Научно – исследовательская работа в рамках празднования 100 летия ТАССР
классный час

Загидуллина Зульфия Дамировна

      Есть устоявшиеся символы, которые напоминают определенную страну или город. Так, в Америке - это Статуя Свободы, во Франции можно вспомнить Эйфелеву башню в Париже, в Англии – Биг Бен в Лондоне. Символы других стран: Индия – слоны; Китай – Китайская стена; Япония – гора Фудзияма; Египет – пирамиды и Сфинкс, Австралия – кенгуру. Татарстан – республика с очень удивительной и интересной историей . А есть ли у нее свои яркие символы?

Цель исследования: выявление современных символов Татарстана

Объект исследования: традиционные символы

Предмет исследования: определение современных символов

Гипотеза исследования: в настоящее время традиционные символы остались в полной мере неизменными

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены задачи.

Задачи исследования:

1.Вспомнить традиционные символы Татарстана

2.Дать характеристику общепринятых символов.

3. Провести анкетирование: выявить современные символы, сделать сравнительный анализ полученных данных

Методы исследования: теоретические, эмпирические, метод статистической обработки результатов исследования.

Новизна исследовательской работы заключается в том, что современные татарские символы были определены с помощью анкетирования различных категорий респондентов и подверглись тщательному качественному и количественному анализу.

Практическая значимость заключается в возможности использования полученных данных и проведения в дальнейшем подобных изучений для решения задач по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

“Кушарская основная общеобразовательная школа ”

Атнинского муниципального района РТ


Научно – исследовательская работа,

в рамках празднования 100 летия ТАССР

Тема: «Символы Татарстана. Существуют ли они в настоящее время?»

                                                                               Работу выполнили:  

                                                                                учащиеся 7 класса

                                                                                Руководитель:

                                                                                классный руководитель

                                                       Загидуллина З.Д.

2020 г.

Содержание

     Введение………………………………………………….……… 3

  1. Традиционные татарские символы………………………  4
  1. Государственные символы Татарстана…………… 4
  2. Символы татарской природы………………………..5
  3. Личности в татарской действительности…………..6
  4. Представители татарского фольклора……………...6
  5. Бытовые предметы, игрушки………………………..6
  1. Символы Татарстана в настоящее время…………………7
  1. Характеристика респондентов……………………… 7
  2. Выявление татарских брендов (символов)………... 7
  3. Заключение…………………………………………… 11

Список использованных источников…………………………....12

Приложение………………………………………………………… 12










Введение

      Есть устоявшиеся символы, которые напоминают определенную страну или город. Так, в Америке - это Статуя Свободы, во Франции можно вспомнить Эйфелеву башню в Париже, в Англии – Биг Бен в Лондоне. Символы других стран: Индия – слоны; Китай – Китайская стена; Япония – гора Фудзияма; Египет – пирамиды и Сфинкс, Австралия – кенгуру. Татарстан – республика с очень удивительной и интересной историей . А есть ли у нее свои яркие символы?

Цель исследования: выявление современных символов Татарстана

Объект исследования: традиционные символы

Предмет исследования: определение современных символов

Гипотеза исследования: в настоящее время традиционные символы остались в полной мере неизменными

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены задачи.

Задачи исследования:

1.Вспомнить традиционные символы Татарстана

2.Дать характеристику общепринятых символов.

3. Провести анкетирование: выявить современные символы, сделать сравнительный анализ полученных данных

Методы исследования: теоретические, эмпирические, метод статистической обработки результатов исследования.

Новизна исследовательской работы заключается в том, что современные татарские символы были определены с помощью анкетирования различных категорий респондентов и подверглись тщательному качественному и количественному анализу.

Практическая значимость заключается в возможности использования полученных данных и проведения в дальнейшем подобных изучений для решения задач по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся школы.

Структура и объем работы. Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

1. Традиционные символы Татарстана

1.1. Государственные символы Татарстана

Для любого современного государства его главные символы существуют в триединстве: герб, флаг, гимн.

Современный герб Татарстана, имеет форму круглого щита

     В центре герба изображение крылатого белого барса. В древности  барс считался божеством плодородия, покровителем детей. Изображение  барса на фоне красного диска солнца означает доброе знамение, успех, счастье, жизнь.   На левом боку барса – круглый золотой щит, означающий правовую, экономическую, силовую защищённость граждан республики. Цветок белой астры с четным количеством лепестков на щите символизирует чистоту, вечный источник жизни, пожелание долголетия. Приподнятая правая передняя лапа  барса – означает также начало движения вперёд «шагом правой ноги», доброе начало движения Татарстана по пути обновления. Острые зубы и когти барса  означают его способность постоять за себя. Семь перьев крыльев символизирует пространство воздействия покровительствующей силы барса – и на земле, и на небесах. Положение хвоста барса означает хорошее настроение, дружелюбие . Три золотых круга, заключённые друг в друга, выражают идею единства, бесконечности и высшего совершенства. Золото – символ богатства Татарстана .

       Государственный флаг Республики Татарстан, представляет из себя прямоугольное  полотнище, состоящее из трёх горизонтальных полос зелёного, белого и красного цветов.

       Цвета Государственного флага Республики Татарстан означают : зелёный – зелень весны, возрождение;  белый  - чистоту; красный – зрелость, энергию, силу, жизнь. Совокупность этих цветов символизирует Татарстан как возрождающуюся республику, у которых  помыслы чисты, и есть зрелые жизненные силы для развития своей государственности.

Гимн — это один из символов Республики Татарстан. Музыка гимна представляет собой музыкальное произведение известного татарского композитора Рустема Яхина .

Новый текст гимна состоит из 8 строк на татарском и из 8 ми строк на русском языке. На русский язык текст перевел Филипп Пираев.


1.2. Символы природы Татарстана

Татарстан находится на Восточно-Европейской равнине в месте слияния Волги и Камы. Республика расположена в лесной и лесостепной зонах. Лиственные породы деревьев, которые встречаются здесь в большом количестве, представлены дубом, липой, берёзой. Из хвойных насаждений в этом месте преобладает сосна и ель. Равнина Татарстана иногда чередуется с небольшими возвышенностями. На территории республики есть большое количество достопримечательностей природного происхождения. Здесь созданы прекрасные условия для обитания различных видов животных и птиц. Некоторые даже занесены в Красную книгу. Будучи здесь, рекомендуется обязательно посетить места, пользующиеся популярностью у туристов: Озеро «Провал»в Алексеевском районе, система озер «Голубые озера», гора Чатыр Тау, самое высокое место в Татарстане, «Долгая поляна» на Тетюшских горах, Юрьевская пещера в Богородских горах, озеро Кара Куль и многое другое


1.3. Личности в Татарстане

В истории действуют множество людей. Некоторые из них оставили в ней значительный след, наложили свой отпечаток на ход исторических событий и их результаты. Каждый народ вправе гордиться самыми известными представителями своей нации, и в этом плане татары – не исключение! Мы знаем, помним и уважаем известных представителей татарского народа!

Сообщить, что Рустам Минниханов – личность в Татарстане уважаемая, это не сказать ничего. На последних выборах президента республики в сентябре 2015 года свои голоса за него отдали более 90 процентов избирателей. 

Огромный вклад в исторический процесс вносят не только государственные деятели, но и гениальные личности, творящие в сфере науки, техники, философии, литературы, искусства: Муса Джалиль, поэт и патриот, Герой Советского Союза; Габдулла Тукай, писатель-классик татарской литературы.  Ахмадулина Белла, поэтесса Татарские корни имеют многие известные дворянские роды России: Апраксины, Аракчеевы, Дашковы, Державины, Ермоловы, Шереметевы, Булгаковы, Гоголи, Голицыны, Милюковы, Годуновы, Кочубеи, Строгановы, Бунины – всех не перечислить. 

1.4. Представители татарского фольклора

Татарский фольклор имеет хорошо развитую систему традиционных жанров: героический эпос (дастаны, баиты, исторические песни), сказки и народные шутки, легенды и предания, загадки, пословицы и поговорки, песни: короткие, сюжетные, обрядовые и игровые, плясовые. Нельзя забыть татарский праздник – сабантуй..Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Героями татарских народных сказок являются батыры, шайтаны, тулпары ,су анасы , а также многие животные

1.5. Бытовые предметы, игрушки

У татарского населения с давних времен были свои предметы домашнего обихода. Это кумганы, самовары, и многое другое .На всю страну славиться татарский чак- чак. Своеобразный и татарский национальный костюм. Всем известны: тюбетейки, украшенные орнаментом сапоги, валенки.

2. Символы Татарстана в настоящее время

2.1.Характеристика респондентов (участников опроса)

В опросе участвовали 20 человек: учащиеся, выпускники прошлых лет, родители и педагоги школы. Количественные и качественные характеристики приведены в таблицах 1, 2, 3. Таблица 1

Половая принадлежность респондентов

Мужчины

женщины

40%

60 %

Таблица 2

Национальная принадлежность респондентов

Русские

Другие национальности

80 %

20%

Таблица 3

Возраст респондентов

8 – 9 лет

10%

12-13 лет

24 %

15-16 лет

18 %

30- 40 лет

32 %

40 – 50 лет

16 %

В анкетирование были задействованы разные категории респондентов: дети и взрослые; мужчины и женщины; татары и представители других национальностей (данная группа представлена незначительно). Категории участников опроса также представлены в

2.2. Выявление татарских брендов (символов)

Для проведения опроса была разработана анкета «Выскажи свое мнение по вопросу «татарский бренд (символ)» (Приложение 1). После проведения опроса все ответы были тщательно проанализированы, переработаны, систематизированы. Данная работа представлена в таблицах и выводах.

1. Государственные символы России.

Таблица 4

Государственные символы

Гимн, флаг, герб

88 %

Гимн и флаг

6 %

Гимн или флаг

4 %

Другие символы

2 %

Участникам опроса было предложено назвать символы Татарстана. Большинство участников, как взрослые, так и дети, знают и уверенно называют государственные символы Татарстана. Незначительным количеством участников были названы только два символа. После обработки результатов опроса выяснилось, что у некоторых участников опроса в возрастной категории 8-9 лет возникла трудность в определении государственных символов России . Эти ребята сейчас являются учащимися начальной школы и смогут в дальнейшем пополнить свои знания

2.Природные символы Татарстана

Таблица 5

Природные символы (неживая природа)

Волга

76 %

Озеро «Кабан»,

34 %

Озеро «Голубое»

32 %

Гора Чатыр Тау

18 %

Анализ природных символов показал знание респондентами традиционных символов природы Татарстана. Участниками были даны несколько вариантов ответов. В результате обработки анкет установлено, что символами были названы: река Волга, озера «Кабан», «Голубое», гора «Чатыр Тау». Остальные ответы набрали от 10% упоминаний и менее: Волжско Камский заповедник, Юрьевская пещера, река Кама,Свияга, Сулица

Таблица 6

Природные символы (живая природа - растения)

Береза

66%

Дуб

18 %

Ромашка

14 %

Ель, сосна

10 %


Таблица 7

Природные символы (живая природа-животные)

Лось

40 %

Лиса

60 %

Заяц

84 %

Волк

24%

Белка

10 %

В качестве ответа на этот вопрос участники опроса называют традиционные символы:

- среди растений – береза, дуб, ромашка, ель, сосна

остальные ответы составляют от 1 до 2% и это, в основном цветы: василек, роза, ландыш, лилия, подснежник. Отмечено, что эти ответы дают, как правило, женщины и девочки. В ответах респондентов мужского пола встречаются наряду с цветами названия грибов.

- среди животных: лось, лиса, заяц, волк, белка

Остальные ответы также составляют менее 10%. Это ласка, горностай, коза, корова. Единичные ответы, такие как: барсук, бобр, еж,косуля, рысь, дают взрослые участники опроса старше 30 лет. Интересно отметить, что участники младшей возрастной категории без затруднений отвечают на этот вопрос, а в качестве ответов используют героев народных сказок. В этой категории был приведен представитель африканской фауны – жираф (2%)

3. Личности в татарской истории.

Учащиеся школы называли писателей и поэтов: Г.Тукай, Муса Джалиль,то взрослые респонденты яркими личностями в татарской истории считают правителей, политических деятелей, артистов, музыкантов, ученых. Но, независимо от возраста, максимальное количество участников опроса называют великими личностями -  М.Ш .Шаймиева, Р.Н.Минниханова, Г.Тукая, Г.Камала , Хади Такташа, Фатыха Амирхана Распределение по частоте упоминания можно проследить в таблице.

Таблица 8

Личности в русской истории, литературе, культуре

Р.Н.Минниханов

74 %

М.Ш.Шамиев

42 %

Габдулла Тукай

32 %

Муса Джалиль

30%

Алсу

18 %

4. Представители татарского фольклора.

Участникам опроса было также предложено вспомнить народные волшебные сказки и назвать героев сказок – ярких представителей татарской фольклорной литературы. Наиболее популярными образами среди опрошенных являются герои народных сказок: ШайтанТулпар,;Среди ответов на этот вопрос много животных-героев сказок: медведя, лису, волка, зайца называют примерно по 10% опрошенных. Это в основном младшая аудитория опроса.

Таблица 9

Представители татарского фольклора

Шайтан

56 %

Тулпар

26 %

Батыр

26 %

Су-анасы

24 %

Животные

18 %


Таблица 10

Бытовые предметы, игрушки

Чак-чак

80%

Курай

40 %

Тюбетейка

28 %

Кумган

20 %

Гармошка

16%

Валенки

16 %

 

В результате установлено участниками опроса бытовых предметов:чак-чак, курай, тюбетейка, гумган, гармошка валенки. В ответах также были названы: телега, пряжа, сундук, лапти, варежки, губадья, Камаз (от 10 % и дальше по убывающей); около 2 % – нефть.

Заключение.

Моя Родина - Татарстан. Это страна, которая богата своей историей, обладает своеобразной яркой культурой. Мы должны изучать ее своеобразие, потому что человек, живущий в ней не должен быть «Иваном, родства не помнящим».Татарстан имеет свои символы, он заслужил уважение. Исследовательская работа показала, что современные символы существуют. Проведенное анкетирование и тщательная обработка, выявила современные бренды. Они практически не расходятся с общепринятыми символами. (Приложение 3). Таким образом, наша гипотеза, что традиционные символы остались неизменными, нашла свое подтверждение.


Список источников и литературы

1.Атлас истории  Татарстана и татарского народа. Отв. ред. Р.Г. Фахрутдинов. - Казань – Москва,  ДИК, Дрофа,  1999 . 64 с.

2.Атлас Республики Татарстан. Отв. ред. И.Ю.Каменская. Производственное картосоставительское объединение «Картография», - Москва, 2005

3.Культура Татарстана. Наследие события лица. Автор – составитель О. Стрельникова. «АБВ». - Казань. 2009. 208 с.

4.Геральдическое наследие Республики Татарстан. – М.:Регионесервис,

5.Ренат Харис. Символы Татарстана/ Ренат Харис. – Казань, Магариф, 2005 .

6.Гимн Татарстана. URL: https://ru.wikipedia.org/ 

7.Государственные и официальные символы РТ.  URL:http://kitaphane.tatarstan.ru/rus/state_symbols.htm 

8.Символика Республики Татарстан. URL: http://tatarstan.ru/about/symbols.htm 

Приложение 2

Анкета.

Просим Вас высказать своё мнение по вопросу бренд (символ)Татарстана

Полученные данные будут использованы в исследовательском проекте.

1.Какие государственные символы Татарстана вы можете назвать.

2.Какие природные символы вы представляете (назовите не менее трёх):

а) Неживая природа (река, озера, море, горы)

б) Живая природа (растение, животное)

3.С вашей точки зрения, какие самые колоритные личности существуют в татарской истории, литературе , культуре. (назовите не менее трёх):

4.Какие сказочные герои, персонажи вам кажутся яркими представителями татарской фольклорной литературы?(назовите не менее трёх):

5.Какие неодушевленные предметы (вещи, игрушки) вы сразу вспоминаете, когда разговор заходит о татарской действительности?

(назовите не менее трёх)

Сообщите, пожалуйста, данные о себе:

Ваш пол:

А) мужской

Б) женский

Ваш возраст

Ваш контактный телефон (по желанию)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа «Друзья мои, прекрасен наш союз!» 200-летию Пушкинского лицея

ВведениеСвою научно-исследовательскую работу мы посвящаем русскому поэту XIX века Александру Сергеевичу Пушкину. Тема исследования выбрана не случайно, так как считаем ее актуальной. Ведь творчество П...

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-научного цикла на примере научно-исследовательской работы

Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-нау...

Организация исследовательской работы в рамках научно-практической конференции школьников.

Уже традицией стало участие моих подопечных в районной научно -практической конференции школьников. В этом году мы добились определенных успехов. Наша исследовательская работа"Сравнительный анали...

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...

Всероссийской научно-практической конференции на тему: «Организация эколого-краеведческой исследовательской деятельности в школе и вузе» Научно-исследовательская работа по теме: « Возрождение старинных традиций и обычай на основе материалов школьного

Всероссийской научно-практической конференциина тему: «Организация эколого-краеведческой исследовательской деятельностив школе и вузе»  Научно-исследовательская работа по теме: ...