Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ИСТОКИ» 7 кл
рабочая программа (7 класс)

Евдокимова Яна Сергеевна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ИСТОКИ» 7 кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoki_7_kl.docx32.61 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 21 им»

Рассмотрено                                                                  Принята                                                                                                                                  Утверждаю:

на заседании методического                                                   на Педагогическом совете школы                                                              директор  МБОУ СШ № 21        

                                                                                                                                                                                                                                                   Е.А. Левицкая

объединения, протокол № _____                                                  протокол № 1_________/

от __________ 20   г. от «   » августа  20  г.                                                                                                                                   приказ № _____ от «    » августа 20   г.

руководитель МО ____________

Составитель:

Буркалина Яна Сергеевна

Учитель истории и обществознания

Нижневартовск, 2019

Цель курса внеурочной деятельности

Главной целью курса «Истоки» является освоение школьниками системы ведущих ценностных ориентаций отечественной цивилизации, присоединение к устойчивому «ядру», «коду»  и смыслам родной культуры. Курс направлен на развитие внутреннего, духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения духовно – нравственного и социально — культурного опыта Отечества.

      В плане личностного развития учащихся курс «Истоки» призван определить собственное воззрение на служение Отечеству, воспитывать качества патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к Отечеству, малой Родине, семье и соотечественникам, формировать ориентацию школьников на базовые духовно – нравственные ценности российской культуры и на этой основе способствовать формированию у учащихся собственной жизненной позиции.

      В плане социализации учащихся курс «Истоки» призван определять и развивать их ориентации в современной социокультурной среде, в отечественном духовном и культурном наследии, содействовать формированию их гражданской и культурной идентичности. Воспитывая в учащихся достойных представителей своей культуры, знающих, чувствующих и принимающих ее идеалы и ценности, курс в тоже время создает условия для формирования у учащихся навыков сотрудничества в современном полиэтническом и поликультурном социуме, стремления к социальной консолидации и стабильности российского общества.

      В плане подготовки учащихся к профессиональной деятельности курс «Истоки» призван привести их к пониманию духовно – нравственных смыслов важнейших видов человеческой деятельности (труда, предпринимательства, служения, творчества и др.), расширить их культурологическую компетентность, формировать добросовестное отношение к труду

Пояснительная записка

     Программа курса внеурочной деятельности «Истоки» предназначена для обучающихся 7 классов МБОУ школа № 21. Рабочая программа курса внеурочной деятельности для основной школы составлена на основе:

1. Федерального государственного образовательного стандарта общего образования

2. Фундаментального ядра содержания общего образования

3. Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.

4. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности

5. СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача

Российской Федерации 29.12.2010 г. №189);

6. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СШ №21;

7. Положения об организации внеурочной деятельности обучающихся МБОУ СШ №21;

8. Положения о рабочей программе внеурочной деятельности МБОУ СШ №21.

      На изучение курса установлено определенное количество времени: 1 час в неделю, всего – 34 часа.

        

 Результаты курса внеурочной деятельности

Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения.  

Обучение  детей  по  программе курса должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания:

Требования к личностным результатам:

 формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

 формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

 развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

 воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

 развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

 наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

 овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства еѐ осуществления;

 формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учѐтом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

 адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

 умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

 овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

 овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

 готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

 определение общей цели и путей еѐ достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;

 адекватно оценивать поведение свое и окружающих.

Требования к предметным результатам:

 знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

 знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

 формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

 осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

4.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.

Основное содержание

Формы организации

Виды деятельности

Раздел 1.

 «Истоки дела и подвига»(2 ч)

- Высокий смысл человеческой деятельности

- Предназначение своего дела

Беседа, лекция, опрос

Слушают, отвечают на вопросы

Раздел 2.

Крестьяне (5 часов)

- Крестьянское сословие. Крестьянское дело.

- Какое Слово скрыто в крестьянском деле?

- Духовные основы крестьянского дела.

- Что переменчиво, а что устойчиво в деле земледельца?

Практические занятия, игры, практикумы, викторины, творческие дела. Урок в форме соревнования и игр: кроссворд, викторина.

Играют, выполняют практические задания, выполняют творческие задания.

Раздел 3. 

Мастера-ремесленники (5 часов)

- Старинные сообщества ремесленников.

- Ремесленники и рабочие.

- Дело мастера боится.

- Жизненные уроки ремесла.

- Храмы – творение мастеров.

Урок в форме соревнования и игр: кроссворд, викторина, Урок-лекция, исследование, урок-дискуссия.

Играют, выполняют практические задания, выполняют творческие задания.

Раздел 4.  

Купцы и предприниматели (7 часов)

- Купцы, гости и иные деловые люди

- Дело купца и предпринимателя

- Наживать добро или творить добро

- Деловые люди в чём их Слово?

- Слово деловых людей.

- Высокий смысл труда

Творческие дела, урок-лекция

Выполняют практические задания, выполняют творческие задания, слушают учителя, смотрят видеоролик

Раздел 5.

Воинство (5 часов)

- От дружины до вооружённых сил.

- Атрибуты воинства.

- Воинские заповеди.

- В чём смысл воинского служения

- Хвала подвигу, позор разбою.

Практические занятия, урок-исследование, урок-лекция

Выполняют практические задания, выполняют творческие задания, слушают учителя.

Раздел 6. 

Священство (7 часов)

- Священство: дар и служение

- Священнослужители и церковнослужители.

- Монашество.

- Священство как сословие.

- Духовное воинство.

- Церковь – «и врата ада не одолеют её»

- Высокий смысл служения

Урок-беседа, творческие дела, практические дела

Слушают учителя, выполняют практические и творческие задания

Заключение (2 часа)

Тематическое планирование 7 Г кл

Дата по факту

Тема учебного занятия

Кол-во часов

1

4.09

Высокий смысл человеческой деятельности

1

2

11.09

Предназначение своего дела

1

3

18.09

Крестьянское сословие. Крестьянское дело.

1

4

25

Какое Слово скрыто в крестьянском деле?

1

5

2.10

Духовные основы крестьянского дела.

1

6

9.10

Что переменчиво, а что устойчиво в деле земледельца?

1

7

16.10

Что переменчиво, а что устойчиво в деле земледельца?

1

8

23.10

Старинные сообщества ремесленников.

1

9

30.10

Ремесленники и рабочие.

1

10

6.11

Дело мастера боится.

1

11

13.11

Жизненные уроки ремесла.

1

12

20.11

Храмы – творение мастеров.

13

27.11

 Купцы, гости и иные деловые люди

1

14

4.12

Дело купца и предпринимателя

1

15

11.12

Наживать добро или творить добро

1

16

18.12

Деловые люди в чём их Слово?

1

17

25.12

Слово деловых людей.

1

18

15.01

Высокий смысл труда

1

19

22

Высокий смысл труда

1

20

29

От дружины до вооружённых сил.

1

21

5.02

Атрибуты воинства.

1

22

12.02

Воинские заповеди.

1

23

19.02

В чём смысл воинского служения

1

24

26.02

Хвала подвигу, позор разбою.

1

25

5.03

Священство: дар и служение

1

26

12

Священнослужители и церковнослужители.

1

27

19

Монашество.

1

28

26

Священство как сословие.

1

29

9.04

Духовное воинство.

1

30

16.04

Церковь – «и врата ада не одолеют её»

1

31

23.04

Высокий смысл служения

1

32

30.04

Высокий смысл служения

1

33

14.05

Итоговый контроль

1

34

21.05

Итоговый контроль

1

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Преподавание учебного курса в основной школе обеспечено следующим социокультурным учебно-методическим комплексом      Преподавание учебного курса в основной школе обеспечено следующим социокультурным учебно-методическим комплексом:

  1. Камкин А. В., Кузьмин И. А. «Программа учебного курса «Истоки» (5-11 классы), (Истоковедение. Том 10, с.87-134, 2010).
  2. Камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 7 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки», 2010).
  3. Голубцова Т. И., Красикова Н. Б. Истоки. Рабочая тетрадь для 7 класса. Части I и II./ Под общей редакцией Кузьмина И. А. (Издательский дом «Истоки», 2011).
  4. «Истоки»-7. Методическое пособие «Активные формы обучения (системная разработка)» (Истоковедение. Том 9, 2008, с.85-165).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Социокультурные истоки для 6 класса

Программа разработана на основе: -  требований ФГОС основного общего образования;         -  требований к результатам освоения основной обр...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности_ Социокультурные истоки 7 класс

Программа разработана на основе: -  требований ФГОС основного общего образования;         -  требований к результатам освоения основной образоват...

Рабочая программа_курса внеурочной деятельности_ Социокультурные истоки 8 класс

Программа разработана на основе: -  требований ФГОС основного общего образования;         -  требований к результатам освоения основной образоват...

Рабочая программа_курса внеурочной деятельности_ Социокультурные истоки 9 класс

Программа разработана на основе: -  требований ФГОС основного общего образования;         -  требований к результатам освоения основной образоват...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Родные истоки" 7 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Родные истоки" 7 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ИСТОКИ» 5 кл

Рабочая программакурса внеурочной деятельности«ИСТОКИ»...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ИСТОКИ» 9 кл

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ИСТОКИ» 9 кл...