Формирование ключевых компетенций школьников
материал по теме

Маркитанова Ольга Васильевна

Формирование ключевых компетенций школьников

на уроках  русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование ключевых компетенций школьников

на уроках  русского языка

 Маркитанова Ольга Васильевна, учитель  русского языка и литературы филиал МБОУ «Стрелецкая СОШ» в с. Авдеевка Тамбовского района

          Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, — ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, о которой сама школа мало что знает. Дети, которые пришли в первый класс в 2004 г., будут продолжать свою трудовую деятельность примерно до 2060 года. Каким будет мир в середине XXI века, трудно себе представить не только школьным учителям, но и футурологам. Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие  качества, как  умение гибко действовать в изменчивых условиях, принимать решения в сложных, противоречивых ситуациях, требующих незамедлительных действий. (1)    В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования».(2)Из этого следует, что формирование компетенций одна из приоритетных задач современной школы.

Из всего разнообразия предлагаемых трактовок понятия компетенции и перечней существующих компетенций остановимся на тех, которые предлагает современная отечественная педагогика (2):

 - Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.  

- Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций;   компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.  

- Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности.  

- Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации. Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

- Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями.  

- Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи.  

- Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.  

В любой из образовательных областей   следует определить необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности, составляющих содержание определённых компетенции. На основе стандарта образования по русскому языку попытаемся определить суть и содержание основных компетенций, формируемых  в 5-9 классах общеобразовательной школы.

Формирование ключевых компетенций на уроках  русского языка.

Компетенции

Содержание

Сформированность

Класс

Ценностно-смысловые

Способность выбирать целевые и смысловые установки для своих действий.

Сознательное отношение к языку как к духовной ценности.

  1. оценивать полученные результаты

5-9

  1. оценивать степень понимания содержания прочитанного текста

8-9

  1. использовать  приобретенные знания для достижения поставленных целей

5-9

Общекультурные

Осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, владение культурой межнационального общения

  1. понимать, что язык – явление развивающееся

5-6

  1. понимать социальную сущность языка, усвоить, что русский язык – это прежде всего язык русского народа

7

  1. понимать статус русского языка как государственного, осознавать его функции интеграции народов России, причины потребности общения на русском языке

8-9

Учебно-познавательные

Освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения. Умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения соответствия ситуации и сфере общения.

  1. владеть прочными орфографическими и пунктуационными навыками
  2. владеть нормами русского литературного языка
  3. обогатить словарный запас и грамматический строй речи

5-9



Информационные

 Умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию

  1. владеть техникой чтения
  2. выделять в тексте главную и второстепенную информацию
  3. прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника
  4. извлекать информацию из лингвистических словарей разного вида

5

  1. дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста
  2. разбивать текст на составные части

6

  1. дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста
  2. выделять иллюстрирующую, аргументирующую информацию
  3. прогнозировать содержание текста по данному началу

7

  1. слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения
  2. используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, газеты, журнала – по оглавлению и заголовкам статьи

8

  1. прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста
  2. понимать коммуникативную тему, цель и в соответствии с этим организовывать процесс поиска информации и чтения текста

9

Коммуникативные

Свободное владение русским (родным) языком в разных сферах и ситуациях его использования.

 Готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию.

  1. создавать письменное высказывание разных типов речи

5

  1. строить небольшое по объему устное высказывание на заданную тему

6

  1. создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи

7

  1. принимать участие в диалогах различных видов
  2. адекватно реагировать на обращенную  устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать и заканчивать разговор

8

  1. создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы
  2. строить научное рассуждение по сложным вопросам

9

Социально-трудовые

Соблюдение прав и обязанностей в роли ученика

  1. уметь выполнять требования учителя по соблюдению дисциплины, норм поведения во время учебных занятий
  2. уметь действовать в соответствии с личной выгодой, не ущемляя прав других учеников
  3. владеть этикой взаимоотношений с учителями и другими учащимися во время классных и внеклассных занятий (сотрудничество)
  4. владеть эффективными способами организации собственного времени вне школы (выполнение домашнего задания, организация досуга и т.д.)

5-9

Компетенции личностного самосовершенствования

Потребность речевого самосовершенствования.

  1. исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении

5-6

  1. замечать в собственной речи (и чужой)  отступления от норм литературного языка

7-8

  1. совершенствовать  устную и письменную речь, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки

9

  1. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии.-2009.-№5.
  2. Хуторской А.В. Статья «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. – 2009. - №2.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций школьников на уроках русского языка в основной школе

Представлен опыт учителя-практика по содержанию основных компетенций, формируемых в 5-9 классах общеобразовательной школы. Материал дан в виде таблицы, включающей содержание работы по формированию ком...

Метод проектов как один из способов формирования ключевых компетенций школьников

В статье обобщается опыт по применению метода проектов, как способа формирования ключевых компетенций школьников....

Презентация "Формирование ключевых компетенций школьников в УВП"

Говорят, знания - это то, что все-таки остается в памяти, когда уже все забыл! И вообще главное, на мой взгляд, в образовании человека - это обучение его компетенциям, без которых невозможно стать инт...

Организация проектной деятельности как необходимый компонент формирования ключевых компетенций школьника

Компетентность – один из терминов, появившихся в педагогической науке и практике совсем недавно, но ставший едва ли не наиболее часто встречаемым в публикациях последнего времени. Именно компетентност...

Организация исследовательской деятельности уч-ся , как способ формирования ключевых компетенций школьников

В последние годы в развитых странах мира активно обсуждается проблема поворота системы образования к формированию ключевых компетенции. Эта проблема стала актуальной и для отечественной школы. В соотв...

"Роль классного руководителя в формировании ключевых компетенций школьников"

Выступление на семинаре классных руководителей в рамках проведения методической недели...

Роль воспитательной работы в формировании ключевых компетенций школьников

Реалии нашей жизни предъявляют новые требования к выпускникам образовательных учреждений. Современному обществу нужны молодые люди, которые обладают определёнными качествами, компетенциями. Их формиро...