Оздоровление одаренных детей посредством спортивно-досуговых мероприятий в загородном оздоровительном лагере
проект

Стреляева Татьяна Васильевна

Оздоровление одаренных детей посредством спртивно-досуговых  мероприятий в загородном оздоровительном лагере

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ozdorovlenie_odarennyh_detey.doc297.5 КБ

Предварительный просмотр:

Оздоровление  одаренных детей посредством спортивно-досуговых мероприятий в загородном оздоровительном лагере

Автор: Стреляева Татьяна Васильевна

Учитель физической культуры высшей квалификационной категории

Образовательное учреждение: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа

№ 120» города Барнаул, Алтайского края

Оглавление

I Введение……..……………………………………………………………………...........3

II. Основная часть. Глава 1. Состояние исследуемой проблемы в теории и практике  оздоровительной физической культуры

1.1. Характеристика физкультурно-оздоровительных мероприятий в условиях профильной смены летнего оздоровительного лагеря ...............................................................................................................................................9  

1.2. Педагогические возможности спортивно-досуговых мероприятий в воспитании у детей ориентации на здоровый образ жизни...............................................................10

1.3. Программа оздоровления в рамках профильной смены для одарённых детей в загородном оздоровительном лагере...............................................................................13

III Глава 2. Содержание, формы и этапы работы по реализации программы оздоровления одаренных детей в рамках профильной Смены «ШОУ-МАСТЕР-плюс....................................................................................................................................16

2.1. Содержание и организационно-дидактические формы оздоровления одаренных детей....................................................................................................................................20

IV Заключение..…………………………………………………….................................23

Список литературы ………………………………...........................................................24

Приложения..................................................................................................................  ....25

Если дети – национальное достояние любой       страны, то одаренные дети – её интеллектуальный и творческий потенциал…

                                                                                                                 Р.Н. Бунеев

I.ВВЕДЕНИЕ

С детства запас энергии ребенка настолько велик, что он реализует свою потребность в двигательной активности естественным путем. Там, где взрослый человек степенно вышагивает, ребенок бежит и оптимальную норму - 10 тысяч шагов в день - легко и незаметно перекрывает. Но с первых классов школы эта двигательная активность вытесняется большим объемом школьных предметов, требующих постоянной усидчивости. Отсюда психологическое перенапряжение, гиподинамия и сопутствующие болезни.

Статус личности в обществе определяется не только уровнем дохода, образованности, но и состоянием физического и психического здоровья.

Здоровье (по определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия.

Здоровье – это не просто отсутствие болезней или физических дефектов. 3доровье — это величайшая социальная ценность. Хорошее здоровье – основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности.

Актуальность. Ещё 5 лет назад Главный государственный санитарный врач РФ академик РАМН Геннадий Онищенко отмечал: «…75% учащихся страдают гиподинамией…, а ведь у детей врожденная потребность к движению. Выраженное утомление к концу года отмечается у 40-55% школьников. У 60%  регистрируются изменения артериального давления. У 80% - невроподобные реакции. Все это в школьные годы формирует патологию сердечно сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, вегетососудистую дистонию. Все больше среди учащихся очкариков. Ухудшается общее физическое развитие. Крепыши редки.  От этого заметно страдает демографическая ситуация в стране». Так же бывший Главный санитарный врач России утверждал: «…Серьезной проблемой остается режим преподавания в наших школах, где нехватка учебного времени компенсируется за счет уменьшения часов сна и двигательной активности. Все это негативно сказывается  на здоровье детей, формируется патология опорно-двигательного аппарата, отсюда сутулость, сколиоз позвоночника и различные виды нарушений осанки школьников, что требует проведения профилактики гипокинезии среди детей».

Вот мнение директора Научного Центра Здоровья детей РАМН, главный педиатр России, академика А.А. Баранова: «За время учёбы количество детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата возрастает в 1,5-2 раза, с нервными болезнями – в 2 раза, с аллергиями в – 3 раза, а с близорукостью – в 5 раз. Идет физическая деградация детей».

Директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра охраны здоровья детей РАМН, профессор В.Р. Кучма привёл итоги обследования здоровья детей (2009г.): «В школе 80% детей погружены в школьный стресс. Различные формы психических дезадаптаций отмечаются у 83% девочек старшего возраста и у 62% юношей».

А теперь добавлю статистику по нашему родному Алтайскому краю: по данным Главного Управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности в последние годы наблюдается рост общей заболеваемости подростков, которая составляет 2300 на 100 тысяч; около 30% юношей ежегодно (в 2010- 33,4%) не пригодны к армии по состоянию здоровья или пригодны с ограничениями; более 30% подростков не входят в I и II группу здоровья. Имеется тенденция роста первичной инвалидности детей от младшего (4-7 лет) до старшего (15-17 лет) возраста, за последние десять лет рост общей инвалидности в возрастной группе от 0 до 17 лет составил 9,7%. Так же за последнее десятилетие наблюдается рост заболеваний психическими расстройствами среди детей и подростков Алтайского края. В возрастной группе от 0-14 лет этот показатель выше общероссийского в 1,8 раза, среди подростков – в 1,7 раза. Анализ данных первичной инвалидности детей и подростков, проведённый Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю и ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Алтайскому краю», показал, что ведущими причинами первичной инвалидности в структуре заболеваемости являются психические расстройства и расстройства поведения, болезни нервной системы, болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани, болезни глаз и его придаточного аппарата. За последние годы наблюдается динамика в снижении остроты зрения у детей и подростков на разных этапах школьного обучения: перед поступлением в школу сниженное зрение имели 49,5 на 1000 детей, в конце первого года обучения – 74,1, перед окончанием школы – 150,3. Не секрет, что дети приходят в школу уже с имеющимися нарушениями, так, нарушение осанки перед поступлением в школу в 2009 году, например, имели 69,6 на 1000 детей, к концу первого класса – 122,3, к окончанию школы – 138.

Болезни нервной системы учащихся наблюдаются у 820,6 из 1000 школьников (показатель 2009 года).

Навряд ли эти данные улучшились за последние 3- 4 года.

Вот такое признание было сделано несколько лет назад авторитетным ученым, академиком Е.И. Чазовым: «За голову хочется схватиться,  до чего мы довели детей в школе! К восьмому классу болезни органов зрения выявляются в 5 раз чаще, желудочно-кишечные  в 4 раза, а мочеполовые  в 2 раза. Помилуйте, но ведь эти все болезни  чиновничьи! Да-да, болезни бюрократов, ведущих сидячий образ жизни за письменными столами среди бумаг, интриг и застойных явлений. А дети-то причем?».

Я разделяю мнения ученых, что ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие. Действительно, человечество, прочно село на стульчики, практически исключило мышцу из производительного труда и перемещения тела в пространстве. Доктор медицинских наук, профессор Базарный в своей работе «Эргономика «СтойКость!» пишет: «…Установлено, что при резком понижении активности этой системы (сидячая поза) запускаются многочисленные дегенеративные процессы, ведущие к появлению различных хронических заболеваний. … Установлено, что систематическое пребывание детей в сидячей позе на этапе их активного развития приводит к угасанию телесно-гравитационного баланса, и, в итоге, сенсорного контроля за произвольной моторной сферой, проявлению нарастающего в поколениях синдрома глубоко проникающего напряжения (стресса) детей в процессе их учебной деятельности. Доказано, что пребывание детей в таком неестественном состоянии ведёт к угнетению активности на генетическом и клеточном уровне, деформации развития позвоночника, истощению эндокринной и других систем, обеспечивающих полноценное развитие и здоровье (в т. ч. и репродуктивное) детей и подростков, деградации психомоторной и психической сфер».

Я, как большинство педагогов, озабочена состоянием здоровья детей и ищу самые эффективные, креативные формы работы с детьми, чтобы за короткий срок их оздоровить, научить бережно относится к своему здоровью и дать навыки самооздоровления.

Состояние здоровья человека зависит от многих факторов, среди которых важное значение имеют образ жизни. Одной из важнейших составляющих здорового образа жизни, особенно в школьный период, является сформированная полноценная физкультурно-оздоровительная деятельность.

В настоящее время все более приоритетной становится работа с одаренными детьми. Это связано с задачами сохранения и развития интеллектуального потенциала страны и ее духовного возрождения.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Американский психолог Дж. Рензулли предложил такое определение одаренности: «Одаренность – результат сочетания трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень; творческого подхода и настойчивости».

Успешность усвоения учебного материала и способность к творчеству – наиболее известные признаки одаренности.

В тоже время, наблюдается значительный «перекос» в пользу интеллектуального развития одаренных детей в сравнении с физическим, а ведь физическое здоровье – важнейший ресурс человека, дающий возможность проявить свои таланты наиболее ярко.

Сегодняшнее общество выставляет подрастающему поколению ряд серьезных требований и в первую очередь — таких, например, как – уметь выбирать установки для своих действий и поступков, учиться осознанию своей роли в обществе.

Его динамичное развитие требует от ребенка как можно более раннего освоения и понимания современной картины мира, освоения способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями. Современный ребенок должен уметь представлять себя и результаты своего труда уже в младшем школьном возрасте, задавать вопрос, отстаивать свое мнение, участвовать в обсуждениях на разные темы, вести дискуссию.

Таким образом, соответствовать этим требованиям возможно только на фоне крепкого здоровья.

Моя задача – помочь одарённым детям, с которыми я постоянно работаю в течение профильных смен в летний период, сочетать деятельность, направленную на развитие творческих и интеллектуальных способностей, с деятельностью, положительно влияющей на их физическое развитие. В основе этой деятельности – двигательная активность.

Необходимостью обеспечения условий для выявления и развития одаренных детей, организации активного отдыха и обучения подростков была вызвана идея организации и проведения профильной смены для одаренных детей. С 2010 года я являюсь организатором профильной смены «ШОУ МАСТЕР-Плюс», в рамках которой дети могут не только развивать свои творческие способности, получать новые знания, но и укреплять своё здоровье, восстанавливать работоспособность для продолжения учёбы в новом учебном году.

Я уже в течение нескольких лет работаю над проблемой оздоровления одаренных детей посредством спортивно - досуговых мероприятий в загородном оздоровительном лагере, ищу наиболее эффективные формы оздоровления за короткий период, что и определило выбор темы и замысел данного итогового аттестационного проекта.

Сегодня актуально, чтобы молодежь была здорова, потому что только здоровый человек может эффективно реализовывать свой потенциал в полной мере.

Значимость. Для каждого человека лето ассоциируется с солнцем, свежим воздухом и полноценным отдыхом. Взрослые ждут этот период в надежде пойти в отпуск, а дети выезжают в загородные лагеря, санатории. На современном этапе актуальным направлением в летнем отдыхе учащихся становится организация профильных смен на базе оздоровительных лагерей, в которых создаются условия для интересной и разнообразной жизнедеятельности каждого ребенка. Сегодня в лагере учащиеся могут получить дополнительные знания, поправить свое здоровье и просто отдохнуть.

Под проектом «Оздоровление одаренных детей посредством спортивно-досуговых мероприятий в загородном оздоровительном лагере» (далее Проект) понимается форма образовательной и оздоровительной деятельности с творчески одаренными и социально активными детьми. Практика показывает, что одарённые дети имеют наиболее ослабленное здоровье.

Директор Научного Центра Здоровья детей РАМН академик А.А. Баранов доводит до сведенья общества: «… У детей обучающихся в элитных гимназиях повышенное артериальное давление уже отмечается у 90%, а психоневротизация – у 55-83%, что выше, чем у учащихся общеобразовательных школ».

Они больше проводят времени за уроками, выполнением докладов, учебно-исследовательских работ, за компьютером и т.п. Врачи признают, что эти дети – наиболее уязвимая в плане физического здоровья, категория. В работе с такими детьми я стараюсь не ущемлять их интеллектуального и творческого интереса. Я делаю ставку на систему спортивно-досуговых мероприятий, так как она способствует укреплению как физического, так и социального здоровья. При целенаправленном её использовании, эта система может играть важную роль в воспитании подростков, влиять не только на процесс физического совершенствования, но и на ту социальную среду, которая окружает детей. Методически правильно организованная и управляемая физкультурно-спортивная деятельность способствует воспитанию у детей и подростков социальной активности, стремлению к межличностной коммуникации, укреплению дружбы и сотрудничества, регуляции социального поведения. Активные занятия физкультурой способствуют ускорению социально-психологической адаптации к обучению в учебном заведении, повышению уровня самоорганизации, укреплению здоровья и здорового образа жизни подростков, профилактике табакокурения, наркомании, алкоголизма и правонарушений в подростковой среде.

 Цели и задачи проекта

Целью данного проекта является представление и теоретическое обоснование программы по оздоровлению одаренных детей в загородном оздоровительном лагере с активным применением системы спортивно-досуговых мероприятий.

Задачи:

1. Обосновать значимость оздоровления одаренных детей путем активного применения физкультурно-оздоровительных мероприятий в условиях профильной смены летнего оздоровительного лагеря.

2. Исследовать личностное отношение подростков к мероприятиям спортивно-досуговой направленности.

3. Раскрыть педагогические возможности спортивно-досуговых мероприятий в воспитании у детей ориентации на здоровый образ жизни.

4. Разработать содержание и организационно-дидактические формы оздоровления одаренных детей.

 Практическая направленность Проекта

Предложенная в Проекте система оздоровления одарённых детей, может быть использована как методическая основа педагогической деятельности не только в рамках профильных смен. Предлагаемая в Проекте программа оздоровления может быть полезна в работе педагогов непрофильных смен, пришкольных летних площадок, а также при проведении различных воспитательных мероприятий в образовательных организациях.    

Ожидаемые результаты реализации Проекта:

Успешная реализация данного проекта позволит обеспечить рост интеллектуально, духовно и нравственного уровня каждого ее участника, будет способствовать оздоровлению, развитию умственных, физических и творческих способностей детей и подростков.

Для развития воспитательной и оздоровительной системы лагеря:

  • совершенствование методик и форм работы;
  • пополнение методической копилки.

Для педагогов:

  • повышение уровня педагогического мастерства;
  • отработка моделей взаимодействия педотряда с детским коллективом в рамках сюжетно-ролевой игры;

Для детей:

  • удовлетворение потребности детей в полноценном отдыхе и оздоровлении в каникулярное время, в том числе одаренных детей, имеющих творческий и интеллектуальный потенциал;
  • оздоровление детей посредством организации физкультурно – оздоровительных мероприятий и процедур, в том числе воздушных, солнечных ванн, купания, спортивных состязаний, утренней зарядки, подвижных игр, которые способствуют развитию и укреплению чувства ответственности, товарищества, а также ловкости и выносливости;
  • привлечение максимально возможного числа детей к занятиям спортом;
  • развитие и совершенствование навыков, умений в самообслуживании и самоорганизации;
  • социализация подростков: умение жить без родителей, умение работать в коллективе, уважать мнение других, уметь слушать и отстаивать свою точку зрения, уметь уважать личность другого человека;
  • реализация индивидуальных способностей, исходя из общечеловеческих ценностей;
  • развитие творческих, художественно – эстетических способностей, навыков участия в коллективно – творческих делах, участие в работе кружков и спортивных секций;
  • расширение кругозора в области спортивно-оздоровительной деятельности, развитие интереса к занятиям физкультурой и спортом;
  • расширение круга и опыта общения;
  • реализация интересов детей, их обогащение и пробуждение новых интересов;
  • обмен знаниями и умениями, распространение полученного опыта среди сверстников;
  • самоутверждение ребенка в его собственных умениях и навыках;
  • получение определенных навыков в организации своего свободного времени, активного досуга;
  • воспитание волевых и морально-этических качеств, гражданственности, чувство любви к Родине.

Для родителей:

  • решение  проблемы присмотра за детьми в период летнего отдыха;
  • чувство уверенности за жизнь и здоровье ребёнка;
  • укрепление здоровья детей.

Методологическую и теоретическую основу  работы составили:

  • законодательные и нормативные акты Российской Федерации в сфере физической культуры, образования и воспитания молодежи;
  • основные теории и концепции обучения и воспитания, изложенные в работах Л.С. Выготского, Н.В. Кузьминой.

Данный Проект разработан для практического применения в рамках профильной смены «ШОУ – МАСТЕР-Плюс» (17 – 24 августа 2014 года, ЦДО «Детская Империя Туризма» адрес: Алтайский край, Алтайский район, с.Нижнекаянча, ул.Усть-Уба, д.1)

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1. Общая характеристика программы профильной смены «ШОУ – МАСТЕР-Плюс»

Каждое государство, считающее себя цивилизованным и демократическим, обязано создать оптимальные условия для жизни и развития каждого подрастающего гражданина.

В современных условиях актуальной является проблема обеспечения личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения одаренных детей.

Одним из приоритетных направлений построения национальной модели образования является подготовка интеллектуальной, творческой элиты - молодых людей, способных занять ключевые места в управлении государством, экономике, науке, культуре, искусстве. Для этого важна социальная активность молодежи, как гарант конкурентоспособности подрастающего поколения в социуме, его качества жизни, а повышение социальной активности детей и молодежи - залог стабильности морального благополучия современного общества.

Современное общество ставит задачу перед педагогами воспитывать молодого человека, имеющего гражданскую активность. Она всегда выступала как носитель социальных инноваций. Это отображено в послании президента Федеральному Собранию 30.11.2010: «Детство и юность – это тот период в жизни человека, когда определяется его будущее, то самое время, когда каждый впервые пробует, что-то открывает для себя, экспериментирует и ничего не боится. Дух новаторства, желание делать что-либо новое, дерзость мысли – все это сегодня очень нужно нашей стране. И мы очень рассчитываем на энергию и амбиции молодых, на их желание работать сообща и вместе добиваться поставленных целей».

Наиболее успешными и перспективными сегодня становятся те, кто не только получил современное качественное образование, но и обладает навыками физического, духовного и интеллектуального саморазвития, культурой мышления и поведения.

Именно с точки зрения такого современного подхода разработана программа профильной смены в загородном оздоровительном лагере.

Данная программа разработана и предназначена для организации активного отдыха, развития интеллектуального, творческого и спортивного потенциала детей в возрастной категории от 7 до 19 лет в рамках профильной смене с общей численностью около 250 человек.

Основополагающий принцип  деятельности смены – воспитание «без принуждения» через педагогику свободного воспитания, через увлечение детей, через погружение в мир творчества и спорта.

Профильная смена предполагает реализацию программ детских и молодежных общественных объединений с обязательной системой мер по формированию здорового образа жизни, дополняемые коллективными или индивидуальными творческими работами.

Продолжительность пребывания в лагере 8 дней.

Комплектование Смены осуществляется в первую очередь из победителей и призеров творческих, спортивных конкурсов и фестивалей, одаренных и талантливых подростков с развитыми способностями в одной или нескольких сферах деятельности, а также обучающихся и воспитанников, достигших наивысших результатов в творческой деятельности в рамках системы общего, начального, среднего профессионального и дополнительного образования Алтайского края.  

Содержание оздоровительно - образовательной деятельности профильной Смены  реализуется посредством механизма действия технологических блоков:

  • информационный (встречи, «круглые  столы», «ток - шоу»);
  • образовательный (мастер-классы по сценическому, актерскому мастерству, режиссуре и постановочному искусству);
  • развивающий (тренинги, деловые игры, творческие мастерские);
  • оздоровительный  (спортивные мероприятия, соревнования, экскурсии,
  • подвижные  игры);
  • творческий (танцевально-развлекательные вечерние программы, конкурсы, батлы, игры);
  • опытно - практический (обмен опытом в различных формах).

2.2. Цели и задачи программы профильной смены «ШОУ-МАСТЕР-Плюс»

Цель: Создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга детей во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой и спортивной активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.

Задачи:

  • создать спортивно-оздоровительное пространство, обеспечивающее условия для самостоятельности и самоутверждение личности;
  • создавать условия для проявления и максимального развития индивидуальных способностей и нравственно-волевых качеств личности ребенка, оптимизировать процесс социальной адаптации личности;
  • развивать чувства патриотизма и гражданской ответственности, чувства сопричастности к происходящим социокультурным процессам;
  • обеспечивать реализацию мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в летний период;
  • создавать доброжелательную атмосферу, способствующую ориентации подростка на положительные действия и поступки;
  • формировать отношения сотрудничества, содружества и толерантности в детском коллективе и во взаимодействии с взрослыми: научиться уважать чужое мнение, слушать и говорить, брать интервью, работать в группе;
  • организовывать полноценный досуг, создавать яркие, остроумные зрелищные праздники для зрителей;
  • укреплять психологическое здоровье, проводить профилактику стрессовых и конфликтных ситуаций, организовывать взаимодействие с позиций диалога, сотрудничества, сотворчества и партнерства, формировать культуру межличностных отношений, обучение различным формам общения, умению предотвращать и разрешать конфликты;
  • разрабатывать и применять гуманистические личностно-ориентированные педагогические технологии, формы и методы деятельности, способствующие преодолению пассивности детей, их раскрепощению в воспитательном пространстве;
  • организовать досуговую деятельность участников Смены для реализации потребности в общении, самоутверждении.

2.3. Концептуальные подходы, обоснование социальной значимости программы профильной Смены «ШОУ-МАСТЕР-Плюс»

В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних оздоровительных лагерях. Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых.

А главное, сегодня детские лагеря отдыха помимо богатых ресурсов для организации микросреды личностного и социального развития, ценностного ориентирования, дают дополнительные возможности и оздоровления детей, так как располагают богатством и разнообразием социальных связей, благоприятным психологическим климатом для самопознания и самовоспитания.

Такое направление деятельности детских оздоровительных лагерей становится особо актуальным на современном этапе развития российского общества, способствует преодолению социальной дезадаптации детей на фоне нестабильности ценностных ориентиров и в условиях трансформации основных институтов социализации (семья, школа, СМИ).

Участие в профильных спортивно-оздоровительных, образовательных, спортивно-досуговых мероприятиях для многих детей является одним из наиболее приемлемых  путей укрепления своего здоровья.

2.4.Кадровое обеспечение

Руководство Смены осуществляет Оргкомитет Смены. В состав оргкомитета входят представители организаторов, специалисты направлений, вожатые из числа студенческого актива, лидеры детских и подростковых объединений.

Оргкомитет Смены делает все, чтобы в период летнего отдыха детей всем было интересно и уютно.

2.5. Условия и сроки проведения

Для полноценного оздоровления детей ЦДО «Детская Империя Туризма» имеет необходимые условия для реализации Смены: правильно организовано полноценное (пятиразовое) питание, уделяется большое внимание личной гигиене детей, общей чистоте в корпусах и на территории, жизнь детей организована по режимным моментам, тщательно продумываются и проводятся различные мероприятия, способствующие разностороннему развитию личности детей. Имеются площадки, комнаты для занятий в кружках и по интересам, столовая, летняя эстрада, медицинский кабинет, медиа зал. ЦДО «Детская Империя Туризма» может принять 250 детей одновременно.

Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

  •  Конвенцией ООН о правах ребенка;
  •  Конституцией РФ;
  •  Законом РФ «Об образовании»;
  •  Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
  •  Трудовым  кодексом  Российской  Федерации  от  30.12.2001 г. № 197-Ф3;
  •  Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;
  •  Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Министерства образования РФ от 13.07.2001 г. № 2688;
  •  Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул. Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.4.4.969-00 от 02.02.2001.

2.6. Этапы реализации программы оздоровления одаренных детей в рамках профильной Смены «ШОУ-МАСТЕР-Плюс в 2014 году

П/Н

Деятельность/ Мероприятие

Сроки проведения

Методическая деятельность.

Разработка концепции программы и механизмов её реализации.

Январь-февраль 2014г.

Информационно-рекламная деятельность:

  • обсуждение программы
  • создание банка данных педагогических кадров;
  • разработка и изготовление эмблемы и атрибутики  смены.

Февраль-март 2014г.

Учебно-организационная деятельность:

  • организация практикумов для педагогических кадров с целью приобретения практического опыта и вхождения в программу профильной смены «ШОУ МАСТЕР-Плюс» ;
  • проведение инструктажей по технике безопасности и охране здоровья
  • создание нормативно-документальной базы

Март-май 2014г.

Реализация программы  профильной смены «ШОУ МАСТЕР-Плюс»

август2014г.

Аналитическо-рефлексивная деятельность

Сентябрь 2014г.

2.7. Содержание и формы работы по реализации программы

Программа профильной Смены «ШОУ-МАСТЕР-Плюс» является новой, оригинальной и креативной формой работы с одаренными детьми, в которой значительную роль по развитию личностных качеств подростков играют спортивно-досуговые мероприятия.

Основная идея программы «ШОУ-Мастер-Плюс» заключается в конструктивной помощи подросткам в формировании творческой культуры личности, личностно-значимых компетенций на основе погружения в образовательное информационно насыщенное пространство, наполненное интерактивной разнообразной самостоятельной творческой деятельностью с использованием досуговых мероприятий спортивной направленности.

В основе программы лежит идея организации профильной смены «ШОУ-Мастер-Плюс» по принципу открытого, живого информационно-образовательного пространства, направленного на мотивацию детей и молодёжи к саморазвитию, пониманию своей самоценности как части целостного единства вселенской жизни, что отражено в названиях структурных элементов смены и которые широко вошли в молодежную лексику.

Программа профильной Смены «ШОУ-МАСТЕР-Плюс» по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, наполнена специализированными программами по направлениям, объединенными единым здоровьесберегающим пространством.

Профильная Смена – это новая интересная социальная среда, которая  имеет огромное значение для физического и творческого развития детей, организации их разумного отдыха и оздоровления.

Каникулярный период является плодотворным для реализации различных программ занятости свободного времени детей  интересной, разнообразной и привлекательной для них деятельности. Подавляющее большинство детей и подростков испытывают большую потребность в активном участии в деятельности подобного рода.

Профильная Смена должна оставить в памяти ребят воспоминания о прекрасном человеческом общении, потому что профильная смена - это:

  • место творческой встречи одаренных детей;
  • возможность взаимообогащения социального опыта и личностного
  •      роста каждого ребёнка, обогащение культуры общения;
  • развития различных форм общения в разновозрастных группах;
  • создание положительного эмоционального климата в коллективе лагеря;
  • совершенствование личных способностей, дальнейшее развитие творческого потенциала;
  • укрепление здоровья детей, как жизненно важной ценности и сознательного стремления к ведению здорового образа жизни;
  • возможность получения опыта через разнообразную творческую деятельность, общение с природой;
  • место, свободное от давления общества, для понимания себя;
  • это отдых и общение детей и взрослых, возможность получения счастья от происходящего.

В содержании деятельности профильной смены «ШОУ-Мастер-Плюс» заложено не только обучение участников Смены новым знаниям, но и подготовка детей к передаче полученных знаний и опыта в своих учебных заведениях. Этому способствует практическая отработка знаний, умений и навыков в направлениях, выполнение коллективных или индивидуальных творческих работ и работ по формированию здорового образа жизни, участие в физкультурно-оздоровительных и досугово-развлекательных делах и мероприятиях, творческих конкурсах. Итогом профильной Смены будет проведение яркого праздничного мероприятия «Прямой Эфир», представляющие все направления Смены.

Деятельность профильной смены «ШОУ – МАСТЕР-Плюс» аккумулирует 2 направления, которые являются ключевыми для развития активности личности-творца, мыслящей и созидающей, и несет духовно-нравственное, здоровьесберегающее и интеллектуальное содержание:

Первое направление «Академия творчества»:

        1. «Школа КВН» - клуб веселых и находчивых (приложение 1) - современные технологии написания шуток, сценариев, практическая отработка новых конкурсов.

        2.«SHOW DANCE» - Эстрадные и Современные танцы

        3.« STREET DANCE»- хип-хоп, breaking, locking, house, popping

        4. «MASTER FOTO» - уроки фотомастерства

        5. «VIEDEOschool» - школа видеосъемки и видеомонтажа

        6. [ARTcreatev] - генератор креативных идей

        7.«АРТ Дизайн» – изобразительное исскуство

        8. «Sound Kids» - вокальное искусство

        9. DJ mix -школа диджеинга

Второе направление спортивно-оздоровительное «KINDERSP0RT»

2.7.1. Творческое направление

Мероприятия смены спланированы таким образом, чтобы каждый ребёнок любого возраста мог принять в них активное участие, все мероприятия направлены на раскрытие творческого потенциала ребёнка и дают возможность проявить свои таланты и способности (актёрские, вокальные, хореографические, лидерские, прикладные и пр.).

«Академия Творчества» (открытые мастер-классы) – это возможность каждого ребенка попробовать себя в различных видах деятельности и в разных направлениях Смены: исполнителя, наблюдателя, организатора, генератора идей, что, безусловно, способствует социализации каждого ребёнка.

2.7.2. Спортивно-оздоровительное направление

Двигательная активность детей организована в течение дня по расписанию: первая половина дня – образовательная деятельность (закрытые мастер классы по направлениям), вторая половина дня – образовательная деятельность (открытые мастер классы), спортивные часы или водные процедуры, спортивные мероприятия.

На спортивных площадках организованы различные виды спортивных соревнований с учётом их зрелищности и массовости – это и «Весёлые старты», спортивные соревнования (футбол, пионербол, волейбол, настольный теннис, эстафеты, «Олимпийские игры»), подвижные игры. В лагере проводится День Здоровья «Последний герой», который предусматривает конкурс рисунков, викторину, игру на развитие умений оказать первую медицинскую помощь, песен и стихов. Купание детей и принятие ими солнечно-воздушных ванн проводится «по погоде» под наблюдением медицинских работников, воспитателей и инструктора по плаванию. Несколько раз в Смену дети совершают экскурсии по живописным местам Горного Алтая, радиальные выходы и прогулки в лес, за пределы лагеря, где они наблюдают за растениями, насекомыми и птицами. Проводятся биолого-экологические игры, викторины на знание лекарственных растений нашего края, игры по ориентированию на местности «Дневной дозор», «День индейца», «День Леса» и т.д. Организация таких прогулок и игр способствует формированию прочных знаний об особенностях местности, флоры и фауны родного края, предусматривает двигательную активность, а также является основой положительных взаимоотношений во временном детском коллективе.  

2.8.3. Развитие детского самоуправления

Детское самоуправление носит характер сюжетно-ролевой игры. Это способствует развитию характера, слиянию физического, эмоционально-нравственного и социального аспекта в развитии каждого ребёнка и формированию чувства «команды», ответственности за общее дело, стремление к победе, взаимопомощи и взаимовыручки.

В течение профильной смены работают следующие детские органы самоуправления: Пресс – центр, служба здоровья, спортивная служба, досуговая служба.  

Работа в Пресс-центре помогает приобретению навыков общения, журналистской и редакторской практике. В обязанности Пресс-центра входит выпуск экспресс-газеты «Обо всём», газеты «Олимп», создание тематических газет, работа над заметками, экспресс-новостями Смены. Кроме этого участие в работе Пресс-центра способствуют выявление лидеров, талантливых организаторов творческих дел и мероприятий.

Служба здоровья осуществляет контроль за порядком и гигиеной в лагере, помощь в про-ведении тематических дней, лекций, профилак-тических мероприятий спортивно –оздоровительного направления. Служба здоровья помогает сверстникам учиться снимать эмоциональную напряжённость, вызванную учебной нагрузкой, прививает навыки здорового образа жизни.

Спортивная служба занимается организацией спортивных состязаний, эстафет, туристических прогулок. Она   взаимодействует с инструкторами по спорту и плаванию, проводит работу по пропаганде здорового образа жизни.

Досуговая служба занимается поиском, поддержкой и развитием творческих способностей детей. Задача службы – раскрывать природные таланты, находить им применение. Она отвечает за организацию позитивного досуга, подготовку и проведение конкурсных мероприятий; готовит, сочиняет и организует познавательные, творческие или развлекательные мероприятия и праздники в отряде и лагере.

Содержание деятельности профильной Смены

Основные направления деятельности

Формы проведения

Результаты

1.Подготовительный период:

  • Работа с обслуживающим персоналом
  • Работа с педагогическим коллективом
  • Набор вожатых
  • Проведение обучающих семинаров
  • корректировка программы
  • подготовка сценариев и наглядного материала
  • Собеседование
  • Знакомство с программой и её корректировка
  • Инструктажи.
  • Ознакомление сотрудников лагеря с обязанностями, утверждение внутреннего распорядка лагеря, системы деятельности работы лагеря по охране жизни и здоровья детей, знание особенностей и специфики смены.
  • Выстраивание системы работы педагогического коллектива по реализации поставленных задач и целей.

2. Организационный период:

-формирование отрядов;

-знакомство с лагерем;

-организация деятельности служб самоуправления;

-планирование предстоящей деятельности

Операция «Уют»

Игра – знакомство «Школа юного разведчика» , знакомство с символикой лагеря, распорядком дня, Уставом, Законами и традициями лагеря, планирование работы, входная диагностика.

Общее представление о смене, её тематике, определение планов работы отрядов, корректировка планов в зависимости от  интересов участников смены, выбор ролей и видов деятельности. формирование служб самоуправления. Принятие законов коллективной жизнедеятельности.

3.Основной период:

 Спортивно-оздоровительное направление «KINDERSP0RT»

Ежедневная зарядка, купание «по погоде». Спортивные, подвижные  игры и соревнования, экскурсии, радиальные выходы, спортивная игра «Дозор», сюжетно-ролевая игра «На привале», «День Леса», день Здоровья «Последний герой», который предусматривает спортивные соревнования по легкой атлетике,  подвижные и шуточные эстафеты,

конкурс рисунков, игру по оказанию первой медицинской помощи и т.д.; цикл мини-лекций «Угрозы вашему здоровью от сидячей работы и обездвиженности»

Укрепление здоровья, приобретение навыка здорового образа жизни, овладение приёмами саморегуляции, овладение знаниями, умениями и навыками безопасности.

Выявление спортивных лидеров, накопление методического опыта, выявление желания и готовности поделиться знаниями и опытом с окружающими.

Направление «Академия творчества»

Торжественное открытие Смены, общий костёр.

Тренинги на сплочение «Тропа доверия», «Верё-вочный курс». Беседы, игры, музыкальные, тан-цевальные и творческие конкурсы.

 Основные мероприятия:

День Творчества «Прямой Эфир»,

«Танцы Без правил», «Город Мастеров», День Здовья «Последний Герой», «Новый Год», «Бразильский карнавал» и т.д.

Приобретение знаний об организаторской, про-светитиельско – оздо-ровительной и досугово – познавательной деятельности.

Выявление лидеров, ярких и творческих личностей, умеющих вовлечь в деятельность всех остальных ребят.

Максимальное раскры-тие творческого потен-циала каждого участни-ка смены.

Массовое участие детей в вечерних развлекательных программах,
совершенствование форм досугово-понавательной деятельности.

5. Итоговый период:

-подведение итогов работы всех направлений;

-награждение активных участников и победи-телей

подведение итогов рабо-ты служб самоуправле-ния, временных творческих групп, выставки работ, закрытие смены -день творчества «Прямой Эфир»,

», итоговый сбор, общий костёр, операция «Нас здесь не было»

Сбор методического материала по итогам смены.

Анализ работы.

2.9. Педагогические условия обеспечения профильной Смены:

Добровольность включения детей в разработку, подготовку общих дел, в организацию жизни лагеря.

Сочетание индивидуального и коллективного включения детей в различные виды деятельности (творческие, развивающие, интеллектуальные).

Систематическое информирование о результатах состязаний, конкурсов, об условиях участия в том или ином деле.

Организация различных видов стимулирования детей и взрослых, многообразие предлагаемых видов деятельности (право выбора посильного участия в деле).

Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих обеспечению успешной самореализации ребенка.

Создание ситуации успеха в избранных ребенком видах деятельности, индивидуальное и публичное поощрение достигнутого.

Создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой.

2.10.Методические условия обеспечения профильной Смены

Наличие программы лагеря, описание модели игрового сюжета, плана – сетки.

Проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены.

Должностные инструкции, приказ об организации лагеря.

Проведение установочного семинара для отрядных вожатых до начала лагерной смены.

Подбор методического материала (коллективные творческие дела, творческие мастерские, индивидуальная работа, мастер классы, тренинги; деловые и ролевые игры).

Подбор реквизита для проведения дел.

Подведение итогов, обеспечение гласности достигнутых успехов и результатов.

2.11.Механизм реализации программы

Ведущая форма эффективности работы спортивно-досугового направления  является использование воспитательного потенциала игры.

Основой программы является  сюжетно - ролевая игра, которая вобрала в себя практически все виды  творческих, интеллектуальных и спортивных дел. Игра используется как средство гуманизации социальных отношений, как средство преодоления разрыва между физическим и духовным развитием детей и подростков, как средство гармоничного развития личности. В течение всей смены участников ждут насыщенные интересные мероприятия: спортивные, ролевые и развивающие игры и многое другое. В план работы лагеря включены занятия в кружках (творческих мастерских), конкурсы и викторины общеразвивающего характера, просмотр кинофильмов и видеофильмов. Значительное место отведено тематическим мероприятиям.

Работа по реализации программы основана на «Легенде об Искорке» (см. Приложение №2). Участвуя в мероприятиях Смены, ребята должны получить наибольшее количество искорок для того, чтобы в конце смены сложить как пазлы  «звезду отряда» и (или) «именную звезду». Во время реализации программы воспитанники оформляют отрядные уголки, выставки рисунков, поделок; информационные уголки: по вопросам безопасности и здорового образа жизни. В нашей программе для скуки и лени нет ни места, ни времени.

2.12. Система поощрения

Для стимулирования деятельности детей, их активного участия в мероприятиях, создания благоприятного психологического состояния используются как традиционные, так и новые формы поощрения.

Варианты нематериальных стимулов:

  • поднятие флага на линейке;
  • исполнение песни по заказу победителя, отличившегося в той или иной деятельности;
  • устная благодарность;
  • благодарственное письмо родителям и по месту учёбы;
  • присвоение различных титулов, например, «Олимпийский чемпион Смены», «Мисс (Мистер) КВН», «Энерджайзер», «Виртуоз танца», «Золотой голос Смены» и т.п.  

Самым активным детям согласно их вкладу в работу профильной Смены выдаются почётные грамоты, благодарственные письма и памятные призы.

2.13. Режим дня участников Смены

Вся работа Смены состоит из комплекса учебных, воспитательных, физкультурно-оздоровительных мероприятий и строится с ориентацией на следующий примерный распорядок дня:

ВРЕМЯ

МЕРОПРИЯТИЕ

РЕЧЕВКА

8:00

Подъем

Рано солнышко встаёт, спать ребятам не даёт

8:10 – 8:30

Зарядка

Чтобы быть весь день в порядке, надо сделать нам зарядку!

8.30 – 8.50        

Утренний туалет

Убери постель, умойся и на завтрак быстро стройся.

9.00-9.30

Надо в порядок все привести, в палате убрать и пол подмести.

9.00 – 10.00        

Завтрак

Каша, чай, кусочек сыро. Вкусно, сытно и красиво. Что ты ходишь такой грустный? Ждешь в столовой завтрак вкусный?

10.00 – 13.00

Образовательная деятельность (закрытые мастер-классы), радиальные выходы, экскурсии

Лишь заслышим зов игры, быстро на улицу выбежим мы.
Ждет нас здесь много забав интересных, соревнований, прогулок чудесных.

13.00 – 13.30

Обед

Нас столовая зовет, суп отличный и компот.

13.30 – 14.30

Перезагрузка (тихий час)

К нам приходит тишина. Отдыхает детвора.

14.30 – 16.30

Образовательная деятельность (открытые мастер-классы), радиальные выходы, экскурсии.

Мини-лекция «Угрозы вашему здоровью от сидячей работы и обездвиженности»

Кто-то любит танцевать,

фотать, прыгать и играть

кто-то петь и рисовать, только бездельники час этот маются, а все ребята в кружках занимаются.

Хочешь быть здоров – двигайся! Движение – это жизнь!

16.30        

Полдник

Вот уже в который раз повара встречают нас.

17.00 – 19.00

Подготовка к вечернему

Конкурс, концерт  или игра станет сюрпризом для вас, детвора

19.00 – 20.00

Ужин

Ужина время настало и вот - отряд за отрядом к столовой идет.

20.00 – 21.00

Вечернее мероприятие

Если не поленимся сейчас, будет вечер лучше всех у нас.
Вместе с отрядом сил не жалей: пой, танцуй, прыгай, играй веселей.

21.00 – 21.30

«Поздний ужин»

Лёгкий ужин – молоко. Будет танцевать легко!

21.30 – 22.30

Танцевально-развлекательная программа «Open air»

Ну а вечером - дискотека, вот уж действительно всем на потеху

22.30 – 23.00

Вечерний туалет

23.00        

Тишина в лагере

За день мы устали очень, скажем всем: "Спокойной ночи!"

Таким образом, в загородном оздоровительном лагере ежедневно 60% времени уделяется двигательной активности подростков, они по максимуму вовлечены в спортивно-досуговые мероприятия профильной Смены.

2.14. Календарно-тематическое планирование профильной Смены «ШОУ – МАСТЕР - Плюс»

Дата

Время

Содержание деятельности

17.08.14

12:00-14:00

Заезд участников профильной смены «ШОУ-МАСТЕР-Плюс»

14:00-15:30

Расселение участников профильной смены «ШОУ-МАСТЕР-Плюс»

19:00-21:00

Торжественное открытие профильной смены «ШОУ-МАСТЕР-Плюс»

21:30-22:30

Вечерняя программа профильной смены «ШОУ-МАСТЕР-Плюс»- Бразильский карнавал

18.08.14

10:00-13:00

Образовательная деятельность: Закрытые мастер классы по направлениям/Экскурсия

14:30-16:30

Образовательная деятельность: Открытые мастер классы по направлениям/Экскурсия

20:00-21:00

Спортивно – оздоровительная игра «Дозор»

21:00 – 22:30

Танцевально-развлекательная программа «Open air»

19.08.14

10:00-13:00

Образовательная деятельность: Закрытые мастер классы по направлениям/Экскурсия

14:30-16:30

Образовательная деятельность: Открытые мастер классы по направлениям/Экскурсия

20:00-21:00

Спортивная игра «Комический футбол»

21:00 – 22:30

Танцевально-развлекательная программа «Open air»

«Новый год»

20.08.14

10:00-13:00

Образовательная деятельность: Закрытые мастер классы по направлениям/Экскурсия

14:30-16:30

18:00 – 19:00

Образовательная деятельность: Открытые мастер классы по направлениям/Экскурсия

Спортивный праздник «Последний Герой»

20:00-21:00

Развлекательное мероприятие «Шиворот-навыворот»

21:00 – 22:30

Танцевально-развлекательная программа «Open air»

21.08.14

10:00-13:00

18:00 – 19:00

Образовательная деятельность: Закрытые мастер классы по направлениям/Экскурсия

Спортивный праздник «Последний Герой»

14:30-16:30

18:00 – 19:00

Образовательная деятельность: Открытые мастер классы по направлениям/Экскурсия

Спортивный праздник «Последний Герой»

20:00-21:00

Конкурс молодежной STREET культуры «Танцы без правил»

21:00 – 22:30

Танцевально-развлекательная программа «Open air»

22.08.14

10:00-13:00

Образовательная деятельность: Закрытые мастер классы по направлениям/Экскурсия

14:30-16:30

Образовательная деятельность: Открытые мастер классы по направлениям

20:00-21:00

Конкурс КВН среди отрядов

21:00 – 22:30

Вечерняя программа «Open air»

23.08.14

10:00-13:00

Образовательная деятельность: Закрытые мастер классы по направлениям/Экскурсия

14:30-16:30

Образовательная деятельность: Открытые мастер классы по направлениям

20:00-21:00

Подготовка к закрятию

21:00 – 22:30

Вечерняя программа «Open air»

День зхдоровья "Последний герой"

24.08.14

10:00-12:00

Торжественное закрытие профильной смены «ШОУ-МАСТЕР-Плюс». Награждение. Круглый стол.

13:00

Выезд.

ДО ВСТРЕЧИ В «ПРЯМОМ ЭФИРЕ»

III. Заключение

В данном Проекте представлена программа оздоровления в рамках профильной смены для одарённых детей в загородном оздоровительном лагере. Убеждена, что именно спортивная направленность придаёт всей системе досуговых мероприятий наибольший оздоровительный эффект. Двигательная активность – базовая основа всех мероприятий, какой бы направленности они не были – интеллектуальной или творческой. В данной работе я показала, как можно сочетать обучающую, творческую деятельность и движение. Особенно ярко это демонстрирует игра «Последний герой» (см. Приложение №…), ведь чтобы принять участие в каком-либо конкурсе, выполнить творческое или интеллектуальное задание, детям нужно преодолеть, бегом или быстрым шагом, некое расстояние между станциями. Да и часть самих заданий на станциях связанна с физической нагрузкой и спортивными навыками.

У одарённых детей часто смещаются приоритеты в сторону интеллектуальных занятий. Физкультура и спорт часто уходят на второй план. Дать понять, что без физического благополучия не может быть полной успешности и реализации своего потенциала (дарования) – одна из задач педагогов, работающих на профильной Смене. Именно для этого проводится цикл мини-лекций на открытом воздухе «Угрозы вашему здоровью от сидячей работы и обездвиженности», главной целью которого – донести следующую информацию: в XX веке стремительный технический прогресс, обусловленный развитием современной цивилизации, широкое внедрение автоматизации в производство и быт привели к тому, что объем мышечных усилий в работе человека, составляющий 100 лет назад 96%, сократился в наши дни до 1%. Основная часть современного человечества прочно село на стул, диван и кресло. Человек прямоходящий стал человеком сидящим. И по части функциональной, эргономической и физической выносливости и координационной реактивности и жизнетворной энергии далеко отстал от предков. Это и стало главной причиной появления и в и взрывного роста так называемых «болезней цивилизации». Дети должны узнать, что результатом длительного провождения времени сидя в обездвиженности могут стать различные заболевания.

Также детям предлагается анализировать своё состояние после какого-либо мероприятия с физической нагрузкой и без неё, обратить внимание на плюсы движения и минусы обездвиженной деятельности.

В данной работе я постаралась раскрыть педагогические возможности спортивно-досуговых мероприятий. Главное, что идеей здорового образа жизни должна быть пронизана вся жизнь в лагере, все мероприятия.

Соединение интеллектуальной деятельности, творческих дел с физической культурой я показала в данном Проекте. Природная потребность в движении даже у самых «засиженных» детей – это основа в воспитании у детей ориентации на здоровый образ жизни. И если эта потребность подкрепляется системой нестандартных, креативных спортивно-досуговых мероприятий, которая предлагается детям, то можно рассчитывать на то, что дети не только поправят своё здоровье в лагере, но и пожелают продолжить физическую деятельность в дальнейшем. Дать почувствовать удовольствие от движения, от занятий физкультурой – стремление педагогов профильной Смены. И от того, насколько качественно это стремление воплощается, будет зависеть и то, пойдёт ли наш воспитанник на стадион, каток, в бассейн, парк, спортзал или проведёт многочасовые сидения перед компьютером и телевизором. Воплотить это стремление наиболее эффективно призван помочь данный Проект.

 

Список литературы

  1. Базарный В.Ф. «Эргономика «СтойКость!», М., 2009.
  2. Бальсевич В.К. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России // Теория и практика физической культуры. 2002. - № 3. - С. 2-4.
  3. Болотин А.Э., Драчев С.С. Педагогические основы применения обучающих игр в подготовке специалистов по физической культуре и спорту: Монография. СПб.: СПб ГУ, 2001. - 134 с.
  4. В помощь организатору детского оздоровительного лагеря/Под ред. М.Е. Сысоевой. – М.: Московское городское педагогическое общество, 2000. – 120 с.
  5. Калинкин Л.А. Новые формы физкультурно-оздоровительной и досуговой деятельности // Научно методический журнал «Физическая культура» -1996 №2.
  6. Коваль М.Б. Ключ к успеху: Пособие для работников учреждений летнего отдыха и оздоровления детей. – М.: НИИ семьи, 1998. – 136 с.
  7. Международные конгрессы по школьной гигиене: проблемы здоровья школьников в исторической ретроспективе, М., редакция журнала «Пульс», 2010.
  8. Онищенко, Г.Г. Оценка эффективности оздоровления детей и подростков в летних оздоровительных учреждениях / Методические рекомендации № 01/6989-9-34. – М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2009 г.
  9. Сборник Охрана здоровья и безопасность жизнедеятельности детей и подростков актуальные проблемы, тактика и стратегия действий, С-П, ИПК «Береста», 2014.

Приложение № 1

АНКЕТА

Организация и проведение профильной Смены "ШОУ-МАСТЕР-Плюс"

Дата заполнения анкеты «____»________20__г.

Дорогой друг!

Пожалуйста, ответь на вопросы и обведи номер своего ответа в «кружок».

1.  Твой пол:

 1. Мужской          2. Женский  

2.  Возраст:  

 1.  9-10 лет                   2. 11-12 лет                  3.  13-14 лет             4.  15 лет  

3.  Место учёбы

1. Школа____________

4.  В каких лагерях ты отдыхал(а) до этого? __________________________, _______________________ , ____________________________ .  

5.  Название лагеря, где ты сейчас отдыхаешь:__________________________  сезон - 1,  2

6. Оцени отдых в лагере по следующим критериям:

(оценка производится по 5- бальной системе: 1 - очень плохо, 2 - плохо, 3 -удовлетворительно,  4 - хорошо,  5 - отлично)

 6.1. Условия размещения:

- некомфортно в лагере    1,  2,  3,  4, 5  - комфортно в лагере

- некомфортно в отряде    1,  2,  3,  4, 5  -  комфортно в отряде

- плохие условия для занятий спортом    1,  2,  3,  4, 5  -  отличные условия для занятий спортом

- плохие условия для занятий в кружках    1,  2,  3,  4, 5  -  отличные условия для занятий в кружках

- плохие условия для проведения свободного времени  1,  2,  3,  4, 5  -отличные условия для проведения свободного времени

- плохой психологический климат в отряде   1,  2,  3,  4, 5  -  отличный психологический климат в отряде         

6.2. Питание

- невкусное      1,  2,  3,  4, 5 -  вкусное            

6.3. Организация досуга:

 - неинтересные общелагерные мероприятия  1,  2,  3,  4, 5- интересные общелагерные мероприятия

- одинаковое       1,  2,  3,  4, 5  -  разнообразное            

 - неинтересные отрядные дела  1,  2,  3,  4, 5 -  интересные отрядные дела

- недостаточное  1,  2,  3,  4, 5  -  достаточное             

- неинтересные кружки, секции   1,  2,  3,  4, 5 -  интересные кружки, секции

- много незанятого свободного времени  1,  2,  3,  4, 5 -  мало свободного времени

6.4. Коллектив лагеря:

- скучные вожатые  1,  2,  3,  4, 5   - творческие вожатые

- безразличные воспитатели  1,  2,  3,  4, 5   - заинтересованные воспитатели

- невнимательный медицинский персонал   1,  2,  3,  4, 5   - заботливый медицинский персонал

- неучаствующая в жизни лагеря администрация     1,  2,  3,  4, 5   - участвующая в жизни лагеря администрация                                                    

7. Хочешь отдохнуть в лагере летом  2015 года:

                                         1. ДА                                                 2. НЕТ                                                          

 8. Хочешь отдохнуть в ЭТОМ лагере летом  2015 года:

1. ДА                                                 2. НЕТ                                                          

9. Каким опытом, полученным в лагере, хочешь поделиться в школе?

10. Будешь ли ты продолжать физкультурные занятия?

1. ДА                                               2. НЕТ  

11. Сообщи свои пожелания по улучшению качества работы лагеря:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за участие в опросе!

Приложение № 2

Легенда  об Искорке.

       … Жила-была Искорка. Маленькая и невидимая, летала она над Землёю и любовалась тем, что находилось внизу. Она не уставала удивляться, как велик и прекрасен мир, в котором она жила. Иногда ей встречались другие искорки, такие же маленькие и невидимые, и наша героиня узнавала их по лёгкому внутреннему трепету и тонкому, еле слышному звучанию.

             Однажды Искорка услышала вдалеке удивительный звук. Этот звон был так чудесен, что внутри крошечной Искорки поднялась ответная волна, подхватила и понесла её навстречу прекрасной Незнакомке. Как же она была удивлена, увидев, что светилась! Это был настоящий Свет!

       – Ты, наверное, Богиня? – спросила Искорка.

       Незнакомка весело, по-доброму рассмеялась, и смех её рассыпался вокруг серебряными шариками. С ней сразу стало легко и просто.

       – Я такая же, как ты, как многие другие, живущие вокруг. Хочешь, я покажу тебе то, что ты никогда не видела? Полетели со мной!

             Летели они долго. Постепенно вдали стало различаться не просто звучание отдельных искорок, но отзвуки могучих аккордов, звеневших стройно и гармонично. Искорка увидела настоящий свет! И этот свет исходил не сверху, как обычно, а снизу.

       То, что она увидела, подлетев ближе, превзошло самые смелые ожидания. Перед ней в стремительном вихре кружились сотни, тысячи светящихся искр. И двигались они не хаотично, а в строгой гармонии, и в такой же строгой гармонии звучала их чудесная музыка.

           – Что это? – зачарованно прошептала Искорка.

           – Это огонёк, – засеребрился ответ Незнакомки.

 – Когда искорки-единомышленники собираются вместе и выстраивают своё звучание по определённым законам, их музыка многократно усиливается и они начинают светиться. Этот Свет виден многим, он может согревать и освещать путь. Но потом они разлетаются, сияние их гаснет, и лишь глубоко в сердце они хранят память о стремительно огненном танце.

       – Но разве они не могут сохранить своё свечение? Ведь если все искорки будут светиться – тьма исчезнет совсем!

       – Это цель многих, кто посвятил себя Свету. Но для этого все и всегда должны звучать в гармонии с остальными. И если ты это поняла, я покажу тебе ещё кое-что.

       Они полетели дальше. Искорка с удивлением отметила, что за свою бесконечно долгую жизнь ей ещё ни разу не доводилось бывать в этих местах. Вскоре под ними возникло озеро.

       – Это Зеркало Мира, – прошептала Незнакомка. – Посмотри в него повнимательнее!

       И тут наша героиня едва не вскрикнула от неожиданности. Ей показалось, что где-то в глубине озера мерцают далёкие отражения. И, словно в подтверждение увиденному, зазвучала такая же далёкая, тихая и прекрасная музыка.      

 – Это Звёзды, – тихо, чтобы не нарушить торжественности и сказочности момента, прошелестела Незнакомка. – Они тоже были такими, как мы. Но они не просто пробудили в себе Свет – они сами стали Светом. Им не нужно усиливать звучание друг друга, чтобы светиться. Свет – это их сущность и форма их существования. Не светить они уже просто не могут…

       – А теперь нам пора прощаться, – своим нежным голосом произнесла Незнакомка, когда они покинули волшебное озеро.

       – Но что же мне делать? – растерялась Искорка. – Я тоже хочу светиться!

       – У тебя есть два пути, – ответила Незнакомка. – Один простой. Ты можешь летать от костра к костру, включаясь в общую огненную симфонию. Ты научишься звучать в унисон с другими, ты постигнешь законы гармонии и постепенно изберёшь свою уникальную партию, не нарушая, но лишь усиливая общее звучание и общее свечение. Скоро ты сама научишься собирать вокруг себя таких же искорок и гармонизировать их мелодии, вызывая к жизни тот Свет, что дремлет в сердце каждой из нас.

            - А какой же другой?

Незнакомка внимательно посмотрела на неё и улыбнулась.

 – Второй путь ещё проще – стань звездой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа для загородного оздоровительного лагеря в период осенних каникул

Краеведение, как народное знание о своих родных местах, зародилось в далёком прошлом.      У всех народов мира, во все времена были люди, хорошо знавшие о...

Мероприятия для летнего оздоровительного лагеря

Сценарии мероприятий для проведения в пришкольном лагере...

Мероприятия для летнего оздоровительного лагеря

Подобран материал для начинающего педагога-организатора. Игры предназначены для проведения в летнем оздоровительном лагере при школе...

Программа летнего загородного оздоровительного лагеря по патриотическому воспитанию детей от 7 до 15 лет.

Программа "Мы - дети России" расчитана на 4 смены и имеет 4 подпрограммы. 1 смена "Поклонимся великим тем годам" посвящена 70 летию Победы. 2 смена - проект "Связь времён" - название говорит само за с...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования детей «Порядок открытия и организации работы летнего оздоровительного лагеря на базе МБОУ ДОД ДДТ

Лагерь с дневным пребыванием – это сфера активного отдыха ребенка, которая дает ему возможность раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореализации, является частью социальной сре...