Выступление на педагогическом совете "Использование приемов педагогической техники при формировании ключевых компетенций школьника"
материал

Головкова Ольга Николаевна

Выступление на педагогическом совете "Использование приемов педагогической техники при формировании ключевых компетенций школьника"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование приемов педагогической техники при формировании ключевых компетенций школьника

Общеобразовательная школа является начальным звеном в развитии компетентностей учащихся. В основе этого процесса лежит формирование у школьников ключевых компетенций, которые способны развить в личности умение учиться, думать, анализировать, прогнозировать, проектировать, сотрудничать. В формировании ключевых компетенций учащихся важную роль играют современные педагогические технологии, воспроизводимые на любых предметах, ориентированные на индивидуальные способности и потребности обучающихся. Совокупность методов и приемов направлены на то, чтобы

  • заинтересовать ученика,
  • побудить его к деятельности,
  • создать условия для обобщения информации,
  • способствовать развитию мышления, навыков самоанализа, рефлексии.

Способность мыслить, обладать развитыми интеллектуальными качествами помогает свободно адаптироваться в новой среде, обрести независимость, проявлять активность в познании окружающего мира.

Практически у каждого учителя находятся учащиеся, для которых изучение предмета «не интересно». Почему для учителя, услышавшего такой ученический «вердикт», на этом чаще всего заканчивается активная профессиональная деятельность по отношению к такому ученику: «Что я могу сделать, если он не хочет заниматься предметом!..» Но и для тех учащихся, которых мы называем «успешными» в освоении предмета, не все формы работы оказываются одинаково комфортными. Есть дети, для которых легче построить таблицу, чем ее проанализировать. А есть такие, которым, наоборот, легче увидеть в таблице закономерность, но самостоятельно «свернуть» текст в таблицу они затрудняются. 

Учителю необходимо постоянно помнить, что сложный внутренний мир, индивидуальность есть не только у него самого, но и у каждого из окружающих его людей, у каждого из его учеников. 

Знания в курсе любого предмета нужно рассматривать не как самоцель, а как средство развития мышления ребят, творческих способностей и мотивов деятельности.

В практической деятельности необходимо использовать следующие современные педагогические технологии: проектную, проблемную, технологию группового и коллективного взаимодействия.

Проектное обучение хорошо укладывается в парадигму личностно-ориентированной педагогики, так как при работе над проектом каждый учащийся может найти дело, наиболее соответствующее его интересам и возможностям.

Структура проектной деятельности включает в себя три звена: 

  • Содержание проектной деятельности. Под которым понимается замысел, планирование, подготовка и проведение исследования; оформление и проверка результатов.
  • Функции. Выполняет познавательную, рефлексивную, развивающую, воспитывающую роль.
  • Результат: расширение и углубление предметных знаний; умение выдвигать и обосновывать гипотезы; выполнять эксперимент; умение представлять результаты проектной деятельности и эксперимента.

        Проблемное обучение – это еще одна инновационная технология, которую я использую на уроках. 

        Существуют различные методические приемы использования проблемной технологии.

Необходимо применять побуждающий диалог, который состоит из отдельных стимулирующих реплик, помогающих работать ученику по – настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения побуждаю учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечиваю «открытие» знаний путем проб и ошибок.

Второй прием: подводящий диалог. Он представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы нужно пошагово подводить учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения выстраивать логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.

Таким образом, сначала в побуждающем или подводящем диалоге помочь ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывать у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога организовать поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.

Еще один прием: решение проблемных задач.

При решении задачи необходимо:

  • умение сопоставлять знания таким образом, чтобы прийти к правильному выводу;
  • четкое знание терминов;
  • правильное решение задачи (полезный результат).

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное. Удивительные факты, задачи позволяют активизировать работу и детей с высокой мотивацией, так называемых олимпиадников, и детей с низкой мотивацией.

Продвинутые ученики получают право на выполнение особо сложных задач.

Для работы с олимпиадниками обычно в школе выделяют часы индивидуальных консультаций, а с учащимися с низкой мотивацией заниматься дополнительно не хватает времени. С данной категорией особенно хороша работа в группах.

Технология группового и коллективного взаимодействия обеспечивает одновременно эффективное решение развивающих и воспитательных задач.

     Исследования, проводимые педагогами, использующими метод групповой работы, и мои наблюдения показывают ряд преимуществ данной технологии:

·        дает ученикам опыт разнообразного общения,

·        создает на занятиях атмосферу непринужденного сотрудничества.

·        без постоянного надзора со стороны учителя ученики высказываются свободнее.

Однако, как показывает практика, организация групповой работы не всегда проходит гладко: иногда бывает трудно добиться активности всех участников. Чем яснее полученные от учителя указания, тем выше продуктивность высказываний и тем чаще в обсуждении звучат свободные высказывания детей.

Групповая работа требует от учащегося:

-  приспособиться к темпу работы других членов группы

- правильно понимать их,

- ясно формулировать свои мысли и желания.

Таким образом, развитие происходит тогда, когда человек обучает другого человека, т.к. при этом происходит интенсивный обмен информацией: чем больше я обучаю других, тем интенсивнее мое развитие.

В результате наблюдений за работой в группах,  выработано несколько общих рекомендаций по организации групповой работы на занятиях, которых я придерживаюсь:

1. Задание должно быть сформулировано ясно и четко.

Ясные формулировки задания - залог успешной работы. Перед началом работы следует объяснить ученикам, что именно от них требуется, т.е. дается небольшая инструкция.

2. Нужно распределить роли внутри группы.

На первых этапах формирования групп распределяет роли учитель, т.к. ученики только учатся совместной работе над заданием. В дальнейшем, по мере освоения методики работы в группе, учитель делегирует право распределения ролей самим ученикам.

Учитель не может останавливаться на достигнутом и должен постоянно повышать свою профессиональную компетентность.

Использование  современных педагогических  технологий в обучении  позволяет достигнуть определенных  результатов:

- у большинства  учащихся  сформировывается  положительная  мотивация к изучению  предмета и познавательный  интерес не только к отдельным  темам  курса, а в целом;

- возрастает  эффективность  развития  интеллектуальных и творческих  способностей  учащихся.

- Призовые места в творческих конкурсах  и олимпиадах различного уровня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций школьников на уроках русского языка в основной школе

Представлен опыт учителя-практика по содержанию основных компетенций, формируемых в 5-9 классах общеобразовательной школы. Материал дан в виде таблицы, включающей содержание работы по формированию ком...

Метод проектов как один из способов формирования ключевых компетенций школьников

В статье обобщается опыт по применению метода проектов, как способа формирования ключевых компетенций школьников....

Презентация "Формирование ключевых компетенций школьников в УВП"

Говорят, знания - это то, что все-таки остается в памяти, когда уже все забыл! И вообще главное, на мой взгляд, в образовании человека - это обучение его компетенциям, без которых невозможно стать инт...

Организация проектной деятельности как необходимый компонент формирования ключевых компетенций школьника

Компетентность – один из терминов, появившихся в педагогической науке и практике совсем недавно, но ставший едва ли не наиболее часто встречаемым в публикациях последнего времени. Именно компетентност...

Формирование ключевых компетенций школьников

Формирование ключевых компетенций школьников на уроках  русского языка ...

Выступление на городской августовской конференции учителей по теме: «Формирование ключевых компетенций школьников в процессе преподавания курса географии» Секция географии

  Развитие современного общества затрагивает многие сферы его деятельности, включая географическое образование как один из важнейших инструментов формирования общей культуры. Приведу приме...

Педагогический проект «Внеклассная работа как средство формирования ключевых компетентностей школьника»

Педагогический проект «Внеклассная работа  как средство формирования  ключевых компетентностей школьника»Цель проекта-создать эффективную модель внеурочной деятельности учащихся для развития...