Рабочая программа курса внеурочной деятельности_ Социокультурные истоки 7 класс
рабочая программа (7 класс)

Соломонова Наталья Ивановна

Программа разработана на основе:

 

-  требований ФГОС основного общего образования;

         -  требований к результатам освоения основной образовательной

            программы основного общего образования школы;

        - концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

        - авторской учебной программы «Истоки». Камкин А. В., Кузин И.А.      «Программа учебного курса «Истоки». 5-11 классы. Истоковедение, том 10, с.87-134,- М., Издательский дом Истоки, 2011 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6

ИМЕНИ СИРИНА НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА»

«РАССМОТРЕНО»

Протокол от 30.08.2018 №1

заседания предметного МО

Руководитель МО:

_______________ Иноземцева И.А..

«СОГЛАСОВАНО»

Протокол от 31.08.2018 №1

заседания МС

Председатель МС:

_______________ Васильева Л.И.

«УТВЕРЖДЕНО»

Приказ от 31.08.2018

№ 551-ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Социокультурные истоки»

уровень образования: основное общее образование (7 класс)

Составитель: Соломонова Наталья Ивановна, учитель ИЗО.

Программа разработана на основе:

-  требований ФГОС основного общего образования;

         -  требований к результатам освоения основной образовательной

            программы основного общего образования школы;

        - концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

        - авторской учебной программы «Истоки». Камкин А. В., Кузин И.А.      «Программа учебного курса «Истоки». 5-11 классы. Истоковедение, том 10, с.87-134,- М., Издательский дом Истоки, 2011 г.

Ханты-Мансийск – 2019


  1. РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ  КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ»

Учебный курс «Истоки», предлагаемый для учащихся 7 класса, является составной частью истоковедения - целостного педагогического направления, призванного формировать всесторонне развитую личность на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей российской цивилизации.

1. Личностными  результатами,  формируемыми при изучении курса являются:

– дальнейшее обогащение полученных в начальной школе представлений,

образов и понятий, связанных с социокультурными истоками;

–приобщение к глубинным (смысловым, нравственным, духовным)пластам

выдающихся памятников – явлений отечественной материальной, художественной и духовной культуры;

– закрепление и развитие имеющегося у ребенка опыта многомерного

восприятия действительности и через этот опыт – ощущения укорененности в российской социокультурной среде;

– развитие интереса к самостоятельному поиску и осмыслению истоков.

Ученик получит возможность научиться:

  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
  • выделять альтернативные способы достижения цели и

выбирать наиболее эффективный способ;

  • основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности

в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью,

направленной на достижение поставленных целей;

  • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий

по решению учебных и познавательных задач.

Метапредметными результатам, формируемыми при изучении курса

являются:

умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно ; способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения; овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, коллективный проект ) и следовании этическим нормам и правилам поведения .

Ученик получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную

позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и

позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения

конфликтов;

  • осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований

собственных действий и действий партнѐра.

Предметными результатами, формируемыми при изучении курса,

являются:

  • усвоение понятий: вечные ценности, образ Отечества, духовность, век,

жизненный круг, седмичный круг;

  • имеют представление о духовно – нравственном идеале русского

народа,

  • знакомятся с памятниками древней архитектуры, письменности,

живописи, праздниками и традициями народа,

  • приобретают опыт публичной презентации, создания и защиты

проектов.

Достигнуть поставленной цели помогают активные формы обучения –

социокультурные тренинги. Содержание тренингов и методика их проведения позволяют расширить социокультурный опыт учащихся, акцентировать внимание на ключевых идеях каждой темы, развить коммуникативные и управленческие навыки, сформировать мотивацию. Основными видами тренингов в 6 классе являются: ресурсный круг, в том числе на развитие целостного восприятия, активный выбор, мнемотехника, ранжирование, имеющее целью определение последовательности этапов.

 Новыми видами активных форм обучения являются метод номинальной группы. Системная работа, проводимая во 2, 3, 5 классах дает возможность шестиклассникам выйти на качественно иной уровень организации работы в группе. Если в начале учебного года ученики вспоминают и закрепляют алгоритм работы в четверке, то, начиная со второй четверти, им предлагается выполнить ряд заданий (вт.ч. по работе в коллективном проекте) в группе большего состава (7-8 человек).

Увеличение числа участников группы предполагает более высокий уровень овладения социокультурными категориями и ценностями, способность организовать взаимодействие.

Для того, чтобы работа проходила успешно, учащиеся должны уметь:

–слушать друг друга;

–проявлять терпимость к иной точке зрения в ходе обсуждения;

–приходить к единому мнению;

–структурировать время, выделенное на выполнение задания;

–доказательно представлять результаты работы классу;

–делегировать полномочия лидера членам группы с целью самоутверждения

каждого.

 Необходимым условием перехода к работе в группе большего состава является наличие мотивации к взаимодействию, которое возникает только в том случае, если у учеников имеется достаточный ресурс успеха от совместно осуществляемой деятельности. Уровень мотивации повышается по мере развития коммуникативных и управленческих умений школьников, общего эмоционального фона уроков. Подробное алгоритмическое описание каждого тренинга, которое выдается каждой паре учащихся на уроке, помогаетуспешной реализации системы активных форм обучения и социокультурному развитию учащихся.

Способ проверки планируемых результатов – защита проектов. Активный

экзамен позволяет определить уровень социокультурного развития учащихся по всем основным аспектам качества социокультурного образования (содержательный, коммуникативный, управленческий, психологический, социокультурный). Проведение активного экзамена в форме защиты проектов дает возможность не только объективно, на основе самооценки, взаимооценки, экспертной оценки, увидеть и оценить развитие каждого ученика, но и выйти за рамки микрогруппы, создать единый контекст восприятия, осмысления, прочувствования изучаемых социокультурных категорий и ценностей у всех без исключения учащихся класса.

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ» С  УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

7 класс (34 часа)

Тема 1.  Введение (2 часа). 

Содержание темы

Формы организации и виды деятельности

 Высокий смысл основных видов человеческой деятельности. Труд: земледелие - чтобы прокормить свою семью и Отечество; ремесло - чтобы обустроить жизнь; торговля и предпринимательство - чтобы доставить товары и произвести новые. Служение: воинское служение - чтобы защитить Отечество; священнослужение- чтобы освятить мир и защитить душу; управление и суд - людей и пробуждать в них добрые устремления. СО-словие - люди, живущие в согласии со СЛОВОМ, предназначением своего дела.

        

ФО: групповая, индивидуальная,  игровая, беседа, мини-исследование.

ВД: формирование умения построения

и реализации новых знаний; формирование деятельностных

способностей.

Тема 2. Крестьяне (5 часов). 

Содержание темы

Формы организации и виды деятельности

  Крестьянское сословие во все времена - опора  и кормилец Отечества. Традиционные признаки российского крестьянина: собственное домохозяйство, наличие земельного надела, совместное с другими членами мира-общины пользование общими угодьями, наличие семьи и достаточной рабочей силы, преимущественно натуральный характер хозяйства.

  Крестьянское дело - основное и дополнительное. Крестьянин- земледелец (пахарь, сеятель, косарь, жнец), крестьянин-охотник, грибник и т.п. Крестьянин и крестьянка.

  Семейное, общественное и государственное служение крестьянина.

  Великое Слово крестьянского дела. Многозначность смысла пахоты, боронования, сева, жатвы, обмолота и уборки урожая. Мифологическое и метафорическое прочтение основных дел хлебороба.

  Единство человека и природы - главная особенность труда и жизни крестьянина. Человек и природа - творение Божие, между которыми нет противостояния, разрыва и отчуждения. Как в крестьянском деле живут Заповеди Божии. Духовный смысл крестьянского дела.

  Что переменчиво, а что устойчиво в крестьянском деле. Традиции земледелия в современном сельскохозяйственном производстве.

ФО: групповая, индивидуальная, игровая, беседа, мини-исследование.

ВД: развитие умения планировать деятельность на длительную перспективу; формирование деятельностных

способностей и способностей к

структурированию и

практическому применению

полученных знаний.

Тема 3. Мастера - ремесленники (5  часов). 

Содержание темы

Формы организации и виды деятельности

  Старинные сообщества ремесленников. Концы, артели, слободы, цехи. Мастер, подмастерье и ученик. Ремесленные кооперативы.

  Важнейшие признаки ремесленника:  собственная мастерская, небольшое число людей, работа на заказ или на продажу, призанное личное мастерство ремесленника.

  Почему мануфактуры и фабрики не вытеснили ремесленников. Мастер-ремесленник и рабочий. Рука мастера «очеловечивает» производственный труд.

  Смысл ремесла - преображение природных материалов. Глубокое знание материалов, секретов ремесла, творческое воображение мастера. Результат мастерство - каждая вещь единственная и неповторимая.

  Жизненные уроки ремесла. Метафорический, образный смысл материалов (вода, дерево, камень, кожа, нить и пр.) и действий мастера (ударить, ковать, поднять руку, наклониться и пр.).

  Мастера-храмостроители.

  Ремесло как осознанное творческое действие, творение того, чего нет  в окружающей природе.

ФО: групповая, индивидуальная,  игровая, беседа, мини-исследование.

ВД: формирование деятельностных

способностей и способностей к

структурированию и

систематизации содержания

полученной информации; развитие способности к рефлексии.

Тема 4. Купцы и предприниматели (5 часов)

Содержание темы

Формы организации и виды деятельности

  Купцы, гости и иные деловые люди. Гостиная и суконная сотни. Офени. Гильдии. Предприниматели. Роль купечества и предпринимательства в создании индустриального общества.

  Предпринимательство производственное, коммерческое и финансовое. Деловые люди и управляющие (менеджеры). Риск, современное оборудование, надежные источники энергии, квалифицированные рабочие, устойчивый потребитель - основы успеха. Предприниматель соединяет природные ресурсы с производственными, финансовыми и трудовыми.

  Искушение - жизненный спутник делового человека. Нравственное правило российского предпринимательства: богат не тот, кто много приобрел, а тот, кто много роздал.

  Предприятия, торговые фирмы и банки - наше национальное достояние. Династии российских предпринимателей.

  Правила чести российского предпринимательства.

  Духовный смысл торговли и предпринимательства - слияние воедино Дара Божьего (природы) с земными делами (производство) ради создания того, что полезно и необходимо людям.

ФО: групповая, индивидуальная,  игровая, беседа, мини-исследование.

ВД: формирование деятельностных

способностей и способностей к

структурированию и

систематизации содержания

полученной информации; развитие способности к рефлексии.

Тема 5. Священство  (5 часов)

Содержание темы

Формы организации и виды деятельности

  Тысячелетнее служение священства Отечеству. Таинство рукоположения - начало служения. Смысл священства - служить Богу и ближнему. Евангельское понимание происхождения священства.

  Священнослужители и церковнослужители. Диаконы, иереи, архиереи. Великое Слово священства: совершать богослужения и таинства, научать Вере, иметь попечение о душе своих духовных детей.

«Батюшки» и «матушки» - их совместное служение ближнему.

  Монашество. Обеты целомудрия, нестяжания и послушания. Духовный и телесный подвиг монашества. Уход от мира и служение миру - феномен монашества.

  Духовное сословие в истории и культуре Отечества. Образованность, открытость, наследственность - сословные признаки священства. Исторические испытания священства. Победа над

  Священство как духовное воинство. Одеяния, иерархия, послушание, духовное оружие, предстоятельство - его признаки. Ряса, мантия, крест, панагия, риза и др. - символы предназначения и служения священства.

  Священство - «соль» Церкви.

ФО: групповая, индивидуальная,  игровая, беседа, мини-исследование.

ВД: формирование деятельностных

способностей и способностей к

структурированию и

систематизации содержания

полученной информации; развитие способности к рефлексии.

Тема 6. Воинство   (5 часов)

Содержание темы

Формы организации и виды деятельности

   Защищать свою землю - право и долг каждого народа.дружине. Народное ополчение. Казаки. Регулярное войскои мощныйморской флот.

  Солдаты, офицеры и генералы, матросы, офицеры и адмиралы.

  Пехота (гренадеры, егеря, мушкетеры и др.), кавалерия (гусары, кирасиры, драгуны, уланы и др.), артиллерия, летчики, танкисты, пулеметчики, саперы, радисты, связисты, подводники, ракетчики.

        Атрибуты        воинства. Флаг как знак воинской чести.        Типы флагов и их смысл.     Воинский мундир. Погоны. Воинские чины и звания. Ордена и медали. Когда склоняют знамена и срывают погоны.

Воинские заповеди: служи по присяге, живи по уставу, воюй по приказу; отвага для солдата, храбрость для офицера, мужество для генерала; залог воинского успеха - смелость и осторожность; в воинском деле нет мелочей; уважай неприятеля; умей предвидеть развитие событий; мгновение дает победу; формула победы: глазомер, быстрота, натиск; воин несет свою службу не для награды, а во имя Отечества.        

  Смысл и предназначение воинского служения: помогать, защищать, устрашать, атаковать, окружать, изгонять, охранять, разбивать. Воинское служение не в высоте чина и звания, а в служении Отечеству. Война освободительная, отечественная, народная, оборонительная ведется с гневом праведным, но не злобою. Воинское служение не должно посеять зло в сердце. Его правило - хвала подвигу, позор разбою.

ФО: групповая, индивидуальная,  игровая, беседа, мини-исследование.

ВД: формирование деятельностных

способностей и способностей к

структурированию и

систематизации содержания

полученной информации; развитие способности к рефлексии.

Тема 7. Заключение  (2 часа)

Содержание темы

Формы организации и виды деятельности

   Служение Отечеству и творчество - особые предназначения человека. Их Слово и Дело.

Каждое праведное дело имеет свое предназначение. Каждое дело имеет свой образ, внутреннюю и внешнюю красоту, нравственные уроки и духовный смысл. Все дела человеческие дополняют друг друга.

ФО: групповая, индивидуальная,  игровая, беседа, мини-исследование.

ВД: формирование деятельностных

способностей и способностей к

структурированию и

систематизации содержания

полученной информации; развитие способности к рефлексии.

III   ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема занятия

Количество часов

Тема 1.  Введение

2

    1.

Высокий смысл человеческой деятельности.

1

      2.

Предназначение своего дела.  

1

Тема 2. Крестьяне

5

    3.

Крестьянское сословие во все времена.

1

    4.

Крестьянское дело.        

1

    5.

Великое слово крестьянского дела.

1

    6.

Духовный смысл крестьянского дела.

1

    7.

Традиции земледелия сегодня.

1

Тема 3. Мастера - ремесленники

5

 8.

Ремесленники.

1

 9.

Ремесло и производственный труд.

1

      10.

Смысл ремесла.

1

      11.

Жизненные уроки ремесла.

1

Слово и дело ремесленника.

1

Тема 4. Купцы и предприниматели

5

   13.

Купцы и предприниматели.

1

   14.

Дело купца и предпринимателя.

1

   15.

Наживать добро или творить добро?

1

   16.

Деловые люди: в чем их Слово?

1

   17.

Духовный смысл предпринимательства.

1

   18.

Высокий смысл  Труда (активный экзамен)        

1

   19.

Высокий смысл  Труда(активный экзамен)

1

Тема 5. Священство  

5

Тысячелетнее служение Отечеству.

1

Священнослужители и церковнослужители.

1

Монашество.

1

Духовное воинство

1

Священство как сословие.

1

Тема 6. Воинство  

5

      25.

На защите своей земли.

1

      26.

Атрибуты воинства.

1

      27.

Воинские заповеди.        

1

      28.

Смысл и предназначение воинского служения

1

      29.

Смысл и предназначение воинского служения

1

Тема 7. Заключение  

2

30.

Служение Отечеству – особое предназначение человека

1

31.

Служение Отечеству – особое предназначение человека

1

32.

Высокий смысл  Служения (активный экзамен).        

1

33.

Высокий смысл  Служения (активный экзамен).

1

34.

Истоки дела и подвига

1

ВСЕГО

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в 5 классе "Путешествие по Америке"

Новые реалии в России и во всем мире потребовали расширения функции иностранного языка и изменение отношения к нему, как к учебному предмету.   Проблема организации обучения иностранным язык...

Программа курса внеурочной деятельности в 5 классе «Занимательный английский»

Рабочая программа для курса внеурочной деятельности «Занимательный английский» разработана на основе нормативных документов:-Закон РФ « Об образовании»-ФГОС ООО-Фундаментальное ядро содержания общего ...

Программа курса внеурочной деятельности учащихся 7 класса научно-познавательного направления «Занимательная математика» Составила учитель математики высшей категории МАОУ СШ №72 с углубленным изучением отдельных предметов Левая И.Ю

Программа курса внеурочной деятельности учащихся 7 класса научно-познавательного направления  «Занимательная математика» Составила  учитель математики высшей категории  МАОУ СШ №72 с уг...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Социокультурные истоки для 6 класса

Программа разработана на основе: -  требований ФГОС основного общего образования;         -  требований к результатам освоения основной обр...

Рабочая программа_курса внеурочной деятельности_ Социокультурные истоки 8 класс

Программа разработана на основе: -  требований ФГОС основного общего образования;         -  требований к результатам освоения основной образоват...

Рабочая программа_курса внеурочной деятельности_ Социокультурные истоки 9 класс

Программа разработана на основе: -  требований ФГОС основного общего образования;         -  требований к результатам освоения основной образоват...