Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ИСТОКИ» 9 кл
рабочая программа (9 класс)

Евдокимова Яна Сергеевна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ИСТОКИ» 9 кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoki_9_klass.docx38.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 21 им. В. Овсянникова-Заярского»

РАССМОТРЕНО

на заседании методического

объединения, протокол № 1

от «30» августа 2021 г..        

руководитель МО ____________

ПРИНЯТО                                            

на Педагогическом совете школы

протокол № 1        

от «31» августа 2021г.        

УТВЕРЖДАЮ

директор школы

_____________/Е.А.Левицкая

приказ № 284 от «30» августа 2021г.

Составитель:

Евдокимова Яна Сергеевна

Учитель истории и обществознания

Нижневартовск 2022 г

Цель курса внеурочной деятельности

«Истоки» - интегративный курс внеурочной деятельности, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно – нравственном опыте. В центре его – феноменология российской цивилизации, общий контекст ее основополагающих  ценностей и идеалов, форм и норм социокультурной практики.

Главной целью курса «Истоки» является освоение школьниками системы ведущих ценностных ориентаций отечественной цивилизации, присоединение к устойчивому «ядру», «коду»  и смыслам родной культуры. Курс направлен на развитие внутреннего, духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения духовно – нравственного и социально - культурного опыта Отечества.

В плане личностного развития учащихся курс «Истоки» призван определить собственное воззрение на служение Отечеству, воспитывать качества патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к Отечеству, малой Родине, семье и соотечественникам, формировать ориентацию школьников на базовые духовно – нравственные ценности российской культуры и на этой основе способствовать формированию у учащихся собственной жизненной позиции.

В плане социализации учащихся курс «Истоки» призван определять и развивать их ориентации в современной социокультурной среде, в отечественном духовном и культурном наследии, содействовать формированию их гражданской и культурной идентичности. Воспитывая в учащихся достойных представителей своей культуры, знающих, чувствующих и принимающих ее идеалы и ценности, курс в тоже время создает условия для формирования у учащихся навыков сотрудничества в современном полиэтническом и поликультурном социуме, стремления к социальной консолидации и стабильности российского общества.

В плане подготовки учащихся к профессиональной деятельности курс «Истоки» призван привести их к пониманию духовно – нравственных смыслов важнейших видов человеческой деятельности (труда, предпринимательства, служения, творчества и др.), раcширить их культурологическую компетентность, формировать добросовестное отношение к труду.

Пояснительная записка

     Программа курса внеурочной деятельности «Истоки» предназначена для обучающихся 9 классов МБОУ школа № 21. Рабочая программа курса внеурочной деятельности для основной школы составлена на основе:

1. Федерального государственного образовательного стандарта общего образования

2. Фундаментального ядра содержания общего образования

3. Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.

4. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности

5. СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача

Российской Федерации 29.12.2010 г. №189);

6. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СШ №21;

7. Положения об организации внеурочной деятельности обучающихся МБОУ СШ №21;

      На изучение курса установлено определенное количество времени: 1 час в неделю, всего – 34 часа.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ИСТОКИ»

 Личностные результаты изучения курса «Истоки» обучающимися основной школы включают:

 - воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за ее историческое прошлое, усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- осознание обучающимися своей этнической принадлежности, ощущения укорененности в отечественной этносоциальной и этнокультурной среде, чувства родства этой среде, уважения и признательности наследию предков;

- осмысление духовно-нравственного и социокультурного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- укрепление социокультурного стержня личности, обогащение духовного и нравственного опыта обучающихся;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, религии, традициям; готовности и способности вести диалог;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору жизненного пути и будущей профессиональной деятельности, основанной на понимании смыслов и предназначений важнейших видов человеческой деятельности;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в разнообразной деятельности;

- осознание значимости семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия отечественной культуры и творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты изучения «Истоков» включают: 

- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить для себя новые задачи в учебе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение планировать пути достижения целей, сознательно выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности, корректировать действия в процессе работы;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений осознанного выбора;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения, умозаключения;

-умение организовывать сотрудничество со сверстниками и учителем, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств. Мыслей и потребностей, владение монологической контекстной речью.

Предметные результаты изучения данного курса «Истоки» учитывают требования Стандарта и специфику предмета и включают:

- формирование социокультурного стержня личности;

- обогащение категорий понятий, образов и представлений, связанных с социокультурными истоками;

- приобщение к глубинным (смысловым, нравственным, духовным) пластам выдающихся памятников-явлений отечественной культуры;

- освоение социокультурного и духовного контекста пространства и времени феноменов российской цивилизации и ведущих видов человеческой деятельности;

- уяснение основополагающих принципов, утвердившихся в качестве жизненной нормы российской культуры;

- развитие интереса к самостоятельному поиску и осмыслению истоков;

- осознание себя деятельным субъектом сохранения и приумножения духовно-нравственного социально-культурного опыта Отечества.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

«В поисках Истины»Введение (2 часа)

 Различные взгляды на Истину. Истина, как знание, как счастье, как Бог. Два типа культуры – сотериологический («сотерио» – спасение греч.), и эвдемонический (эвдемония» - счастье греч.) Выбор пути к Истине дело совести и свободы каждого.

Пути к Истине: взгляд человеческий (7 часов)

 Любовь и семья. Мужские и женские миры. Любовь и влюбленность. Семья как подвиг во имя Истины. Как сбиваются с пути к Истине. Малая Церковь.

Слава и успех. Чем привлекательны успех и слава? Слава по достоинству, успех по заслугам. Слава незаслуженная, эгоистическая. Слава заслуженная, признанная. Слава Небесная, неугасающая. Границы и время славы.

Власть. «Поля власти» и её возможности. Что соблазняет человека во власти. Лики власти. Власть без лика. Власть Слова и Духа. Всякая власть ответ Богу даёт.

Богатство. Богатство, состояние и добро. Богатство дела. Добром оправдывают. Богатство слова. Богатство духа. Как богатством распорядиться и не ошибиться.

Знание. Мистика, религия, философия и наука – претенденты на познание Истины. Что знает и что не может знать человек. София – Премудрость Божия. Что требует от человека путь к Истине. Связь знаний с духовностью и нравственностью.

 Радость и удовольствие. В чём радости мира сего? А в чём замысел Творца? Пути к радости могут стать путём к Истине. Как радость может обернуться в печаль? Что дают человеку радости и что от него отнимают. Как разглядеть радости истинные и ложные.

Духовная радость и спасение. Духовная радость как желание и способность служить ближнему, высшим идеалам, Богу, противопоставляемая служению корысти, лично себе. Духовность – это вера. Радость духовная – к месту, ко времени и в меру. Радость духовная во время скорби. Спасение как избавление от ложной, пошлой, слепой, извращённой, поверхностной жизни и приобщение к жизни полной, прекрасной, чистой. Спасаться как соборное деяние, в духовном обществе и через духовное общество.

Начало пути к Истине: неотмирные и пленённые (8 часов)

Нищие духом и самоуверенные. Смирение как честное признание своего духовного несовершенства («нищеты»). Смирение не есть отчаяние или пессимизм, а нищета духовная не означает материальную бедность или душевную бездарность. «Нищий духом» может быть богатым и одарённым человеком. «Нищета духовная» как радостная надежда на помощь Божию в поисках Истины, на реальную возможность стать лучше. «Силён смирением, богат нищетою». Самоуверенность как вера и надежда только на себя и свои силы, пренебрежение помощью и поддержкой со стороны других, отказ от помощи Божией. Самоуверенность как шаг к беде или смешному положению, как путь от Истины. Излишняя неуверенность и безрассудная самоуверенность судьбы калечат. Объяснить, что значит выражение «нищие духом», и чем нищие духом отличаются от самоуверенных. Ресурсный круг «Как ты понимаешь выражение «нищие духом?»

 Плачущие и самодовольные. Покаянное настроение как осуждение своих поступков и твёрдое намерение исправиться. Искренние слёзы как благодатная сила покаяния. Покаяние и духовная радость, душевная лёгкость, сердечное утешение. Покаяние и Истина. Самодовольные – люди, уверенные в том, что всё знают и ни в чём не сомневаются, всех поучают и проявляют по отношению к окружающим снисходительность. Уверенность в своей непогрешимости – путь от Истины.

Кроткие и тщеславные. Кротость – умиротворение, душевный мир и тихая радость. Кротость – путь к внутренней гармонии, согласию между мыслями, чувствами и желаниями. Кротость как отсутствие раздражённости и озлобленности. Кроткие люди как жертвы людей злонамеренных и властных. Уверенность кротких, что в будущей жизни они получат гораздо больше того, что могут потерять в этой по поискам дерзких людей. Кроткие наследуют «землю». Неосуждение. Тщеславие как бесцеремонность, вздорность, неумеренное славолюбие.

Правдолюбцы и приспособленцы. Правдолюбие как энергичное и деятельное стремление к Правде истинной. «Правда – свет разума». «Дело знай, а правду помни». Правдолюбие без любви делает человека критиканом. Приспособленцы как люди, маскирующие свои истинные взгляды и меняющие свои взгляды, привычки в зависимости от обстоятельств.

Дела на пути к Истине: деятели и дельцы (8 часов)

Утешители и жестокосердные. Чем утешаются люди мира сего? Утешители – настоящие друзья, которые могут успокоить и порадовать своими искренними чувствами. Природа, как врачеватель и утешитель наших душ. Одно из утешений – это утешать тех, которые находятся ещё в более бедственном положении, чем мы сами. Ложные утешения – развлечения, спиртные напитки, курение, азартные игры и т.д., ибо они не дают душе прочного, длительного успокоения. Жестокосердие – это свойство сердца жестокого, жесткого, каменного. Жестокосердие по отношению к ближним, по отношению к своей семье – лишь продолжение и итог жестокосердия по отношению к Богу.

Благодетели и угнетатели. Милосердие какматериальная помощь, прощение обид, посещение больных, утешение скорбящих, добрый совет, ласковое слово, молитва за ближнего и др. Быть благодетелем – значит совершать вереницу малозаметных и «ничтожных» дел. Умение не пренебрегать «малыми» добрыми делами. Истина в том, что великие планы остаются обычно не осуществлёнными, малые же добрые дела свои количеством к концу жизни собираются в значительный духовный капитал. Угнетение словом, делом и образом. Угнетать – теснить, обижать, «сживать» со свету, не давать просвету».

Миротворцы и сеятели вражды. Множественность понятия «мир».Духовный смысл миротворчества. Масштабы миротворчества – семья, ближние, малая Родина., Отечество. Уровни миротворчества – дух, душа, тело. Мир как Истина. Недоброжелательство. И зложелательство.

Труженики и живущие за счет других. Труд как естественное состояние человека. Труд как подвиг. Труд на общую пользу., труд по обету, труд во имя ближнего. «Без труда нет добра» «Скупой богач беднее нищего».

Испытания на пути к Истине: подвижники и самодовольные (8 часов)

Чистые сердцем и окаменевшие. Деятельная любовь как очищение сердца от самолюбия и приближение человека к Истине. Люди, достигшие такого состояния духовной чистоты, - преподобный Серафим Саровский, Иоанн Кронштадский, Оптинские старцы и многие другие святые Православной Церкви. Способность сердца видеть Истину духовными глазами. Не поступать по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. Золотое правило- что себе желаешь от людей, то делай и людям. Окаменение сердца.

 Беспокойные и равнодушные. Беспокойство как неугомонность, подвижность, живость, готовность прийти на помощь ближнему. Деятельная любовь. Равнодушие сродни чувству сытости. Равнодушный – сытый и удовлетворённый, самоуспокоенный. Равнодушие – это чувство покоя, чувство душевного равновесия. Равнодушный хочет сохранить это состояние души и поэтому старается не замечать трудностей и проблем, несчастий и тревог. Равнодушие порождает наплевательство. Равнодушие порождает мечты и намерения, полностью оторванные от реальности. Равнодушие порождает самодовольство.

Гонимые за правду и малодушные. Требовать своих прав, справедливости – это дело правды, жертвовать ими – это дело любви. Ненависть к праведникам и желание отомстить им за свои укоры совести – спутники истории. Малодушие – слабость духа, инфантильность и трусость. Отсутствие решительности, мужества, отчаяние и упадок духа. Малодушие – следствие действия в человеке таких страстей, как печаль и уныние. Заключение (2 часа)

Вера и рассудок. Мировоззрение – то, что делает человека человеком. Мир, радость, долготерпение, вера, любовь – идеалы Истины.

Основное содержание

Формы организации

Виды учебной деятельности

Введение (2 ч.)

Пути к Истине: взгляд человеческий (7ч.)

Любовь и семья

Слава и успех

Богатство

Знание

Радость и удовольствие

Духовная радость и спасение

Духовность это вера

Ролевая игра

Круглый стол

Диспуты

Поисковые и научные исследования

Участие в ролевой игре

Участие в дискуссиях

Начало пути к Истине: неотмирные и плененные (8 ч.)

Нищие духом и самоуверенные.

Смирение как признание своего духовного несовершенства

Плачущие. Покаяние и истина

Искренние слезы как благодатная сила покаяния

Кроткие. Кротость – путь к внутренней гармонии и согласию

Кроткие наследуют «землю»

Правдолюбцы. Правдолюбие как энергичное и деятельное стремление к Правде истинной

«Правда – свет разума». «Дело знай, а правду помни»

Ролевая игра

Круглый стол

Диспуты

Поисковые и научные исследования

Участие в ролевой игре

Участие в дискуссиях

Дела на пути к Истине: деятели и дельцы (8 ч.)

Утешители. Утешения людей мира сего.

Утешители –настоящие друзья, способные успокоить и порадовать ближних. Природа как врачеватель души

Благодетели. Милосердие как материальная помощь, прощение обид, посещение больных, утешение скорбящих

Что значит быть благодетелем. «Малые добрые дела», как собирание значительного духовного капитала

Миротворцы. Множественность понятия «мир»

Духовный смысл миротворчества. Масштабы миротворчества. Уровни миротворчества.

Труженики. Труд как естественное состояние человека

Труд как подвиг. Труд на общую пользу, по обету, во имя ближнего.

Ролевая игра

Круглый стол

Диспуты

Поисковые и научные исследования

Участие в ролевой игре

Участие в дискуссиях

Испытания на пути к Истине: подвижники и самодовольные (8 ч.)

Чистые сердцем. Деятельная любовь как очищение сердца и приближение человека к истине.

Способность сердца видеть Истину духовную глазами. Золотое правило нравственности

Беспокойные. Беспокойство как подвижность, готовность прийти на помощь к ближнему.

Деятельная любовь. Образ беспокойных делателей как способность приближения многих к Истине.

Правдолюбцы. Помнящие о Правде и уважающие Творца

Требование справедливости –дело правды, жертвование ими – дело любви

Борющиеся за Правду и ищущие Правду

Ролевая игра

Круглый стол

Диспуты

Поисковые и научные исследования

Участие в ролевой игре

Участие в дискуссиях

Заключение (2 ч.)

Мировоззрение –то, что делает человека человеком. Вера и рассудок.

Мир, радость, долготерпение, вера, любовь – идеалы Истины

Ролевая игра

Круглый стол

Диспуты

Поисковые и научные исследования

Участие в ролевой игре

Участие в дискуссиях

Тематическое планирование курса «Истоки»

9 класс

№ п/п

Дата по факту

Тема учебного занятия

Количество часов

1

2.09

Введение

1

2

9.09

Введение

1

3

16.09

Любовь и семья.

1

4

23.09

Слава и успех.

1

5

30.09

Богатство.

1

6

7.10

Знание.

1

7

14.10

Радость и удовольствие.

1

8

21.10

Духовная радость и спасение.

1

9

28.10

Духовность это вера.

1

10

11.11

Нищие духом и самоуверенные.

1

11

18.11

Смирение как признание своего духовного несовершенства

1

12

25.11

Плачущие. Покаяние и истина

1

13

2.12

Искренние слезы как благодатная сила покаяния.

1

14

9.12

Кроткие. Кротость –путь к внутренней гармонии и согласию

1

15

16.12

Кроткие наследуют «землю»

1

16

23.12

Правдолюбцы. Правдолюбие как энергичное и деятельное стремление к Правде истинной

1

17

30.12

«Правда –свет разума». «Дело знай, а правду помни».

1

18

13.01

Утешители. Утешения людей мира сего.

1

19

20.01

Утешители –настоящие друзья, способные успокоить и порадовать ближних. Природа как врачеватель души

1

20

27.01

Благодетели. Милосердие как материальная помощь, прощение обид, посещение больных, утешение скорбящих

1

21

3.02

Что значит быть благодетелем. «Малые добрые дела», как собирание значительного духовного капитала

1

22

10.02

Миротворцы. Множественность понятия «мир»

1

23

17.02

Духовный смысл миротворчества. Масштабы миротворчества. Уровни миротворчества.

1

24

24.02

Труженики. Труд как естественное состояние человека

1

25

3.03

Труд как подвиг. Труд на общую пользу, по обету, во имя ближнего

1

26

10.03

Чистые сердцем. Деятельная любовь как очищение сердца и приближение человека к истине.

1

27

17.03

Способность сердца видеть Истину духовную глазами. Золотое правило нравственности.

1

28

24.03

Беспокойные. Беспокойство как подвижность, готовность прийти на помощь к ближнему.

1

29

31.03

Деятельная любовь. Образ беспокойных делателей как способность приближения многих к Истине

1

30

7.04

Правдолюбцы. Помнящие о Правде и уважающие Творца.

1

31

14.04

Требование справедливости –дело правды, жертвование ими – дело любви

1

32

21.04

Борющиеся за Правду и ищущие Правду

1

33

28.04

Мировоззрение –то, что делает человека человеком. Вера и рассудок

1

34

12.05

Мир, радость, долготерпение, вера, любовь – идеалы Истины

1

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

1. Камкин А.В. ИСТОКИ.Учебное пособие для 9 класса общеобразовательных учебных заведений. —М.: Издательский  дом «Истоки», 2011.-120 с.

2. Истоки: Программа для основной школы // Истоковедение. Социокультурные истоки. –Т. 10. –М.: Издательский дом «Истоки». 2010.-320 с.

3. Белов В. И. Лад. Очерки народной эстетики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Социокультурные истоки для 6 класса

Программа разработана на основе: -  требований ФГОС основного общего образования;         -  требований к результатам освоения основной обр...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности_ Социокультурные истоки 7 класс

Программа разработана на основе: -  требований ФГОС основного общего образования;         -  требований к результатам освоения основной образоват...

Рабочая программа_курса внеурочной деятельности_ Социокультурные истоки 8 класс

Программа разработана на основе: -  требований ФГОС основного общего образования;         -  требований к результатам освоения основной образоват...

Рабочая программа_курса внеурочной деятельности_ Социокультурные истоки 9 класс

Программа разработана на основе: -  требований ФГОС основного общего образования;         -  требований к результатам освоения основной образоват...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Родные истоки" 7 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Родные истоки" 7 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ИСТОКИ» 5 кл

Рабочая программакурса внеурочной деятельности«ИСТОКИ»...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ИСТОКИ» 7 кл

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ИСТОКИ» 7 кл...