негативных влияний выступает высокий уровень социальной дезадаптации таких детей, низкий потенциал их жизненной самореализации, потребительское отношение к обществу. Учитывая это, возникает потребность в проведении специально организованной воспитательной работы по формированию у детей-сирот социально значимых личностных качеств и ценностных ориентаций.

          Центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является главным объектом нравственного воспитания, поэтому особое значение здесь отводится роли воспитателей. Мы имеем возможность педагогического влияния на своих подопечных и стараемся уделять этой проблеме важнейшую роль в своей профессиональной деятельности. Конечно, эта работа сложная и кропотливая, т.к. приходится сталкиваться с рядом проблем: негативное влияние прошлого социального окружения, кризис подросткового возраста, изменившиеся условия жизни общества… От системы ценностных ориентаций педагога зависит общая атмосфера воспитательного процесса, зависит система отношений «воспитатель — ребёнок».

          Одним из подходов к формированию нравственного сознания воспитанников является систематичность в этом направлении, т.е. введение обязательного последовательного сообщения детям минимума нравственных знаний, на основе которых и должно вестись полноценное нравственное формирование и воспитание всех без исключения. Важно использовать весь потенциал воспитательной работы. Постоянно и последовательно сообщать базовые нравственные знания с учётом возрастных возможностей их усвоения. Но не забывать, что мир духовных ценностей не может быть внесён в сознание кем-то извне. Ценности вырабатываются только самостоятельно. Поэтому воспитанники должны быть активными участниками процесса.

          Результатом выполнения задач и достижения целей духовно-нравственного воспитания должны стать личные качества, которые помогут ребёнку жить и трудится в современном обществе. Полноценный член общества обладает волей, целеустремлённостью, настойчивостью, самоконтролем, самостоятельностью. Он трудолюбив, способен объективно оценивать свои действия, намерения, мысли, преодолевать любые трудные обстоятельства и принимать трезвые решения. Такой человек осознаёт свою обязанность руководствоваться во всех своих поступках совестью.

          В нашей группе живут ребята подросткового возраста 14 – 16 лет. Это возраст интенсивного общения, которое является основой для "тренировки" нравственного поведения. Психологическая роль ценностных ориентаций ребёнка на этом этапе формирования его как личности особенно возрастает и усложняется.  Активно развивается потребность ребёнка выйти за рамки детского образа жизни, занять общественно важное и общественно оцениваемое место в коллективе сверстников. В подростковом возрасте нельзя говорить о законченном процессе становления ценностных ориентаций, они только развиваются, именно в этот период набирает силу социальная активность, и развитие ценностных ориентаций оказывает определяющее воздействие на личность, её активность в социальном плане.

Основными средствами воспитания выступают слово, дело, пример.

Наша обязанность- помочь ребёнку сформировать и развить в себе духовно-нравственные качества и способности по четырём направлениям:

семейное;

творческое;

патриотическое;

социальное.

Для развития в каждом направлении требуется выполнить ряд промежуточных задач.

Семейное направление 

- воспитание хорошего семьянина:

ответственное и заботливое отношение к членам своей семьи и в последствии ко всем окружающим людям;

способность понимать и принимать свои обязанности по дому, а в последствии профессиональные и социальные;

доброжелательность и эмоциональная отзывчивость, способность сопереживать членам своей семьи и другим людям.

(Празднование и поздравление с днём рождения воспитателей и воспитанников, вечерние чаепития, уважительное отношение к членам семьи со стороны воспитателей, дежурство по группе- столовая, стирка, вечерняя уборка группы, уважительное отношение друг к другу).


Творческое направление 

Любой человек от рождения обладает определёнными творческими способностями, которые обязательно нужно обнаружить и развить. Это помогает профориентации и самореализации личности, развитию эстетического вкуса.
Основные задачи творческого развития — научить ребёнка познавать себя, свои способности, окружающий мир, творчество других людей и творить самостоятельно.

(Возможность записаться в секции и кружки по интереса-  участие в фольклорном кружке, студии вокала, хореографии, соломоплетения, квиллинга  в  Центре, участие в мероприятиях города и Центра, в конкурсах и фестивалях, в мастер- классах. Мы стараемся поддерживать и мотивировать воспитанников на участие в мероприятиях не только дома, но и в школе.

Воспитанники часто посещают театры (Мариинский театр, театр А. Райкина, Балтийский дом, «Алеко», ТЮЗ), представления в ДМ «Царскосельский»: мюзиклы Александра Грицана «Три загадки», «Царевна New- Смеяна», отчётные концерты национальной музыкальной корпорации «Арт- медиа кидс».

Профориентационный проект «Пазл»-наш воспитанник  Паша увидел в интернете макет квартиры из настоящих строительных материалов в миниатюре, мечтал о нём, а, благодаря проекту, получил возможность сделать кладку из настоящего кирпича и был просто счастлив).

Патриотическое направление 

призвано помочь будущему гражданину обрести:

национальное самосознание, достоинство, патриотизм;

веру в Россию;

стремление к приумножению благосостояния, могущества и развитию духовной культуры Отечества;

уважение к представителям других национальностей и умение взаимодействовать с ними.

(Мы выезжаем на экскурсии (в г. Тихвин, в Вырицу, по Неве, фестиваль ледоколов, Планетарий №1), бываем в музеях (Русский музей, Этнографический, крейсер «Аврора», музей «Дорога жизни», Музей варежки, Петропавловская крепость), гостили в пожарной и военно- космической частях, в отряде мобильного особого назначения Санкт- Петербурга, на аэродроме).

Экскурсии по Пушкину: наши парки, павильоны, световое лазерное шоу на плацу Екатерининского дворца; тематические экскурсии, на которых рассказываем об истории домов и улиц города, используя публикации в  газетах «Мой гид» и «Муниципальный телеграф».

Трепетное отношение к ветеранам Великой Отечественной войны, ежегодно принимаем участие в митинге, посвящённом 9 Мая, Дню полного снятия блокады Ленинграда 27 января, встречаемся с детьми блокадного Ленинграда, участвуем в акции «Свеча горела», поэтическом Празднике белых журавлей 22 октября, посвящённом памяти солдат, погибших в годы войны. Смотрим и обсуждаем художественные фильмы).

Социальное направление 

Духовно здоровый член общества должен стремиться к социальному самоутверждению на основе духовно-нравственных норм взаимоотношений с другими людьми. Педагоги должны научить ребёнка:

открыто выражать свои взгляды;

противостоять действиям, представляющим угрозу для жизни и здоровья, своих и чужих; нести ответственность за свои поступки;

осознавать себя, как часть человечества, свою ответственность за его состояние и жизнедеятельность, свою ответственность за экологическое состояние планеты.

(Беседы по профилактике вредных привычек и правонарушений, обсуждение проблем за «круглым столом», групповое чтение по вечерам: Андрей Платонов «Юшка», Ирина Молчанова «Рассвет с Джульеттой», Александр Куприн «Гранатовый браслет», занятия по теме «Формирование духовно- нравственных ценностей через восприятие классической музыки»).

          Классическая музыка накопила огромный багаж по формированию духовно – нравственных ценностей, ведь композиторы всех времён и народов постоянно обращаются к этой теме. Почему? Потому, что нравственные ценности стоят выше всего остального, и по ним выверяют поступки в сложных или спорных ситуациях люди, руководствующиеся в повседневной жизни самыми разными шкалами мер и оценок.

         

          На занятиях музыка выступает не столько как объект изучения, сколько как субъект диалога, когда ребёнок пытается понять позицию автора, его мысли, чувства, настроения. При этом воспитанник должен «заглянуть» в себя, сравнить свои чувства и переживания с переживаниями, заложенными в музыкальном произведении, понять, может ли он пережить чужую боль и страдание. Наши дети эмоциональны и чувствительны, они тонко воспринимают музыку. Задача воспитателя - не погасить искру творчества, а средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у ребят развивались не только интеллект, но и душа.

(Примеры:

Нравственная ценность

Музыкальный материал

Любовь к Родине, к своим близким.

Воспоминания ветерана В.О. войны, «Баркарола» П.И. Чайковского из фортепианного цикла «Времена года».

Быть выше обид и гордыни.

Трагедия У. Шекспира «Кориолан» и увертюра Л. Бетховена «Кориолан».

Жертвование собой ради спасения других людей.

Фрагменты к/ф «Титаник», гимн англиканской церкви «Ближе, Господь, к Тебе!»

Совесть, честность.

Рассказ К. Паустовского «Старый повар», фрагмент симфонии В. А. Моцарта «Юпитер».

Человеческая жизнь.

«Токката и фуга ре минор» И.С. Баха;

фрагмент первой части «Бранденбургского концерта» №2 И.С. Баха;

Смелость, храбрость, чувство собственного достоинства.

Фрагмент симфонии № 5 Л.В. Бетховена

Патриотизм, гордость за страну.

Д.Д. Шостакович. «Ленинградская» симфония

Немецкому философу Иммануилу Канту принадлежат слова: «Есть только две истины: звёздное небо над нами и нравственный закон внутри нас»

Давайте чаще любоваться звёздным небом, забывая о ссорах, обидах, обо всём плохом, слушать хорошую музыку, становиться лучше под воздействием этой красоты и жить в гармонии с собой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната

В чрезвычайно  сложной ситуации оказываются  воспитанники школ-интернатов, удаленные из семьи на период учебных занятий, а также дети, лишенные родительского попечения, и дети-сироты, прожив...

Духовно-нравственное воспитание обучающихся "группы риска", воспитанников с ОВЗ.

Статья социального педагога посвящена разным методам привития морально-духовных ценностей обучающимся специальной школы VIII вида....

Программа духовно-нравственного воспитания и развития воспитанников с ОВЗ в условиях школы- интерната "Истоки нравственности"

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждениеКупинского района "Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья"г. Купино, ул. Розы Л...

ИНФОРМАЦИЯ по реализации программы «Духовно-нравственное воспитание обучающихся в школе «Я – гражданин своего села, своей страны».

Информация по реализации программы "Духовно-нравственное воспитание обучающихся в школе"....

1. Программа "Духовно-нравственное воспитание" 2.Презентация "Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни,через экономическую социализацию детей-сирот"

1.Цель.Задачи.Пояснительная записка.Материалы занятий.Предполлагаемый результат.2.Цель и задачи педагогической деятельностиАктуальность педагога в развитии образованияДеятельностный аспект педагога в ...

Духовно-нравственное воспитание школьников на основе культурных традиций своего народа (адыгэ хабзэ) «Нравственные уроки»

Программа "Духовно-нравственное воспитание школьников на основе культурных традиций своего народа (адыгэ хабзэ) «Нравственные уроки»...