Организация подготовки к ГИА по русскому языку (из опыта работы)
опыты и эксперименты

Головкова Ольга Николаевна

Организация  подготовки к ГИА по русскому языку

 (из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_k_gia.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кромского района  Орловской области

«Кривчиковская средняя общеобразовательная школа»

Организация  подготовки к ГИА по русскому языку

 (из опыта работы)

       Подготовила выступление                                                                                  

учитель русского языка и литературы

          Головкова Ольга Николаевна

с.Кривчиково

Знание только тогда становится знанием,

когда оно приобретено усилиями своей

мысли, а не памятью.

                                                                                                                             Л.Н.Толстой.

   

Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит наш результат.

           В настоящее время педагогическое сообщество накопило определенный опыт проведения и подготовки к ОГЭ.  Процесс этот трудоёмкий. Для успешной сдачи экзамена по русскому языку в новой форме недостаточно  грамотно писать, необходимо понять саму специфику экзамена.

   Анализ работ показывает, что объектом контроля являются не отдельные знания, умения и навыки, а их комплексы, составляющие ту или иную компетенцию. Задания, предлагаемые учащимся на итоговой аттестации,   проверяют все виды компетенций:

  • лингвистическую;
  • языковую;
  • коммуникативную.

     У  каждого  учителя  постепенно  формируется  свой  стиль  подготовки к экзамену. 

     Из своего опыта я могу выделить   следующие  направления работы предметной подготовки учащихся к ОГЭ:

  • развитие мотивации и целеполагания;
  • формирование умения решать задания разного уровня;
  • развитие самоконтроля;
  • формирование уверенности и положительной самооценки;

Для себя я определила следующие задачи:

  • вести постоянную психологическую работу с учащимися, поскольку даже отлично подготовленный в плане ЗУН ученик может показать недостаточно высокий результат, например, по причине тревожности, связанной с самой процедурой ОГЭ;
  • правильно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;
  • организовать системную продуманную работу с 5 по 9 класс в основной школе обучения предмету;
  • работать в тесном контакте с родителями.

Подготовка к сдаче ОГЭ должна обязательно отличаться от традиционного повторения школьной программы по русскому языку и должна быть строго ориентирована на определённую форму экзамена и на специфическую систему проверки.

Все эти направления и задачи  тесно взаимосвязаны между собой и отсутствие  хотя бы одного из них не может привести к положительному результату.

      Чтобы решить перечисленные задачи, я начинаю вплотную подготовку к экзамену в 8 классе, т.е. 9 класс я начала  готовить с 1 сентября прошлого учебного года.

Активно использую ИКТ (цифровые  образовательные  ресурсы,  а  также  Интернет - ресурсы), которые  эффективно   помогают  ученикам  в  подготовке  как  к  урокам,  так и к экзамену.

Применение новых ИТ позволяет разнообразить и комбинировать методы и средства работы по подготовке  к итоговой аттестации учащихся, усилить мотивацию обучения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения.

Я рекомендую учащимся и их родителям прежде всего официальные сайты ГИА-9,  ФИПИ, «По уши в ГИА(ОГЭ) и ЕГЭ».

Предложенная система позволяет каждому учащемуся выполнять задания в необходимом для него количестве и в доступном для него темпе. На уроке на пояснение каждой темы уходит 10- 15 минут,  остальное время уделяю решению ключевых задач, таким образом, базовый уровень получает весь класс, затем перехожу к дифференцированному обучению.

 Для этого использую дополнительный дидактический материал из КИМов  ОГЭ-2019. Решив задания, учащиеся отмечают правильно выполненные, а те задания, с которыми они не смогли справиться, выполняем совместно, проговаривая алгоритм действия, что способствует лучшему усвоению темы.

Первым заданием  ОГЭ по русскому языку является написание сжатого изложения.

Обучение написанию сжатого изложения начинаю с 5 класса, но более тщательная системная работа начинается в 8 классе. Сначала учимся выделять в тексте микротемы. Второй этап – отработка навыков сокращения текста тремя способами. Использую презентацию Егораевой, автора пособий по подготовке к ОГЭ по русскому языку. Оставляю презентацию  на рабочем столе компьютера, и ученики имеют возможность скопировать  ее на свои информационные носители и применять на практике.

За два учебных года мы написали не менее 10 сжатых изложений.

Подобная работа  учит   ребят  слушать и  слышать   текст, анализировать  его    содержание    и    лингвистические    компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст.

        Второе задание в экзаменационной работе – это тест.

Использую тестовые технологии в разных классах с 5 по 11 на этапах изучения нового материала, закрепления, систематизации,  обобщения и проверки знаний.

Применяю различные виды тестов: с выбором ответов и без выбора ответов, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности или ложности, на понимание текста.

Учащимися приобретаются пособия, в которых тестовый материал не просто помогает проверить усвоение знаний по определенной теме, но и сформулирован в формате ОГЭ.

Так,  учащиеся 9  класса используют  пособия  «Русский язык. ОГЭ-2019» , Н.А.Сенина, издательство «Легион», М.;  

Третий вид задания в экзаменационной работе – сочинение –рассуждение.

Умение создавать собственное высказывание на заданную тему оказывается востребованным не только на экзамене в 9 классе, но и на ЕГЭ в 11классе. Более того, культура доказательного аргументированного рассуждения является показателем общей культуры человека.

Написание сочинения-рассуждения – это, пожалуй, одно из самых сложных заданий.  Для того чтобы учащиеся осознанно выполняли задание, а результаты работы были бы очевидными для моих учеников и для меня, выстраиваю систему обучения написанию сочинения – рассуждения. 

Подготовку девятиклассников провожу систематически, целенаправленно, в несколько этапов. Я стремлюсь к тому, чтобы каждый из учеников на экзамене чувствовал себя уверенно и успешно справился с этим видом работы.

В 15 задании дано на выбор: или сочинение на лингвистическую тему, или сочинение-рассуждение  по цитате из текста, или сочинение-рассуждение на морально-этическую тему, с собственным формулированием тезиса. К середине 9 класса обучающиеся научились писать каждое из трех сочинений. Ребята справляются с ним неплохо, набирают достаточное количество баллов.

Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к  ОГЭ по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний. Каждый педагог,  творчески  подходящий  к  процессу  обучения, вырабатывает свою систему работы с учащимися по подготовке учащихся к ОГЭ, но всех нас объединяет одно: необходим результат.

И это не только успешная сдача  выпускниками    экзамена  по  русскому  языку,  но  и воспитание        личности,   уважительно   относящейся   к   родному   языку,  владеющей письменной и устной речью, личности компетентной. И, как мне кажется, самое главное в любой методике, в любой работе – это желание, осознание важности такой работы самим учащимся и  кропотливая деятельность вместе с учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....

Использование информационно-коммуникативных технологий в подготовке к Единому государственному экзамену по русскому языку (из опыта работы)

Опыт работы с компьютером, наблюдения и знакомство с разнообразными программными продуктами привели к выводу: компьютер может помочь учителю сделать урок динамичным и результативным, но именно учитель...

Тестовые технологии на уроках русского языка (из опыта работы)

Тестовые технологии  на уроках  русского языка  как форма  текущего контроля  знаний  учащихся и подготовки  к  ГИА и ЕГЭ ...

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка (из опыта работы)

  Статья  об эффективности индивидуальной работы с учащимися, имеющими незаурядные способности, цель которой  -  творческое и интеллектуальное  развитие  ребе...

Презентация "Работа с текстом на уроках русского языка"( Из опыта работы)

Презентация "Работа с текстом на уроках русского языка" является обобщением опыта учителя по данной теме. Преподаватель называет основные тенденции изучения русского языка, объясняет, зачем текст на у...

Организация работы в группах на уроках литературы и русского языка (из опыта работы).

Знакомство с некоторыми нестандартными формами и приемами организации групповой деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы. Способствовать внедрению групповых форм работы на уроках ру...